В последний путь до ритуального костра.
033. Погребальные носилки – это последний транспорт для умершего, это лифт на возвышение с погребальным костром, такси к порталу в иной мир. Красный цвет носилок — это не следы крови, а растительная порошковая краска, которой осыпают умершего, чтобы его путь был легким и светлым. Сколько же умерших нес в иной мир этот металл!
034. Не всегда мертвые путешествуют на металле. Иногда на импровизированных бамбуковых носилках. Предполагаем, что аренда «фирменных» носилок в Пашупатинатхе не всегда вписывается в финансовые планы родственников. Вот и вяжут погребальные носилки из бамбуковых стволов.
035. Бамбуковые носилки тоже многоразовые, как и металлические. Здесь все очень функционально. Мы уже писали в предыдущей части, что непальцы из похорон умудрились сделать источник уважения для умершего, шоу для туристов, доход для казны и способ сохранения традиций. Понятно, что при таком прагматичном подходе похоронные принадлежности многоразовые. И не только носилки. Как волки – санитары леса, так и дети – санитары Багмати. Мы их называли не иначе, как маленькие мародеры. Дети вылавливают в Багмати много чего, но в том числе, одежду с умерших, которую перед сожжением родственники бросают в реку. Одежду стирают тут же в Багмати – и снова пускают в дело. Как минимум, ей можно укутать следующий труп. Как максимум приспособить для живых, подогнав по фигуре. Похоже, дети умудряются эти тряпки еще и продать за небольшую денежку.
036. Вот и «клиент». С утра пораньше дремлет под одеялом в одиночестве, никого рядом нет, никто не охраняет и не рыдает над трупом. Умерший ждет, пока все живые подготовятся, а потом начнут и его готовить. А куда спешить? Это же, как мы уже писали, по форме почти «пикник на природе» с трупом. К тому же реинкарнация не прогнозируема точно по времени, и впереди, возможно, вечность… Тут же рядышком спят простые катмандинцы-бродяжки. Спутать труп с бродяжкой, а бродяжку с трупом очень легко. Для прояснения ситуации можно тело немного пнуть и посмотреть: если родственники не налетели с проклятиями — значит живой!
037. Несут, несут и несут все время… За те два дня, что мы не вылазили из Пашупатинатха, мы не только надышались дымом на всю оставшуюся жизнь, но и в глазах уже рябило от трупов. Состояние сложное: азарт доморощенного исследователя смешивается с естественным рвотным рефлексом и с эмоциональными впечатлениями людей, переживших недавно смерть близких. Катмандинский коктейль!
038. «Сюда, сюда клади!»
039. Все мертвецы украшены немного по-разному. Мы, к сожалению, плохо разбираемся в тонкостях погребального ритуала, но понятно, что есть кастовые различия. Глядя на эти красивые одежды возникло желание поприсутствовать на непальской свадьбе. Интересно, это так же красиво?
040. Главные участники церемонии по канону должны быть одеты в траурный белый цвет, но это не всегда строго соблюдается. Можно не одеться, а раздеться, например снять штаны. И никто не будет возмущаться, что на похоронах это делать неприлично. Вы можете себе представить в России мужчину без брюк, несущего покойника?
041. А вот еще один «клиент». В гробах привозят самых пафосных покойников. Это как у нас в булочную на мерседесе ездить…
042. Ну вот, привезли, принесли. Теперь ждем. Мертвецы в очередь! Родственники не рыдают. Время еще не пришло. Участники церемонии должны воздерживаться от нерегламентированного выражения горя. «Если слез слишком много, они жгут покойного…» Вот дадут команду прощаться – вот тогда и поплачете, но в меру!
043. На набережной продолжается жизнь: бродят обезьяны, попрошайничают садху, мародерствуют дети, глазеют туристы, медленно протухает на солнце труп… Обычная жизнь.
044. А вот и наш одинокий утренний мертвец, закимаривший под одеялом. Он дождался своих родственников. Теперь все они вместе ждут своей очереди к погребальному костру, как мы иногда стоим в очереди в кассу в супермаркете.
045. Ну, взяли…
Необходимо отметить, что ритуалы, хотя и имеют примерно одинаковую схему, но все очень разнятся. В Непале ритуалы совершают несколько иначе, чем в Индии. Каждый наблюдаемый нами ритуал (несколько десятков сожжений!) в деталях отличался от других.
«Индуистские погребальные обряды можно разделить на четыре группы:
1. Ритуалы и обряды, совершаемые, когда человек считается лежащим на смертном одре.
2. Ритуалы, сопровождаемые уничтожение мёртвого тела.
3. Обряды, делающие возможным удачный переход души умершего из стадии духов (претов) в царство предков, или питаров.
4. Ритуалы, совершаемые в честь питаров».
046. У постороннего наблюдателя возникают некоторые подозрения и размышления на тему, а мертвый ли «клиент»? Кто из врачей свидетельствовал смерть? В принципе в этом жарком климате труп нужно сжечь максимум в течение суток после наступления фактической смерти. Но очередь в храм большая, и так ясно, что человек вот-вот умрет, можно выйти с носилками чуть-чуть заранее… А если очередь уже подошла, а человек еще… не успел, подзадержался на этом свете… Ведь согласно погребальному канону именно мертвое тело должно ногами коснуться вод Багмати. Хороший будущий покойник, он, конечно, чувствует, когда пора, и если задержался в живых, то именно в момент опускания ног в Багмати испускает дух. Так гласят городские легенды.
Ну, а если будущий покойник попался со скверным характером и традиции не соблюдает? Злые языки утверждают, что одновременно с укладыванием тела на гхату, хорошо обученный человек делает голове будущего покойника небольшой поворот вокруг шеи. В этот момент тело судорожно дергается и… Хороший был человек покойник! И жил праведно, и традиции соблюдал до последней минуты!
Скажем честно, мы не отрываясь два дня смотрели на ритуал в мощную оптику. Мы ничего криминального не заметили. Между нами и головой покойника все время мелькали люди. Они периодически заслоняли картинку. Было убийство или не было? Мы не знаем. Но то, что существует соблазн принести к Багмати ставшего обузой старика и там его тихо прикончить, в этом мы не сомневаемся. И прятать потом труп ни от кого не надо, все идет естественным традиционным путем. Насколько сдерживают людей нравственные принципы и страх испортить свою карму, мы не знаем…
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы
Интернет-СМИ «Интересный мир». 31.03.2012
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.