Напомним, что гхаты — это каменные ступенчатые сооружения, служащие для ритуальных целей: для омовения живых и мертвых тел, для кремации, для поминовения и т.п. Многие гхаты очень древние, они строились и перестраивались сотни и даже тысячи(!) лет назад. Снимая ритуал сожжения трупов в Пашупатинатхе, мы в поисках хорошей точки для съёмки забрались на поминальные гхаты. Незабываемое ощущение!
008. На переднем плане поминальная гхата. Черные вороны, подбирающие остатки поминального угощения, для русской мистической культуры выглядят символично. А вот для непальцев все наоборот. Цвет траура – белый. А черные вороны… ну, просто вороны… Вот если бы макака-альбинос – тогда да! Символ! Макака в трауре в Пашупатинатхе кушает поминальную лепешку. Наш брат по реинкарнации скорбит вместе с нами. Вот такие зигзаги мистической культуры…
Фигурка в белом у воды на противоположном берегу Багмати – это как раз человек в трауре. Он совершает ритуальное омовение после сожжения кого-то из близких. Важно, что гхаты для сожжения трупов находятся метров на 50-100 выше по течению, и скорбящая фигурка в белом символически совершает очищающее омовение ниже по течению, т.е. в воде, которая несет прах сожженного родственника. А правее выше по течению парень собирает «дары Багмати»: украшения, одежду с умерших, недоеденные остатки поминальных лепешек, что Бог пошлет…
После омовения родственники сожженного перемещаются еще ниже по течению, чтобы символически сопровождать прах, несомый водами Багмати. Ниже по течению (слева на фото) мы видим поминальную группу, сидящую на гхате: две фигурки в белом (близкие родственники) и сопровождающие. Этот «поминальный пикник на природе» может продолжаться много часов. Дым от сжигаемых трупов никого здесь не смущает. Мы же сидим в лесу у костерка с шашлычком под водочку, верно?
009. На поминальной гхате на фото выше сидят двое. Скорбящий родственник, он обрит наголо. О подробностях ритуала сбривания волос в знак скорби мы еще напишем позже с иллюстрациями. И профессиональный «плакальщик». Он разделяет поминальную трапезу с человеком в трауре. На переднем плане мотоцикл, на котором приехал «плакальщик». Человек на работу приехал… На противоположной стороне Багмати люди готовят очередное сожжение, собрались родственники.
Если близкий родственник сожженного хочет показать особую скорбь, он снимает свои одежды и обривает голову наголо (см фото). Существует версия, что эта традиция не древняя. Пишут, что непальцы обривают головы в знак траура по принцу Дипендре, якобы убившему свою семью и покончившему с собой.
Здесь для наивного путешественника, который не является глубоким знатоком истории и культуры Непала, кроются два непонятных момента. Во-первых, не понятно, обривали ли головы в знак траура до смерти Дипендры (июнь 2001-го)? Во-вторых, история с принцем Дипендра очень мутная. Основная версия гласит:
«Выстрелы в обеденном зале дворца Нараянхити прозвучали сразу после девяти часов вечера 1 июня. В тот момент там ужинали 11 человек — почти вся королевская семья Непала. Слуг в зале не было, поскольку ни один посторонний не должен был наблюдать за трапезой живого бога Вишну, которым по традиции считался Его Величество Бирендра Бир Бикрам Шах Дева, одиннадцатый монарх династии, правившей с XVIII века.
Дворец бдительно стерегли 60 обученных в Англии охранников, но и они не могли входить во внутренние покои. Когда началась стрельба, секьюрити презрели запрет, но было уже поздно. Затянутая сизым дымом столовая напоминала бойню — среди осколков фарфора валялись окровавленные тела. Слабо стонала единственная уцелевшая — жена королевского брата Гьянендры. Еще дышал и наследник престола 29-летний принц Дипендра, рядом с которым на полу лежала автоматическая винтовка М-16.
Знатоки Непала говорят, что здесь правят не король и не министры, а астрологи. Ни один серьезный шаг не делается без консультации со звездами. Коронация покойного короля откладывалась три года — ждали благоприятного сочетания светил. Те же астрологи долго запрещали свадьбу Бирендры с его избранницей Аишварьей. Наконец свадьба состоялась в перестроенном по этому случаю дворце Нараянхити — звездочеты утверждали, что там жизнь супругов будет долгой и счастливой. Но только если наследник короля не женится до 35 лет. В противном случае и короля, и его жену ждала смерть.
По слухам, в тот роковой день долго крепившийся Дипендра объявил о своем браке с Девияни, дочерью индийского раджи. Естественно, родители обвинили его в неблагодарности и намерении сжить их со свету. Возможно, Аишварья высказала намерение, о котором давно шептались в Катманду, — объявить наследником не Дипендру, а его брата Нираджана. Это было вполне реально. Нираджану исполнилось 22 года, он учился в школе менеджмента и сызмальства был любимцем матери. А вот отношения его со старшим братом складывались неважно, хотя информация об этом весьма скупо просачивалась сквозь толстые стены дворца.
По официальной версии, после гневной тирады матери Дипендра побледнел, сказал, что плохо себя чувствует и пойдет прилечь. Он вышел в дверь, ведущую в покои, но скоро вернулся с автоматической винтовкой и прицельно, как в тире, открыл огонь по родичам. По одной из версий, у него была не одна винтовка, а две: вряд ли принц в состоянии аффекта стал бы хладнокровно перезаряжать обойму. Из трех десятков выпущенных пуль почти все попали в цель. Кроме короля, королевы и их детей погибли принц Дхирендра, королевские сестры Шанти и Шарада, муж последней Кумар и тетка Бирендры Джаянти. Комал, жену принца Гьянендры, спасло только то, что она сидела в дальнем углу и пуля задела ее по касательной. Ранение оказалось нетяжелым, но от страха и потрясения принцесса до сих пор не может или не хочет давать показания. Похоже, никто из ужинавших не успел даже вскочить. Когда все они оказались на полу, Дипендра пустил последнюю пулю себе в голову.
Так гласит вторая официальная версия событий. Первая, распространенная по радио ночью 1 июня, была откровенно абсурдной — в ней говорилось, что королевская семья погибла от «случайного разрыва винтовочной обоймы». До этого додумался принц Гьянендра, который срочно вернулся в столицу из инспекционной поездки по заповедникам (принц возглавляет Фонд охраны природы). Одновременно кто-то поведал журналистам версию о влюбленном принце.
Версия сразу же вызвала множество вопросов. Во-первых, ее абсолютно ничто не подтверждало — журналистов в священные глубины дворца не допустили, а трупы по индуистскому обычаю сожгли уже на следующий день. Более того, обеденный зал вскоре оказался вымыт до блеска! Никто не видел и злополучной винтовки. Создавалось впечатление, что кто-то торопится замести следы, свалив всю вину на принца. Сам Дипендра с головой, развороченной пулей, уже ничего не мог сказать. Тем не менее уже 2 июня его торжественно провозгласили королем Непала — «живым богом», полный титул которого состоял из 74 слов. Жизнь нового монарха оказалась короче титула. Рано утром 4 июня он скончался, так и не придя в сознание. Что самое поразительное, в Катманду вовсю говорят о том, что помимо смертельного ранения в голову принц получил и еще одно — в спину. Странный способ самоубийства…»
Однако основную версию произошедшей трагедии не приняли многие непальцы. Народу не предъявили факты и доказательства, и доверять преемникам власти у народа не было никаких оснований. К тому же, новый король Непала по имени Гьянендра не вызывал больших симпатий у народа. Его не в меру энергичный сын Парас, ровесник покойного Дипендры, любил приложиться к бутылке и в пьяном виде гонять за рулем мощного автомобиля по улицам ночного Катманду. Однажды он насмерть сбил популярного и многими любимого исполнителя народных песен. Понятное дело, что полноценного наказания высокопоставленный сынок Парас не получил.
Слухи породили множество версий трагедии, разыгравшейся в королевском дворце 1 июня 2001 года. Именно Гьянендру и Параса народ обвинил в преднамеренном убийстве королевской семьи с целью захвата власти. А принца Дипендру народ посчитал невинной жертвой, на которую повесили вину за расстрел королевской семьи. Обривание головы в знак траура стало символичной акцией протеста: мы скорбим по нашему умершему родственнику, но мы скорбим и по невинно убитому и оклеветанному принцу Дипендре. Мы всё знаем, и вы там наверху об этом помните! Народ всё знает!
Казалось бы, какое нам до этого дело? Но…
«Новость, разнесшаяся по миру, поначалу вызвала безразличие и даже иронию — подумаешь, очередная разборка в далекой экзотической стране. Кто их там разберет, этих непальцев с непалками? Но Непал — страна непростая. Именно здесь, на Крыше мира, находятся все восемь высочайших вершин Земли. Здесь родился Будда. Отсюда слали свои послания человечеству таинственные махатмы, и их царство — легендарная Шамбала — якобы находится здесь же. И буддисты, и индуисты верят в то, что кровь, пролитая на земле Непала, может серьезно повлиять на судьбы мира. Поэтому так важно разобраться, кто и зачем пролил эту кровь».
010. Еще одно поминовение. Скорей всего, это какая-та памятная дата по родственнику, который умер и был сожжен ранее. Одежда не белая, не траурная. Волосы не сбриты. Но возможно, эти люди просто не строго буквально соблюдают традиции или являются дальними родственниками, для которых траур не обязателен.
011. Ступеньки-гхаты для омовения рук, ног, лица. Они облегчают спуск к воде. С них можно спускаться и купаться, набирать воду. Некоторые эту воду пьют.
012. В одну и ту же воду лазят все: дети, взрослые, умершие, больные, животные… Священные воды Багмати все делают чистым. Религиозно-сексуально настроенные мамы любят подмывать детям интимные части тела в Багмати. Прямо рядом с погребальными кострами.
013. Умершую женщину обмывают перед ритуалом сожжения. Видимо, женщина была очень любима в семье. Мужчины бережно положили ее ногами в Багмати, руками обмыли ее всю, включая интимные части тела, влили в рот воду из реки. Обращают на себя внимание несколько вещей.
1. Бережность и заботливость, с которой мужчины ухаживают за трупом. Никакой брезгливости или отвращения! Так можно ухаживать за любимым живым человеком. У нас иногда к просто тяжело больным небрежнее относятся, чем эти люди к трупу.
2. Форма одежды очень демократична. Белый цвет траура приветствуется. Но можно и просто без брюк и в красных трусах. Доминирует любовь, а не церковные догматы.
014. Это гхата для омовения умерших. Сюда кладут труп ногами в Багмати. Гхата украшена цветами и растительными красками. Часто зажигают благовония.
015. Всё это немного напоминает пикник на природе. И хотя поводом является смерть, можно позагорать на горячих камнях, искупаться в Багмати, вкусно покушать и просто поболтать о своем с друзьями. Прощальный пикник на природе в компании с трупом родственника. Всем хорошо и приятно. Трупный запах никого не смущает. Так же как звук горящего человеческого мяса, сексуальные барельефы на стенах, мусор вокруг…
016. Общий вид на гхаты и людей. Публичность – неотъемлемая часть ритуалов омовения, раздевания, прощания и сожжения. Пашупатинатх – вокзал, откуда отправляются в иные миры.
017. Есть специальный постамент для членов королевской семьи. Говорят, что после трагических событий 1 июня 2001 года и кремации всех членов королевской семьи, постамент законсервирован навсегда. Мы не настолько хорошо знаем Пашупатинатх, но вроде бы это тот самый постамент-гхата.
018. Металлическое изображение Вишну на тысячеголовом змее Шешу на гхате королевской семьи. Гхаты для простых людей без таких барельефов.
019. Есть вероятность, что кремируют трупы не всегда, достаточно уйти от Пашупатинатха по священной Багмати вверх или даже вниз. Есть слои населения, у которых нет на это ни денег, ни желания, хоть становись собакой в следующей жизни. Кстати, собакам в Непале не плохо, но об этом в другой раз…
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы
Интернет-СМИ «Интересный мир». 23.03.2012
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.