• Latest
  • Trending

Молельный камень у Челохово

14.10.2021

Таманский полуостров. Часть 9. Карабетова сопка (Карабетка)

09.03.2023

Таманский полуостров. Часть 8. Посёлок Веселовка и Бугазская коса

09.03.2023

Таманский полуостров. Часть 7. Посёлок Веселовка и Солёное озеро

03.03.2023

Беседы с Нарине: Путь в психологию

22.02.2023

Беседы с Нарине: Воспитание и школа жизни

22.02.2023

Отзыв главного героя о съёмке в нескольких фото и видео проектах

15.02.2023

Отзыв о съёмке от компании «TravelLine»

15.02.2023

Отзыв о съёмке в развлекательно-приключенческом проекте «Зов чести»

15.02.2023

Беседы с Нарине: Магия и психология

15.02.2023

Беседы с Нарине: о 90-х годах…

12.02.2023

Отзыв о фотосъёмке для груминг-салона «КуФи»

05.02.2023

Фотосъёмка котов

05.02.2023

Таманский полуостров. Часть 6. Рыбалка в лиманах вблизи станицы Курчанская

28.02.2023

Секс, как инструмент воздействия в семьях

15.01.2023

Мужской сбой по психологическим причинам

15.01.2023

Табу против инстинктов. Часть 7. Табу на мертвецов

12.02.2023
  • НОВОСТИ
  • ЕЖЖЫ-продакшн
  • КОНТАКТЫ
Суббота, 25 марта, 2023
Информационно аналитическое интеллектуальное электронное СМИ: туризм, психология, авторская журналистика, статьи и фото-видео
  • Главная
  • Человек
  • Общество
  • Туризм
  • История
  • Культура
  • Наука
  • Техника
  • Юмор
  • ЕЖЖЫ-продакшн
  • КОНТАКТЫ
No Result
View All Result
Информационно аналитическое интеллектуальное электронное СМИ: туризм, психология, авторская журналистика, статьи и фото-видео

Молельный камень у Челохово

2021/10/14
in История, Туризм
34.3k 1.2k
31k
SHARES
38.8k
VIEWS
ПоделитьсяПоделиться

Молельный камень-мегалит в урочище Гвоздна близ деревни Челохово Московской области Егорьевского района.

Читайте интересные статьи по меткам: Лопатинский рудник и кладбище 

Челохово, Гвоздна, камень, мегалит

Челохово, Гвоздна, камень, мегалит

Часть 1. Финно-угорские корни

ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ

Таманский полуостров. Часть 9. Карабетова сопка (Карабетка)

09.03.2023
859.1k

Таманский полуостров. Часть 8. Посёлок Веселовка и Бугазская коса

09.03.2023
1.5M

Таманский полуостров. Часть 7. Посёлок Веселовка и Солёное озеро

03.03.2023
1.4M

Отзыв главного героя о съёмке в нескольких фото и видео проектах

15.02.2023
1.7M

Беседы с Нарине: о 90-х годах…

12.02.2023
912.5k

Таманский полуостров. Часть 6. Рыбалка в лиманах вблизи станицы Курчанская

28.02.2023
871k

Доминирующая историческая версия гласит, что с древнейших времен здесь, в урочище Гвоздна близ деревни Челохово, обитали финно-угорские племена, которые постепенно, начиная с IX-X веков, стали поглощаться славянскими племенами. Сейчас уже трудно точно сказать, насколько мирным было это поглощение: бескровная ассимиляция или военный захват?

Ко времени прихода славян в IX-X веках, финно-угорские племена успели создать богатейшую культуру эпоса, сказаний и легенд, которая и легла в основу более поздней славянской и нынешней русской культуры. Достаточно вспомнить, что почти все русские народные сказки, былины и легенды, — абсолютное большинство древнего русского фольклора было записано этнографами со слов потомков финно-угорских племен в местах их изначального обитания. Так что вся наша нынешняя русская культура уходит корнями в финно-угорскую.

Челохово, Гвоздна, камень, мегалит

Создав богатейшую устную фантазийную культуру, финно-угорские племена на территории урочища Гвоздна близ деревни Челохово не успели создать хоть сколько-нибудь сильного государства. Пришедшие на эти земли славянские племена превосходили финно-угорские и числом, и вооружением, и, самое главное, уровнем организованности – у славян к IX-X векам уже возникало государство во главе с князем, опирающимся на дружину профессиональных ратников. Официальная историческая версия называет поглощение финно-угорских племен славянами мирной колонизацией…

Финно-угорские племена были, разумеется, язычниками. Они поклонялись природным объектам, в том числе, камням. Огромный камень-мегалит в урочище Гвоздна близ современной деревни Челохово, по всей видимости, тоже являлся объектом поклонения.

Челохово, Гвоздна, камень, мегалит

Забавно, что если бы современные ученые сообщили древним финно-угорским племенам, что этот камень принесли не боги, а ледник с Севера, то это, скорей всего, лишь подтвердило бы верования местного населения: огромная непонятная сила принесла этот валун с их исторической Родины.

Славянские племена, ассимилировавшиеся с финно-угорскими в урочище Гвоздна близ деревни Челохово, тоже на начальном этапе были язычниками. Христианство пришло в эти земли намного позже IX-X веков, и молельный камень-мегалит в урочище Гвоздна близ деревни Челохово исправно продолжал служить людям, давая им надежду на лучшую жизнь в обмен на нехитрые подношения.

Челохово, Гвоздна, камень, мегалит

Часть 2. Покровитель Никита

Прошли века. Сейчас уже трудно сказать, откуда произошло название Гвоздна. Впервые это название упоминается в письменных источниках XIV века, но не факт, что имеется в виду именно та Гвоздна близ деревни Челохово.

Христианизация этих мест происходила в период с XI аж по XVI век – настолько глухими и непроходимыми были эти леса и болота. Одна из исторических версий гласит, что первые христианские миссионеры принесли сюда икону святого великомученика Никиты.

Челохово, Гвоздна, камень, мегалит

Со святым Никитой, как и с названием Гвоздна, тоже много непонятного. И главный вопрос, какой Никита изначально является покровителем этих мест? Потому что не факт, что икона у камня и часовня чуть в стороне посвящены тому самому святому, который покровительствует этим местам изначально. Много путаницы в народе со святыми…

В России традиционно почитают несколько Никит. Первый, кто приходит в голову, это преподобный Никита Столпник. Тот самый, который исцелил князя Михаила Всеволодовича (Черниговского) в Переславле-Залесском в 1186 г. Теоретически первые христианские миссионеры могли принести икону преподобного Никиты Столпника в урочище Гвоздна близ современной деревни Челохово, но это маловероятно. Во-первых, в те стародавние времена преподобный Никита Столпник почитался, в основном в Переславле-Залесском, т.е. был местным святым. Просто потому, что времени со дня смерти Никиты прошло тогда еще недостаточно много. Во-вторых, день памяти Никиты Столпника совершается 6 июня (по новому стилю), а многовековая народная традиция почитает святого Никиту, который охраняет молельный камень-мегалит в урочище Гвоздна близ деревни Челохово 28 сентября. Так что это какой-то другой Никита.

Челохово, Гвоздна, камень, мегалит

Но есть в православной церковной истории еще два почитаемых Никиты: Никита Готфский и Никита Бесогон.

Канонический православный святой Никита Готфский был представителем племени готфов (восточных германцев) на ранних этапах становления христианства. Никита Готфский принял мученическую смерть за веру (подвергнут пыткам и сожжен заживо) в далеком 372 году. Среди простого народа святой Никита Готфский не был широко известен и почитаем по причине того, что простому русскому человеку было трудно выговорить и запомнить слово Готфский.

Иное дело Никита Бесогон. Яркое слово быстро запомнилось народом и легко прижилось в русской церковной культуре. Этому косвенно способствовала и биография (житие) Никиты Бесогона. Никита стал христианином вопреки воле отца-язычника, проводил эффектные публичные обряды изгнания бесов, крестил тысячи человек, был обожаем народом, но был убит собственным отцом-язычником. Согласитесь, имя и рассказанная история вполне тянут на то, чтобы экзорцист Никита Бесогон стал популярен на уровне «народного бренда». Так и произошло.

Как водится, в дело вмешалась официальная церковь. Неоднозначная фигура экзорциста Никиты вызывала сомнение, и житие Никиты Бесогона было признано апокрифом. А вот Никита Готфский со своей безупречной биографией был канонизирован.

Что делала церковная культура в борьбе с языческой? На дни старых языческих праздников назначались новые церковные, и постепенно христианские праздники вытесняли и заменяли собой древние языческие традиции. Именно такой прием был применен и в этот раз. День памяти канонизированного Никиты Готфского был назначен на день почитания Никиты Бесогона — 28 сентября. Вскоре простой народ перестал различать двух Никит, и воцарился в церковной культуре святой мученик Никита Готфский.

С этой точки зрения, оба Никиты: и Готфский, и Бесогон, — с равной степенью вероятности могли бы охранять молельный камень-мегалит в урочище Гвоздна близ деревни Челохово. Но есть одна важная деталь…

Традиционно леса и болота Егорьевского района были пристанищем для старообрядцев. Именно старообрядцы продолжали хранить древние народные традиции, почитая ставшим по решению Синода апокрифическим Никиту Бесогона, и отвергая признанным канонически единственным Никиту Готфского. Так что, какая бы икона сейчас ни находилась у молельного камня в урочище Гвоздна близ деревни Челохово, скорей всего, именно Никита Бесогон изначально является покровителем этих мест и почитался местным народом.

Челохово, Гвоздна, камень, мегалит

Часть 3. Обитель мира

И снова шли века… Старообрядческое село Гвоздна, известное в истории по письменным источникам с XIV века, продолжало жить своей жизнью. В 1668 г. (по некоторым данным в 1698 г.), уже после раскола Русской Православной церкви 1666 года, местный крестьянин Сергей Иванов построил здесь деревянную церковь. Старообрядческую, конечно. По преданию, церковь была построена по причине, что в бурные времена раскола Русской Православной церкви икона святого Никиты сначала была утеряна, а потом чудесным образом появилась вновь.

Деревянная церковь в урочище Гвоздна простояла на своем месте около ста лет. В 1770-е хозяин села Демидов (тот самый заводчик!) вывез местных крестьян на свои уральские заводы. К 1792 г. деревянная церковь стала не нужна – в нее просто некому стало ходить: молодые теряли здоровье далеко на уральских заводах Демидова, а старики все вымерли. Деревянную церковь в урочище Гвоздна разобрали и вывезли в Егорьевск на кладбище. Там она и сгорела в 1918 г. в результате всем известных событий.

Однако молельный камень-мегалит в урочище Гвоздна близ деревни Челохово удивительным образом притягивал к себе и возрождал духовную жизнь этих мест. В конце XIX века владевший этим лесом купец В. Клопов поставил у камня деревянную часовню, обустроил источник, который был назван по имени покровительствующего святого Никитским, построил бревенчатые дома для гостей-паломников. Просто так сделал, не за деньги, а по убеждению, что так правильно…

Крохотный погост в лесах среди болот не сожгли и не загадили. Наоборот здесь поселились и постоянно жили люди, добровольно взявшие на себя заботу о сохранности этого места. Сюда приходили паломники. Несколько раз в год, и особенно 28 сентября в день памяти святого Никиты, сюда, в глухие леса и топкие болота, приходили сотни людей: Богу помолиться, святого Никиту о чем-то попросить, в источнике искупаться.

Обитель мира

Обитель мира

Обитель мира

Это сейчас молельный камень-мегалит в урочище Гвоздна близ деревни Челохово украшен ленточками на языческий манер, а тогда на кустах и деревьях висели целиком крестьянские рубахи. Люди приходили к святому Никитскому источнику, купались в нем, надевали новое белье, как символ новой жизни, а старую рубаху оставляли у камня. Также оставляли монеты – в благодарность и с надеждой.

Челохово, Гвоздна, камень, мегалит

Челохово, Гвоздна, камень, мегалит

Этот погост в лесу в урочище Гвоздна близ деревни Челохово люди называли «Обитель мира». Удивительным образом, сюда, забывая религиозные конфликты и человеческие распри, приходили и сторонники церковных реформ патриарха Никона, и раскольники-старообрядцы – молельный камень-мегалит притягивал всех. «Когда идут в «Обитель мира», нет различия в вере. Это место почитается всеми, и каждый – старообрядец и церковный – идут сюда за советом и молитвой. «Обитель мира» всех примиряет, всех утешает», пишет Журнал «Старообрядческая мысль» №12 за 1911 г.

Челохово, Гвоздна, камень, мегалит

Челохово, Гвоздна, камень, мегалит

Часть 4. Молельный камень

Молельный камень-мегалит в урочище Гвоздна близ деревни Челохово таит в себе загадку, а именно: единственный это камень, или было несколько таких? Если было несколько, куда подевались остальные?

По версии журнала «Старообрядческая мысль» ледник принес в эти места несколько крупных валунов. Издревле они почитались язычниками – финно-угорскими и славянскими племенами – как священные. В поздние христианские времена эти камни были собраны и заложены в основание храма – как символ победы христианства над язычеством, и как подходящий материал для прочного фундамента.

В 1792 г., когда деревянную церковь, построенную крестьянином Сергеем Ивановым, разобрали и вывезли на кладбище в Егорьевск, каменный фундамент оказался бесхозным. Якобы окрестные крестьяне в поисках заработка разбивали крупные валуны из фундамента бывшей церкви на щебень, грузили на телеги и возили в Егорьевск. Там этот щебень продавали на строительство дорог в Егорьевске.

Эта версия журнала «Старообрядческая мысль» вполне вероятна, т.к. огромный камень-мегалит в урочище Гвоздна близ современной деревни Челохово имеет форму, вполне подходящую для закладки в фундамент. При некоторой фантазии на нем даже можно представить следы обработки. Так это или нет, мы не знаем.

И еще одна загадка, которая может быть связана с предыдущей. Тяжелый камень-мегалит не уходит в сырую землю, а чудесным образом лежит на поверхности, словно держится духовной силой. Этому может быть два объяснения: религиозное и строительное.

Религиозное объяснение. Это явление неудивительно – столько людских молитв и чаяний сюда было принесено, что странно, что камень-мегалит в урочище Гвоздна до сих пор не воспарил в небо. Еще несколько столетий людских молитв, чаяний и надежд, и, возможно, Чёлоховский молельный камень воспарит в воздух, и тогда, наверное, все наши мечты сбудутся.

Строительное объяснение. Чёлоховский камень, действительно, является частью древнего фундамента храмовой постройки. Время не пощадило фундамент, и сейчас мы не видим даже его следов, но земля здесь уплотнена, под камнем находятся невидимые остатки разрушенного фундамента церкви – вот камень и держится на поверхности земли «чудесной силой».

В советское время история молельного камня в урочище Гвоздна близ деревни Челохово стала неактуальна. Многочисленные разработки карьеров в округе изменили рельеф местности до неузнаваемости и разрушили водоносный слой – святой Никитский источник перестал существовать. И хотя тайные молебны у камня продолжались, реально Обитель мира перестала существовать. Погибло всё: часовня, источник, дома для паломников, но остался камень…

И снова молельный камень-мегалит в урочище Гвоздна близ деревни Челохово удивительным образом притянул к себе духовную жизнь этих мест. В 2001 г. здесь построили деревянную часовню, крытую деревянными пластинками из осины – лемехом. Край крыши украшен традиционной резьбой – «утиными лапками». Сюда снова приходят люди, особенно много 28 сентября.

Челохово, Гвоздна, камень, мегалит

Челохово, Гвоздна, камень, мегалит

Камни-мегалиты напоминают нам мужественных воинов. Если остался хотя бы один священный камень, он борется…

Челохово, Гвоздна, камень, мегалит

Челохово, Гвоздна, камень, мегалит

Источники:
Взаимоотношения славян и финно-угорских племен
Шушмор
Преподобный Никита Столпник
История для ключника
Святой Никита Бесогон
Какой Никита бесогонит?
Журнал «Старообрядческая мысль» №12 за 1911 г.

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы.

 Читайте интересные статьи по меткам: Лопатинский рудник и кладбище 

Интернет-СМИ «Интересный мир». 23.05.2015

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Visa 4276400051181130 Ширяева Лариса Артёмовна или MasterCard 5469400010332547 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.

Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

Tags: загадочноеЛопатинский рудникМосковская областьРоссияхрам
Share562Share

Related Posts

Туризм

Таманский полуостров. Часть 9. Карабетова сопка (Карабетка)

09.03.2023
859.1k
Туризм

Таманский полуостров. Часть 8. Посёлок Веселовка и Бугазская коса

09.03.2023
1.5M
Туризм

Таманский полуостров. Часть 7. Посёлок Веселовка и Солёное озеро

03.03.2023
1.4M
Культура

Отзыв главного героя о съёмке в нескольких фото и видео проектах

15.02.2023
1.7M
История

Беседы с Нарине: о 90-х годах…

12.02.2023
912.5k
Туризм

Таманский полуостров. Часть 6. Рыбалка в лиманах вблизи станицы Курчанская

28.02.2023
871k
Человек

Мужской сбой по психологическим причинам

15.01.2023
1.3M
История

Табу против инстинктов. Часть 7. Табу на мертвецов

12.02.2023
998.1k

ПУТЕШЕСТВИЯ / ИСТОРИЯ / НАУКА

Туризм

Таманский полуостров. Часть 9. Карабетова сопка (Карабетка)

09.03.2023
859.1k
Туризм

Таманский полуостров. Часть 8. Посёлок Веселовка и Бугазская коса

09.03.2023
1.5M
Туризм

Таманский полуостров. Часть 7. Посёлок Веселовка и Солёное озеро

03.03.2023
1.4M
Культура

Отзыв главного героя о съёмке в нескольких фото и видео проектах

15.02.2023
1.7M
Культура

Отзыв о съёмке от компании «TravelLine»

15.02.2023
502.8k

АРХИВЫ И КОЛЛЕКЦИИ

История

Отзыв о репортажной съёмке в проекте «Деревня»

11.12.2022
683.4k
История

Природный парк «Щербаковский», часть 6: Нижняя Добринка

15.10.2022
1.6M
История

Самолёты Ан на значках СССР

20.12.2021
340.9k
История

Воспоминания С.З. Ширяевой. Часть 4

19.10.2021
302.9k
История

Воспоминания С.З. Ширяевой. Часть 3

19.10.2021
329.5k
История

Воспоминания С.З. Ширяевой. Часть 2

19.10.2021
290.9k

ЗАГАДОЧНОЕ

Отзыв главного героя о съёмке в нескольких фото и видео проектах

15.02.2023
1.7M

Мужской сбой по психологическим причинам

15.01.2023
1.3M

Табу против инстинктов. Часть 7. Табу на мертвецов

12.02.2023
998.1k

Табу против инстинктов. Часть 6. Табу на вышестоящих

13.01.2023
395.9k

Табу против инстинктов. Часть 5. Табу, связанные с врагами, и табу на каннибализм

01.01.2023
618.4k

Табу против инстинктов. Часть 4. Табу на инцест

26.12.2022
709.1k

РУБРИКИ

  • История
  • Культура
  • Наука
  • Общество
  • Техника
  • Туризм
  • Человек
  • Юмор

Электронное СМИ (электронный журнал, электронное издание) «Интересный мир». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-46403 от 01.09.2011 г.

Учредитель: Ширяева Лариса Артёмовна
Главный редактор: Ширяев Игорь Евгеньевич
Адрес редакции: 127276, Россия, Москва, ул. Б. Марфинская, д. 1.
Электронная почта:  redaktor@interesmir.ru
Телефон редакции: +7 916 299 74 05

Распространяется бесплатно.

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях и за содержание сайтов, на которые даны ссылки.

Любые виды копирования или цитирования разрешены только при условии обязательного указания источника. Интернет ссылка на электронное СМИ «Интересный мир» обязательна!

 Внимание! Электронное СМИ «Интересный мир» предназначено для людей старше 18 лет. Если вам меньше 18 лет, немедленно покиньте этот сайт!

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций.

Рейтинг@Mail.ru
No Result
View All Result
  • Главная
  • Человек
  • Общество
  • Туризм
  • История
  • Культура
  • Наука
  • Техника
  • Юмор
  • ЕЖЖЫ-продакшн
  • КОНТАКТЫ

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In
67180408