Хорошая и плохая Канада. Выводы спустя 7 месяцев после приезда. Часть 1.
Прошло уже 7 месяцев после нашего приезда в Канаду, и пора подвести кое-какие итоги. Хочу сделать такой «разбор полетов» традиционным, чтобы было видно, куда мы движемся, и что вообще происходит.
Материал получился довольно большим, поэтому я разбил его на 2 части. Сегодня мы поговорим, в основном, о том, что вас будет ждать по приезду — о бытовухе:
- Квартира и условия проживания
- Машина, транспорт, водительские права и штрафы
- Мебель, соцподдержка и фуд-банки
- Мобильная связь, интернет
Итак, что мы имеем… Мы снимаем 2-х комнатную квартиру, довольно неплохую по российским меркам, потихоньку обставляем ее и разживаемся вещами. Мы купили машину, это Chevrolet Cavalier 2005 года с пробегом 120 тыс., также я получил канадские права категории F(full). Аня тоже сдала на права, но только теорию, практику будет сдавать летом. Мы оба работаем. Я работаю в той же области, что и до этого, а Аня работает в сфере, в которой всегда хотела работать — дошкольное образование. В целом, всё ОК. Но хотелось бы рассмотреть плюсы и минусы проживания в Канаде. Тем, кто собирается в Канаду, это даст пищу для размышлений и немного полезной информации.
Квартира и условия проживания.
Мы снимаем односпальную квартиру (в России это 2-х комнатная), cтоимостью 913$. Она находится в 10-15 минутах езды от центра, столько же мне до работы. Квартиры, как правило, сдаются без мебели, но кухня обставлена полностью (холодильник, посудомойка, плита, микроволновка). В стоимость входит отопление и вода, за электричество платишь отдельно. Еще 50$/мес. стоит парковочное место, но я не ставлю машину на парковку, т.к парковка открытая, и смысла в этой парковке я абсолютно не вижу. Машина стоит прямо под окном. За электричество набегает за месяц ~25$. В квартире очень жарко, топят сильно. Даже в суровые винипежские морозы мы спали с немного приоткрытым окном.
Я не скажу, что у нас дешевая квартира, можно найти гораздо дешевле. Но дело в том, что сдачей квартир в Виннипеге (да и, наверно, во всей Канаде) занимается агентство, которому и принадлежит полностью дом (частного съема квартир я здесь ни разу не видел), и агентства не стремятся сдавать квартиры новоприехавшим. Как правило, спрашивают рекомендательные письма с прошлого места проживания или берут большой залог. Наше агентство (Active Management) сдает квартиры без залогов и рекомендаций, но видимо немного поднимает из-за этого цены. Короче, сейчас, когда у меня уже есть рекомендации, можно найти квартиру подешевле и наверное получше, но мы ленимся переезжать.
Те, кто живут здесь уже достаточно давно и/или могут позволить себе дом, оказываются в немного более выигрышном положении, т.к. ипотека будет примерно равно стоимости съема квартиры, а жилье будет в собственности. Старожилы советуют поступать именно так — как появится возможность, сразу покупать свою недвижимость.
Минусы: Жилье сдается немебелированное, высокая стоимость съема. Чуть не забыл! В квартире запрещено устанавливать собственные стиральные машины. Не знаю по каким соображениям, но так есть… В нашем доме на каждом этаже установлена большая стиралка и сушилка. Оплата по карточкам — 1,75$ за одну стирку. Кто-то брезгует пользоваться такими машинками и ставят нелегально свою (если найдут, то штраф наверное… не знаю) или вообще хардкорно стирают вручную.
Плюсы: Квартиры лучшего качества, чем аналогичное съемное жилье в России, хорошее расположение.
Машина, транспорт, водительские права и штрафы.
Без машины в Канаде тяжко. Расстояния везде большие, и пешком не находишься. Можно ездить на автобусе, они ходят тут неплохо, но когда нужно обустраивать быт — ездить по магазинам и прочее, то без машины — не камильфо. К тому же, стоят они здесь не так как в России, а намного дешевле. Можно уложиться в $3 тыс. за 7-10 летнее чудо американского автопрома в нормальном состоянии и с пробегом в пределах 150-200 тыc. (рассматриваем самый доступный и приемлимый вариант). Правда, потом пошлину надо заплатить (зависит от стоимости машины), но можно поторговаться при покупке и останетесь при своем. Покупка и оформление занимает от 20 до 40 минут, в зависимости от того, какая очередь в страховой компании. Номера дают сразу же, никуда ездить дополнительно не надо. Одна особенность — при продаже машина предварительно должна пройти safety test — это что-то типа техосмотра, но без него автомобиль продавать нельзя. Точнее можно, но safety придется проходить уже покупателю, иначе машину не застрахуют и номера не дадут. Если машины дешевые, то на страховке «кто-то сильный и большой» с лихвой отбирает кровно заработанные денежки. У меня, например, уходит 120$ в месяц, и говорят, что это еще не очень много.
Коротко про автобусы — ходят исправно, слегка опаздывают. Стоимость проезда — 2,5$ за поездку, можно при выходе взять трансферный билетик и в течении часа пересесть на другой маршрут. Проездные стоят ~20$ недельный и 84$ за месяц.
Замена прав на канадские. Сначала нужно сдать теорию, потом практику — всё, как везде. Теория — обычный тест, с ним проблем не возникает. После сдачи теории вы, как бы вдовесок к своим российским правам, получаете права категории A — канадские, (но не на руки, их вам пришлют по почте недели через две). Перед практическим экзаменом у вас изымают российские права и остаются только канадские права A. Если сдаешь практику с первого раза, то права сразу же апгрейдят до категории F, причем учитывая заграничный стаж. НО! Если не сдаешь практику с первого раза, то российские права уже тю-тю, уплыли! И остаётесь вы с правами категории А, которые позволяют водить вашу машину (на которой вы уже до этого отлично катались пару месяцев и на которой самолично приехали на экзамен) только при наличии в машине supervisor driver’а (водителя с правами категории F или приравненных к ним). Если вы завалили экзамен, то даже за хлебушком теперь не выедете без того, чтобы позвать соседа с правами посидеть у вас в машине, пока вы рулите к супермаркету. Я не знал об этой подставе с supervisor driver’ом и завалил практику в первый раз. Естественно, мне сказали что никуда я уже не уеду один и что мне придется где-то супервайзера искать, чтобы машину до дома отогнать… Подстава одним словом! Через 2 недели, с 3-ей попытки у меня все получилось, и я уже ехал домой один, а не вызванивая знакомых, чтобы они приехали за мной. Еще через 2 недели по почте приходит пластиковая карточка категории F без ограничений. Т.е. я даже пивасика могу теперь законно дернуть в пределах допустимых 0,5 промиле.
Штрафы. Штрафы здесь конские — за превышение скорости (если камера поймает или остановят), парковку и прочее. Я один раз схлопотал штраф, когда припарковался на пути снегоочистительной техники 100$ (но если оплатишь в течении 2-х недель, то 50$ будет). Город очень жестко следит за людьми, которые паркуются в неположенном месте в даунтауне или в «спальных районах» во время снегопадов и наказывает их долларом. С одной стороны, это хорошо. Зимой это особенно актуально, т.к. снега выпадает много, и спецтехника должна часто чистить улицы. После больших снегопадов вообще объявляют «зонные чистки» улиц по районам. Приходит уведомление на e-mail: например, с 7 вечера до 7 утра парковка на улице в зоне «С» запрещена. Где хочешь, там и паркуйся (если у вас есть парковочное место на стоянке, то всё проще), зато снег уберут за раз.
Минусы: Высокая стоимость страховки, штрафов. Правило suprviser driver’а для водителей, подтверждающих права (скорее всего, принесет неприятности неопытным водителям). ОООООГРОМНЫЙ, жирный минус это дороги в весеннее время. Они убиты просто в хлам! Сказывается суровый климат и перепады температур, да и снегоуборочная техника их разбивает.
Но если в дальних регионах России это может быть оправданием, то в Канаде, думаю, нет. Яма на яме, как в старые-добрые времена на улице Украинской в Южно-Сахалинске…
Через неделю вроде ямочный ремонт сделали, но все равно не то. Налоги мои где!!!???
Плюсы: низкая стоимость машин, отлаженная система городского транспорта, крытые и обогреваемые автобусные остановки (не все, но встречаются). Отлаженная система замены прав, имея большой опыт и сдав с первого раза, можно избежать вообще каких-либо проблем. Порядок с парковкой в центре города, своевременная уборка снега.
Мебель, соцподдержка и фуд-банки.
Как я уже упоминал, квартиры в Виннипеге сдаются немебелированные. Необходимые вещи типа матраса и стола-стульев мы купили в Икее сразу по приезду, а вот всякие излишки типа дивана, компьютерного стола и прочее, мы заказали в службе соцподдержки, т.к. урезали бюджет — кто его знает, сколько придется сидеть без работы. Благо нам телефончик нашептали добрые люди, ну и я так же могу поделиться 204 261 86 07. Мебель не новая, но в хорошем состоянии. Кто-то конечно брезгует, но мы не парились. Сейчас уже почти все мы заменили на другое или купили новое. Есть еще одно место, куда можно просто приехать и выбрать все, что вам нравится и сразу увезти домой совершенно бесплатно. Посмотрите Centre Flavie-Laurent. Это благотворительный центр, туда видимо горожане сдают то, что им не нужно. Мы туда приезжали просто так посмотреть, на самом деле есть хорошая мебель или еще что-нибудь для дома. Но у них график работы на вывоз вещей — с 8 утра, поэтому нам что-то лень было туда ехать, а потом устроились на работу, и необходимость отпала.
Очень много кто в Виннипеге пользуется услугами фуд-банков. Звонишь по телефону, записываешься в список и раз в две недели, например, можно к ним приехать за бесплатной едой (овощи, крупы, хлеб, молоко и прочее). Мы этот сервис не использовали, но много кто из наших знакомых воспользовался, вроде все довольны. Короче, с голоду умереть не дадут в крайнем случае, звоните — 204 982 36 60.
Минусы: по большому счету, минусов нет, если только долго придется быть в листе ожидания: 2-3 недели.
Плюсы: один сплошной плюс! Ну где еще бесплатно мебель дадут и с едой помогут?
Мобильная связь, интернет.
Вкратце про мобильную связь и интернет — дорого. В Виннипеге есть несколько мобильных операторов — Rogers, Telus, Fido и прочие MTS. Цены у всех примерно одинаковые и отнюдь не маленькие, поэтому подключился туда, «где вроде дешевле выходило» — MTS. Как и российский аналог, Манитобские Телекоммуникационные Системы оказался не лучшим оператором. Немного о тарифах… Большинство тарифов здесь по типу российских безлимитных — prepaid. Заплатил оговоренную сумму и пользуешься тем, что включено. Как правило, это ~20$ за тариф где есть только минуты разговора (причем совсем мало) и около 50$ за тариф с интернетом и безлимитными звонками. Почему так, из крайности в крайность — мне непонятно. Поначалу цены на мобильную связь меня просто шокировали. В Москве я вообще за связь не платил, пользовался корпоративной мобилой, а в Уфе безлимит с большим количеством гигабайтов интернета стоил в районе 300-400 руб (10-15$). Здесь же приходится отдавать по 100$ в месяц за 2 мобилы. Поначалу я экспериментировал — взял самый дешевый тариф, что то там мудрил-вертел, и в итоге мне счет пришел на 300$! Они еще по 40$ за подключение берут!!! Но слава Богу, я начал надоедать службе поддержки, и в итоге мне вернули на счет все то, что списали некорректно (на самом деле списали частично корректно, но так как я поймал их за этим косяком, они вернули мне все до цента). Потом переключился на нормальный тариф, чтоб не «юлить» и не считать мегабайты и звонки, и все вроде устаканилось но осадочек остался…
Интернет мы подключали долго, очередь ожидания примерно 2 недели была. Стоимость 56$/мес, первые 6 месяцев скидка до 20$/мес., скорость- 10Мбит. В Мск у меня примерно на такой же скорости стоимость была 15$ в месяц. Подведем печальные итоги…
Минусы: интернет и особенно мобильная связь неоправданно дорогие, нет гибких тарифов и возможности подстроить затраты под себя, очень частые ошибки оператора по тарификации, причем счет сначала приходит по почте и там реально можно мозг сломать, пока разберешься, но советую разбираться, иначе будете платить. Эти косяки вылезали потому, что я мудрил с тарифом, что-то подключал и отключал, и система давала сбои, но факт есть факт — нормальная система не сбоит.
Плюсы: плюсы, как ни странно, тоже есть. Во-первых, это возможность подключения кучи скидок, например, если кто-то учится, то можно оформить мобильники и интернет на студента — 10% вам скинут. Во-вторых, вас реально выслушают и если окажется что компания не права, то вернут все деньги. За первые 3-4 месяца каждый счет был с косяками и так так я настойчиво звонил операторам, то они возвращали на счет порой то, что и не требовалось… будьте настойчивы и все будет ок! Третье — если у вас своя мобила, то вам положена скидка 10% от тарифа. Т.е. по приезду можно было взять S Galaxy IV всего за 174$ с контрактом на 2 года. Мобила получается реально очень дешевой при небольшой разнице в стоимости разговоров.
Хотелось бы сказать пару слов про местных. Ну, просто для истории. Тут ситуация тоже неоднозначная. Все очень вежливые и постоянно извиняются.
«У нас нет этого размера, простите за это!» Уффф…
Канадцы неторопливый, а временами даже очень неторопливый народ. Всё очень неспешно… Всё это можно списать на неторопливый образ жизни в Виннипеге, в России темп жизни гораздо быстрее. Еще канадцы бывают несобранные, и особенно это заметно в сфере обслуживания. НО! Их несобранность компенсируется их вежливостью и привитым человеколюбием. Если они могут вам помочь, они действительно вам помогут даже несмотря на то, что не должны или это не входит в их обязанности. В целом, канадцы очень хорошие люди — добрые и отзывчивые, так что если привыкнуть к местному life style, то неторопливость и несобранность несколько скрасятся.
Если продолжить тему местного колорита, то стоит упомянуть, что здесь к одежде относятся просто. Я бы так мусор вышел вынести. Конечно, не все такие, но процент велик. В Торонто было по-другому, большой город все-таки. В Винни не парятся.
Есть еще одна проблема и я, как женатый мужчина, должен сказать об этом несколько отвлеченно, а то жена почикает. Здесь немного красивых женщин. Ну вот правда, помнится в Москве идешь по улице и голова вертится туда-сюда (ну, вы понимаете о чем я) а здесь я за 8 месяцев видел красивых и симпатичных девчонок… ну, по пальцам можно посчитать. А половину из них вообще в «Hooters»… Славянки сразу выделяются из толпы — симпатичные. А местные — печаль… Причем когда моя жена на работе сказала, что немного поправилась и показала свои старые фотки, то ей сказали, что она выглядит на них нездорово. А полнота это типа нормально, и это здоровье. Так что женщины эпохи Возрождения здесь в моде, ну или просто изменились стандарты красоты из-за повального увлечения фастфудом.
Во второй части мы поговорим о:
- Погода в Виннипеге
- Еда, алкоголь, рестораны и кафе
- Налоги и дотации
- Медицина и страховка
- Спорт и здоровье
Этот материал написан и основан на моих личных впечатлениях и опыте проживания 8 месяцев в Виннипеге с сентября 2013 по апрель 2014. Возможно, моя точка зрения отличается от вашего восприятия, и я с этим абсолютно согласен. Но я уверен, что этот материал будет полезен тем, кто только собирается ехать сюда. У медали есть 2 стороны, поэтому лучше перед приездом увидеть обе её стороны, чем быть разочарованым уже в Канаде.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации!
Интернет-СМИ «Интересный мир». 16.04.2014
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Visa 4276400051181130 Ширяева Лариса Артёмовна или MasterCard 5469400010332547 Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.