Фигурки, оживающие благодаря магии, получили широкое распространение и в сфере заупокойных обрядов. Скульптурные изображения слуг умершего широко распространены среди погребального инвентаря в гробницах Среднего царства; позже их заменяют ушебти – «ответчики» — особые изображения владельца гробницы в виде запеленутой мумии. Первые подобные памятники датированы 21 в. до н.э., т.е. началом Среднего царства. Обычно ушебти изготовлялись из дерева или камня, в более поздние эпохи получили широкое распространение и фаянсовые экземпляры. В тот момент, когда боги призовут усопшего на общественные работы на Полях Иару, одна из многочисленных ушебти, помещенных в гробницу, согласно тексту Книги мертвых, должна была ожить и выполнить все необходимое за своего владельца.
Многие магические тесты указывают на то, что божественные сущности могли быть привлечены ароматом, а злые силы могли быть уничтожены с помощью специального запаха. Египтяне считали, что, например, сильный запах чеснока отталкивает демонов. Желая изгнать призраков, змей и скорпионов, нужно было произнести соответствующее заклинание и разбрызгать над домом или гробницей смесь из толченого чеснока и пива. Особые благовония использовались и при предсказаниях. Текст Лейденского демотического папируса указывает, что для получения необходимой информации маг брал бронзовый сосуд с изображенным на нем Анубисом, наполнял его водой и наливал в нее некоторое количество масла, чтобы оно покрыло воду пленкой. Ребенка-медиума клали на четыре кирпича и покрывали тканью его голову. С одной стороны от ребенка маг зажигал светильник, а с другой – курильницу с экзотическими благовониями. Затем он несколько раз нараспев призывал Анубиса, и через какое-то время мальчик начинал видеть в масле картины будущего.
Особой магической силой обладали выделения человеческого организма. Египтяне верили, что менструальная кровь обладает свойствами, отталкивающими насекомых, слюна исцеляет, а моча разрушительна. Молоко матери, родившей сына, считалось очень ценным, хранилось в особых глиняных сосудах в форме женщины с ребенком на руках, и по своей целебности уподоблялось молоку самой великой Исиды.
Самые разнообразные амулеты, которыми была так известна египетская магия, пользовались огромной популярностью во всем древнем мире и широко экспортировались. Вплоть до настоящего времени их находят на огромной территории, в которую входит даже Россия. Основная функция амулетов, погребенных вместе с усопшим – обеспечить ему защиту в загробном мире. Использование египтянами амулетов в повседневной жизни изучено гораздо хуже. В египетском языке этот род предметов обозначался словами са, мекет и уджа. Кроме того, существовало и известное различие между понятиями амулет и талисман: амулетом защищает владельца, в то время как талисман приносил удачу или помогал в достижении желаемого.
Сейчас сложно даже себе представить, какую важную роль играли амулеты в жизни египтянина, присутствуя практически повсеместно. Не будет преувеличением если сказать, что практически все египетские ювелирные украшения имели то или иное символическое значение. Особенно много амулетов окружало женщин и детей, так как египтяне считали, что их подстерегает гораздо больше опасностей со стороны мира иного, чем мужчин. Размеры амулетов сильно варьировались: это мог быть как миниатюрный символ бессмертия – стебель папируса уадж, так и массивный подголовник, украшенный необходимыми защитными изображениями. Его магическая сила, хека, зависела от его формы и цвета, материала, из которого он был сделан, сочетания всех этих характеристик. Магической силой обладали странные и экзотические предметы – раковины с побережья Красного моря использовались египтянами в качестве амулетов еще в IV тыс. до н.э., а раковины каури, свой формой напоминающие глаз и, одновременно, женский половой орган, считались лучшими оберегами от дурного глаза. Амулеты природного происхождения часто имитировались египетскими ювелирами. Некоторые амулеты делались из совсем неожиданных материалов, таких как кошачья шерсть или особые редкие травы.
Изготовлению амулета всегда предшествовали специальные обряды и магические церемониалы; их основной целью было отождествление изготовителя амулета и бога, дающего через созданный предмет защиту и покровительство. Один текст, датированный концом II тысячелетия до н.э., повествует как сами Исида, Нефтида и Хеджхотеп, особый бог-покровитель амулетов, ткут и прядут льняной шнур, из которого богиня Нейт путем завязывания узелков делает амулет, приносящий здоровье.
Огромное количество египетских оберегов имеют форму божеств, демонов, животных, растений, частей человеческого тела, элементов мебели и ритуальных предметов. Среди божеств, особенно тесно связанных с амулетами, следует упомянуть внешне грозную, но благую бегемотицу Таурт, скарабея Хепри, хранителя домашнего очага Беса и Хеха — бога, дарующего «миллионы лет» существования. Среди египтян колоссальной популярностью пользовались амулеты в виде Ока бога Хора Уджат, выполненные из самых разнообразных материалов. Тексты гласят, что око Уджат должно быть нарисовано зеленой краской на папирусе или ткани; уже одно это изображение могло быть оберегом.
При изготовлении некоторых других амулетов египтяне брали за основу форму важных церемониальных предметов, ежедневно использующихся в храмовом богослужении. К таким амулетам можно причислить систр – ритуальную трещотку богини Хатхор, символ постоянства, незыблемости и стабильности – столб Осириса джед. Многие амулеты были тесно связаны с иероглифическим письмом; среди них – знаменитый символ жизни анх, по поводу происхождения формы которого до сих пор не утихает дискуссия.
В качестве оберегов также охотно использовались печати с выгравированными на них именами богом и прославленных царей древности; так, имена Тутмоса III – “Менхеперра” и Рамсеса II – “Усермаатра” встречаются на ювелирных изделиях созданных много веков спустя после смерти этих великих властителей.
Описание некоторых амулетов встречается в тексте Книги мертвых. Глава 156 обещает умершему всестороннюю защиту благодаря амулету тет – узлу, символизировавшему кровь Исиды. Эту главу следовало произнести над амулетом, сделанным из красной яшмы, умастить его соком определенных трав, и на шнурке из растительных волокон повесить на шею умершего. Глава 101, предназначенная для защиты души в ладье солнечного божества, считалась особо секретной, написанной в предвечные времена Тотом для самого Осириса. Ее следовало написать на тончайшем полотне смесью мирры с пеплом тамариска. Полученный амулет клался на шею покойного и должен был защитить его от всех опасностей иного мира. Судя по текстам на некоторых подобных амулетах, опасность для человека могли представлять не только демоны, но и боги – Исида, Тот, а особенно Сехмет и ее сын Нефертум.
Папирусы греко-римского времени также описывают амулеты, необходимые магу во время выполнения опасных ритуалов. Введение к заклинанию рекомендует фрагмент льняного полотна от храмовой статуи Хорпахереду. Краской из мирры на этой ткани следовало написать формулу, идентифицирующую мага с Хором; затем ткань оборачивалась вокруг стебля прочного растения и семь раз перевязывалась нитками, посвященными Анубису. Одетый на шею, этот амулет обеспечивал магу полную безопасность.
На протяжении тысячелетий своего существования, древнеегипетская цивилизация успешно боролась с иноземным влиянием. Однако успешные военные походы фараонов Нового царства, наводнившие Египет иноземцами, привели к тому, что уже в конце II тысячелетия до н.э. в услужении у многих вельмож были сирийцы и нубийцы; африканские и палестинские женщины обслуживали их жен и детей. В египетский пантеон и язык проникают иноземные божества и понятия, а вместе с ними – элементы чужеземной магии и сакрального знания. В I тысячелетии до н.э. долину Нила завоевывают ливийцы, нубийцы, а затем – ассирийцы и персы. Все это ведет к взаимовлиянию культур и постепенному растворению собственно египетского элемента культуры. В египетские храмы входят представители народов, которых египтяне опасались на протяжении веков и с которыми боролись на протяжении тысячелетий. Начинается общая профанация египетской храмовой культуры.
В Романе об Александре царь Нектанеб, последний уроженец-египтянин на престоле страны, в образе бога Амона прилетает в Македонию, чтобы в браке с царицей Олимпиадой зачать Александра Великого. Исторический Александр завоевал Египет в 332 г. до н.э. Египтяне приняли его как освободителя от персидского ига, короновали по старинному обряду в Мемфисе, но, несмотря на то, что оракул в оазисе Сива назвал его сыном бога Амона, все же до конца не приняли.
С трагической кончиной Клеопатры VII и ее сына Цезариона, последних представителей династии Птолемеев, основанной военачальником Александра, Египет погружается, пожалуй, в самые мрачные века своего существования. Продолжается строительство обширных и великолепных храмов египетским богам, однако, в целом, – это тусклая форма, лишенная своего истинного содержания.
Греко-римские магические папирусы стали в полной мере отражением тех процессов культурной интеграции, которые происходили в обществе. Постепенно теряется смысл древних заклинаний и формул, остается лишь слепая вера в целительную и защитную силу действий и предметов, история которых уходила глубоко в века. Отныне магия и священное знание, если таковое еще оставалось, использовались для любовных приворотов, достижения финансовых благ и успеха в обществе.
Одновременно, некоторые черты египетской культуры проникают в другие средиземноморские страны, и богиня Исида становится женщиной, культ которой победил Рим. На смену древней мудрости приходят гностицизм, ранние формы христианства и полное смешение культур и мифологий. Одно любовное заклинание обещает, что в результате его прочтения женщина полюбит мужчину так, как Пенелопа любила Одиссея, а Исида – Осириса. Другое заклинание, предназначенное для изгнания злых духов, предлагает в этом случае упомянуть христианские имена бога, а к ним присовокупить для пущей острастки греческую Афродиту, египетского Ра и созвездие Большой Медведицы… В 5 в. н.э. прекратил свое существование последний оплот древнеегипетской религии – храм богини Исиды на острове Филе. Египетская цивилизация угасла, но многие истины, составлявшие основу ее культуры, продолжали жить.
Бог Тот в сопровождении божества Седжем, персонифицирующего слух, записывает титулатуру царя. Рельеф на воротах заупокойного храма Рамсеса II в Абидосе. 13 в. до н.э. ©Виктор Солкин
Фрагмент заупокойного папируса жрицы Неситанебетишеру с изображением бога Хека (верх, крайняя фигура слева) у престола бога Осириса. 10 в. до н.э. Лондон, Британский музей (Pinch G. Magic in Ancient Egypt. London, 1994, p. 11.)
Фрагмент магического жезла в форме священной кобры Уретхекау. Бронза. 15-12 вв. до н.э. Париж, Лувр. ©Виктор Солкин
Статуя жреца-целителя Джедхора, покрытая магическими текстами. В руках Джедхора – стела с изображением Хора, попирающего крокодилов. Гранит . 4 в. до н.э. © Supreme Council of Antiquities, ARE
Статуя бога Беса. Известняк, сердолик. Iтыс. до н.э. Париж, Лувр. ©Виктор Солкин
Магическая стела с изображением Беса Пантеоса, персонифицирующего магические силы бога-творца. 4-3 вв. до н.э. Париж, Лувр. ©Виктор Солкин
Сосуд для молока матери, родившей сына и уподобившейся Исиде. Керамика. 15-13 вв. до н.э. Париж, Лувр. ©Виктор Солкин
Око бога Хора – Уджат. Фрагмент рельефа на частной стеле. Известняк. 14 в. до н.э. Гренобль, Музей изящных искусств. ©Виктор Солкин
Магическая статуэтка женщины, проткнутая металлическими иглами. Терракота, железо. 2-3 вв. н.э. Париж, Лувр. (Pinch G. Magic in Ancient Egypt. London, 1994, p. 92.)
Амулеты, найденные под пеленами мумии Тутанхамона: папирусный стебель Уадж, два столба незыблемости и постоянства Джед (верх); в форме божеств (слева направо) Анубис, Сокар и Тот. Золото, инкрустации. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. © Supreme Council of Antiquities, ARE
Виктор Солкин.
Интернет-СМИ «Интересный мир».03.10.2011
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.