Защитные и ультрафиолетовые (UV) фильтры. Влияние фильтра на качество фотографического изображения. Выбор фотофильтра.
Значительная часть фотографов, покупая новый объектив для фотокамеры, тут же приобретают и накручивают на объектив снаружи круглое прозрачное стекло в оправе под названием фотофильтр. Зачем?
Часть 1. Ультрафиолетовые (UV) и защитные фотофильтры
Существует, как минимум, два распространенных объяснения на тему, зачем нужен прозрачный фотофильтр на объектив фотокамеры:
1. Ультрафиолетовый (UV) прозрачный фильтр значительно уменьшает попадание лучей ультрафиолета на матрицу цифровой фотокамеры. Интенсивное ультрафиолетовое излучение делает итоговое изображение, которое мы видим на экране компьютера или на отпечатке из принтера, более блеклым, и менее насыщенным по цветам. Фактически ультрафиолетовые лучи «зашумляют» лучи видимого глазом светового спектра. В результате, изображение на экране компьютера или на отпечатке получается «зашумленным серым», блеклым, серым с легкой голубизной, а истинный чистый яркий цвет фотографируемых объектов ухудшается. Поэтому приобретение ультрафиолетового (UV) фотофильтра – абсолютная необходимость. Правда ли это?
С точки зрения теоретической физики, абсолютная правда. В практике все немного по-другому.
А) Непосредственно перед матрицей большинства современных цифровых фотокамер уже находится специальный фильтр. По сути, этот фильтр является единым целым с матрицей. Ведь производители бьются за кошелек покупателя, и они заинтересованы в том, чтобы обычный фотограф-любитель получал красивое изображение в виде привычного цифрового файла без «шаманских танцев с бубнами» и без дополнительной трудоемкой обработки в графических редакторах.
Производители фотокамер конкурируют друг с другом и бьются за красивый сочный цвет изображения. Не поставить заранее специальный фильтр перед матрицей и допустить серое блеклое изображение означало бы стремительное падение продаж и убытки. Правда существует ограниченное количество фотокамер без специального фильтра перед матрицей, но люди, пользующиеся такими фотокамерами – профессионалы, и они не задают вопросы: зачем нужен фильтр?
Б) Стекло в значительной степени уменьшает интенсивность ультрафиолетового излучения. Фотографические объективы высокого класса представляют собой сложную конструкцию с многими линзами из высокосортного стекла, и каждая линза в отдельности в значительной степени уменьшает интенсивность ультрафиолетовых лучей. Следовательно, до матрицы фотокамеры доходит ничтожное количество ультрафиолета без применения дополнительных ультрафиолетовых (UV) фильтров.
Следовательно, применение дополнительного ультрафиолетового (UV) фильтра для снижения интенсивности ультрафиолетовых лучей, попадающих на матрицу, в большинстве случаев лишено смысла. Матрица и так достаточно защищена от ультрафиолета.
В каких случаях применение ультрафиолетового (UV) фильтра может быть необходимо? Высоко в горах, где ультрафиолета очень много. Еще может быть, около огромных отражающих поверхностей, например, на берегу океана в тропиках или вблизи экватора. В большинстве остальных случаев матрица вашей фотокамеры изначально достаточно защищена от действия ультрафиолетовых лучей.
2. Ультрафиолетовый (UV) прозрачный фильтр защищает наружную линзу дорогостоящего объектива от внешних повреждений. И это абсолютно соответствует действительности!
Но производитель прекрасно понимает, что большинство обычных фотографов не очень разбираются в физике. Поэтому производитель часто выпускает две линейки прозрачных фильтров: более дешевые защитные (якобы из обычного стекла) и более дорогие ультрафиолетовые (UV) (якобы из особого стекла, не пропускающего ультрафиолет) – скромно умалчивая о том, что любое стекло, даже низкосортное оконное, является фильтром для ультрафиолетовых лучей. Кроме того, как было написано выше, перед матрицей вашей фотокамеры наверняка уже стоит специальный фильтр, а многочисленные стеклянные линзы объектива тоже работают, как ультрафиолетовые фильтры.
В абсолютном большинстве случаев защитного фильтра вполне достаточно именно для защиты от механических повреждений передней линзы, а от ультрафиолета дополнительная защита не обязательна. Но это знание ударит по продажам дорогих ультрафиолетовых (UV) фильтров, вот почему это знание никто из производителей не спешит донести до рядового потребителя. Покупка защитного фильтра разумна, покупка дорогого ультрафиолетового (UV) фильтра в большинстве случаев бессмысленна. Лучше купить более дорогой именно защитный фильтр, т.к. есть надежда, что в тут деньги берутся за сорт стекла, а не за мнимую защиту от ультрафиолета.
Часть 2. Влияние фильтра на качество фотографического изображения
Влияние фотофильтра на качество фотографического изображения – неисчерпаемая тема для дискуссий. Поскольку ни один из производителей не платит мне за аналитику, и всё фотооборудование мне приходится покупать на свои деньги, то мне стало интересно: покупка какого прозрачного фотофильтра является разумной тратой денег без переплаты за мнимые преимущества.
Мною были отсняты сотни кадров на фотокамеру Canon EOS-1D X с объективами Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM с фильтрами диаметром 82 и 77 мм соответственно. Производились тестовые съемки с использованием фильтров Marumi, Kenko, Hoya, B+W различных серий, а также съемки без использования каких-либо фильтров. В поисках истины отснято несколько гигабайт, и выкладывать их куда-либо у меня нет ни возможности, ни желания. Тем не менее, я могу поделиться некоторыми своими наблюдениями. Следует иметь в виду, что все эти наблюдения субъективны, т.к. метод экспертной оценки с помощью человеческого глаза субъективен по своей сути.
1. Ни один из фильтров, будучи чистым и новым, не дал хоть сколько-нибудь заметного ухудшения резкости изображения. Ни один – от самого дешевого до самого дорогого!
2. Цветопередача у разных фильтров разная. Если принять условно изображение, полученное без фильтра за эталонное, то закономерности следующие:
А) Независимо от бренда, все дешевые фотофильтры делают изображение более блеклым по цветам. Мне это сильно заметно при попарном сравнении с эталонным изображением, полученным без использования фотофильтра. Вероятно, это связано с сортом используемого стекла и различными напылениями. Вдумайтесь! Если вы покупаете дешевый ультрафиолетовый (UV) фильтр, чтобы защититься от ультрафиолета, делающего изображение серым, то вовсе не ультрафиолет, а дешевый фильтр портит изображение и делает его более серым и блеклым! Если для вас важно бескомпромиссное качество изображения, либо покупайте более дорогие фильтры, либо не используйте фильтры в принципе. Но тогда вы рискуете передней линзой вашего объектива. И тогда есть смысл покупать дорогие защитные фильтры без переплаты за мнимую защиту от ультрафиолета. Т.е. в линейке продукции производителя фотофильтров я стараюсь выбирать серию защитные, а не ультрафиолетовые (UV). И вот на защитных фильтрах я уже не экономлю.
Б) Группа аутсайдеров Marumi и Kenko: даже фильтры дорогих серий делают изображение едва уловимо более блеклым, но разница с эталонным изображением, полученным без использования какого-либо фильтра, лично мне видна только при попарном сравнении. При сжатии фото для использования в Интернете, для меня разница перестает быть заметной в принципе.
В) Середнячок Hoya: фильтры дорогих серий дают изображение, которое лично я не могу отличить от эталонного даже при попарном сравнении полноразмерных оригиналов.
Г) Лидер B+W: дорогой фильтр удивительным образом «приукрашивает» изображение, по сравнению с эталонным. На цветовой карте это едва уловимо, а вот на женских портретах крупным планом это хорошо заметно – косметика становится более сочной, волосы более насыщенного колора, глаза выглядят ярче. Тем не менее, это субъективное улучшение изображения (если оно вообще есть) настолько минимально, что этот эффект с легкостью достигается работой с RAW-файлами в графических редакторах. И конечно, при сжатии фотографии для Интернета это легкое преимущество становится малозаметным даже при попарном сравнении.
Надеюсь, мои наблюдения помогут вам сделать свои собственные выводы касательно защитных и ультрафиолетовых (UV) фотофильтров. Удачного вам выбора фильтра для объектива любимой фотокамеры!
Автор текста Игорь Ширяев.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 09.04.2015
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.