В индуизме люди бессмертны. И хотя доказать или опровергнуть реинкарнацию никому не удалось, она определяет рождение, жизнь и смерть сторонников этой религии. Все это сопровождается многочисленными экзотичными ритуалами.
Если нет смерти, а просто заканчивается земная жизнь, то и проводы умершего в последний путь носят совсем иной характер, чем у простых смертных, которые смертны навсегда. Эти проводы публичны. Ритуал сожжения трупа напоминает проводы хорошего парня в российскую армию. Да, милый труп, впереди трудный путь, но так надо, все умирают… Мы тебя любим, поплачем-выпьем-потанцуем, сожжем в хорошем месте, чтоб ты в животное не переродился, дров не пожалеем, чтобы твой труп дотла сжечь – и будем ждать твоего возвращения. Оттуда ведь все возвращаются… Правда, в другом теле и неизвестно когда, но мы верим, что тебя узнаем даже в другом теле. А если не узнаем, ты нам подскажешь сам, когда вернешься. Что не подскажешь? Ну, не велика беда! Главное, что нам всем сегодня с тобой хорошо, милый труп!
Пашупатинатх – индуистский храмовый комплекс в Катманду. Он посвящен Шиве и считается одним из самых важных религиозных центров Шивы в мире. Здесь проводят многочисленные ритуалы, в том числе публичное сожжение умерших. Публичность, вообще, особенность этого места. При нас метрах в десяти от обмываемого в реке Багмати трупа, выходила из храма молодая красивая пара с младенцем, с интересом разглядывавшая лицо покойника. Мало ли, может знакомый кто? А недалеко в сторонке между каменными строениями справлял естественную нужду завсегдатай Пашупатинатха. Ну, далеко же до туалета бежать… Рядом многочисленные скульптурные барельефы откровенно сексуального содержания. Под ними временно положили труп на носилках. Он в очереди на обмывание.
Храмовую территорию Пашупатинатха прорезает река Багмати, впадающая в священный Ганг. Так что вполне понятна логика, почему именно в Багмати скидывают то, что осталось от трупа после сожжения. Все унесет в Ганг. Для непальцев Багмати – священная река, которая все грязное, мирское, болезненное и временное превращает в очищенное, волшебное, здоровое и вечное. Поэтому сюда скидывают и мусор, и трупы, а так же купаются, смывая с себя грязь и грехи живые люди. Мертвых тоже в Багмати обмывают. Считается, что живой, посетивший это место, очищает себя и в следующей жизни никогда не родится собакой. А человек, сожжённый в Пашупатинатхе, имеет большие шансы получить хорошее перерождение. Поэтому и грустить здесь не принято. Только в ритуальных целях. Что грустить-то, если ушедшему человеку семья обеспечила такое светлое будущее?! Радоваться надо, что смогли себе позволить!
001. Многочисленные каменные ступенчатые сооружения по берегам Багмати называются гхаты. Обычно их используют для ритуального омовения живых и мертвых тел, а также для ритуального сожжения. На фото вы видите проход к гхатам, где сжигают простых непривилегированных людей.
002. Общий вид на Пашупатинатх и реку Багмати. Часть храмового комплекса, где сжигают трупы. Тумбы справа – это гхаты для сожжения. Ступеньки между ними – это гхаты для омовения живых. Тумбы слева – это площадки для поминовения только что сожженного. На них умещается 2-4 человека и тряпка-скатерть для ритуальной поминальной еды. Есть специальные люди, которые за небольшую плату готовы помянуть с тобой умершего. Ступенчатый амфитеатр слева – это места для зрителей. На фото очень раннее утро. Через час поднесут трупы, подтянутся первые зрители, на гхатах справа зашкворчит горящее человеческое мясо, и над священной Багмати поплывет сладковатый удушливый дым. Не спешите уходить! Побудьте здесь! Тогда в следующей жизни вы точно не родитесь собакой!
003. Общий вид на Пашупатинатх. За мостом слева ступеньки-гхаты для обмывания трупов. Раннее утро, поэтому пока никого нет. А на ступеньках справа обычно сидят многочисленные зрители. Ведь труп кладут ногами к реке, и обмыть его нужно очень тщательно. Иногда приносят молодых симпатичных девушек, и зрители справа с любопытством заглядывают между ног обмываемой девушки: интересно, какая она была в сексе при жизни и вообще, как у нее ТАМ? Индусы очень любопытны, совершенно по детски, и такие вопросы для них совершенно естественны.
004. Общий вид на площадку для близких и родственников. Туристы сюда прорываются, но вообще считается, что они сюда заходить не должны. Справа гхаты для сожжения обычных непривилегированных людей. Слева скамейки для родственников. За арками вдали находятся открытые душевые. Служители культа (а проще – специально обученные сжигатели трупов), а иногда и родственники, обнаженными публично принимают душ перед ритуалом сожжения. Чего стесняться-то? Тело — это оболочка. Вы стесняетесь на автомойке? Душ принимают перед сожжением, а не после. К ритуалу нужно приступать очищенным.
005. Вот они справа под арками, покрашенные голубым душевые. Слева дверь в комнату ожидания для родственников. Это «отстойник» наподобие аэропортовского, чтобы дождаться своей «посадки», т.е. времени сжигания «своего» трупа. На солнце жарко, а там прохладно. Наверху балкончик, если вдруг ожидающим в очереди захочется посмотреть, как сжигают «чужой» труп. Ведь сожжение – это путь, а не конец. Мы же в аэропорту наблюдаем взлетающие самолеты. А что такого?
006. Священная река Багмати. Мальчишки и обезьяны соревнуются в том, кто лучший добытчик. Добывают мелкие ценности с умерших, их одежду, и даже остатки ритуальной еды. Ценности идут на продажу, одежду можно постирать и использовать по назначению, ну, а еду понятно… Ведь Багмати все очистила!
007. Все готово, как декорации на сцене театра. Священные воды, дрова для ритуального костра, многочисленные родственники, дети, собирающие вещи умерших, обезьяна, кушающая поминальную лепешку. Все обыденно и публично.
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы
Интернет-СМИ «Интересный мир». 23.03.2012
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.