«Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, лучше посох и сума…»
А.С. Пушкин
Когда начинающий психолог вступает в практическую психологию (консультирование и психотерапию), ему многое может показаться странным и непривычным в приходящих к нему разнообразных клиентах психолога. Ведь одно дело общаться с людьми поверхностно в разнообразных бытовых и социальных ситуациях, а другое дело, когда люди рассказывают тебе, как психологу, скрываемые от широкой общественности мысли, чувства, истории из своей жизни. И всё это происходит у тебя на консультации психолога, ты чувствуешь удивление, растерянность, желание помочь и ответственность. Непростая ситуация для начинающего психолога.
Люди ведь, в том числе и поэтому, ходят к психологу, что не хотят перед своими близкими, друзьями и просто социальными контактами обнаруживать свое психологическое своеобразие и показывать свой внутренний мир. У этих людей от их окружения многое зависит. А с психологом можно. Пришел – ушел. С психологом нет взаимозависимых социальных и личных отношений. Поэтому клиент на консультации психолога довольно открыто презентирует своих «тараканов». И правильно делает, конечно. Выслушивать и адекватно реагировать — это работа психолога, и он обязан ее хорошо выполнять.
Например, приходит такой клиент на консультацию психолога и на вопрос «Зачем пришли?» отвечает: «Я хочу, чтобы психолог подарил мне остров!» А другой говорит: «Я хочу вас убить!» А третий сообщает: «Я хочу, чтобы вы, как психолог, участвовали в групповом сексе с моей женой!». Четвертый мило делится удивительной информацией: «Вы меня, конечно, не знаете и никогда не видели, но вы разрушили всю мою жизнь. Вы во всём виноваты!» Кстати, все примеры из личной практики консультации психолога.
В общем, начинающий психолог закономерно испытывает эмоциональные и нервные перегрузки, часто удивление, внутреннее несогласие и соблазн причислить некоторых клиентов на психологической консультации к сумасшедшим, нуждающимся в психиатре. Честно говоря, не только начинающий психолог, но и продолжающий иногда испытывает эти чувства. Но в отличие от начинающего, он умеет со всем этим работать.
Вопрос, насколько адекватен и психически нормален человек, пришедший на консультацию, перед психологом стоит всегда. Особенно остро этот вопрос стоит на первичной консультации, когда психолог еще толком не знает, кто к нему пришел. От адекватности и психической нормальности людей, вообще, многое зависит в психологии. Например, возможность объяснить (попробуйте объяснить разъяренной любовнице, что жена ее любовника не всегда дура и стерва), понимание речи (попробуйте понять бред больного шизофренией, и вы сразу поймете, что мы имеем в виду), перспективы психологической помощи и психотерапии (достаточно одного случая тяжелого психиатрического заболевания у вас на психологической консультации, и вы сразу поймете, что вы, как психолог не всесильны), безопасность самого психолога и т.п.
Здесь, начинающие психологи делают, как правило, две типичные ошибки. Либо они пугаются, и всё в поведении человека кажется им странным — такой псевдо клинический взгляд психолога на каждого приходящего человека. Либо начинающие психологи склонны не замечать очевидных проявлений неадекватности и формальной клинической симптоматики у клиента, что закономерно приводит психолога к отсутствию результата психологической помощи и к рискам в плане чужой и собственной безопасности.
Наверное, мы до конца своих дней будем помнить мужчину-нудиста, который разделся у нас на консультации психолога догола (типа ему так комфортнее общаться), а потом во время разговора бросился к балкону, чтобы покончить жизнь самоубийством прямо в кабинете психолога. Вы когда-нибудь пробовали удержать голого скользкого человека, переваливающегося через перила балкона восьмого этажа? Поверьте, это очень волнующее занятие. Кстати, тот мужчина-нудист оказался психически вполне нормальным человеком. Просто временное состояние патологического аффекта в связи с проблемами в личной жизни.
Если не лезть в дебри теории психологии, то в работе практического психолога существуют несколько способов примерно оценить адекватность и психическую нормальность человека, пришедшего на консультацию психолога.
1. Психолог может сотрудничать со знакомым компетентным психиатром или клиническим психологом. Вот пусть он и разбирается. Вообще, это неплохой спокойный вариант. Но второго человека рядом с собой на консультации психолога часто не посадишь. А решения психологу надо принимать быстро. Иначе клиент психолога примет решение за вас. Например, поменять психолога. Или сделать попытку суицида прямо в кабинете у психолога. Или наброситься на психолога с агрессией. Так что психологу на консультации приходится принимать решения быстро. Но если есть возможность посадить рядом с собой компетентного специалиста в области психиатрии и клинической психологии, то это неплохо.
Например, один из нас проходил курс специализации по клинической психологии. На консультации психолога мы сидим вдвоем. Это удобно. Но мы изначально организовывали свою профессиональную деятельность в психологии по определенной схеме – семейная пара двух семейных психологов разной специализации в психологии. Взгляд мужчины и женщины. Мнение двух разных психологов. В качестве бонуса – взгляд счастливой семейной пары.
Но далеко не каждый психолог может и хочет именно так организовывать психологическую консультацию. Возникает необходимость либо повышать свою компетенцию, либо сотрудничать со знакомым компетентным психиатром или клиническим психологом. Это лучше, чем потом хватать голого человека, пытающегося сделать что-нибудь нежелательное в твоем кабинете на консультации психолога.
2. Психолог может предъявить клиенту комплекс авторитетных психодиагностических методик. Например, батарею тестов на диагностику личности и т.п. (Только не надо путать это с тестами из журналов и Интернета. Есть разница между профессиональными инструментами для психологической диагностики и средствами развлечения читателей.) Вообще, строгая психологическая диагностика – это лучший способ по достоверности получаемого результата.
Но существуют организационные проблемы. Клиент психолога может не захотеть проходить комплекс авторитетных психодиагностических методик. Очень вероятно, что на первой консультации психолога, так и случится. Например, клиент психолога может рассчитывать на быстрый сиюминутный результат и никакие объемные процедуры ему не нужны. Так он считает. Пришел – рассказал – получил консультацию психолога – ушел. Всё! Какая психодиагностика?! Еще клиент психолога может иметь предубеждения против психологической диагностики: и денег жалко, и, не дай Бог, что-нибудь найдут…
Много бывает разных случаев. Они кажутся экзотичными, пока не начинаешь работать психологом каждый день. Вот вам еще пример из личной практики психологической консультации. Приходит клиент и говорит: «У меня подозрения, что моя жена больна шизофренией. К психиатру она не пойдет, к психологу тоже. Если вызову специалистов на дом, она с ними разговаривать не будет. Мне нужно, чтобы вы приехали ко мне домой, например, под видом сантехников, поглядели на мою жену своим зорким взглядом профессиональных психологов и сказали мне потом ее точный диагноз. У меня от этого вся жизнь зависит».
Так что всем хороша строгая психодиагностика, но она на практике часто применима только в ситуации нескольких последовательных консультаций психолога или в условиях курса психотерапии. А реальная жизнь и психологическая консультация часто шире этих идеальных профессиональных ситуаций.
3. Психолог может сравнивать пришедшего к нему человека с большинством остальных людей. Тут действует логика, что большинство людей не могут быть неадекватными или сумасшедшими. И сравнивая пришедшего человека на психологической консультации со всеми остальными людьми, мы можем примерно определить меру адекватности обратившегося к психологу клиента.
Это способ можно назвать методом субъективной экспертной оценки. Он неплох, но предъявляет определенные требования к психологу.
Во-первых, для того, чтобы психолог мог быстро осуществить метод экспертной оценки прямо на консультации, он должен быть очень хорошим экспертом. Далеко не всякий психолог может обоснованно считаться хорошим экспертом. Это, всё-таки, определенный уровень компетенции в клинической психологии и психиатрии, а также широкий общий кругозор вообще в психологии. Далеко не у всякого психолога всё это есть.
Во-вторых, для того чтобы, например, психолог эксперт не ошибся, он должен быть не только компетентен, но и свободен от эмоциональной вовлеченности в ситуацию клиента. Проще говоря, он должен быть свободен от феномена проекции. Любой психолог понимает, о чем мы сейчас говорим. А если не знаете, срочно открывайте книги по психологии и читайте. Это очень вам пригодится на консультации психолога, даже если вы не эксперт.
В-третьих, для того чтобы сравнить пришедшего на консультацию психолога клиента с большинством остальных людей, необходимо об этом большинстве иметь профессиональное представление. Ни один человек не знает лично большинство людей на планете. Многим психологам не хватает кругозора, чтобы иметь профессиональное представление о большинстве других людей. Для этого ведь недостаточно книжки по психологии читать (хотя это тоже очень нужно!). Для этого нужно много путешествовать, внимательно наблюдать, думать, сравнивать. Постепенно у психолога появляется, как профессиональный, так человеческий кругозор. Весь этот «багаж» совершенно не лишний в работе. И вот когда он есть, на консультации психолога его можно применить. А когда его нет, применять нечего.
В качестве иллюстрации того, что ни один психолог или психиатр не застрахован от ошибок, можно привести в пример эксперимент Розенхана. Для тех, кто не имеет представления о том, что это такое, мы настоятельно рекомендуем почитать хотя бы Википедию. Это увлекательное чтение! А для профессиональных психологов есть смысл читать правильные учебники по психологии и, конечно, первоисточники. Иначе выйдет, как в той расхожей фразе: «Пастернака не читал, но осуждаю!» Или наоборот, Розенхана не читал, но одобряю.
В общем, вопрос об адекватности и психической нормальности клиента на консультации психолога, стоит перед психологом всегда. Перед начинающим психологом он стоит более остро и более драматично по последствиям, т.к. еще маловато профессионального опыта. Добавим к вышеперечисленному еще и то, что клиент психолога (как и любой человек) находится в динамически изменяющемся состоянии психики. В момент консультации психолога у него может быть временное проходящее состояние: например, сильный аффект (и он кажется начинающему психологу признаком стабильного психиатрического расстройства) или наоборот временное улучшение опасного психиатрического расстройства (которое такой клиент психолога может скрывать, а начинающий психолог может оказаться недостаточно внимательным и компетентным, чтобы распознать).
Для того чтобы сам психолог был адекватен в своих выводах и эффективен в психологической помощи, ему нужно быть очень внимательным к своему клиенту. Чтобы быть внимательным, нужно понимать, что ты ищешь. В учебниках психологии об этом, конечно, пишут, но сразу применить это на практике сложно. Собственные «открытия» на практике у талантливых начинающих психологов случаются, но цена этих «открытий» — годы жизни и риски для себя и клиента.
Так что, пожалуй, учиться у более опытных коллег на примерах их способов и стилей психологической консультации и психологической помощи – это наиболее быстрый и эффективный способ профессионального роста психолога. Тем более, что психология – ремесло интересное, и учиться этому непротивно. Главное, выбрать психолога, стиль которого вам нравится, у которого есть чему учиться, и у которого хочется учиться.
Авторы психологи Игорь и Лариса Ширяевы. Источник: Частная психологическая мастерская «Успешные Мозги».
Владельцы и создатели сайта интернет-СМИ «Интересный мир» — психологи и журналисты Игорь и Лариса Ширяевы. Интернет-СМИ «Интересный мир» — это информационно-аналитическое интеллектуальное издание, которое рассказывает читателям обо всём интересном в мире. Здесь же на страницах нашего сайта «Интересный мир» мы рассказываем о нашей деятельности в психологии. Наш профессиональный сайт по психологии: «Успешные мозги».
Интернет-СМИ «Интересный мир». 14.09.2013
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.