От редактора: Что важнее: дорогая современная фотокамера или талант фотографа? Ведь современная цифровая фотокамера исправляет многие ошибки фотографа. Кажется, дай ее в руки ребенку, и у него сразу будут получаться очень неплохие фотографии. И действительно, часто это именно так. С другой стороны, сколько начинающих фотографов вложили немалые деньги в дорогую фотокамеру, а результат… ну, обычный результат, он явно не соответствует стоимости и возможностям фотокамеры. Талант и фотографическое видение купить невозможно. Хотя многому можно научиться. Так что же делать? Покупать дорогую фотокамеру или учиться? Снимать мыльницей мутные расплывчатые шедевры или снимать дорогой фотокамерой банальные фотографии блестящего качества? В какой очередности и как распределять силы, время и немалые деньги, которых редко бывает избыточное количество. Эти и подобные вопросы часто встают перед фотографом. Именно этой волнующей теме посвящена статья «Дорогая техника или талант фотографа?» Не ищите в ней готовых рецептов. Это повод для размышления. Ведь у каждого Художника, в том числе Фотохудожника, свой путь…
В Интернете не угасают споры о том, что важнее, умение фотографировать или хороший фотоаппарат с отличной оптикой. Нашлось много сторонников, как одной, так и другой теории. Можно, конечно, купить современную полнокадровую камеру с дорогой оптикой, но если не знать элементарных правил фотографирования, сделать хороший кадр не получится, причем не только с композиционной точки зрения, но и с технической. Так же обладая безупречным фотографическим видением и знанием технических нюансов фотографирования, на «мыльницу» шедевр не сделать. Как минимум, он будет смотреться дешево и не качественно. Во всем должен быть баланс.
Сложный выбор пути
В современном понимании фотолюбитель или фотоэнтузиаст — это человек, который периодически тратит некоторую сумму денег на приобретение новых примочек к своей фототехнике. Часто можно встретить статьи о том, что хороший снимок можно сделать только хорошим фотоаппаратом. Это суждение сродни тому, что уважающий себя фотограф должен снимать только в RAW. Этот формат поддерживается всеми камерами выше среднего класса.
При этом многие забывают о том, что для того, чтобы сделать хороший снимок, нужна не только хорошая техника, но и определенное осознание того, что нужно делать. У многих это осознание отсутствует. Именно поэтому часто можно встретить высказывания: «Я начинающий профессиональный фотограф. Я купил зеркалку и дорогую оптику. Подскажите, где тут кнопочка: сделать красивое фото, а то у меня всё размытое получается» Да-да. Бывают и такие. Сначала тратят кучу денег на технику, а потом, хвастаясь своим статусом, начинают демонстрировать полную неграмотность. Естественно в комментариях к такому посту дают ссылки на статьи, в которых говорится о технических нюансах и всех тяготах, которые приходится преодолевать фотографам. После прочтения этих материалов далеко не все становятся фотографами. Многие вовсе забрасывают это дело, а половина продолжает фоткать себя и друзей в режиме «Авто».
Теперь можно задуматься: «А что первостепенно? Знание хотя бы теории фотографирования или профессиональная фототехника?». Пускай ответ для себя выберет каждый сам.
Стоит поговорить о статьях, которых очень много в Интернете. Одни склоняют людей к покупке хорошего фотоаппарата, а другие наоборот, рекомендуют начинать осваивать фотодело с малого. Каждая из таких статей имеет одну глобальную тему, и в её тексте раскрывается именно один конкретный вопрос. Но в каждой теме имеются оговорки, которые обязательно необходимо учитывать. Но далеко не все читают статьи полностью. Чаще всего люди воспринимают только заголовки и то, что выделено жирным шрифтом. Именно поэтому следует упомянуть о тех самых оговорках, которые встречаются во многих статьях.
Итак, на кого же ориентирована большая часть статей о фотографии? Прежде всего, эти статьи для тех, кто уже знаком с основами фотографирования и на себе ощутил все проблемы, которые могут встретиться во время съемки.
Если вы только приобрели фотоаппарат, не нужно лезть в Интернет в поисках информации о том, что и как. Самое первое, что следует сделать, это изучить инструкцию! Там обычно описывается принцип работы выдержки, диафрагмы, ISO, баланса белого и других функций камеры. Если не осилить базовые знания, то дальше лезть не стоит.
Часто в статьях говорится о том, что снимать нужно только в RAW, а потом обрабатывать каждый снимок. Такой подход может отпугнуть новичка. Он еще и снимать толком не научился, а тут уже каждый снимок обрабатывать заставляют. Но те, кто научился обрабатывать фотографии, напрочь могут потерять чутье экспозиции. Зачем делать правильные снимки, если можно всё на компьютере поправить. Это неправильный подход.
Различия фотоаппаратов
Каждое обсуждение фотоаппаратов сводится к тому, что их все нельзя сравнивать. Разные классы фотоаппаратов предназначены для различных условий съемки и режимов эксплуатации. Дело в том, что зеркалку в кармане не спрячешь, а компакт там помещается легко. При этом компакт уступает в качестве снимков и удобстве пользования настройками. Есть еще среднее звено. Эти камеры так и останутся середнячками. Они дают качество снимков хуже, чем у зеркалок и в кармане они не помещаются.
Навряд ли найдется хоть один человек, который активно занимается фотографией и готов провести всю свою жизнь с одним единственным фотоаппаратом. Все растут, всё в мире меняется. С ростом мастерства появляются новые требования к технике. Старые фотоаппараты уже не в состоянии дать то, что требуется от современного фотоаппарата, и тогда выбора нет. Приходится менять камеру. А сколько разновидностей фотоаппаратов! Одни больше подходят для репортажной скоростной съемки, фулфреймы дают отличный результат при неспешной работе. (Пожалуй Canon 1D X опровергает это утверждение, но это уже новый этап развития фотокамер — прим. ред.) А разница в габаритах, весе, дополнительных аксессуарах вообще колоссальна. То же касается и оптики. Есть зумы с различными диапазонами фокусных расстояний. Есть портретники и широкоформатники. Все они различаются светосилой, передаваемой картинкой и сокровенным рисунком боке. Что выбрать? Каждый решает сам в зависимости от личных предпочтений.
Так как же поступить?
В самом начале, когда человек только начинает учиться фотографировать, он, в основном, только лишь нажимает на кнопку пуска затвора. Потом, со временем, начинает замечать систематику. Некоторые фотографии не получаются. Слишком много неудачных кадров, а в определенных условиях съемки вообще ни один кадр не вышел. Тогда начинается учеба: изучение построения композиции, освоение настроек камеры, и прочая фотографическая наука. Тогда приходит осознание того, что камере не хватает скорости автофокуса, матрица слишком шумит на ISO выше 600, максимальная выдержка не достаточна для создания шедевра ночной фотографии. Это всё приводит к продаже старого компакта и покупке недорогой зеркалки. И всё начинается заново. Снова освоение уже расширенных возможностей и выявление недостатков. Такое развитие вполне нормальное. Лучше начинать с малого и постепенно расти. Если вы не умеете фотографировать, фотки, сделанные на зеркалку, будут не многим отличаться от снимков, выполненных средненьким компактом. Зачем платить больше?
Существенная разница в способностях фототехники становится заметна, когда фотограф начинает задумываться о качественных фотографиях. Тогда он приобретает зеркальный фотоаппарат, и свой первый объектив. Он начинает снимать всё подряд. Потом покупает длиннофокусный объектив и начинает снимать макро и птиц. Затем в свой новый широкоформатник он пытается впихнуть как можно больше пространства. Опробовав всё это, человек уже имеет достаточно большой багаж знаний и опыта. Он перепробовал разные стили фотографии и наверняка выбрал для себя основной. Он работал с разнообразным оборудованием и знает его особенности. Такие люди часто начинают давать советы новичкам, говоря о том, то дело не в технике, а в умении фотографировать. Это на самом деле так и есть, но без качественной техники ни один фотограф не сделает шедевр. Это естественное техническое ограничение, которое можно преодолеть, только лишь купив более качественный фотоаппарат.
Любой, кто начинал с компакта и перешел на зеркалки знает, что компактные камеры работают медленнее зеркалок (хотя в последние годы тенденция начинает изменяться), настройки камеры спрятаны в меню, и ими не очень удобно пользоваться. Кроме того, многих настроек, как и функций, просто нет. Если вы замечаете всё это за своим фотоаппаратом, то настало время переходить на более качественную технику. Если же вас в своей камере всё устраивает, продолжайте пользоваться ей и получать удовольствие от фотографирования.
Источники: alex-alexsis и takefoto
Интернет-СМИ «Интересный мир». 06.01.2013
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Visa 4276400051181130 Ширяева Лариса Артёмовна или MasterCard 5469400010332547 Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.