Русско-японская война: детали. Последняя война Верещагина.
Услышав имя художника Василия Васильевича Верещагина, наверное, каждый вспомнит его знаменитую картину «Апофеоз войны», находящуюся в Третьяковской галерее в Москве. Верещагина принято считать известным русским художником-баталистом, хотя его полотна, по сути, выполняют противоположную задачу: показывают противоестественность, античеловечность войны, связанное с ней горе, тяжесть испытаний и утрат. Не все знают, что в 1901 году за свои «батальные» произведения Василий Верещагин был номинирован на Нобелевскую премию мира. Известно также, что выставки художника власти негласно запрещали посещать молодым людям и солдатам, поскольку полотна Верещагина могли подорвать их патриотизм и боевой дух. «Передо мной война, и я её бью, сколько у меня есть сил, – говорится в письме художника П.М. Третьякову. – Сильны ли, действительны ли мои удары, это мой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаху и без пощады».
Среди верещагинских картин немало великолепных портретов и пейзажей. «Обращать внимание только на одни военные картины Верещагина – огромная ошибка, огромное заблуждение и односторонность», – утверждал художественный критик Владимир Стасов. Сам же художник неоднократно упоминал, насколько тяжела была для него работа с военной тематикой, насколько близко к сердцу он принимает боль и горе военной действительности. После работы над «батальными» произведениями художнику требовалось переключение на другие темы: так он приходил в себя и восстанавливал силы.
Знакомство с предвоенной Японией
Поездка в Японию, куда Верещагин стремился попасть долгие годы, многократно откладывалась и переносилась. Случай выпал только в начале XX века, в 1903 году – перед самым началом Русско-японской войны. Ряд историков не исключают, что одной из целей поездки был сбор информации для Военно-морского ведомства, однако документально эти догадки никак не подтверждены. Верещагин говорил, что поездка станет отдыхом после написанной серии картин об Отечественной войне 1812 года. Художника привлекала природа Японии, архитектура, обычаи, люди. Война уже висела в воздухе, слово «Япония» не сходило со страниц российских газет. Тем не менее, и картины, и путевые заметки художника, которые впоследствии были опубликованы в петербургской газете «Новости и биржевые ведомости», полны объективности и доброжелательности в отношении культуры Японии и японского народа.
В заметках Верещагин описывает японское трудолюбие, вежливость, любовь к порядку, жалеет японских женщин и подробно описывает их непростую жизнь, обращает внимание на врождённое умение японцев созерцать и любить прекрасное, будь то архитектурное сооружение или просто капля росы на цветке.
Верещагин рисует храмы, природу, людей, собирает коллекцию предметов домашнего обихода, покупает сувениры. Художник считает, что впечатление о стране можно передать только «полифонически», т.е. показывая разные ракурсы и стороны повседневной жизни. Верещагин рассчитывал пробыть в Японии полгода, а потом вернуться в Россию, закончить серию картин на основе десятков сделанных набросков и этюдов, написать о Японии книгу. Однако сложилось иначе: в связи с резким ухудшением российско-японских отношений работники посольства посоветовали художнику покинуть Японию. После трёхмесячного пребывания в стране своей мечты Верещагин сел на последний гражданский пароход, направляющийся во Владивосток.
Снова война
В конце ноября 1903 года Василий Верещагин вернулся домой, в январе 1904 года Япония объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией, а в феврале 1904 года японский флот без объявления войны атаковал корабли, стоявшие в Порт-Артуре. В заметках Верещагина о Японии, которые начинают публиковать российские газеты, много говорится о японском характере, грамотности, организованности. Художника смущало легкомысленное отношение к войне, сложившееся в обществе. Он понимал, что противник хорошо подготовлен, а потому война станет тяжёлой.
Он пишет несколько сумбурных писем императору Николаю II, содержащих советы о том, как именно надо вести войну с Японией. Он возмущается вероломством американцев, занявших в военном конфликте сторону Японии: «Покажите, Ваше величество, американцам, что легко потерять дружбу России, как они с легким сердцем сделали, но воротить ее будет трудно». Художник подчёркивает важность победы в этой войне, потому что Японию «нельзя победить наполовину», даёт тактические советы: «Дозвольте Вашему верноподданному перед отъездом на Восток еще раз обратиться к Вам: мосты, мосты, мосты! Если мосты останутся целы, японцы пропали; в противном случае один сорванный мост на Сунгари будет стоить половины кампании. И мост на Шилке должен быть оберегаем, потому что чем отчаяннее будет положение японцев, тем к более отчаянным средствам будут они прибегать».
Да, Верещагин снова собрался на войну. Ещё до начала военных действий Верещагин написал письмо главкому русской армии и флота Куропаткину с просьбой разрешить ему попасть на фронт, «если дело дойдёт до драки», а потом и съездил из Москвы в Петербург для личной встречи с главнокомандующим. Художнику было уже 62 года, он отлично понимал, что присутствие наблюдателя на поле боя ничем не поможет русской армии, но стремился попасть на передовую и своими глазами увидеть развитие событий. «Бедствие человеческое снова воспрянуло. Зверь поднял свою голову опять, и какой это теперь зверь», – так охарактеризовал события художник в одном из личных писем. Разрешение было получено. 22 февраля (12 марта) Верещагин, прикомандированный к штабу адмирала Макарова, вновь отправился в Японию.
Он снова пишет Николаю II – на этот раз о том, что в Порт-Артуре нужно расширить бухту, в которую не могут быстро входить военные корабли, и о том, что на батареях, защищающих порт, установлены устаревшие орудия.
Последнее письмо Верещагина жене датировано 30 марта 1904 года: «Сейчас еду на адмиральский корабль «Петропавловск», с которого вот уже три ночи ездил на сторожевое судно встречать брандер, но без успеха. Хочу поехать и сегодня. Вчера выходили в море, но неприятеля не видели. Я подбиваю Макарова пойти подальше, но не знаю, согласится ли».
Утром 31 марта «Петропавловск» был взорван японцами и стремительно затонул. Из 650 человек экипажа спаслись лишь несколько десятков. Адмирала Макарова и художника Василия Верещагина среди них не было. Чудом уцелевший капитан первого ранга Н. М. Яковлев впоследствии вспоминал, что буквально за несколько секунд до взрыва «Петропавловска» видел Верещагина, делающего спешные зарисовки в полевом альбоме.
Память
Некрологи о гибели художника опубликовали крупнейшие российские газеты. «Макарова оплакивает вся Россия; Верещагина оплакивает весь мир», – написали «Санкт-Петербургские ведомости». Публиковались некрологи и в Японии. Писатель Накадзато Кайдзан сравнил Верещагина с Львом Толстым: «Он не искал военных наград, он хотел показать людям трагедию и глупость войны, и сам пал её жертвой. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Мы завидуем России, где живёт Толстой, а узнав о смерти Верещагина, мы не можем ещё раз не почувствовать к этой стране уважения и почтения». Осенью 1904 года в Петербурге прошла большая выставка картин Василия Верещагина, а в 1914 году в Николаеве был открыт музей его имени.
Со времени Русско-японской войны человечество пережило две мировые войны и бесчисленное количество локальных военных конфликтов. Может быть, поэтому полотна Верещагина до сих пор заставляют останавливаться и замирать, задумавшись об ужасе, жестокости и бессмысленности беспощадных побоищ. Такова, например, картина «Побеждённые», где изображён священник, служащий панихиду по павшим русским воинам на поле, которому не видно конца и края.
При подготовке публикации были использованы отрывки из книг: А.Кудря «Верещагин» («Молодая гвардия», 2010 год. Серия ЖЗЛ), А.Иванов «В.В.Верещагин в преддверии русско-японской войны» (Череповец, 2006). Иллюстрации: картины В.В.Верещагина «Апофеоз войны», «Японский священник», «Японка», «Прогулка в лодке», «Побеждённые. Панихида»; Е.И. Столица «Вице-адмирал Макаров и художник Верещагин в Порт-Артуре».
По материалам https://profiok.com
Интернет-СМИ «Интересный мир». 11.10.2015
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.