Къарча – национальный герой карачаевцев. Его роль в истории карачаевского народа трудно переоценить. Многочисленные легенды о Къарче в деталях сильно противоречат друг другу, но в общих чертах понятно следующее. Много лет назад Къарча пришел в пустынные места Северного Кавказа, утвердил эти дикие земли за собой и соратниками, отстоял их от притязания врагов, объединил враждующие роды силой своего авторитета и, по сути, создал свое микро-государство. Потомки соратников и последователей Къарчи стали называться карачаевцами.
«Карачаевцы, живущие на высотах под Эльбрусом, хотя народ немногочисленный, но храбр, имея врагами с правой стороны закубанцев, с левой Кабарду, никогда ещё не был побеждён и самостоятельность его ещё более наводит страх на соседей… Вообще карачаевцы отличаются от прочих горцев опрятностью одежды, чистотой домашней жизни, любезностью в обращении и верностью данного слова. Мужчины среднего росту и стройны, белолицы и большею частью с голубыми, блестящими глазами, в особенности женский пол красив».
В. Шевцов. Жур. «Москвитянин»,
М., 1855, № 23,24, кн.1 и 2, с.5
Замковый камень Къарчи – священный камень карачаевского народа. По преданию именно на этом камне сидел Къарча, обдумывая планы своих великих свершений, с этого камня он обращался к людям, именно здесь он утверждал основы того, что можно назвать карачаевской государственностью.
Камень Къарчи находится в Худесском ущелье у слияния рек Худес и Кубань. Камень находится недалеко от дороги, и сейчас любой желающий может подъехать к нему на машине, чтобы поклониться национальной святыне и прикоснуться к древней истории.
Реку Худес, бурлящую в одноименном ущелье, не случайно называют Черной рекой. Вода ее черна, и украшена белыми бурунами. Вода Худеса сама напоминает черный камень с блестками, только камень живой и бурлящий. Все это вместе: камень Къарчи, черная памятная стела, черная вода Худеса с белыми бурунами и белоснежные вершины гор вокруг – все это оставляет неизгладимое впечатление.
История Къарчи величественна. Она вдохновляла многих поэтов и сказителей. Например, народным поэтом Назиром Хубиевым была создана баллада «Камень Къарчи», которая, в переводе Николая Тихонова, поступила во многие библиотеки мира, в том числе и в Библиотеку им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге, и в Библиотеку Конгресса США.
Благодаря истории Къарчи, просто красивое место в горах стало священным, а простой аскетичный мемориал заставляет задуматься всерьез. Мы собрали несколько легенд про Къарчу, но изложенная ниже версия показалась нам самой аутентичной. В ней дух Кавказа.
«Карча считается родоначальником карачаевского народа. Он был сыном одного татарского мурзы и звали его не Карчею, а каким-то другим неизвестным именем. Во время владычества татар над Россией, он с родителями жил в каком-то татарском поселении в Золотой Орде, которое называлось Кошкаром. Там у него кто-то умер из близких и знатных родственников. Все родные и знакомые по татарскому адату носили «кара», или глубокий траур. Карча тоже следовал общему примеру. Во время траура он уехал куда-то недолго в сопровождении слуг, из которых упоминаются Науруз, Адурхай и Будиян. Через несколько лет он явился домой в таком же черном одеянии и как раз попал на свадьбу. Его траурное одеяние так не соответствовало общему веселью, что над ним начали смеяться: «Карча! Къарча», т.е. смотри на черного. С тех пор его так называли Карчею. Ему так не понравилось это прозвище, что он решил бросить свое родное гнездышко Кашкар.
Он собрал несколько товарищей, взял своих слуг с их семействами и отправился искать себе нового жительства. 616 лет, тому назад, в 1283 году, после долгих скитаний он поселился в верховьях реки Архыза (Малого Зеленчука), где прожил несколько лет без всяких приключений. Вскоре к ним присоединился Хубий, выходец из Козлева (местность в Закавказье). В это время случайно к этому месту прикочевали неизвестно откуда кызылбеки (дикий народ) и потребовали от карачаевцев тишлик (знак почтения, покорности, — овцу или быка для шашлыка), но Карча не согласился подчиниться без боя и прогнал их послав из своего владения. Оскорбленные кызылбеки, собрав многочисленное войско, двинулись на них и в два дня заставили сдаться и наложили на них дань – 60 коров. Видя плохое свое положение, карачаевцы спросили совета у своего гостя Хубия: — Как поступить с кызылбеками в настоящем случае? Хубий сказал: — Вы обещайте уплатить дань, но просите несколько лет отсрочки. Они приняли совет Хубия и просили кызылбеков об отсрочки времени для уплаты дани. Те, не подозревая обмана, согласились.
Как только настала весна, карачаевцы стали удаляться с верховьев Архыза к устьям его, подальше от кызылбеков. На дороге они встретили какого-то старика, жившего здесь с давних времен. Он им сказал: На дороге здесь лежит сарыубек (огромная змея). Их было два, но одну из них убил ногаец, а эта змея осталась и проглатывает всех проходящих по этой дороге. Между вами есть хорошие охотники, вы убейте его гуртом не трудно. Тогда 60 человек послали посмотреть что за змея. Увидевши страшное чудовище, те охотники разбежались: остался один Науруз, он не растерялся. Метко прицелясь, он пустил стрелу прямо в глаз чудовища. Убедившись, что сарыубек убит, он направился в лагерь и здесь рассказал товарищам о своем подвиге. Тогда карачаевцы пошли посмотреть на труп сарыубека. Увидев страшное зрелище, Адурхай упал в обморок (до настоящего времени при каждом удобном случае вышучивают потомков Адурхая: Эх вы трусы! Ваш дед увидев змеиную кровь, упал в обморок от испуга).
На этом месте карачаевцы жили два года: все женщины здесь вымерли и осталось только две. Карачаевцы, видя что на этом месте им не везет, переселились в Элтаркач. Тут к ним приехал Крымшамхал, выходец из Крыма. Крымшамхал и Хубий стали заниматься предосудительным промыслом, они воровали детей у карачаевцев и продавали их в Кабарду. Через несколько лет они за дорогую цену указывали родителям, где находятся их дети. Наконец, карачаевцы узнали об этом промысле, жестоко их избили и порешили прогнать их из своего общества. Хубий и Крымшамхал поклялись и просили прощения у карачаевцев.
Здесь карачаевцев теснил другой народ из кабардинцев (наверное, закубанские черкесы). Через несколько лет карачаевцы переселились с Элтаркача на верховья р. Баксана (в Кабарде). Около шести лет жил Карча там со своим племенем, никем не тревожимый. В одно время Карча вздумал построить мост через Баксан. Щепки донесли Казию. Раздраженный князь Казий, снарядив отряд из своих кабардинских джигитов, двинулся с ним к верховьям Баксана с целью отыскать и наказать тех, кто осмелился хозяйничать в его владеньях. Но найдя, что карачаевцы живут в местностях, совсем ненужных, изменил прежние жестокие намерения обложить дань скотом по обоюдному соглашению. Карча решил отказаться, так как дотоле никому не платил, счел за постыдное дело для себя. Отдал связанную паршивую собаку. Поход Казия на Карчу. Карча перебрался в Сванетию. Но он не решался вступить с кабардинцем в открытый бой, а остался вредить ему частыми набегами и захватами многочисленных стад. Однажды он услышал от логбежа-кабардинца: — «Если только Аллах избавит нас от рук ненасытного Карчи, то мы принесем этого барана в курманлык». Карча, услышав это тоже про себя сказал: — А если мне удастся благополучно захватить эти кабардинские стада, я тоже принесу его в курманлык. Когда пастухи улеглись, Карча бросился на них, перевязал всех их (пастухов), угнал кабардинские сокровища, с лишком 7 тыс. штук овец. «Возьми этого барана, отправляйся с ним в Кабарду и скажи своему князю, что все богатство его народа в моих руках и что если он хочет возвратить его, то пусть явится ко мне для мирных переговоров. Я буду ждать его на границе сванетской земли (при этом он назвал известное место, очень удобное для обороны). Если же он не явится через три дня, то все его богатство погибнет безвозвратно».
Прибытие Казия. Остановились на условленном месте. Казий повел переговоры. Карча же во время переговоров сидел на одном огромном камне и предписывал своему «джауу» условия мира. Он требует от Казия: 1) выдачи все пленных и полного возвращения всего взятого кабардинцами у Карчи во время набега; 2) полной независимости; и 3) уплаты всех расходов по найму сванетских воинов. На выполнение первых двух пунктов Казий согласился беспрекословно, но на третий ни за что не хотел согласиться. Тогда Карча пришел в сильный гнев и, привставши с огромного камня, на котором сидел, сказал: «Если так, то попробуй взять у меня стадо с силой!». При этом он с такой силою опустился (сел) на камень, что последний от его сильного удара с оглушительным треском раскололся на четыре части… Кабардинцы, видя в свое враге такую неслыханную дотоле сверхъестественную силу, страшно испугались и поспешили с точностью выполнить предложенные им условия мира. При выдаче пленных, двух молодых карачаевцев не оказалось. Вместо них кабардинцы выдали двух своих парней, по имени Тохчук и Тамби. Теперь в Карачае есть две больших фамилии Тохчуковы и Тамбиевы, их считают потомками Тохчука и Тамбия.
После этого Карча вскоре скончался и тело его было похоронено в Баксан-башы (верховья р. Баксан, где жили Карачаевцы), а потомки его, не желая здесь больше оставаться, переселились к сванетской границе, где и жили несколько лет. В это время один знаменитый охотник по имени Боташ (из рода Адурхаева), случайно открыл Хурзукскую долину. Однажды, охотясь, он переправлялся через горы и увидел эту долину, где в то время был непроходимый лес. В лесу водились целыми стадами зубры, туры, олени и другие животные. Боташу сильно понравилась эта местность и он перебрался на житие со своим семейством. На одном из полянок построил себе саклю, вбил перед домом «быкъы» (разветчатый столб) для вешанья охотничьей добычи. Через несколько времени Карачай (народ Карчи после его смерти стал называться Карачаем) послал несколько человек из своего племени для отыскания удобного места с целью окончательного поселенья. Там послы случайно переправились в ту же долину, куда переселился Боташ и увидали привольное его житие. Быкъы Боташа был покрыт мясом диких туров и зубров. На другой год весною и переселился Карачай в Хурзукскую долину к Боташу. Карачаевцы начали делить всю землю между собою и переселяться кому куда хотелось. Но на это не согласился Боташ и ни за что не хотел уступить Хурзукскую долину, где он поселился, говоря: «Я раньше всех нашел эту поляну и ни под каким видом не позволю вам поселиться здесь, а в остальных местах можете». Тут они, не долго думая, убили дрючками Боташа и поселились кому где и как хотелось. Большая часть Карачая поселилась в Карт-Джурте, а отсюда, когда стало тесно жить, они раздробились на несколько аулов, а именно, считая со стороны Эльбруса: Хурзук, Учкулан, Карт-Джурт, Даут, Джазлык, Каменномост, Теберда, Сенты, Большая Мара, Малая Мара и Джегута. В настоящее время в Карачае часто жителей аула Хурзук, а именно: квартал чанкала считается прямыми потомками Карчи. Некоторые кварталы, как то: Чотчаевы – Лайпановы, Чомаевы и другие – потомками Адурхая, потомками Будияна считаются кварталы Байрамуковы и многие другие; потомками Науруза – Голаев, Каппушев и т.д. Другие считают себя потомками кумыков (квартал Алиевы), сванетов (квартал Узденовых), абхазцев (квартал Хубиевых), крымских князей (квартал Крымшамхаловых) и т.д.»
Записал воспитанник Екатеринодарской военно-фельдшерской школы Бекир (карачаевец)
Со слов стариков Даута Акаев – Хубиева и Слама Алиева.
Другая легенда о Къарче. Однако она показалась нам более приглаженной, литературно обработанной, и в ней меньше самобытности.
Сам камень Къарчи стал символом памяти о героическом и драматическом прошлом, объектом поклонения и местом отдыха путников.
О происхождении этого камня долгое время шли бурные дискуссии. По преданиям карачаевцев «камень упал с неба». Вот почему долгое время господствовала метеоритная гипотеза происхождения камня. Да и сейчас наши спутники-карачаевцы настаивали на том, что это метеорит. Действительно, так интереснее и экзотичнее. Однако некоторые ученые считают, что Къадау таш (замковый камень) – вулканического происхождения.
«Момент, связанный с неординарностью, придавшей камню магическое предназначение, раскрывается следующим фактом. В публикациях XIX и XX веков было высказано множество предположений о характере появления этого камня. Большинство высказываний сходились на том, что он — небесного происхождения, то есть метеорит. Основаны они на внешнем отличии камня — пузырчатая поверхность является подтверждением того, что камень не природного происхождения и не типичен для данной местности.
Но таких пористых камней, как оказалось, в окрестностях, по течению реки множество, но их малый размер сделал их неприметными. Главное преимущество Къадау таш — огромный размер и форма, напоминающая гигантское сердце.
Именно размер заставил нас усомниться в том, что камень метеоритного происхождения. Выехав в Худесское ущелье вместе с доктором геолого-минералогических наук Юрием Яковлевичем Потапенко, профессором кафедры экономической географии и экологии Карачаево-Черкесского университета и студентами химико-биологического факультета Шамилем Деккушевым и Умаром Казиевым, мы взяли образцы Къадау таш и схожих с ним камней в окрестности.
— Метеорит такого большого размера, оставил бы после себя большой котлован, а значит, сегодня на месте падения метеорита было бы огромное озеро, — говорит Юрий Яковлевич. — Скорее всего, он магматического происхождения, и по всей вероятности, этот камень был выброшен в период активного вулканического действия Эльбруса.
Между тем до Эльбруса отсюда довольно большое расстояние. Но дело в том, что во время извержения Эльбруса образовалось множество так называемых желобков, один из которых был образован и здесь, в Худесском ущелье.
Псевдо-вершина, выдает себя своей «вертикальностью», именно она была «сложена» из магмы. Под этой горой находится еще одно народное достояние — Эльбрусский серебросвинцовый рудник.
Образцы Къадау таш были привезены в Москву, и из них были изготовлены шлейфы для их дальнейшего исследования. Старшим научным сотрудником Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН), кандидатом геолого-минералогических наук Евдокией Даниловной Андреевой было проведено исследование и описание шлейфов с последующим заключением: образец — вулканического происхождения. Огромный камень, по преданию упавший с неба, на самом деле был выброшен из глубины земли.
Но зато теперь мы можем предложить вам другую, красивую сказку о том, как Эльбрус от большой любви к красавице Худес, подарил ей свое сердце. Но им не суждено было быть вместе, и от одиночества Эльбрус стал неприступным и холодным, навсегда покрывшись льдами».
Когда немного знаешь историю, место сразу становится особенным. В окружающем пейзаже узнаешь детали прошлого, и кажется, что камни рассказывают древние предания.
Вдали находится один из древнейших аулов Карачая — Къарт-Джурт, его видно на фото. За аулом виднеется как бы расколотая вершина. Левый почти вертикальный пик – это и есть, по утверждению ученых, та самая «псевдо-вершина», сложенная из магмы. Вот она на фото ниже.
Через черные воды неукротимого, как сам Къарча, Худеса перекинут небезопасный мостик со следами более древнего строительства. Возможно, именно здесь легендарный Къарча повелел своим людям срубить мост, чтобы облегчить беглым от других властителей людям, переход в карачаевские земли и пополнение генотипа карачаевского народа свежей кровью пришельцев. Щепки от бревен, обрабатываемых при строительстве моста, дали понять Казию, что кто-то без спроса хозяйничает в землях, которые Казий считал своими.
За мостом видны остатки рудников.
«Худесское ущелье издавна богато разного рода рудами — серебром, золотом, свинцом, хромом. В 50-е годы XIX столетия здесь были выстроены хозяйственные постройки для рудодобывающего предприятия. В то время во всей — и второе у нас, в Карачае — Эльбрусские рудники.
Еще до революции были в этом районе исследованы до 25 жил, проходивших от бассейна Худеса да бассейна реки Даут. Длительное время этот рудник был местом практических занятий для студентов Московского горного института. Начиная с конца XIX века, рудник служил главным пополнителем местной общественной казны. На средства, вырученные от его аренды не только карачаевские, но и соседние казачьи и другие горские общества могли до времен революции 1917 года содержать в селениях пусть не большие, но свои горские школы. На эти средства содержали учителей, приглашенных из центральной России, работников больницы и аптеки, а также Хумаринское почтовое отделение. Сейчас и местность, и производственные строения, к сожалению, находятся в заброшенном состоянии…»
Вокруг раскиданы огромные камни. Если бы не табличка, то кто его знает, какой из них камень Къарчи?! Кстати, мы спрашивали, почему камень Къарчи расколот надвое. Нам поведали три версии:
1. Огромный метеорит, который впоследствии стал камнем Къарчи, при падении раскололся надвое.
2. Согласно легенде «Карча пришел в сильный гнев и, привставши с огромного камня, на котором сидел, сказал: «Если так, то попробуй взять у меня стадо с силой!». При этом он с такой силою опустился (сел) на камень, что последний от его сильного удара с оглушительным треском раскололся на четыре части».
3. Карачаевцы втихую сами постоянно разламывают, раскалывают и растаскивают камень Къарчи, как отламывают кусочки от священных реликвий многие народы.
Последняя версия кажется правдоподобной.
«В народной памяти сохранилась легенда о святости камня. Существует поверье о том, что Камень, упавший с неба, был послан Богом, чтобы оберегать народ от бед. Камень-оберег, почитался карачаевцами, и проходящие мимо путники считали долгом остановиться и поклониться ему, а направляющийся в дальнюю дорогу обязательно брал с собой осколок камня на удачу.
В годы Советской власти литературный исследователь, член ОЛИКО (Общество любителей изучения Кубанской области) Дьячков-Тарасов в своем описании Кубанского каньона отметил: «… как на священное место, к нему приводили беременных женщин, считая, что ее прикосновение к камню, облегчит ей роды и сделает счастливым будущего ребенка».
Дореволюционный русский автор Н.С. Иваненков (1908) писал: «На реке Кубань, ниже селения Карт-Джурт, есть священный камень, от которого карачаевцы отламывают куски и кладут их в основание строящегося дома, а также в жилище молодоженов «отоу» для того, чтобы у супругов родились умные, сильные, храбрые дети». Ученый отмечает также, что «около него оставляли пожертвования деньгами, вещами и хлебом, вознося молитвы за счастье новорожденного, за здоровье отца или близкого человека, за удачу в каком-либо предприятии».
Так что возможно, что древнейший аул Къарт-Джурт рядом весь стоит на фундаментах из осколков камня Къарчи…
Интересно название «замковый камень». Корневое слово «замок» или «крепость» в названии символизировало не границы Карачая (граница пролегает довольно далеко от камня), а имело смысл «основа, оплот». По сути, Къадау таш – оплот независимости Карачая и основа жизни народа. Примерно так.
«Не секрет, что в последние годы вид многих исторических и природных памятников оставляет желать лучшего. Никто не заботится о них, ни государство, ни люди. Эта участь потихонечку постигала и наш Камень. Но теперь, можно с твердой уверенностью сказать, что горькая участь большинства памятников «Къарачайны къадау ташы» не коснется. Совсем недавно была произведена полная реконструкция памятника и всей прилегающей к ней территории. Такую ответственность взял на себя большой патриот своего народа, его культуры и истории, директор СГУ «Управление эксплуатации Большого Ставропольского канала» Салпагаров Магомет-Амин Бунияминович.
Магомет-Амин очень скромный человек, много говорить не любит. Любовь и уважение к своему народу предпочитает демонстрировать делами. О серьезности его подхода к реконструкции «Замкового камня Карачая» можно судить по тому, что в ходе строительства он неоднократно обращался к краеведам, историкам, фольклору карачаево-балкарского народа. Советовался, как лучше будет все это оформить.
Каждый день, проезжающие мимо этого памятника останавливаются, чтобы посмотреть на щедрость и благородство Магомет-Амина Салпагарова. Все они неустанно выражают свою благодарность человеку, который сделал такой подарок своему народу, его потомкам. Рядом с камнем теперь расположилась и уютная беседка. Желающие могут посидеть здесь, полюбоваться красотой природы, послушать песню Кубани, и рассказы стариков об истории Камня. Рядом с беседкой установлены памятники из черного мрамора, на одном гордо высечен предводитель карачаевского народа Къарча, на другом приводится история «Замкового камня».
У нас на Кавказе, в горах Карачая,
Где несется в теснине Кубань, грохоча,
Грудью в землю ушедший, столетья встречая.
Камень Карча там высится сталью звуча».
Если отбросить привычную восточную цветистость речи и традиционную нарочитую вежливость, то остается главное – камень Къарчи, как культурно-исторический памятник величественной и драматичной истории прошлого, не погиб, не замусорен и больше не разрушается. Территория вокруг чистая и ухоженная. Все сделано скромно, аскетично, но с отличным вкусом и чувством стиля. С любовью сделано. Мы нисколько не пожалели, что заехали в это место в Худесском ущелье, где камни умеют разговаривать и рассказывают легенды…
Вся информация взята из источников:
https://www.bibliotekar.ru/rossia/109.htm
https://www.elbrusoid.org/content/poznat%60/p325891.shtml
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 16.04.2012
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.