Перемещаться по горам Карачаево-Черкесии наиболее естественно верхом. Так здесь принято с древних времен. В седле сидит практически любой мужчина. Мальчик, недостающий до стремян, старик с суковатой палкой из горного дерева, толстый пивной бармен с Домбая, — все они легко одним движением взлетают в седло и чувствуют себя верхом комфортнее, чем дома на диване.
Дороги в горах таковы, что иногда пасует полноприводной военный ЗИЛ. А когда дороги заканчиваются, то начинаются тропы, по которым может пройти конь. Тропы заканчиваются, и начинаются скалистые склоны, по которым может пройти баран и (или) искатель приключений. Разницу между тем и другим иногда определить сложно. 🙂
Учитывая местную специфику, значительную часть пути от Карачаевска до склонов седого Эльбруса (около 150 км) мы прошли верхом. Отдыхать останавливались в кошарах.
Строго говоря, кошарой называется загон для овец, но карачаевцы кошарой обычно называют домик, больше похожий на сарай, в котором живут местные жители-скотоводы. Скотоводы кочуют по горам. Соответственно кошары бывают летние (в зоне альпийских лугов) и зимние (в защищенных от зимнего ветра долинах и ущельях). Скотоводчество – основной промысел местных сельских жителей в горах.
Держат, конечно, овец и баранов. Отара может достигать 1000 голов. Стоимость одного барана около 3000 рублей. Отара стоит под 3 миллиона рублей. Это там в Карачаево-Черкесии. В Москве накануне праздника барана продают по 15 тысяч рублей. Т.е. та же отара, доставленная в Москву, тянет на 15 миллионов рублей. Притом, что в наличных деньгах люди в горах Карачаево-Черкесии крайне ограничены. Вот и думайте сами, можно этих людей назвать бедными или богатыми.
Законы гостеприимства, как правило, соблюдаются свято. В большинстве случаев хозяин зарежет барана в честь прихода неожиданного гостя. Проблем с едой и ночлегом не будет. Подразумевается, что гость разделяет культуру этих мест, развлечет хозяина интересной беседой и оставит что-нибудь практичное в качестве ответного подарка. Несколько метров альпинисткой веревки, например, были приняты с благодарностью.
Электрических холодильников в кошарах нет по причине отсутствия электричества. Свежее мясо кладут в ведро, а ведро помещают в ледяной горный ручей, который обязательно протекает где-то рядом. Иногда неожиданный высокогорный дождь превращает ручей в бушующий грязный поток, который уносит ведро с бараниной вниз. Ну, значит, такова воля Аллаха. Никто особо не расстраивается.
Намного практичнее мясо солить и вялить, что и делает большинство хозяев на кошарах. Баранина мелко рубится, перетирается с солью и специями и складывается на ночь в ведро или огромную кастрюлю. Там она дает сок, который выливается. Далее днем баранина вывешивается на солнце и подсыхает. На ночь опять в ведро. Далее процесс продолжается по кругу. Через неделю-полторы вяленая солено-перченая баранина приобретает неповторимый вид и вкус. Теперь она может храниться без холодильника месяцами. В любой момент ее можно положить в казан, наполненный водой и ароматными горными травами, томить несколько часов – и вот он, вкуснейший обед скотовода.
Еще там, где местность не сильно скалистая, разводят коров и яков.
Тибетский як великолепно чувствует себя в горах Карачаево-Черкесии. Местные жители считают, что он во всем превосходит обычных быков и коров. Он красивее, умнее, независимее и агрессивнее. От себя можем добавить, что мясо яка, приготовленное на костре в казане с травами очень вкусно и питательно.
Ночевка на кошаре холодной ночью в горах представляет собой интересное мероприятие для изнеженного жителя мегаполиса.
Очень часто на кошарах живут люди с непростой судьбой – в прошлом уголовные или военные преступники. Пообщавшись с ними вживую, невольно проникаешься мыслью, что понятие «преступление» — довольно условно и придумано обществом, а люди везде остаются людьми. Не найдя себе места в цивилизованном мире, эти люди живут здесь по своим законам, которые ничуть не хуже, чем те законы, по которым привыкли жить мы. Эти люди тяжело трудятся, ни от кого не зависят, рады доброму гостю и в любой момент готовы с оружием в руках отстоять свою свободу и имущество.
В горах принято говорить о лошадях и о женщинах. Это бесконечная тема. Лошадей должно быть много, а женщина одна. Ведь лошадь намного полезнее женщины. А с табуном лошадей проблем меньше, чем с гаремом. Вот так за казаном с мясом тибетского яка, в прикуску с выпеченным в печи домашним хлебом, мы и коротали время, обсуждая мировые проблемы: лошадей, женщин и непростые людские судьбы.
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы
Интернет-СМИ «Интересный мир». 25.02.2012
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.