Нагорный Карабах. Монастырь Дадиванк. Часть 1. Величие духа, запечатленное в камне.
Там, где Карабахские и Мравские хребты сближаются друг с другом, образовалась небольшая горная долина. Здесь на холме построен один из величественных памятников армянской архитектуры — монастырь Дади, или Хута (монастырь на холме).
«Дади, один из тех семидесяти, кто пошел по приказанию святого Тадея в северные края Великой Армении, пал от руки Абгара, был привезен и похоронен в Малом Сюнике, и на этом месте был построен монастырь и назван Дади по его имени».
«Слова растворяются, исчезают, уходят. Разум и воля смолкают перед беспредельностью славы и величия вышних сил. И в наступившей тишине ты смиренно раскрываешь душу для благодати, которая вибрирует в каждом камне Дади».
«Дадиванк находится в Арцахе, на востоке провинции Верин (Верхний) Хачен или Цар, почти на самой границе Карвачарского и Мартакертского районов НКР… Монастырь стоит на высоте 1100 м над уровнем моря на южном склоне лесистой горы. С востока и запада склон ограничен небольшими оврагами, немного ниже они соединяются друг с другом и ограничивают лежащее между ними небольшое пространство, создавая своеобразный амфитеатр. Помимо основного ансамбля монастыря, на окрестных холмах сохранилось несколько часовен.
По свидетельству летописных источников монастырь Дадиванк был основан еще в I веке н.э, на месте могилы Дади, — одного учеников апостола Фаддея (Тадеоса). В ряде армянских источников монастырь называется также Аракелоц (то есть Апостольский), а Мхитар Гош его прямо зовет “Аракеладир”, то есть “основанный Апостолом” и, возможно, Дадиванк раскрыл пока не все свои тайны. Вероятно в IV веке, уже после официального принятия Арменией христианства вокруг могилы Дади была сооружена первая, самая древняя церковь монастыря».
Монастырь расположен так, что вид с любой точки снаружи или изнутри монастыря поражает своей красотой.
Дадиванк – не просто древний религиозный комплекс, ставший памятником культуры. Духовное влияние Дадиванка на историю и современность Нагорного Карабаха сродни океанскому течению: мощное, глубинное, вневременное, неотвратимое. Вот живой пример:
«На первом этапе освободительного движения подготовкой арцахских ребят для диверсионной работы занимался Леонид Азгалтян. По свидетельству ветеранов, школа Азгалтяна была жесткой и строилась на сплаве отношений Учитель-ученик Востока и западного военного профессионализма, присущего войскам специального назначения.
Начиная подготовку будущих разведчиков и диверсантов будущей победоносной армии, Азгалтян поставил странное условие: тренировочный лагерь должен быть развернут поблизости от Дадиванка.
“Начальству” арцахского подполья доложили, что он вроде бы слегка не в себе, говорит странные вещи. Например: “Мы должны начать в Дадиванке, чтобы победить…”
— Обучает-то он как? Как сами тренировки, — они-то нормальные?
— Блеск!
— Ну, тогда Господь с ним. Хочет тренировать в Дадиванке, пусть тренирует, а вы… старайтесь не обращать внимания на его разговоры.
И только единицы и то спустя много лет поняли, что имел в виду Азгалтян, говоря о начале в Дадиванке, о важности получении благословения сил, там пребывающих. Это было своего рода инициацией и пробуждением боевого духа во вчерашних городском юнце и сельском пареньке. Ведь им предстояло, расправив крылья, ломать хребет азербайджанской армии. Чтобы пробудить армянский боевой дух, в древнем сакральном центре Армянства должны были встретиться Учитель-странник и будущий воин, выросший на армянской земле и под армянским солнцем.
Не случайно именно освобождение Дадиванка позднее стало первым свидетельством не просто выживания, но возрождения Арцаха и Армянского Нагорья».
«Монастырь неоднократно опустошался и был ограблен персами, арабами, сельджуками, османскими турками, а затем вновь персами.
Начиная с XVII в., Дадиванк постепенно терял свои земли. И самое трагичное, что жители десятка окрестных деревень, в том числе и деревень, принадлежавших монастырю, были насильственно переселены в глубь Персии. Примечательно, что посетивший монастырь в середине XIX в. архиепископ Саргис Джалалянц увидел здесь лишь руины, которые «служили укрытием для разбойников, совершавших набеги на Арцах». Древние святилища были превращены в пастбища «для стад овец и скота». Перед погребами и комнатами раскинулись заброшенные обширные сады, где еще продолжают расти уже одичавшие плодовые деревья».
«После присоединения Восточной Армении к России, в 1830-е годы митрополит Багдасар Асан-Джалалян начал движение по возвращению монастыря церкви, поддержанное позже католикосом всех армян Нерсесом V и новым настоятелем монастыря иереем Аствацатуром. В начале 1910-х годов управляющим монастырских владений был назначен житель Тифлиса, Левон Микаэлович Тер-Аветикян, который, собрав необходимые документы, обратился в суд. Вопреки положительному для монастыря постановлению суда кочевники долгое время не желали покидать присвоенные земли. Однако к 1917 году Тер-Аветикяну удалось добиться передачи монастырю многочисленных пастбищ.
С установлением советской власти все монастырские владения были национализированы, а Дадиванк был передан в подчинение азербайджанским властям и вновь обезлюдел.
Вскоре после перехода контроля над монастырём к Нагорно-Карабахской Республике в марте 1993 года, здесь были начаты реставрационные работы на средства Армянской Апостольской Церкви и государства. Работы продолжаются до сих пор.
В 1994 г. Дадиванк был вновь освящён и в настоящее время является действующим монастырем Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви.
21 июля 2007 года в Дадиванке были произведены раскопки, в результате которых под стелой возле алтаря были обнаружены мощи святого Дади. По словам предводителя Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископа Паргева Србазана, находка имеет общехристианское значение, является величайшим событием для христиан всего мира».
«Ряд фактов позволяет говорить о том, что Дадиванк был построен на месте одного из дохристианских сакральных центров Армянского Нагорья. Значит, выбор места для могилы Дади, несущего свет Христианства от апостола Фаддея (Тадеоса), был отнюдь не случайным и позволил вновь соединить географическое пространство с духовным, став тем самым источником обновленной, уже христианской Традиции. Вероятно, это было одной из причин особого статуса монастыря в Арцахской епархии, где он всегда выделялся среди других».
Монастырский комплекс Дадиванк разделен на две части: основные сооружения, окруженные каменной оградой; и подсобные строения в южной части, расположенные вне каменной ограды.
Фрагмент ворот:
Древние стены вокруг монастырского комплекса.
На фото ниже вид на Церковь Хасана Великого, залу-притвор церкви Арзу-Хатун и саму соборную церковь Арзу-Хатун.
На фото ниже вид на притвор-часовню епископа Григора (с необычным куполом), колокольню с хачкарами, Церковь Хасана Великого, залу-притвор церкви Арзу-Хатун и саму соборную церковь Арзу-Хатун.
Расположение религиозных объектов монастыря.
1. Старинная церковь монастыря.
2. Малая базилика.
3. Соборная церковь Арзу-Хатун.
4. Церковь Хасана Великого.
5. Притвор-часовня епископа Григора.
6. Зала-притвор церкви Арзу-Хатун.
7. Колокольня.
«У южного крыла монастыря, на левом берегу Тартара находится огромная пещера, попасть в которую можно через вертикальное отверстие вроде дымохода. Тайна пещеры, сыгравшей важную роль для монастыря при неприятельских набегах, была открыта случайно в конце XIX в. при следующих обстоятельствах: охотник, в поисках подстреленного зверя, случайно обнаружил вход в пещеру под сгнившими балками пола. Спустившись в пещеру, он увидел там десятки книг. Затем перевез книги в город Шуши и передал их митрополиту Багдасару, за что получил большое вознаграждение».
Авторы и составители Игорь и Лариса Ширяевы. 2009. Источники: Ш. Мкртчян «Историко-архитектурные памятники Нагорного Карабаха», 1988. Журнал «АНИВ». Википедия.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 14.04.2015
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.