Храм в селе Новосёлки
Село Новосёлки в Вачском районе Нижегородской области приметно свои Казанским храмом. Небесно-голубой храм на холме по дороге к памятнику покровителям семьи, любви и верности святым Петру и Февронии (читайте и смотрите репортаж «Петр и Феврония») выглядит так, словно небо спустилась к нам на землю. Наверное, у каждого храма есть свой неповторимый образ и назначение на Земле. Казанский храм в селе Новосёлки напоминает нам о том, что небо рядом, и мы не должны об этом забывать…
«12 сентября 2012 епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил в селе Новоселки Вачского района чин освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм был закрыт в конце двадцатых годов прошлого века, после чего в нем располагался сельский клуб». Источник «Выксунская Епархия».
В голубом убранстве храма отец Александр выглядит строго и сурово.
Казанский храм в селе Новосёлки имеет древнюю историю:
«В сохранившихся в Архиве Министерства Юстиции писцовых книгах 1660 — 1670 год, выданных Новосельским попам Агею Михайлову и Афанасию Агееву сообщалось, что в селе Новоселках на речке Кутра имеется деревянная церковь во имя Пречистой Богородицы Казанской. При церкви 2 попа, просвирня. На церковной земле 2 двора бобылей питаются от церкви Божией. Имелись пашни, паханные церковные «средние земли» — 11 десятин в поле, да под кладбищем — 1 десятина, сена 50 копен. Из этой краткой выписки видно, что в Новоселках по какому-то случаю была построена новая Казанская церковь, и она получила особый земельный надел.
Более подробные сведения о населении и церквах села Новоселки имеются в писцовых книгах Муромских дворцовых волостей 1676 года, в которых Новоселки значились «Государевым пашенным селом». Храм построен на средства приходских людей и был богато украшен иконами. Священствовали на тот период там попы Афанасий да Михаил.
Вторая деревянная церковь во имя Николая Чудотворца была построена на средства попа Алексея Агеева. Да у той церкви два колокола.
Была и третья деревянная церковь во имя Святого праведного Алексея, человека Божьего, построенная в 1650 году.Строение и всякая утварь были попа Афанасия Агеева.
Около церквей Пречистой Богородицы Казанской и Алексея, человека Божия, имелись ограды, покрытые деревянными пластинами. На церковной земле располагались дворы попов, место дворовое пономарское, просвирни да два — бобыльских двора. Всего в Новоселках числилось 48 дворов крестьянских и десять бобыльских дворов.
В состав Новосельского прихода, в то время как видно из окладных книг 1676 года, входили еще две деревни: Лобково – в ней 24 двора крестьянских и 2 — бобыльских (на 1896 год — 57 дворов) и д. Плотникова — в ней 2 крестьянских и один — бобыльский.
Таким образом, в последней четверти XYII века в Новоселках были три деревянные церкви, а село значилось дворцовой вотчиной. В XYIII и XIX столетиях Новоселки становятся уже помещичьим селом и принадлежали сначала графини Разумовской, а потом графу Гудовичу. По освобождению крестьян от крепостного права и после смерти графа А. Г. Гудовича, его имение поступило во владение его дочери А. А. Трубецкой — жены князя Н. И. Трубецкого».
Современный Казанский храм в селе Новосёлки уже мало, чем напоминает те древние строения. Тем не менее, новый храм смотрится очень красиво и гармонично. Убранство сделано с отличным художественным вкусом, и сюда несомненно приятно зайти поглядеть на красоту.
Вернемся к истории:
«Грамота, данная в 1802 году на построение каменного храма, упоминает только о пришедшей в ветхость деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. О других церквах на тот период ничего неизвестно.
В 1802 — 10 гг. устроен в Новоселках каменный храм на средства главным образом зажиточного крестьянина Якова Вавилова. В новом храме устроено два престола: главный — в честь Казанской иконы Божией Матери,а в трапезе — во имя Архангела Михаила. В 1849-53 годах трапеза была значительно расширена, и построена новая каменная колокольня и добавлен еще престол в честь Святой великомученицы Екатерины. Утварью, ризницей, св. иконами церковь снабжена была достаточно. В иконостасе холодной церкви сохранились без изменений иконы, написанные при постройке каменного храма в 1809 году. Из них особенно чтимы прихожанами иконы Спасителя и Казанской Божией Матери. В теплой церкви древностью отличались иконы Спасителя Иисуса Христа, Казанской и Тихвинской Божией Матери и Алексея – человека Божия. Храм построен на краю откоса, на месте бывшей деревянной церкви, пришедшей в негодность.
Любопытно то, что для написания икон во вновь строившемся храме храмоздателем Вавиловым был куплен у помещика д. Ишутина крепостной живописец Самарин, который в течение двух лет занимался работой, ведя все время строгую благочестивую жизнь. По окончании работ он был отпущен Вавиловым на волю».
Современная роспись Казанского храма в селе Новосёлки выполнена в удивительно искреннем стиле. Художник-иконописец показывает нам православных святых простыми и доступными, и у прихожанина в церкви возникает ощущение, что он может, не стесняясь, обратиться к этим святым со всеми своими молитвами и чаяниями.
Стиль росписи Казанского храма в селе Новосёлки запоминается. У художника есть своё собственное видение мира Земного и мира Небесного.
Но вернемся к истории:
«Причта при церкви по штату было положено: священник, дьякон и псаломщик. На содержание их получалось из разных источников около 900 руб. в год. Дома у членов причта были собственные на церковной земле. План и межевые книги на эту землю имелись.
Приход состоял из села Новоселок и деревень: Лобково и Лесниково. В коих по клировым ведомостям числилось 303 двора, 907 душ мужского пола и 1140 женского. Из них раскольников было 21 душа.
В Новоселках имелась начальное народное училище, открытое 20.02.1868 года, где учительствовал местный священник Гаврила Алексеевич Валединский с вознаграждением от земства 65 рублей в год. Обучение проводилось в доме учителя Валединского. И только в 1898 году было построено земством новое кирпичное здание. Преемником учителя стал его сын Сергей Гаврилович, который учительской работе посвятил всю свою сознательную жизнь с 1880 по 1923 год. Умер в декабре 1924 года.
Надо отметить, что в конце XIX столетия, благочинным третьего Новосельского округа Муромского уезда был потомственный дворянин священник Гавриил Алексеевич Валединский, затем его в 1898 году сменил Павел Смирнов. Это подтверждается церковными метрическими книгами, сохранившимися до наших дней (Вачский районный архив Загса).
В 1896 – 1917 годах священником Новосельской церкви был Иван Иванович Покровский (зять Гавриила Валединского), псаломщиками: Гаврила Покровский, Николай Левитский дьяконами: Евгений Преображенский, Григорий Знаменский.
Следует обратить еще на один важный момент, что погребения церковнослужителей, а также наиболее влиятельных крестьян проводились в церковной ограде. К сожалению всех, не удастся перечислить, но отдельных назову. Например: сын – младенец дьякона Ефима Магницкого – Сергей. Дьякон Фёдор Ефимович Магницкий. Сын-младенец дьякона Евлампия Преображенского — Николай. Дочь умершего священника Арефия Алексеницкого – Ольга. Крестьянская вдова Евдокия Петровна Лычагина умерла в возрасте 52 лет. Дочери – младенцы священника Ивана Ивановича Покровского – Софья и Елизавета. Благочинный третьего Новосельского округа Г. А. Валединский. Отец священника И. И. Покровского, заштатный псаломщик села Гришина Гороховецкого уезда, Иоанн Фёдорович Покровский в возрасте 87 лет. Крестьянская вдова Дарья Иоанновна Захарова в возрасте 71 года. Дьякон Ефим Арефов Магницкий, умер в возрасте 55 лет от чахотки и другие».
«После революции в 1918 году на пристани Пожога на берегу реки Оки был задержан священник села Новоселок Покровский Иван Иванович, обвиняемый в контрреволюционной агитации. Вскоре он был расстрелян. (Родное село, И. М. Лычагин).
В 30-х годах прошлого века началось разрушение храма, растаскивание церковной утвари, икон. В бывшем здании храма размещался склад. После проведения капитального ремонта там был обустроен сельский клуб.
В 30-х годах прошлого столетия в Новосельском приходе служил священник Мраморов Михаил Иванович, которого арестовали 2.11.1937 года и в этом же году 2 декабря его расстреляли.
Проходят годы, меняются времена, и бывшее полуразрушенное здание церкви во имя Казанской иконы Божией Матери благодаря стараниям Валерия Павловича Анисимова – депутата областного Законодательного Собрания, храм восстановлен.
Двенадцатого сентября 2012 года для новосельцев и жителей района произошло знаменательное событие, связанное с тем, что в храме Казанской иконы Божией матери Владыка Варнава — епископ Выксунский и Павловский совершил Великое освящение престола в служении всего духовенства благочиния. Было совершено богослужение, крестный ход, окропление святой водой помещения, затем отслужили праздничную литургию. В храме новая утварь, установлены престол и высокий иконостас. Пол там с зеркальным блеском. Вокруг храма смонтирована кованая изгородь, площадка вокруг церкви выложена брусчаткой.
Настоятелем Новосельского прихода является протоиерей Александр Черненков». Источник.
Казанский храм в селе Новосёлки оставил очень тёплое ощущение Дома. В этом Доме горит святой огонь. И здесь начинается путь православного человека к Небесам.
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 02.06.2014
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.