Журналистская братия возбудилась грядущим юбилеем катастрофы «Титаника» — за неделю уже четвертый звонок. Естественно, по поводу мумии. «Скажите, — спрашивают, — как Вы думаете, могла ли мумия потопить «Титаник»?» Думается, если бы на нем плыли некоторые знакомые мне журналисты, то она была бы просто обязана это сделать, но суть истории не в этом. Мумия, судя по всему, действительно была и тихонечко лежала себе, несчастная, у капитанской рубки, мечтая о египетских песках и даже не подозревая, какими мифами в итоге обрастет ее история. Они любопытны, так как сквозь них сквозит боязливое восхищение Египтом на рубеже XIX и XX веков. Как показывают искрометные, актуальные и умные вопросы нынешних интервьюеров, ничего толком не изменилось.
Обложка журнала Pearson’s Magazine, выпуск август 1909 года, главной темой которого стала «Таинственная мумия, приносящая несчастья».
«Крушение Титаника», D. Gayle
Миф первый. «Мумия великой пророчицы провозилась на «Титанике» тайно».
Тут интересно уточнить, что в опубликованных в 1985 году Чарльзом Хаасом списках грузов и предметов, которые перевозил «Титаник», никакой мумии нет. Каким-то запретным или исключительным «грузом» мумия тоже быть не могла: в те годы экзотические восточные редкости странствовали много и часто, а в той же Британии билетики на «разворачивание мумии после обеда в особняке графа N» были часты, как овсянка к завтраку. Собственно, главный источник, подтверждающий, что мумия на «Титанике» все-таки была, это воспоминания уцелевших пассажиров о попутчике, Уильяме Стеде, который в ночь накануне крушения корабля рассказывал, что везет на борту мумию. Впрочем, он мог и приврать: Стед был журналистом, известным в британской прессе своими невероятными разоблачениями, увлеченностью мистицизмом. Поговаривали, что он был дружен с неким «египтологом» по фамилии Мюррей, который занимался тем, что поставлял богатым британцам египетские древности, часто — и мумии. Т.е., мумия вполне могла быть, на правах обычного груза, который на корабле везли, понятно, не в трюме, а у капитанской рубки. В таком случае бедняга попросту потонула вместе с «Титаником». (Вопрос одной из журналисток: «скажите, а есть ли шанс, что мумия сохранилась на «Титанике» под водой?»). Позже, когда интервью давали выжившие, то ли под воздействием истории и стресса, то ли действительно воочию убедившись в существовании забальзамированной соседки, многие говорили, что мумия там была. Никто из этого не делал никакой тайны.
Миф второй. «Проклятая из Британского музея».
Легенды о мумии с «Титаника» росли после его крушения в геометрической прогрессии. В итоге к ним была присоединена реальная, но сильно искаженная в пересказах история о том, как в 1860-х-1870-х годах группа из четырех молодых британцев купила в Луксоре мумию женщины и крышку от ее саркофага. После того, как забальзамированную красавицу притащили домой она, видимо, устав слушать тупые британские анекдоты, решила всем мстить. Страшно и бесповоротно. У двоих молодых людей в руках взорвался порох для ружей и они благополучно скончались, другие двое отправились домой, прихватив с собой незнакомку в пеленах, после чего умерли быстро и в нищете. Мумия досталась сестре одного из них. Якобы в доме после этого начался форменный кошмар: овсянка подгорала, всем мерещились ужасы на бирже и обезглавленная королева, родственники дамы разбились в машине по пути домой, а дом частично сгорел. И тут, о чудо, в доме оказалась модная в те годы медиум Мадам Блаватская, которая сразу же, с порога «почувствовала в доме тлетворный дух», попросила показать ей комнаты и, вперившись своими водянистыми стеклянными глазами в несчастную крышку саркофага, предрекла: «все зло от нее!». Якобы, слухов о том, насколько девушка из Луксора злокозненна было так много, что щедрый дар Британскому музею был отклонен: музей взял себе только крышку саркофага а мумию продали какому-то американцу, который решил отправить ее домой на «Титанике». Бедный хранитель египетской коллекции музея — сэр Уоллис Бадж долго, еще в 1930-х оправдывался, и говорил, что подаренная музею крышка саркофага жрицы, в которой проницательная общественность сразу же опознала «проклятую», ничем особенным не примечательна и в музее ведет себя спокойно. Ему не верили и не верят до сих пор. Согласно инвентарной записи Британского музея, крышка саркофага попала в коллекцию в 1889 как дар Миссис Ворвик Хант, которая также отщедрила музею руку мумии, девять мумий священных крокодилов, кольцо с глазурованным скарабеем, льняную сумку со следами надписи и сосуд, сделанный из страусового яйца. Памятник с тех пор хранился в Британском музее, никогда не покидал его вплоть до 1990 года, после которого стал участником крупного международного выставочного проекта «Сокровища мировых культур» и побывал в Японии (2004), Корее (2005) и Китае (2006). При этом, некоторые особенно осведомленные эзотернутые дамы и господа и ныне, подходя к желанной витрине Британского музея, осведомляют общественность, что крышка саркофага — это та самая мумия, которая была на «Титанике», потопила несчастный лайнер, а потом всплыла в море, где ее и нашли. Кстати, по их мнению корабль «Королева Ирландии», на котором луксорская странница плыла обратно в Британию, одержимая местью и ненавистью ко всему живому, был потоплен у берегов Туманного Альбиона, но жрица опять всплыла и немногие уцелевшие таки вернули ее в музей, который было уже отпраздновал ромом и виски окончательное отбытие девушки в Новый свет.
Миф третий. «Мумия жрицы-прорицательницы эпохи Аменхотепа IV убивала взглядом».
Дикая глупость, что египетский предмет, связанный с «Титаником», был амарнским, бродит до сих пор по сети, как и то, что была дама принцессой и звали ее не иначе как «Амон-Ра». Это также верно и анекдотично, как и тот факт, что фамилия супруги Николая II — Крупская. Опустив массу подробности о скверном характере древней принцессы, посмотрим на памятник из Британского музея (EA 22542). Это накладка на мумию жрицы, деревянная, покрытая гипсом и расписанная, очень красивая, но ничем особенно не выдающаяся. Имени, увы, на накладке, которую клали на мумию под крышку саркофага нет — его выписывали на самом саркофаге. Титул погребенной — шемаит — храмовая певица, он выписан на накладке вместе с традиционными изображениями Осириса, Ра, павианов Востока и молитвой о защите, обращенной к обожествленному царю-покровителю фиванского некрополя Джесеркара Аменхотепу I (отсюда, кстати, еще одна блажь о том, что звали, якобы, жрицу — «Джесеркара»). И жила эта дама, судя по характерному стилю исполнения накладки — в X веке до н.э., т.е. более трех веков после крушения эпохи Аменхотепа IV и его религиозных реформ. «Безымянной», между тем, приписывали способность изменять выражение маски: якобы, перед тем, как передать памятник в музей, миссис Ворвик поручила некоему фотографу сделать «снимок на память». Не правда ли стойкая женщина? Ей вредили, фарфор дома били, порридж жгли, родственников изводили, Блаватскую до икоты в гостях пугали, а она все-таки захотела снимок безымянной. И вот, когда саркофаг фотографировали, как гласила легенда, которая обошла всю британскую прессу, сквозь деревянную маску проявилось лицо разъяренной женщины, беззвучно шепчущей заклинания. Ну, фотограф конечно же, согласно законам жанра, умер. Снимок, между тем получился, но его кто-то (какая досада!) на нервной почве потерял, и поэтому в прессу миссис Ворвик передала рисунок фотографии, от которого все уважающие себя дамы падали в обморок и просили кавалеров передать им нюхательный соли. Название у публикации 1904 года было соответствующее: «Жрица, умершая века тому назад, все еще способна убивать и уничтожать». Автор статьи — Бертрам Флетчер Робинсон, конечно же, тоже сразу скончался при невыясненных обстоятельствах. До этого, с 1900 по 1905 год, он успел написать 130 (!) статей о проклятье великой фиванской жрицы для различных изданий и, видимо, не захотел делиться, когда храмовая певица явилась к нему как-то вечером на чашечку чая с молоком с недоуменным лицом и законным вопросом о проценте от гонораров. Все же пелены, погребальные масла, краска для глаз «месдемет», охра для губ и другие вещи, необходимые забальзамированной даме для поддержания приличного внешнего вида, в наши дни стоят денег…
Виктор Солкин
Интернет-СМИ «Интересный мир». 19.03.2012
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.