Пустыня, верблюды, бедуины…
Каир и восточный базар…
Пирамиды и древности…
Египет в 1997 г. разительно отличался от того, что мы можем видеть в 2014 г.
Репортаж из Египта 1997 г.
Египет, каким мы его уже никогда не увидим.
Глава 3. В гостях у бедуинов.
Аравийская пустыня встретила нас жестоким хамсином, от которого человеческие легкие и фотокамера отказывались нормально функционировать. Нас угораздило попасть именно в те 50 дней, когда этот сухой ветер властвует в пустыне. Но проводник сказал, что надо терпеть и верить в Аллаха. В этих условиях его заявление не показалось нам абсурдным.
А потом мы впали в свое привычное позитивно-веселое настроение, и хамсин стал нам не страшен. В конце концов, не помрем мы от хамсина, а увидеть и почувствовать настоящую африканскую пустыню – это счастье!
«Сейчас можно вполне уверенно утверждать, что первопричиной опустынивания Сахары была хозяйственная деятельность человека. Этот процесс начался много тысячелетий назад, еще во времена охотников каменного века. Охотничьи племена постоянно используют огонь для разных целей: для загонной охоты, выжигания лесных массивов, в ритуальных целях. Когда в сухой сезон они поджигали сухую траву, начинались крупные пожары. Судя по обнаруженным следам стоянок, территория Сахары, которую тогда занимала саванна, была достаточно плотно заселена.
Когда местные охотники резко уменьшили поголовье крупных диких животных, наступила эпоха скотоводов (этот переход со всей очевидностью отразили фрески Сахары), в результате перевыпаса и выжигания земель под пастбища почвы Сахары еще более оскудели, эрозия распространилась на огромные территории, стали появляться массивы оголенных песков, а многие реки и озера пересохли. Люди и домашние животные вынуждены были концентрироваться в отдельных наиболее благоприятных для обитания очагах, но в итоге оскудели и эти территории». Источник.
Наш водитель оказался клевый малый и повез нас в поселение, которое хотя и знакомо с туристами, но испорчено меньше других. Меньше вымогательства. Больше аутентичности. Мы потом съездили к другим бедуинам на групповую экскурсию, организованную туристическим агентством. Разница есть!
Поселение по периметру обложено камешками. Говорят, их выложил местный колдун для защиты своего народа от злых пустынных духов.
Есть колодец. Глубина потрясает. Камешек, брошенный в колодец, долго падает и пропадает где-то в бездне. Воду из колодца не пробовали. Проводник отговорил, т.к. испугался за наши европейские желудки. Сейчас жалеем, что не попробовали. Понос приходит и уходит, а приключения запоминаются навсегда.
Бедуины обычно живут в шатрах или шалашах из тростника. Снаружи с теневой стороны находится зона отдыха. Что-то вроде завалинки в русской деревне, на которой сельчане сидели, лузгали семечки и общались. У бедуинов вместо завалинки на песок кинут коврик и подушки, чтобы можно было посидеть в тени и отдохнуть от безделья.
За детьми присматривают оригинальным способом. Чтобы ребенок не уполз в пустыню, к нему привязывают канистру с песком. Чем старше и сильнее ребенок, тем больше песка. И ребенок, как собака на цепи, никуда не денется, и мышцы тренируются.
Ну, а когда ребенок повзрослеет, канистру он сам сможет отвязать. А если маленький бедуин может развязать узел у веревки, значит, он почти готов к взрослой жизни и в пустыне не пропадет. Так считают родители.
Молодой бедуин потихоньку начинает помогать и прислуживать взрослым, а потом и участвовать в коллективных посиделках. Кальян курить и разговоры разговаривать. Возможно, жизнь в пустыне у бедуинов и трудная. Мы не жили с ними хоть сколько-нибудь долгое время. Но глазами гостей деревни, жизнь бедуинов показалась нам постоянным полу-бездельем, полу-праздником, полу-попрошайничеством. Почему полу? Потому что бедуины, хотя и растеряли свою былую воинскую доблесть (и может быть, к счастью для нас), но сохранили свое человеческое достоинство. Пустынные бедуины, даже когда попрошайничают, делают это менее нарочито и навязчиво, чем попрошайки в раскрученных туристических зонах.
Этот крохотный «домик» на фото внизу — жилище самого старого бедуина в этой деревне. Говорят, ему 105 лет. Хотя насколько точно определяют возраст бедуины, для нас осталось загадкой. Дед из домика уже не выходил, ему приносили воду и еду. Сейчас вот подумали: а ведь, наверное, он уже умер. А мы помним, как он лежал и дремал в своей тростниковой хибарке.
На фото выше – самая бедная семья в деревне. А на фото ниже – самая богатая. Как говорится, найдите 10 отличий.
На фото богатой семьи справа видна рука и кусок цветной ткани. Там сидит невеста. Ее никто не должен видеть. Но рука и кусок платья не случайно высунуты наружу. Это сексуальная завлекалочка для женихов. Таковы здесь традиции. Интересно, что местным горячим парням руки вполне достаточно, чтобы возбудиться, нафантазировать и принять решение о женитьбе. Вообще, именно рука женщины — сильнейший сексуальный стимул для бедуина.
Мы поинтересовались у нашего проводника: что будет, если мы подарим самой бедной семье $100? Он ответил, что эти деньги тут же заберет шейх, у которого несколько жен и наложниц, в городе дом и шикарная машина. Семье достанется, в лучшем случае $1-2 или даже совсем ничего.
Мужчины – отдельно, женщины – отдельно. Это же мусульманство. Женщины изготовляют хлеб, что-то вроде армянского лаваша.
«Бедуины имеют ряд культурных традиций, характерных только для них, и самым известным из них является так называемое «женское обрезание». Суть его заключается в том, что сразу после рождения девочке удаляют клитор, что в дальнейшем делает её фригидной. Считалось, что, став женой, такая женщина не будет изменять своему мужу. В связи с тем, что, согласно израильскому законодательству «женское обрезание» считается уголовным преступлением, а так же вследствие того, что в целом бедуинское общество стремительно переходит к современному образу жизни, традиция «женского обрезания» в среде израильских бедуинов в настоящее время исчезла». Источник.
Пока женщины работают по хозяйству, мужчины творят высокое искусство: играют на дарбуке. Женщины к дарбуке не допускаются.
«Дарбука (тарбука, дарабука, тарамбука, думбек) — старинный ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, небольшой барабан, широко распространённый на Ближнем Востоке, в Египте, странах Магриба, в Закавказье и на Балканах. Традиционно изготовляется из глины и козлиной кожи, сейчас также распространены металлические дарбуки. Имеет два отверстия, одно из которых (широкое) закрыто мембраной. По типу звукообразования относится к мембранофонам, по форме — к так называемым барабанам в форме кубка.
Барабан первоначально изготавливали из обожжённой глины, позднее — из дерева (орех, абрикос), а на его верх натягивается телячья, козья или рыбья кожа. В последнее время популярны металлические дарбуки (алюминий или медь), мембраной служит специальный пластик. Встречаются также керамические дарбуки с пластиковой мембраной и металлические в сочетании с кожей.
Металлические дарбуки с пластиковой мембраной выгодно отличаются тем, что можно настраивать звук, контролируя степень натяжения мембраны с помощью болтов, а также тем, что практически неуничтожимы. Глиняные же барабаны гораздо более хрупкие, а кожаная мембрана очень чувствительна к влаге (рыбья кожа чуть более стойка к воде, чем козья или телячья).
Иногда внутрь дарбуки помещают нечто вроде бубна — небольшие съёмные металлические тарелочки, позвякивающие при игре.
Средняя высота инструмента — 350—400 мм, диаметр — около 280 мм, хотя встречаются, конечно, разные. В зависимости от размера и, соответственно, звучания, дарбуки могут носить разные названия. Например, в Египте существует деление на табла (соло-барабан), дохолла (басовая дарбука) и симбати (сумбати) — нечто среднеее между таблой и дохоллой.
Есть два основных типа дарбук: египетская дарбука и турецкая. У египетских дарбук края верхней части барабана сглажены (такие дарбуки часто называют думбеком), у турецких — нет. Такое строение даёт свои преимущества в технике игры для каждого типа: округлые края египетского думбека щадят пальцы и облегчают перекаты пальцами, но затрудняют щелчки; у турецкой дарбуки — наоборот. Однако не следует думать, что тип барабана делает какую-то технику невозможной.
У инструментов «традиционного изготовления» мембрана закреплена верёвкой; у металлических дарбук мембрану сверху охватывает металлическое кольцо, крепящееся к корпусу болтами. У египетских дарбук эти болты утоплены в кольцо, у турецких вынесены вовне, что может мешать новичкам. Количество болтов обычно от пяти до восьми. Чем больше болтов, тем точнее можно настроить звучание барабана.
Возникающий из-за кубкообразной формы резонанс Гельмгольца позволяет добиваться гулкого и глубокого баса при несильном ударе. Этим же объясняется то, что думбеки с узкой «шейкой» корпуса генерируют более низкий звук при ударе по центру мембраны, чем те, у которых «шейка» шире». Источник.
«Женщины у бедуинов — самый большой дефицит. Каждый кочевник может иметь четырех жен — на всех не наберешься. Члены племени приходятся друг другу родственниками. Так что без новой крови можно выродиться.
Другой дефицит — вода. Ее используют экономно — моются бедуины всего 4 раза в год по большим праздникам.
Живут бедуины по первобытным законам. К врачам не обращаются. И если кого прихватит аппендицит или зуб заболит, местный брадобрей кривым ржавым лезвием отрежет лишнее без стерилизации и обезболивания. Когда в племени рождается больной ребенок, его откладывают в сторону и не дают есть, пока сам не умрет — слабые в пустыне не нужны.
Необычно проходит у бедуинов свадебный ритуал. По мусульманским обычаям мужчина до свадьбы не видит своей будущей жены. Отбор невесты поручают маме жениха. Для начала будущая свекровь даст девушке орех, который можно и камнем не расколоть. Если разгрызет передними зубами — значит, девка здоровая и для тяжелой работы годится. Потом мама вцепляется невесте в волосы и висит, поджав ноги, минут двадцать. Выдержит девица — не пожалуется, не сломает шею, возьмут ее замуж, нет — ходи холостая.
Коран предписывает мужчине любить по очереди каждую жену: один день — одну, другой — следующую. А остальные жены ждут своей очереди и наблюдают за происходящим. Любить жен нужно одинаково, никого не выделяя. Если женщина вдруг пожалуется, что муж уделяет ей мало внимания, то старейшина назначает плохому любовнику палок.
Сам старейшина — мужчина видный, состоятельный и даже грамотный. У него есть джип, мобильный телефон и немало денег. На экскурсиях симпатичным красавицам предлагают вполне серьезно стать четвертой его женой, но среди оглядевших его соломенную хижину с сидящими в одной комнате всеми женами с чадами, желающих найти свою судьбу нет. Так что, девушки, вакансия свободна». Источники: 1 и 2.
Оглядев Ларису, бедуины собрали почти всю деревню и устроили танцы. Но Игорь свою половинку не отдал. Наш проводник потом сказал, что одна из причин такого повышенного внимания заключается в том, что Лариса в длинной свободной одежде, и бедуины идентифицируют в ней женщину. А когда приезжают туристки в таких шортах, что булки вываливаются, то этот стимул для бедуинов настолько запредельно сильный, что они на таких женщин не реагируют. Мы сначала не очень поверили, а потом, когда съездили на групповую экскурсию к «ненастоящим попсовым» бедуинам, убедились, что это так и есть.
Кстати, когда Лариса издила на верблюде, и ветер случайно приподнимал длинную юбку и обнажал колено, каждый близстоящий бедуин норовил подбежать и заботливо прикрыть колено, чтобы «нечаянный конфуз» скрыть от окружающих. Заодно и руку, как основной стимул сексуальности, целовал и рассматривал. А когда у других туристок короткие юбки трусы открывали, никто ничего не стремился прикрыть. Такова специфичная местная сексуальность. Когда женщина слишком (по местным традициям) раздевается, она вначале перестает быть приличной женщиной, и никто не пытается «конфуз» скрыть. Но с определенной степени обнаженности женщина перестает быть для бедуина женщиной в смысле сексапильности. Впрочем, такой эффект проявляется иногда и у европейцев, когда они, например, видят слишком откровенную, по их мнению, эротическую картинку.
Белый верблюд. Неказистый, экзотичный и милый, как и вся бедуинская жизнь…
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы.
Продолжение следует…
Рекомендуем почитать: «За восточным занавесом» — интервью с президентом Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ» Виктором Солкиным.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 26.03.2014
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.