Непризнанная республика Нагорный Карабах. Спорная территория, находящаяся в статусе оккупированных земель. Предмет конфликта между Арменией и Азербайджаном. Но Бог не подвластен земным границам, и Он может проявлять свое присутствие на любых спорных территориях. Красота тоже не знает границ. Окрестности села Вагуас и лесной храм и монастырь Кармирванк – отличное тому доказательство.
Лесной храм Кармирванк находится вблизи села Вагуас в Нагорном Карабахе. Вагуас – место, где фотографу и художнику есть смысл задержаться надолго… возможно, на всю жизнь. Удивительное вдохновляющее место!
«Вагуас – одно из знаменитых селений Верхнего Хачена – расположен на правом берегу Тартара, на наклонном плато, напротив Атерка. Старинный мост через реку был важным связующим звеном на торговом пути Двин— Партав. Проходящая через мост дорога была кратчайшим путем, веками связывающим провинции Хачен, Джраберд с бассейном озера Севан.
Церкви, кладбища, основания жилищ, встречающиеся на каждом шагу, говорят о существовании древних поселений в окрестностях Вагуаса. Селище Древний Вагуас находится в двух-трех километрах от современной деревни. В развалившейся ныне церкви некогда стоял огромный, искусно орнаментированный хачкар, высотою 3 метра и надписью, датированной 1218 годом. В селище Вардан сохранились развалины монастыря, одна из надписей которого сообщает: «В лето 664 (1215 г.) я, Хасан, дочь Григора Великого, супруга князя Тахана, построила церковь…» Автор Шаген Мкртчян.
К лесному храму и монастырю Кармирванк ведет тропа из села Вагуас через удивительной красоты сказочный горный лес.
Временами кажется, что вот-вот мы встретим сказочных существ, а возможно, даже гномов и волшебника Гэндальфа.
По пути от села Вагуас к лесному храму Кармирванк нас окружает лес удивительной красоты. Если побродить в этих местах, можно наткнуться на остатки современной и древней культуры. Здесь встречаются следы древних поселений, развалины церквей, старые захоронения, хачкары. Потрясающее слияние красоты и древней культуры, проросшее сказочными лесами на крутых горных склонах. Ассоциация с храмовым комплексом Ангкор-ват в Камбодже напрашивается. Но у Нагорного Карабаха есть преимущество перед далекой Камбоджой. Здесь всё родное, христианское. А еще здесь нет толп туристов. Только Бог, горы и твоя душа…
Неблизкий путь к храму Кармирванк превращается здесь в мистический Путь.
И вот оно чудо… Поднимаясь из тьмы ущелья, поросшего густым лесом… поднимаясь к свету, мы приходим к Храму. Полуразрушенный древний христианский храм и монастырь Кармирванк на оккупированных территориях в Нагорном Карабахе. Высоко в горах… в лесах… Кому он тут нужен? А разве бывают ненужные храмы?! Если храм стоит, значит он кому-то нужен!
Шаген Мкртчян в книге «Историко-Архитектурные памятники Нагорного Карабаха» пишет:
«Монастырь Кармирванк расположен в лесу, окруженном глубокими оврагами и крутыми склонами, в трех километрах от деревни Вагуас. Комплекс состоит из церкви, притвора, часовни, развалившихся келий и других сооружений. Все постройки осуществлены местным расщепленным камнем. Тесаные плиты использованы лишь в наличниках ниш, дверных и оконных проемов. Отесаны также квадры с эпиграфическими надписями. Для хачкаров монастыря использован твердый камень розового цвета. Они имеют определенное сходство с вышеописанными стелами долины Тартар. Все хачкары отличаются высокой техникой резьбы и имеют некоторые стилистические особенности».
Монастырь и сейчас кажется окрашенным в розовый цвет, особенно в лучах закатного солнца. Это впечатление оказалось для нас субъективно намного более сильным, чем впечатление от впервые увиденных в Малайзии розовых фламинго. К сожалению, фотографии не передают этот едва уловимый розовый оттенок.
Монастырь Кармирванк пророс горными деревьями, словно камбоджийский храмовый комплекс Ангкор-ват. Кармирванк, конечно, намного меньше, но зато он оставляет удивительно теплое душевное ощущение своего родного храма. Ощущение заброшенности, отсутствие толп туристов с фотокамерами, отсутствие навязчивых торговцев сувенирами, — всё это играет в плюс монастырю Кармирванк. Здесь возникает чувство истинности, аутентичности и «настоящести».
Существует план монастыря Кармирванк, составленный Мкртчяном.
Также Шаген Мкртчян пишет:
«Монастырь богат эпиграфическими надписями. Надписи высечены на стенах церкви и притвора, на тимпанах порталов и хачкарах. Они сообщают достоверные и ценные сведения не только о строительстве монастыря, но и о социально-экономических и политических взаимоотношениях княжеств Верхнего Хачена.
Строительная надпись в 16 строк, высеченная на узкой и длинной плите, помещенной в восточной части северной стены, гласит: «В лето 673 (1224 г.) Я, сын Вахтанга, брат Хасана, построил эту церковь и отдал во служение (церкви) сына моего Григора и посаженный мною сад в Чаке вместе с садовником (ради) спасения души моей…».
О построении этой церкви, но с указанием другой даты и другого заказчика сообщается в надписи в 13 строк на южной ее стене — «В лето 708 (1259 г.) Я, Тер Григор, епископ Амараса сопричастился к святой братии и выплачивал жалование вардпету, строившему церковь. Предводитель монастыря, Тер Григорэс…»
Повторное построение церкви спустя 35 лет, по всей вероятности, говорит о том, что церковь пострадала, а может быть, и была разрушена неприятелем до такой степени, что восстановители сочли правомерным использовать слово «построить». Даты не могут быть ошибочны, т. к., согласно первой надписи, Сакар своего сына Григора отдает во служение церкви, а во второй — тот же Григорис уже фигурирует как предводитель монастыря.
Как известно, Сакар или Сакр был представителем княжеского дома Цара. В другой, не менее интересной надписи на одном их хачкаров Кармирванка сообщается название церкви, а может, и монастыря: «Сурб Григор из Бердадзора». В надписи упоминаются также дары, сделанные Сакаром. Таким образом, Сакар, скорее всего, перестроил монастырь Сурб Григора в Бердадзоре и стал его опекуном.
По-видимому, восстанавливающий церковь зодчий был довольно знаменитой личностью, т. к. имя свое он заменил титулом Вардпет (учитель). Надписи на стенах церкви сообщают интересные данные и о размере платы зодчим. По расчетам С. Бархударяна, неизвестный зодчий-вардпет, окончательно восстановивший небольшие сооружения монастыря Кармир, получал 80 дахеканов. Это для XIII века «является значительной суммой, особенно в отдаленных краях».
Шаген Мкртчян пишет:
«Что касается сооружений монастыря Кармир, или Бердадзор, то отметим, что церковь представляет собой маленькую сводчатую залу, к которой с запада примыкает притвор, а с юго-востока — часовня. Все стены воздвигнуты из расслоившегося белого и оранжевого известняка. Использованы были также и большие глыбы.
Южные и северные стены памятника довольно массивны. В стенах с внутренней стороны притвора построены большие ниши, через которые можно пройти в ризницы, помещенные в стенах.
Монастырь Кармир известен и как крупный центр рукописного дела. Один из писцов монастыря, по имени Вардан, в рукописи от 1621 года сообщает, в каких тяжелых условиях приходилось работать создателям армянских рукописей. «При написании одной страницы раз десять вынуждали вставать с места. Не взыщите с меня за книгу и ошибки в ней. Беру в руку перо — а надо возиться с камнем и дровами, понапишу немного — снова нужно идти ухаживать за садом и ульями…». Писцу Вардану, видимо, было поручено также ведение монастырского хозяйства».
К сожалению, монастырь неизбежно разрушается под воздействием времени. Нам выпала редкостная удача успеть прикоснуться к этим камням, пока не закончилась наша человеческая жизнь, и пока не закончилась жизнь этого памятника человеческому духу. Увы, монастырь, как архитектурное строение, умирает… Если в ближайшее время ничего не изменится, то скоро тут останутся только затянутые землей и корнями камни. Грустно всё это…
Возможно, вскоре остается только прекрасная природа.
Спасибо людям Нагорного Карабаха, которые сопровождали нас на этом нелегком пути из села Вагуас к лесному горному храму и монастырю Кармирванк.
Игорь и Лариса Ширяевы. Нагорный Карабах (Арцах). Вагуас. 2009
Интернет-СМИ «Интересный мир». 13.07.2013
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.