Тогда в 1997 году памятник Петру I в Москве работы Зураба Церетели вызвал, наверное, больший общественный резонанс, чем иные выборы во власть или реальная трагедия какого-нибудь живущего рядом человека.
Не абсурд ли? Бронзовый монумент мертвому русскому царю волнует умы сильнее, чем судьбы живых людей. Напрашиваются, как минимум, два предположения. Первое – москвичи люди эмоционально резонансные (если так сильно реагируют всего лишь на статую Петра I) и часто недоброжелательные (если многие реагируют так негативно).
И второе — Зураб Церетели свою миссию выполнил. Ведь задача любого художника – не оставлять людей равнодушными, волновать и производить впечатление. Церетели своим исполинским монументом в центре столицы этой цели достиг.
А уж является ли памятник Петру I в Москве шедевром высокого искусства или наглядным примером уродливого и безвкусного – это потомки рассудят. Например, за 110 лет до строительства монумента Петру I работы Зураба Церетели, Эйфелева башня в Париже вызывала не меньшее количество споров. И ничего – стала символом города и туристической достопримечательностью. А в те далекие времена Ги де Мопассан, который регулярно обедал в ресторане на первом этаже башни, на вопрос, зачем он это делает, отвечал: «Это единственное место во всём огромном Париже, откуда её не видно!» А сейчас Эйфелева башня привлекает туристов, и за всю историю существования 300-метровой башни на ней побывало почти 300 миллионов человек. Возможно, статую Петра I работы Зураба Церетели ждет не менее великое будущее. Это же зависит еще и от того, как раскрутить достопримечательность…
Так что подождем пока с оценкой художественной ценности монумента. Лучше мы вам расскажем забавные исторические версии о памятнике Петру I в Москве. Тем более, что мы своими глазами видели то, что большинство наших читателей никогда не увидят. Мы лазили на Петра (и внутрь Петра!) во время строительства памятника в 1997 году.
Памятник Петру I работы Зураба Церетели был открыт 5 сентября 1997 года в дни празднования 850-летия Москвы. История создания и существования памятника полна драматизма.
Версия 1. Навязанный подарок.
«Документы, выданные властями общественности, оказались весьма любопытны, поэтому заслуживают отдельных слов.
Для начала с их помощью выяснилось, что Петр I, официально объявленный властями и Зурабом Церетели подарком морякам к 300-летию Российского Флота, таковым фактически не является. Прежде всего потому, что праздник прошел аж в октябре прошлого года (в 1996 г. – прим. ред.).
Во-вторых, еще в 1995 году моряки за подписью ВРИО Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова просили Российское правительство и лично Виктора Черномырдина установить в честь праздника в Москве совершенно другой памятник. Его эскиз сделал народный художник академик Лев Кербель.
Моряки посмотрели эскиз, он им понравился, и они попросили Виктора Черномырдина поспособствовать монументу, поскольку рассудили, что такого рода сооружение имеет не только московское, но, прямо скажем, всероссийское значение. Памятник планировали открыть в сентябре 1996 года напротив Третьяковки, для чего сделали новый пешеходный мост через Водоотводный канал и украсили там набережную.
Однако все вопросы с этим памятником Москва взялась решить самостоятельно, без помощи России, о чем правительству Родины было сообщено специальным письмом.
И вот приблизительно весной 1996 года в 300-летней истории Российского Флота впервые появилась фамилия Церетели. Решениями столичного правительства и бывшего главного архитектора города Леонида Вавакина вдруг были созданы специальные комиссии, которые осмотрели проекты Кербеля и Церетели и признали, что задумки Зураба Константиновича неповторимо прекрасны. Как записано в бумагах по результатам осмотра, памятник Петру I не просто несет в себе отменную эстетическую ценность, но также и высокую информационную насыщенность. В связи с этими удивительными открытиями в области скульптуростроения, Льва Кербеля попросили подвинуться со своим памятником в Измайлово (таким образом, в городе Петров стало в два раза больше). Монумент же Церетели признали главным подарком морякам».
Версия 2. «Говорят, царь – ненастоящий!»
«По публикациям российских СМИ, данный памятник является переработанной и видоизменённой статуей Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991-1992 году, к 500-летию открытия европейцами Американского континента. Эти слухи пытаются опровергать».
Если слухи соответствуют действительности, то Москве стоит «отказной» памятник Христофору Колумбу, выдаваемый после «творческой переработки» за памятник Петру I. Несомненно, есть и сторонники другой версии: гигантский монумент Петру I в Москве уникален, и ничего общего с Колумбом он не имеет.
«История о том, что «Петр» – это переделанный Колумб, изначально сделанный Церетели для США и непринятый там, – в большей степени байка. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить модели этих двух монументов, намеренно поставленных рядом в галерее скульптора в Москве. Они имеют схожую композицию, но не более того; так же композиционно схожи все памятники сидящим на лошадях императорам. Проект «Петра» разрабатывался индивидуально, причем в конструировании принимали участие, помимо мастерской Зураба Церетели, специалисты пяти различных институтов».
Версия 3. «Я тебя слепила из того, что было…»
Противники памятника Петру I в Москве находят в нем множество противоречий и исторически недостоверных деталей. Кроме того, они ставят под сомнение художественную ценность этого творения Зураба Церетели. Вот вкратце суть заявлений противников Петра.
1. Идея воздвигнуть памятник Петру I в Москве насквозь искусственна. Имя Петра неразрывно связано с Северной столицей, а Москву Петр недолюбливал, особенно в зрелые годы. И вообще, это же смешно: мореплаватель Петр на месте впадения Обводного канала в Москва-реку. Искусственный, не свойственный Москве памятник, воздвигнутый на искусственном насыпном острове. Рядом шоколадная фабрика «Красный октябрь» (бывшая «Эйнем»). Петр и шоколад? Очередная несуразица.
2. «Как указывают знатоки морской истории, при создании памятника допущена неточность: ростры, украшающие постамент памятника, трактованы неправильно. Исторически, ростры — это трофеи с вражеских кораблей, здесь же каждый ростр увенчан Андреевским флагом. С традиционной точки зрения это означает, что царь Пётр воевал против собственного флота. Другой ошибкой является то, что Андреевский флаг вывешивается на корме, а на баке должен находиться гюйс. Это правило выполнено только на корабле, на котором стоит Пётр».
Кроме того, многие считают, что статуя Петра (или, всё-таки, Колумба?) одета в традиционную одежду испанского гранда, что тоже нарушает историческую достоверность.
«Среди москвичей памятник вызвал неоднозначную реакцию. Среди жителей города была проведена акция под лозунгом «Вас здесь не стояло» против установки памятника. Монумент иронически сравнивали с фигурой сеятеля из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».
«Городской комитет по празднованию 300-летия Флота выполнил поручение и по результатам осмотра подарка написал Вавакину письмо. Даже в скупых армейских строчках бумаги чувствуется легкое замешательство.
В целом соглашаясь с тем, что у Зураба Константиновича действительно получился памятник, члены праздничного комитета попросили власти «рекомендовать 3. Церетели внести в проект следующие изменения: — изобразить статую Петра I в традиционной форме российского военного моряка начала 18 века; — установить (разместить) внутри монумента бюсты выдающихся флотоводцев; — убрать орла с бушприта»…
Зураб Константинович царя так и не переодел. Как видно из проделанной скульптором работы, наш драгоценный самодержец, грозящий Крымскому мосту каким-то свертком, одет в римские латы, а на носу кораблика размером с половину императора так и сидит птица неустановленной породы».
3. Некрасивый памятник уродует красивейшее место в Москве. Высота монумента около 98 метров. Эта довлеющая устрашающая фигура Петра портит облик Москвы. Художественной ценности эта скульптура не представляет. На нее потрачены огромные деньги налогоплательщиков. Церетели, как скульптор, был выбран исключительно по причине своих неформальных отношений с Лужковым.
«В романе Олега Дивова «Лучший экипаж Солнечной», действие которого разворачивается в пост-ядерном мире, памятник Петру I и Храм Христа Спасителя — одно из немногих сооружений, уцелевших в Москве. Причём мутанты считают памятник изображением некого языческого бога и поклоняются ему, совершая паломничества по высохшему руслу реки, которое считают специальной дорогой, а обгоревший Храм Христа Спасителя («Чёрную церковь») — специальным культовым сооружением, возведённым при идоле для свершения обрядов. Описание статуи Петра таково: «Непомерных размеров статуя глядела прямо в экран на собравшихся в рубке астронавтов. Злое некрасивое лицо с маленькими глазками и закрученными усами поражало мастерски переданной скульптором параноидальной жаждой власти. Единственная рука гиганта сжимала архаичного вида штурвал. Ногами чудовище попирало крошечный морской кораблик».
«Памятник вошёл в список самых уродливых строений мира, заняв в нём десятое место… 6 июля 1997 года группа «Реввоенсовет» пыталась взорвать памятник. По их словам, взрывчатка была уже заложена, но подрыв был отменён в связи с возможными жертвами среди прохожих и разрушениями. По другой версии взрыв был предотвращён из-за звонка анонима. С тех пор доступ публики к памятнику был закрыт. Мосгорсуд 19 апреля 2002 года вынес приговор пятерым членам «Реввоенсовета»: подсудимые Владимир Белашев, Сергей Максименко, Валерий Скляр, Владимир Радченко и Юрий Внучков были признаны виновными в терроризме. Им вменялись в вину подрыв в апреле 1997 года памятника Николаю II в поселке Тайнинское (скульптор В. Клыков, взорван 1 апреля 1997), а также минирование памятника Петру и газораспределительного узла в Подмосковье.
Как пишут «Известия», один из проектов, представленных на ежегодной выставке «Арх Москва», даже предлагал «одеть» памятник в стеклянный кожух, чтобы его не видеть. Речь идёт о 2007 годе, когда на выставке был представлен проект Бориса Бернаскони, который предлагал встроить памятник Петру I в небоскрёб, который стал бы для творения Зураба Церетели музеем, а для москвичей — смотровой площадкой и местом проведения досуга.
Также в 2007 году в Музее актуального искусства ART4.RU устроили акцию, собрав почти 100 тыс. руб. пожертвований на демонтаж произведений Церетели — перед входом в экспозицию установили пластиковый ящик с соответствующей надписью: «Сбор средств на снос памятников, поставленных повсеместно Зурабом Церетели». По словам директора музея Генри Ясаса за несколько дней пожертвований собралось больше, чем было заплачено за билеты».
«Корреспондент «Московских новостей» Елена Лебедева сказала, что скульптор Церетели грабит налогоплательщика, строя дорогостоящего царя в сложное для страны время. Сторонники монументалиста, напротив, уверяли собрание, что Зураб Константинович — главный гений современности, и все, кто пытается опорочить его творчество, — инквизиторы образца 1937 года».
«Лауреат Ленинской премии, скульптор Зураб Константинович Церетели заканчивает строить в Москве 90-метровый памятник царю Петру I. Одновременно с этой выдающейся стройкой в Москве каждую пятницу заседает независимая общественная комиссия, которая по договоренности с мэрией выясняет мнение москвичей, зачем им нужен гигантский император, установка которого в одном из самых красивых мест столицы только по официальным данным стоит 100 миллиардов рублей. Членом этой комиссии, состоящей из 26 человек, является главный редактор «Столицы» Сергей Мостовщиков, который в каждом номере будет теперь докладывать, что удалось сделать. Для тех, кто, может быть, отвлекся от жизни своего города или отсутствовал по уважительной причине, кратко пересказываю суть происходящего.
Журнал «Столица» и известный владелец «Галереи Марата Гельмана» Марат Гельман предложили москвичам повнимательнее присмотреться к тому, что за последние два года успел подарить городу монументалист Зураб Церетели. А присмотревшись, понять, что дальше так продолжаться не может. Последнее произведение скульптора — 90-метровый царь в лодке — унизительно для столицы России. Мы поэтому предложили демонтировать самодержца со стрелки Москвы-реки и подыскать ему какое-нибудь другое место. Марат Гельман и группа молодых художников даже собирались приступить к сбору 100 тысяч подписей для организации в Москве соответствующего референдума.
Мэр Москвы Юрий Лужков в этой связи принял, видимо, не самое легкое для себя решение. Встретившись с Гельманом, мэр впервые открыто согласился с тем, что проблема с памятниками Церетели существует. Однако руководитель города сказал, что референдум обойдется Москве в 12 миллионов долларов и предложил удешевить решение вопроса с Церетели. Для этого была создана комиссия из 26 человек, которую попросили за два месяца уточнить взгляды москвичей на творчество скульптора».
Кстати, через год после официального открытия памятника в стране наступил дефолт. Но это так, к слову…
Версия 4. Император Петр I способствовал прогрессу. И даже памятник Петру I служит прогрессу!
«Памятник Петру в техническом плане представляет собой уникальное инженерное сооружение. Несущий каркас монумента выполнен из нержавеющей стали, на него навешены бронзовые детали облицовки. Отдельно друг от друга собирались образующая пьедестал нижняя часть памятника, корабль и фигура Петра; последние в готовом виде монтировались на пьедестал.
Ванты корабля выполнены из нержавеющей стали. Каждый из них сплетён из нескольких тросов и закреплён таким образом, что полностью исключена их подвижность.
Паруса имеют внутри пространственный металлический каркас (для уменьшения веса), они изготовлены из меди методом выколотки.
Для памятника использовалась бронза самого высокого качества; она предварительно подвергалась пескоструйной обработке, затем патинировалась и покрывалась специальным воском и лаком, защищающим от воздействия неблагоприятных погодных явлений.
Свиток, который держит в руках Пётр I, позолочен, также позолочены Андреевские кресты на флагах, конструктивно сделанных как флюгеры. Внутри имеется лестница, предусмотренная для наблюдения за состоянием памятника. Образующий искусственный остров железобетонный фундамент, на котором покоится памятник, обрамлён фонтанами, создающими эффект рассекающего воду корабля».
«Расчетный срок службы «Петра» – 100 лет (высшая категория)… Дмитрий Шредер рассказал нам много интересного о работах, которые постоянно приходится проводить, чтобы монумент нормально функционировал. Например, для обеспечения вращения флагов их регулярно нужно смазывать. Под каждым флагом имеется по три штуцера, раз в несколько месяцев Дмитрий отворачивает их и запускает туда новую порцию смазки. Причем если к флагу на бушприте пройти достаточно просто, то дорога к остальным требует альпинистской подготовки и опыта.
Для того чтобы попасть в паруса или в фигуру Петра, приходится по подкосам мачты забираться на самый верх, а затем спускаться на веревках. Почему люк сделан в голове, а не в ноге статуи? Все просто: царская нога подкачала – видимо, плохо кормили. Вообще, для обслуживания «Петр» сложен. Смотрителю иногда нужен даже спелеологический опыт, к примеру, чтобы пробраться внутрь носовой части корабля для ее чистки.
Несколько лет назад смотритель проводил массированную войну с птицами. Вороны пристрастились вить гнезда в вантах, гадили, портили внешний вид, превращая памятник в иллюстрацию к «Ночному дозору» Сергея Лукьяненко. Шредер не убивал птиц, он стрелял из пневматики шумовыми пульками, и через некоторое время «воронье радио» донесло информацию до столичных птиц. Памятника стали избегать: шумное, неудобное, неприятное место для гнездования».
Версия 5. О будущем.
«28 сентября 2010 года, в день снятия Юрия Лужкова с должности мэра Москвы, галерист Марат Гельман, и прежде критиковавший скульптуру, высказал предложение о сносе памятника. 4 октября 2010 года и. о. мэра Москвы Владимир Ресин на совещании в администрации предложил подумать о переносе памятника в другое место. Глава комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов заявил, что перенос монумента может обойтись городскому бюджету в 1 млрд рублей, и он сомневается, что подобные деньги в бюджете обнаружатся. Гельман заявил, что перенос памятника Петру I работы Зураба Церетели можно осуществить не на бюджетные, а на спонсорские средства, которые он обещал изыскать.
Представитель движения «Архнадзор» Наталья Самовер предупредила, что перемещение памятника может оказаться популистским шагом. «Перенести памятник и сказать, что все проблемы с обликом Москвы сняты, — это очередная попытка манипулирования общественным мнением».
О намерении принять у себя памятник основателю российского флота заявили отдельные представители власти и группы жителей следующих городов: Азов (группа жителей), Тирасполь, Петрозаводск (председатель городского совета), Воронеж (опрос агентства «Воронеж-Медиа»), Иваново (группа в Twitter), Орёл, Архангельск, Переславль-Залесский, Камышин, Ижевск, Бердянск (приём цветных металлов).
Интересно, что Санкт-Петербург от «московского Петра I» отказался — возможно, потому, что у него уже есть один авторства Церетели (высота 12,65 метра), недалеко от гостиницы «Прибалтийская» на Васильевском острове, куда его после определённой борьбы удалось «выселить» (открыт 25 сентября 2006 года) городским властям из самого центра города — от Манежа, где он был установлен в марте 2005 года.
28 июля 2011 года префект Центрального административного округа (ЦАО) Москвы Сергей Байдаков заявил на пресс-конференции: «Петр I как стоял, так и будет стоять. Я вообще считаю, что все должно быть, как создали наши предки».
«Памятник можно – и нужно – совершенствовать. В нью-йоркской статуе Свободы есть смотровая площадка, как и в некоторых других значительно более низких монументах. На палубе петровского ботика достаточно места, и виды оттуда открываются потрясающие. Смотровая площадка могла бы стать великолепным аттракционом для туристов, не хуже Эйфелевой башни или «Лондонского монумента» работы Кристофера Рена. А ростры, которые на данный момент служат лишь элементами облицовки, не так уж сложно превратить в балконы.
Но даже без искрометного шоу монумент «В ознаменование 300-летия российского флота» – это потрясающей сложности инженерное сооружение и – да простят нас недовольные читатели – эффектный и красивый памятник. Напомним, что Эйфелеву башню тоже хотели снести первые 20 лет ее существования. А потом она незаметно превратилась в символ Парижа».
Посмотреть наш видеоролик 1997 года «Строительство памятника Петру I»:
ВИДЕО в RuTube: Строительство памятника Петру I в 1997 году
ВИДЕО в YouTube: Строительство памятника Петру I в 1997 году
Использована музыка и вокал: Hybryds, Inside My Mind, The Ritual Should Be Kept Alive part 1.
При подготовке статьи использованы источники:
Журнал «Столица»
MosDay
Портал «Популярная механика».
Портал moscow.org
Портал lifeglobe.net
А также личные фото и видеосъемки, и семейные архивы.
Авторы и составители Игорь и Лариса Ширяевы.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 05.10.2013
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.