Как готовятся родственники и другие участники к ритуалу сожжения умершего?
020. Пашупатинатх. Катманду. Жара. Это не сумасшедший, не участник гей-парада, не непальский Дед Мороз, не клоун и не спортсмен. Это родственник умершего в белом траурном одеянии, зачерпнувший воды из священной реки Багмати для омовения. Во лбу у него не звезда горит, а желтой порошковой краской нарисована тика. Тика – это пятно, круглый знак на лбу у последователей индуизма, изображаемый при помощи кусочка ткани, цветной глины или растительной краски. Такой знак может говорить о статусе человека, о празднике, о важном событии. В данном случае это знак участия в ритуале сожжения трупа.
021. Перед тем, как облачиться в белые траурные одежды участники церемонии совершают омовение. Это не для того, чтобы не испачкать одежду, а для того, чтобы очистить себя перед ритуалом. Кое-кто очищается водой непосредственно из священной Багмати, но река в этом месте мелкая, и не все хотят ложиться на мелководье. Прямо из стены торчат души для участников ритуала: сжигателей трупов, скорбящих родственников – в принципе любой может ими воспользоваться, но сжигателю трупов это обязательно. По нашим наблюдениям абсолютное большинство предпочитает душ, а не замусоренную, затянутую илом Багмати. Есть предположение, что вода в души поступает не из городского водопровода, из все той же Багмати. С точки зрения строгости ритуала, это было бы логично. Сами непальцы утверждают, что в трубах течет именно «святая вода Багмати», но мы сами на вкус не проверяли.
Белые трусы и белые тапочки – это не дань моде, а цвет траура. Рассказывают, что наиболее правильные, ортодоксальные участники ритуала совершают омовение обнаженными, но мы лично такого не наблюдали. Всё это делается публично. Весь ритуал публичен.
Все это перекликается с нашими российскими традициями. Большое количество зрителей в Пашупатинатхе, как и большое количество людей в российской траурной процессии, свидетельствует об уважении к умершему. Но непальцы сделали процедуру очень многофункциональной. Россияне не додумались для увеличения числа людей, провожающих покойного, приглашать иностранных туристов с фотокамерами. А непальцы соединили обряд сжигания трупов с этно-туризмом. Туристический Пашупатинатх – очень пафосное для простого непальца место. Много зрителей – много уважения! И государству прибыль идет от продажи входных билетов на публичные похороны. И интерес к культуре Непала стимулируется, а следовательно, эта культура сохраняется. Отлаженный механизм!
022. Омовение совершают все, но все это делают по-разному. Мы заметили, что тщательнее всего моются сжигатели трупов и самые близкие родственники-мужчины. Возможно еще есть кастовые различия, но мы их не знаем. Есть еще разная эмоциональная вовлеченность в ритуал и разная степень демонстративности. На фотографиях видно, как по-разному ведут себя люди в трауре.
023.
024.
025.
026. Вообще, несмотря на физическую грязь, создается ощущение, что эти люди большие чистюли в духовном смысле. Моются если не под душем, так среди останков. Главное побольше мыла и священной воды.
027. Вы всегда можете помыться, поскольку больших очередей здесь не бывает, хотя идет поток из родственников и умерших. Но каждому найдется место помыться.
028. После купания — облачение в траур. Белый цвет – траурный. Это цвет скорби, печали и смирения, одновременно он символизирует высокую, чистую сущность, самообладание и высшую духовную трансформацию.
029. На одетых не по форме можно накинуть белую простыню. Ритуальная часть не возводится в абсолютный догмат. Главное – любовь и уважение.
030. Женщины, как правило, одеваются не в белое. Связано это с тем, что они не принимают активного участия в процессе. Весь ритуал ведут мужчины. Но женщины могут повязать белые траурные полотнища на поясницу. Эти полотнища помимо траурного символа служат огромными карманами. В них загружается рис, который потом женщины раскидывают в процессе церемонии.
031. Главное действующее лицо – не умерший. Ибо он уже не действует. Главное действующее лицо – жрец-сжигатель. Он одет в торжественные траурные одежды, и его задача сжечь тело дотла в кратчайшие сроки. Кратчайшие сроки это от 3 до 4 часов работы на одного умершего.
032. Надо сказать, что свою работу эти ребята выполняют аккуратно и старательно. Рассказывают, что раньше трупы сжигали родственники умершего, а сжигатель нанимался, если самим было лень возиться. Но такая практика привела к тому, что обряд затягивался часов на шесть-восемь, и части трупа иногда не досжигались до состояния пепла. Пропускная способность Пашупатинатха падала, река Багмати засорялась останками наподобие того, как это происходит в священном Ганге (ЗДЕСЬ) Государство обязало непальцев прибегать к услугам сжигателей. Говорят, их число неизменно и всегда равняется 40-ка. Опытный сжигатель сжигает тело дотла на минимуме дров за 3-4 часа. Зарабатывает он совсем небольшие деньги даже по меркам Катманду — в пересчете на валюту около двухсот американских долларов в месяц. Принадлежит он к касте неприкасаемых. По словам местных, работа идет круглосуточно. Ночью при свете фонарей.
Продолжение ЧАСТЬ 4.
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы
Интернет-СМИ «Интересный мир».31.03.2012
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.