Гандзасар — монастырь Армянской Апостольской Церкви — расположен на левом берегу реки Хаченагет. Гандзасар впервые упоминается армянским католикосом Ананием Мокаци в середине X века. Новый, известный в настоящее время храм, построен князем Гасан Джалаляном на месте старого, упоминаемого в Х веке, и торжественно освящен 22 июля 1240. Согласно преданию, в усыпальнице храма захоронена отрубленная царем Иродом голова Иоанна Крестителя, принесенная сюда из Киликийской Армении во время одного из крестовых походов, из-за чего храм получил название св. Ованеса Мкртыча (Иоанна Крестителя).
Строительство храма велось с 1216 по 1238, о чем сообщается на могильной плите Гасана Джалала. Об этом свидетельствует также надпись, сохранившаяся внутри монастыря над купелью.
Гандзасар служил резиденцией и семейной гробницей княжеского рода Гасан-Джалалянов, правителей Хаченского княжества. В ХIV веке стал резиденцией Агванского Католикосата Армянской Церкви и сохранил этот статус до 1815, когда по распоряжению российских властей Агванский Католикосат был преобразован в митрополию, а затем (с 1857) разделен на две епархии: Карабахскую и Шамахинскую.
Из Гандзасара в 1701 г. Петру Первому были отправлены знаменитые обращения восточных армян с просьбой о принятии российского подданства и военной помощи в освобождении от персидско-турецкого ига (ХVIII век). Значительную в этом деле роль сыграл, в частности, католикос Есаи Гасан-Джалалян.
Главной достопримечательностью монастыря Гандзасар является храм Святого Иоанна Крестителя. Собор был построен в период с 1216 по 1238 года. Член ученого совета Эрмитажа, известный советский историк и искусствовед Анатолий Якобсон, много лет посвятивший изучению монастыря, назвал собор «энциклопедией армянской архитектуры».
Помимо собора на территории Гандзасара находятся несколько монашеских келий, трапезная и здание Семинарии Гандзасара, которое было расширено в 1898 году. В монастыре находится также приемная Католикосата Агванка, построенная Католикосом Еремией Асан-Джалаляном в 18-ом веке. Ну, и еще хозяйственные постройки, церковная лавка со свечами и сувенирами. Люди, восстанавливавшие монастырь Гандзасар, и люди служащие в нем, смогли сделать то, что мы называем для себя Гандзасарским чудом – сохранить дух места не в замкнутых кельях, а посреди популярного туристического места.
Рядом захоронение. Здесь же собрана великолепная коллекция хачкаров.
По народному преданию, монастырь Гандзасар получил свое название по имени горы, которую местные жители называли Гандзасар по причине серебряных рудников в ней (по армянски гандз — сокровище, сар — гора). У этого монастыря богатая и интересная история. Одно из самых неизгладимых впечатлений — собрание хачкаров в Гандзасаре. Такое ощущение, что сюда свозили самые древние или самые красивые!
Хачкар или «крест-камень» — вид армянских памятников в виде каменной стелы с резным изображением креста. Этот памятник обычно устанавливается у дорог, при монастырях, внутри и на фасадах храмов.
Некогда армянская граница узнавалась сразу – по хачкарам, служившим в качестве межевых или пограничных знаков. Однако сфера использования хачкаров не ограничивалась этим: они устанавливались по самым разным случаям – в честь военной победы, «в долгоденствие», в честь основания поселения и завершения строительства храма, дворца, моста, в благодарность за получение земельного надела.
Хачкар – явление чисто армянское. История возникновения крест-камня хачкара уводит нас в самое начало IV века, когда в 301г армяне приняли христианство. На месте памятников языческого культа воздвигались деревянные кресты в человеческий рост, но поскольку в ту эпоху деревянные памятники сжигались противниками неокрепшей, ещё юной религии, христиане стали заменять их каменными – так называемыми крылатыми крестами.
В центре хачкара высекается крест, а вокруг — травы, цветы, плоды, люди, звери, птицы, разные орнаменты и мотивы. Есть хачкары с изображением воинов на конях с копьями, крестьян в повседневной одежде, священников, женщин и младенцев. Есть хачкары с изображением распятия и евангелистов, с ангелами и святыми. Есть хачкары, посвященные историческим событиям, сражениям и битвам. Существуют камни, на которых изображены музыканты с музыкальными инструментами, бытовые сцены. Все зависит от мастерства и желания художника. Греческий ученый Мицос Александропулос был поражен: “Они берут большой камень и превращают его в кружево, ковер, сад, песню”. Таких садов и песен в Армении очень много, наверное, десятки тысяч, и каждый из хачкаров неповторим.
Тот, кто делает такие произведения искусства, называется мастером-варпетом.
Чаще всего хачкар служил мемориальным памятником. Вот почему он, как правило, обращен на запад, к закату. Народ приписывал некоторым хачкарам способность исцелять недуги и называл их «Аменапркич» (Всеспаситель).
Обычно хачкар имеет около метра в основании и полтора метра в высоту. Но это необязательно, размеры разнообразны. Есть хачкары большие и маленькие. С помощью большого зубца камень крепится на могильной плите в нишах скал, в стенах церквей, хотя хачкары можно встретить везде — у храмов, часовен, памятных мест, как напоминание о важном событии, дате или просто для украшения.
Искусство крест-камня достигло таких высот, что справедливо сравнивалось с ювелирным: камнерез заполнял пространство таким мелким ажуром, что резец порой заменялся иглой.
Кроме Гандзасара, мы посетили достаточно много удаленных крепостей и храмов в лесах. Там тоже есть хачкары, и иногда очень удивительные. Некоторые из них — настоящие произведения искусства! Впечатление от хачкара усиливается, когда он расположен возле разрушенного древнего храма в гуще леса, зарос мхом и находится на том самом месте, где изначально и был расположен. Это вызывает очень сильные чувства.
Игорь и Лариса Ширяевы. Нагорный Карабах (Арцах). Гандзасар. 2009
Интернет-СМИ «Интересный мир». 02.06.2017
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.