Тема холодного оружия – культовая тема в жизни горских народов Кавказа и Закавказья. Мы не могли пройти мимо этой темы в нашем путешествии в Карачаево-Черкесию.
Первое, на что обращаешь внимание при общении с людьми, встреченными в горах, это не маленьких размеров нож, висящий на поясе почти у любого мужчины. Длина и конструктивные особенности явно отличаются от разрешенных. Явление это массовое и законодательному урегулированию не поддается.
Обычные безпонтовые пацаны носят просто огромный нож по типу кухонного. Ребята с понтами, но без денег, носят самодельные клинки, сделанные «на коленке». Если есть небольшие деньжата, покупается нож, сделанный умельцами в зоне или на свободе. Серьезные мужчины носят настоящий охотничий или боевой кинжал. Если кинжал с надписью – это вообще тема.
«Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.
Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза — жемчужина страданья.
И черные глаза, остановясь на мне,
Исполнены таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, то сверкали.
Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный».
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Кинжал» написано в 1837 году по случаю. Перед отъездом из Грузии Михаил Лермонтов получил от вдовы Александра Грибоедова Нины Чавчавадзе в подарок один из кинжалов из ее коллекции.
«Из воспоминаний Р.Н. Николадзе узнаём, что М.Ю. Лермонтов и А.И. Одоевский в 1837 году, находясь в Грузии, часто беседовали с вдовой Грибоедова Ниной, ходили на могилу бессмертного творца «Горя от ума». Нина была тронута их вниманием и в знак благодарности решила подарить каждому из них по кинжалу из общей коллекции своего отца и мужа. Причём кинжал в качестве подарка был выбран “со значением” (как тогда говорили) — “как символ верности и долгу, чести, дружбе, светлому делу своих друзей по оружию и по лире”.
Лермонтов был взволнован подарком и на другой же день прочёл Николозу Бараташвили “первый вариант своего «Кинжала», который, по воспоминаниям товарищей, несколько отличался от более позднего, окончательного текста тем, что там упоминалась надпись на кинжале (неизвестно, на каком языке); эту надпись, по-видимому, представлявшую собой какой-то военный или гражданский девиз, Нина прочла и перевела своим гостям, взяв с Лермонтова клятву «быть верным этому кинжалу».
Но вернемся к Карачаево-Черкесии…
Кинжал для карачаевца – это больше, чем ножик на поясе, это, в первую очередь, символ личной свободы. Свобода и кинжал, для карачаевца святы, как для революционного матроса идеи революции и боевое красное знамя в эпоху большевизма. Поэтому ни один мент не будет изымать у карачаевца неразрешенный клинок, если только он не был задействован в реальном уголовном деле. Во-первых, побоится яростного сопротивления, причем общественное мнение будет на стороне владельца клинка. Во-вторых, мент – сам карачаевец и разделяет эту субкультуру. В-третьих, ему еще здесь жить. В Карачаево-Черкесии до сих пор общество сохраняет родовые черты. Войны родов по причине нарушения древних традиций без крайне весомых причин нормальные люди не хотят. Слишком много крови прольется.
Наличие холодного оружия у каждого взрослого мужчины в горах удивительным образом способствует миру и взаимной вежливости. Карачаевец, влипший в историю с милицией, может вполне серьезно сказать: «Это потому, что я был без оружия!» По нашим субъективным наблюдениям наличие 40-ка сантиметрового острого, как бритва, клинка на поясе каждого из участников беседы хорошо остужает даже очень горячие головы. А учитывая, что за несправедливо обиженного могут вступиться несколько родов (а это десятки мужчин, владеющих оружием), то нарушить это равновесие может решиться только дурак или отморозок. Но такие долго не живут в этом сообществе. Либо старшие воспитают, либо сам погибнет.
Украсть кинжал даже у своего друга или родственника не считается серьезным преступлением. Карачаевец может подойти, например, к своему брату и сказать: «Мне нравится твой кинжал. Сам подаришь, или мне его у тебя красть придется?» В большинстве случаев дело заканчивается дарением. Ведь иначе все равно найдет момент и попытается украсть. Даже если похититель известен и не скрывается, общественное мнение к нему снисходительно. Ну, не удержался, украл, так ведь кинжал красивый, ну кто же из нормальных мужчин тут удержится?! Да и хозяину впредь наука, что с оружием расставаться нельзя! Это жену можно дома оставить, а кинжал нельзя.
Настоящий карачаевский клинок незаменим в хозяйстве. Им режут скот, срубают сучья для костра, вскрывают консервы, делают мелкий ремонт в хозяйстве. В тело он входит, как горячий нож в сливочное масло, и в работе требует чрезвычайной осторожности.
Путешествуя в горах Карачаево-Черкесии, очень быстро начинаешь понимать, что темный небритый мужчина с неразрешенным клинком на поясе, может оказаться гостеприимным хозяином и милейшим собеседником. Статистически, скорей всего, так и будет. А от исключений никто и нигде не застрахован.
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Фотографии Игорь Ширяев, Лариса Ширяева, Лидия Глущенко.
Интернет СМИ «Интересный мир».23.09.2012
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.