Советская кинокамера «Экран» и бокс для подводной съемки «Дельфин». Ныне предмет технического коллекционирования. Более полувека назад самая маленькая любительская кинокамера в своем классе. И возможно, самая лучшая. Гордость советской кинопромышленности для любительских целей, такая же легенда, как фотоаппарат «Смена-8М». С момента выпуска прошло более 50 лет, а она, как новая. Всё работает, заправляй кинопленку – и снимай. Возможно, когда-нибудь мы снимем небольшой авторский фильм на эту кинокамеру – ради удовольствия опробовать в деле. А сегодня мы просто расскажем вам об этом экспонате нашей частной коллекции – советская кинокамера «Экран» и бокс для подводной съемки «Дельфин».
1961 год… В том году в космос полетел Юрий Гагарин – первый космонавт в мире. СССР произвел испытание ядерного устройства мощностью 50 мегатонн – на тот момент самое мощное ядерное испытание в истории планеты. Советский лётчик Г. К. Масолов на реактивном самолёте Е-66 достиг высоты 34 200 метров, поставив абсолютный мировой рекорд высоты полёта.
Для народа всё было несколько скромнее. В том же 1961 году на банкнотах «срезали нули» — произведена десятикратная деноминация в СССР. Выпустили бытовой ламповый магнитофон «Яуза-10», мечту аудиофила – пленка, намотанная на большие катушки; четыре дорожки; стереозвук. Также выпустили миниатюрную любительскую кинокамеру «Экран» — простую доступную и безотказную. Вот о ней мы сегодня и рассказываем.
Любительская кинокамера «Экран» выпускалась на Казанском оптико-механическом заводе, начиная с 1961 г. Кинокамера «Экран» была рассчитана на использование узкой 8-мм кинопленки. Киноплёнка выпускалась намотанной на катушку, упакованную в черную светонепроницаемую бумагу. Для использования в кинокамере «Экран» кинопленку нужно было перемотать в специальную светонепроницаемую кассету – это давало возможность менять кассеты в камере на свету.
Естественно, процесс перемотки кинопленки с катушек на кассеты производился заранее наощупь в полной темноте, чтобы уберечь пленку от засветки. Тонкость заключалась в том, что изначально на катушке пленка была намотана эмульсионным слоем внутрь, а для использования в кинокамере «Экран» пленку нужно было перемотать на кассету эмульсионным слоем наружу. Пружинящая пленка при перемотке наоборот норовила распуститься из рулона в бесформенную ленту. Кроме того, только что перемотанная наоборот пленка пружинила и могла застрять в кассете при движении. Так что, после перемотки кассета должна была некоторое время полежать, чтобы плёнка приняла новую форму и не застревала в кассете при киносъёмке. В общем, знания и навыки требовались.
На фотографии ниже кинокамера «Экран» в раскрытом виде. Сюда вставлялась кассета с кинопленкой. Обратите внимание: камера, объектив, бокс, — всё пронумеровано, причем номера разные.
Кинокамера «Экран» была самой маленькой и легкой из всех советских 8-ми миллиметровых любительских кинокамер в СССР. Ее размеры 105×95×43 мм, вес 600 грамм.
Кинокамера «Экран» полностью отечественной разработки. Она позволяет делать покадровую съёмку, а также имеет возможность снимать на скорости 8, 16, 24, 48 кадров в секунду. Соответственно, можно было реализовать эффект замедленной съемки.
Заряжается кинокамера «Экран» кассетой емкостью на 10 метров пленки, которой хватает максимум на несколько минут киносъёмки. Потом нужно менять кассету. На боковой стенке кинокамеры «Экран» есть специальное колесико-счетчик, которое вращается и показывает, сколько метров неэкспонированной пленки осталось в кассете.
С помощью специально вставляемой ручки существует возможность отмотки кинопленки назад для съёмки различных спецэффектов – комбинированной и трюковой киносъемки, как было принято говорить в СССР. Привод кинокамеры «Экран» обеспечивает движение всех элементов внутреннего механизма. Привод приводится в действие стальной пружиной, энергии которой хватает на 20-30 секунд работы кинокамеры.
На фотографии ниже боковая стенка кинокамеры «Экран». Слева наверху вращающееся колесико-счетчик неэкспонированной пленки. Справа наверху переключатель скорости киносъемки: 8, 16, 24, 48 кадров в секунду. По центру складная ручка. Если ее разложить и начать вращать, внутри кинокамеры «Экран» начинает сжиматься пружина (как в механических часах), энергии которой хватит на 20-30 секунд киносъемки. Интересно, что оптимальная длительность плана при съемке была намного больше, чем принято сейчас – в прилагаемой инструкции дается рекомендация снимать планами примерно по 8 секунд, и после съемки каждого плана снова заводить пружину.
Площадь кадра 8-ми миллиметровой кинопленки очень мала, поэтому на ней хорошо смотрелись только крупный и средний планы. Мелкие детали общих планов не имели достаточной чёткости. Поэтому всё большей популярностью у любителей пользовалась кинопленка «Супер-8». Формат «Супер-8» давал более качественную картинку за счет того, что была увеличена полезная площадь кадра в полтора раза. Это достигалось за счет изменения перфорации на пленке и более рационального расположения кадра.
На фотографии ниже мы видим переднюю стенку кинокамеры «Экран», лежащей на боку. В верхней части камеры находится простой оптический видоискатель. Он установлен на среднюю дальность киносъемки без учета явления параллакса по отношению к объективу. Поправки на параллакс кинолюбитель должен был делать сам на глазок при визировании объекта. В поле зрения видоискателя есть специальный флажок – при киносъемке он движется в видоискателе, только если кинопленка в камере движется нормально. Если пленку заклинило в кассете или в механизме протяжки, флажок в видоискателе двигаться прекращал, и кинолюбитель понимал, что нужно принять меры к освобождению заклинившей кинопленки.
Ниже видоискателя находится название кинокамеры «Экран» в фирменном стиле написания и логотип Казанского оптико-механического завода.
Также мы видим резьбовой байонет для присоединения съемной оптики. Помимо прочего, резьбовая конструкция давала возможность устанавливать между объективом и тушкой кинокамеры «Экран» различные удлинительные кольца и насадки, изменяющие фокусное расстояние и масштаб киносъемки, а также минимальную дистанцию фокусировки. Проблемы электрического соединения тушки с оптикой, естественно, не существовало.
Ниже логотипа Казанского оптико-механического завода находится кнопка спуска. Центральное отверстие с резьбой предназначено для вкручивания тросика механического автоспуска – радиопультов, естественно, не делали. Вокруг кнопки спуска находится вращающееся кольцо с цветными точками – это переключатель режимов киносъемки. Красная точка соответствует киносъемке в нормальном режиме, черная точка – это съемка одиночными кадрами (по сути, режим фотокамеры), а желтая точка – режим «непрерывного хода», т.е. при нажатии и отпускании кнопки спуска кинокамера «Экран» начинает снимать непрерывно до окончания завода пружины.
Рядом и чуть ниже кнопки спуска затвора мы видим очень интересное отверстие в корпусе кинокамеры. Дело в том, что в 1965 г. в СССР стали выпускать новую модель кинокамеры «Экран» — «Экран-3».
Кинокамера «Экран-3» выделялась тем, что была оснащена турелью – это поворотное устройство для быстрой смены съемочного объектива. Работа этой турели происходила по принципу барабана револьвера. На винте, который вкручивался в корпус новой модели «Экран-3» находилась оправа с несколькими объективами. Можно было быстро выкрутить установленный в камеру объектив, повернуть турель, совместить новый объектив с байонетом и вкрутить его в резьбу на тушке кинокамеры. Это значительно быстрее и безопаснее для оптики кинокамеры, чем традиционный «фотографический» способ смены объектива на тушке.
Так вот, параллельно с выпуском новой кинокамеры «Экран-3» в 1965 г. Казанский оптико-механический завод продолжал выпускать прежнюю модель «Экран», но в ней тоже сверлили отверстие под турель, хотя в комплекте турель не поставлялась. Делалось это, как для унификации производства, так и для возможности ручной установки турели с новой кинокамеры «Экран-3» на прежнюю модель «Экран». А вот покупатели кинокамеры «Экран» выпуска до 1965 г. были вынуждены сверлить это отверстие вручную и самостоятельно нарезать в нем резьбу под винт крепления турели, что для советских рукастых людей не являлось проблемой.
На нашем экземпляре кинокамеры «Экран» мы видим отверстие под турель, сделанное заводским способом. Значит, перед нами кинокамера «Экран», выпущенная заводом в 1965 г. или позже параллельно с новой моделью «Экран-3».
Кинокамера «Экран» комплектовалась объективом Триплет с фокусным расстоянием 12,5 мм и максимальной диафрагмой 2,8 при полном открытии. Объектив Триплет 2,8/12,5 — это простейший тип фотографического объектива, состоящего из трёх линз, отделённых друг от друга воздушными промежутками. По нынешним меркам, картинку он давал посредственную. Но мы же не предъявляем претензий к оптике фотокамеры «Смена-8М»? Вот и с кинокамерой «Экран» та же история – для своего времени это была уникальная возможность для советского кинолюбителя сунуть в карман кинокомпакт и самому снять свой собственный фильм: на отдыхе, на работе, в туристическом походе, на прогулке.
На фото ниже вы видите объектив Триплет 2,8/12,5. Виден заводской номер и шкала диафрагмы. Установленный на объектив Триплет 2,8/12,5 металлический хомут с рычагом – это часть механизма управления диафрагмой в боксе для подводной съемки «Дельфин».
Как пишут в инструкции к кинокамере «Экран», объектив Триплет 2,8/12,5 короткофокусный, он обеспечивает хорошую резкость изображения с расстояния один метр до бесконечности и поэтому не требует фокусировки на объекте съемки. На объектив Триплет 2,8/12,5 можно было устанавливать светофильтры и дополнительную линзу для киносъемки на близком расстоянии. Еще раз возвращаемся к мысли, что кинокамера «Экран» для своего времени – это идеальный кинокомпакт для любителя. Впрочем, в модели «Экран-3» существовали вполне профессиональные возможности: уже упоминавшаяся турель для быстрой и безопасной съемки объективов, а также кинокамеру «Экран-3» можно было использовать для печати фильмокопий — сзади у «Экрана-3» имеются прорези для протягивания кинопленки оригинала съемки. У нашей кинокамеры «Экран» таких прорезей нет.
На фотографии ниже объектив Триплет 2,8/12,5 со стороны байонета.
К кинокамере «Экран» Казанский оптико-механический завод выпускал дополнительный аксессуар – бокс для подводной съемки «Дельфин».
На боковой стенке бокса «Дельфин» мы видим крупную круглую ручку – она соединена с механизмом заводки пружины кинокамеры «Экран». Красный рычажок внизу на фронтальной стенке – механический привод кнопки спуска.
В нижней части бокса «Дельфин» находится рукоятка анатомической формы для удержания бокса и кинокамеры в нем. В основании ручки трубка с отверстием и клапаном, для того, чтобы в бокс накачивать воздух. Это давало возможность выравнивать давление воды извне и давление воздуха изнутри. Следовательно, бокс «Дельфин» не подвергался избыточному однонаправленному давлению и становился более надежным от протекания.
На боковой стенке бокса «Дельфин» находится круглое застекленное окошко – в него видно положение того самого колесика-счетчика, которое вращается и показывает, сколько метров неэкспонированной пленки осталось в кассете кинокамеры «Экран».
Поскольку оптический видоискатель кинокамеры закрыт корпусом бокса, на нем находится механический прицел, который позволяет хотя бы приблизительно скомпоновать кинокадр при подводной съемке.
В верхней части бокса «Дельфин» находится крепление для двух симметричных стабилизаторов-«крыльев» — они позволяли стабилизировать бокс в воде, выполняя роль двух боковых килей, как у судна. К сожалению, в нашем экземпляре бокса «Дельфин» эти стабилизаторы-«крылья» утеряны.
На фотографии ниже фрагмент фронтальной части бокса для подводной съемки «Дельфин».
На фото вы видите рукоятку механического привода диафрагмы объектива Триплет 2,8/12,5. Рукоятка соединена с тем самым рычагом, который вы уже видели на отдельной фотографии объектива. Надо сказать, что совместить рукоятку на боксе и рычаг на объективе так, чтобы всё корректно работало и совпадало со значениями диафрагмы на шкале бокса – это очень непростая задача. При сборке бокса с камерой мы изрядно намучались, пока всё заработало, как надо.
Корпус бокса для подводной съемки «Дельфин» состоит из двух частей разного цвета: желтой и красной. Они стягиваются друг с другом специальной скобой с винтом.
Желтая часть корпуса бокса «Дельфин» представляет собой обычную металлическую коробку с круглым застекленным окошком. На красной части корпуса бокса «Дельфин» находятся прокладка (обычная резина, которая со временем теряет свои герметизирующие свойства), механические приводы диафрагмы и кнопки спуска, а также серийный заводской номер бокса «Дельфин».
Как мы уже писали, серийные номера на кинокамере «Экран», объективе Триплет 2,8/12,5 и боксе «Дельфин» разные.
Советская кинокамера «Экран» и бокс для подводной съемки «Дельфин» обладали удивительной надежностью. Для своего времени это были довольно технологичные изделия. Они сохранились у нас в исправном состоянии. Так что осталось немного: найти 8-ми миллиметровую кинопленку, найти время, – и можно снимать черно-белое кино в советском стиле.
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 26.10.2015
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.