Что лучше купить: беззеркалку или зеркалку?
ЧАСТЬ 1 — за зеркалки
Я повторял и буду повторять, что зеркало в камере — атавизм, мешающий техническому прогрессу, и атавизм этот… вынужденный. Но, как бы то ни было, зеркалки остаются инструментом для статистического большинства профессионалов, и будут им оставаться ещё приличное время.
В камерах Canon зеркало отправляет на фазовые датчики автофокуса от 40 до 60 процентов света, а остальное приходит в шахту видоискателя, чтобы вы могли визироваться.
Отдельные фазовые датчики — это отличный инструмент, пока они дают-таки лучший результат, если сравнивать с технологиями датчиков на матрице, но… прогресс не стоит на месте, и последние камеры с датчиками прямо в сенсоре уже обходят выделенные датчики зеркалок самого недавнего прошлого. Да там ещё и алгоритмы стали улучшаться, в том числе использование цветовой информации для слежения, умных алгоритмов для предсказания направления этого движения и т.д. Эволюция не стоит на месте.
Ступор прогресса начинается от того, что подвижному зеркалу нужен механизм, который будет хлопать, открывая сенсор во время съёмки. Как у любого механизма, у него есть ограничения — ресурс не бесконечен, скорость хлопков в секунду ограничена и так далее. С ростом разрешения выявляются и другие проблемы — типа сдвига камеры ударом зеркала внутри. Владельцы Nikon D800/D800E с этим хорошо знакомы, да и на среднеформатных цифровых камерах типа Leica S2 или Pentax 645Z с этим сталкиваться приходится. А у нас на подходе 50-мегапиксельные полнокадровые камеры, не за горами 36-мегапиксельные кропнутые фотоаппараты. Эволюция механизмов внутри камеры происходит, но всему есть предел — вы не заставите механическое зеркало без вибраций плясать внутри камеры на скорости в 30 кадров в секунду.
Бывают ещё неподвижные зеркала — полупрозрачные — например, в SLT-камерах Sony, там тоже идёт эволюция. Полупрозрачное зеркало отправляет на фазовые датчики 33% света, остальные 2/3 проходят на сенсор. Треть «стопа» — это немного, к слову, и на современных малошумных матрицах совсем не так критично, как в недавнем прошлом. Технологии тут тоже развиваются, в плане работы системы автофокуса, её интеллекта и т.д. То что я увидел тестируя Sony A77-2 мне очень понравилось.
В этой части я расскажу свои доводы за зеркалки, побуду их адвокатом. Далее будет часть о другой стороне баррикад, в ней я расскажу свои доводы за беззеркалки. Потом будет часть против зеркалок, и за ней часть против беззеркалок. Формат получается как «раздельное питание», ниже я приведу доводы ЗА без НО и ПРОТИВ, чтобы не превращать текст в портянку и не взрывать мозги сразу.
Итак, поехали…
1. Зеркалки «системнее»
Системность — это не только и не столько оптика (хотя, вы поищите тилт-шифты нормальные для альтернативных систем), это ещё и навесное оборудование и аксессуары.
Так получилось, что рынок зеркалок — это практически исключительно Canon и Nikon. Я не беру Pentax, он играет в другой лиге, я не беру среднеформатные зеркалки, которые в противоположном конце. Вся индустрия коммерческой фотографии заточена, как ни странно, под эти два бренда — захотите вы, например, TTL-синхронизацию со студийными вспышками или построить систему из креативного света, и найдёте решения только в исполнении под Canon или Nikon. Проблемы возникнут с радиосинхронизаторами, шнурами для стробистов, управлением системой камер или вспышек, зарядками для аккумуляторов, всевозможных обвесах и навесах. В общем, в творческих задачах, требующих чего-то дополнительного, какого-то навесного оборудования, однозначно выиграет продукция Canon или Nikon, а эти компании сфокусированы… дайте угадать… на зеркалках.
Если хотите аналогию, то у меня она есть: представьте себе что Canon это бензиновые автомобили, Nikon дизельные, а остальные бренды делают прогрессивные и такие замечательные… электромобили. Так как насчёт заправок?
2. У зеркалок оптический видоискатель
Главным плюсом оптического видоискателя я считаю то, что фотограф равно успешно видит через него на свету и в темноте, и глаза перестраиваются синхронно. Вернее, им НЕ приходится перестраиваться. В цифровом видоискателе всегда яркая картинка, а это значит, что ярким солнечным днём глазу нужно будет несколько мгновений, чтобы начать уверенно видеть более тёмное изображение, а в темноте фотограф с БЗК или SLT будет слепнуть на один глаз и может испытывать дискомфорт от этого.
3. У зеркалок отдельные фазовые датчики фокуса
Пока ещё они лучше справляются с фокусировкой в следящем режиме, а это важно во многих жанрах — свадебной съёмке (проходка молодожёнов на вас), спорте и автоспорте, съёмке движущихся объектов и т.д. Ремарка — камеры с полупрозрачным зеркалом в данном случае (в отличие от пункта 1) я отношу к зеркалкам.
4. Зеркалки крупнее
Иногда размер является плюсом, потому что камеру крупных размеров удобнее держать в руках, на ней лучше сегментированы кнопки и диски, их может быть больше. В крупную камеру проще встроить две карты памяти, а это очень важно многим профессионалам. Берём Olympus E-M1, Sony A7 и Fujifilm X-T1, и что видим? Что карта памяти туда вставляется ОДНА. А ведь эти камеры позиционируются уже в профессиональный сегмент, это уже не совсем для «энтузиастов» решения, и вендоры активно пропихивают их в сегмент творцов и профессионалов.
5. Зеркалки почти всегда могут дать более качественную картинку
Не ожидали от меня услышать подобное мракобесие? А оно так и есть, пусть само по себе зеркало не имеет отношение к картинке, просто вот это сочетание из отдельных фазовых датчиков, передовых сенсоров, развитого управления и мощного софта в самой камере, парка профессиональной оптики, навесного оборудования, аксессуаров-шмессуаров позволяет фотографу, у которого руки растут из нужного места, получить более качественный РЕЗУЛЬТАТ. То есть дело не в зеркале, дело в системе, и это сочетание есть именно у зеркалок. Отмечу, что этот пункт самый спорный, о чём я расскажу в следующих частях.
6. Зеркалки более настраиваемые
Ну да, я про меню. Достаточно копнуть меню таких камер как Canon 1D X и Nikon D4S, чтобы понять что… там как на Android, то есть «всё можно сделать под себя». И зеркало, как механизм, к этому отношения не имеет, просто в этом типе камер всё сделано для тех, кому нужно регулировать самые мелкие нюансы. Хотите ограничить диапазон ISO? Задать самую короткую и длинную выдержку? Не давать камере закрывать диафрагму уже f/8 и не держать шире f/1.6? Это можно сделать. Младшие модели другое дело, их режут ножом так, чтобы были веские стимулы идти выше. Например, на 5D Mark III до сих пор нет экспокоррекции в ручном режиме и некоторых ограничений, из описанных выше. Они нужны? Добро пожаловать в топовую лигу, в камеры за 350 и более тысяч рублей. Найдутся и веские причины и предпочесть D4S более детальному D810.
7. Зеркалки — синоним профессионализма
Ха-ха? Если бы. Это как дресс-код на рынке коммерции. Фотографа с чем-то сильно отличающимся от «большой чёрной камеры» могут не принять всерьёз, чтобы позволить себе ходить на съёмку с чем-то ещё нужно заработать себе репутацию, но иногда и она не помогает. Я историй о том, как любителю с более старой, но более массивной камерой, и более крупной оптикой, позировали более охотно, чем профессионалу с техникой поменьше, слышал немало. Именно этот эффект создаёт парадокс «купил первую зеркалку и начал брать заказы на коммерческую съёмку». Совсем без шуток сейчас, но на размерах аксессуаров, массе штатива и весе рюкзака тоже можно сыграть, это уже психология.
8. Зеркалку не нужно выключать
Есть у зеркалок одно важное преимущество — поскольку сенсор работает только в момент съёмки, а автоматика экспозамера и другие «мозги» когда нажимают на кнопки, то зеркалку можно не выключать после каждого снятого кадра, и при этом батарейка будет расходоваться минимально. Можно целый день ходить с камерой, стоящей в положении «On» и когда нужно нажимать кнопку, чтобы она моментально (за доли секунды) проснулась. Даже лучшие беззеркалки в таком режиме будут быстро съедать батарею, а включаются они хоть и быстро, но не настолько.
9. От одного аккумулятора можно сделать очень много снимков
Мне удавалось снимать от одного заряда Canon 1D X больше четырёх тысяч кадров, и ещё оставалась энергия. Более доступные модели любительского класса без проблем позволят сделать свыше пары тысяч фотографий, то есть и одного аккумулятора хватит для насыщенного рабочего дня. Не обращайте внимание на цифры, которые указаны в паспорте — они рассчитываются по сложной системе, учитывающей частый просмотр отснятого, постоянное использование встроенной вспышки и другие факторы. В репортажном режиме энергия расходуется иначе.
ЧАСТЬ 2 — за беззеркалки
Смартфоны пожирают всё, и только премиальные беззеркалки продолжают расти в продажах и расширять свою долю рынка. Люди устали носить чёрные кирпичи и рюкзаки, полные дорогущей и не самой качественной оптики. В этой части я буду адвокатом беззеркалок, расскажу об их достоинствах без оговорок.
Как и писал в предыдущей части, зеркало, в моём понимании, — механический атавизм в современной цифровой фотографии. Более того, давным-давно существует чудовищное количество камер без зеркала вообще, и это не только современные мыльницы и смартфоны, ультразумы и гибридные камеры, но ещё дальномерки и огромное количество даже не плёночных, а аналоговых фотокамер, многие из которых выдадут результат, которому любая современная зеркалка позавидует. Но, давайте сузим понятие.
К беззеркалкам сейчас относят камеры со сменной оптикой, в которых нет хлопающего зеркала (и полупрозрачного тоже), визирование в которых производится через электронный видоискатель и/или по экрану. Как я уже писал, их ещё называют «системными», но это чистой воды мракобесие, потому что «системной» может быть и плёночная дальномерка, и мыльница с навесным оборудованием, и много что ещё позволяющее создать «систему» из камеры и аксессуаров.
Итак, начинаем…
1. Беззеркалки компактнее
Лень — двигатель прогресса, и уменьшение размеров камер в ходе всей истории развития фотографии — процесс совершенно нормальный. Картинка выше это показывает. Если вы можете получить такой же результат, взяв с собой вместо 15 килограмм, полтора, или уместив всё фотобарахло в карман куртки, поводов снимать и развиваться будет больше. Я знаю огромное количество случаев, когда люди ленились годами (!) брать с собой хорошие камеры, потому что они стоили, как автомобиль, и весили слишком много для комфортного гуляния. Некоторые из них ходили на курсы к хорошим преподавателям, чтобы потом всё забыть, каждый раз находя причину не взять камеру.
Компактность камеры влечёт за собой и уменьшение размера и веса аксессуаров. Мой штатив для зеркалки весит 4 килограмма, и им можно убить. Штатив для беззеркалки ложится в сумку рядом с ноутбуком и не оттягивает плечо, а если совсем припекло не брать сумку, то можно использовать карманный штатив от мыльницы, при этом два объектива помещаются рядом в карман, вспышка лежит в нагрудном, два аккумулятора в кармане брюк.
2. Беззеркалки прогрессивнее
Wi-Fi и NFC, возможность выложить отснятое сразу в интернет и отправить из камеры по электронной почте, сенсорные экраны, выбор точки фокусировки пальцем и управление руками, как смартфоном — это к беззеркалкам. Зеркалки архаичны, многое там заточено под стародавние привычки опытных фотографов, которые не горят желанием менять свои привычки даже ради удобства, эдакое «историческое наследие», багажом тянущееся из поколения в поколение. Многие инновационные технологии приходят на рынок не сверху-вниз, а снизу-вверх. Поищите зеркалку, за вменяемые деньги пишущую 4K-видео или RAW-видео, поищите снимающую в 3D (стерео), ту что легко клеит бесшовные панорамы одним кадром, зеркалку с толковым вшитым RAW-конвертером. Продолжать можно долго…
И да, поддержка самых быстрых карт памяти SD (UHS-II) к моменту написания этого поста была только у беззеркалок. Фокусировка с распознаванием лиц, отличающая левый и правый глаз, смайл-шаттер — всё это к беззеркалкам.
3. У беззеркалок современная оптика
Беззеркалки молоды, и оптику для них пришлось создавать с нуля совсем недавно, и наработки инженерами использовались самые последние. В противовес этому большая часть оптики для зеркалок разрабатывалась в плёночные времена, когда требования к автофокусу, резкости и другим параметрам были просто иными. Более того, и байонеты зеркалок из тех ещё времён, и рабочий отрезок, и т.д. А вы думали почему для камер Nikon не существует автофокусной оптики со светосилой выше f/1.4? Просто тогда не стояло тех задач, которые возникли перед разработчиками современной техники. В итоге, беззеркалки сразу вышли на передовую, а производителям зеркалок срочно требуется перевыпускать многие объективы, потому что старые уже не справляются. И что важно — более компактные, в большинстве своём, сенсоры с меньшим рабочим отрезком, позволяют делать оптику для беззеркалок меньше и легче, резче и лучше.
4. Беззеркалки меньше бросаются в глаза
Недавно я снимал на Olympus E-M5 Mark II бэк шоу Первого канала. Включил на камере бесшумный режим и почувствовал, что я ниндзя. Фотографы с зеркалками каждым хлопком зеркала и шумом затвора привлекают к себе внимание. Я снимал на беззеркалки в местах, где к фотографам с зеркалками подходили и требовали прекратить заниматься безобразием. Крупная камера, издающая звуки, часто является злом, и не зря стрит-фотографы предпочитают что-то менее заметное. На некоторые беззеркалки можно снимать незаметно в театре, например. То что фотографа с камерой меньшего размера не принимают за профессионала, может быть серьёзным плюсом. Скажем, в торговых центрах в Москве люди спокойно фотографируют на БЗК и смартфоны, потому что это «для личных нужд», а людей с зеркалками охрана гоняет веником.
Или вот пример: вчера пригласили в клуб Duran, на вечеринку EuropaPlus TV, а там жёсткий фейс-контроль. Я положил в карман Олик, открутил от него батарейную ручку и с маленькими светлыми фиксами. На фейс-контроле охрана посмотрела на серебристую маленькую камеру и пропустила без вопросов, попросив лишь не снимать участников. Как можно снимать беззеркалкой концерт я уже показывал, сами понимаете, сделать снимки не хуже чем на зеркалку я мог спокойно, не привлекая внимание. Зато в прошлом году меня и друзей с зеркалками в ночной клуб просто не пустили, нам пришлось оставить их в багажнике машины.
5. Беззеркалки могут то, чего не могут зеркалки
60 кадров в секунду? Стабилизатор на матрице, дающий возможность снимать на самом низком ISO ночью с рук, без штатива? Совсем бесшумная съёмка? Увеличение картинки в видоискателе для точного наведения на резкость? Алгоритмы-помощники для работы с оптикой без автофокуса? Это только вершина айсберга.
А как насчёт распределения зон фокусировки по всему кадру? Владельцы полнокадровых зеркалок обычно имеют точки фокусировки, собранные в кучу в центре кадра, тут даже кропнутые камеры выигрывают, а у беззеркалки точки и зоны могут быть распределены по всему кадру, самих точек (включая те, что на основе фазовых датчиков) может быть значительно больше чем у самых топовых зеркалок.
Маленький вес позволяет использовать камеру с селфи-палкой. Попробуйте себя записать на видео, идя по улице, с каким-нибудь 5D Mark III, неся перед собок камеру на моноподе, а Olympus E-M5 Mark II вы можете закрепить на самой недорогой палке-себяшке и спокойно это сделать. На той же палке вы можете опустить его куда-то в колодец или поднять над забором.
6. Никакого бэк-фокуса, фронт-фокуса
Эффекты фронт и бэк-фокуса, когда объектив системно промахивается мимо места, куда его просили навестись, попортили немало крови зеркальщикам. Когда датчики фокусировки и матрица, на которую фокусируется свет, являются разными приборами, возможны технические накладки. Они влияют на резкость. Поскольку любая беззеркалка использует свою основную матрицу для наведения на резкость, не важно контрастным способом или фазовыми датчиками, интегрированными прямо в поверхность, такое рассогласование невозможно.
7. Скорострельность
Уже писал в пункте 5, но повторюсь, потому что это отдельный довод — беззеркалки могут быть сильно скорострельнее зеркалок. 11-12 кадров в секунду сейчас потолок для топовых зеркалок в режиме визирования через оптический видоискатель, а на БЗК 10-11 норма для недорогих моделей, и есть целый ряд камер с куда большими скоростными характеристиками. Вероятность получить удачный кадр, сняв длинную серию на огромной скорости таки выше.
8. У беззеркалок выше качество картинки
Стоп, я же противоречу сам себе и предыдущей части? Но таки да, беззеркалки могут дать картинку более качественную, потому что качество определяется возможностями сенсора и оптики, плюс алгоритмами в камере. Перфекционисты за цвет хвалят не Canon и Nikon, а Olympus и Fujifilm. Оптика для этих камер выдаёт отличные показатели по всему полю. Самой малошумной камерой сейчас считается беззеркалка Sony A7S. Если я буду снимать с рук на резкий фикс ночью, используя камеру со стабилизатором на матрице, типа Olympus E-M5 Mark II, я получу на низких ISO более чистую картинку, а ещё у неё есть 64-мегапиксельный режим, в котором на предметке детализации будет больше, чем у полнокадрового Nikon D810, а муара меньше. Опять же, всё зависит от рук и умения их приложить, кто-то с настройками топовых зеркалок так ухитряется накосячить, что никакой Photoshop не поможет.
Да, конечно же ЦВЕТ. На любых лекциях фотографы, снимающие на Fujifilm и Olympus, наглядно показывают, как уныл цвет на Canon и Nikon, и как он хорош без «напильника» на БЗК. Спросите об этом известных фотографов (например, podakuni, pavel_kosenko и dmitry_novak), они расскажут что цвет — это наше всё.
9. У беззеркалок ЭВИ
Человеческий глаз — инструмент совсем не идеальный, даже если зрение идеальное и глаз этот юный, поэтому камеры с электронным видоискателем (а не оптическим, как у зеркалок) существенно выигрышнее для фотографа. Прежде всего, фотограф сразу может видеть картинку такой, какой она попадёт в JPEG, включая цвет и контраст.
Хотите снимать в ЧБ и видеть в ЧБ? На беззеркалке это можно сделать без проблем. Нужно точнейшим образом навести камеру на резкость в самых жутких условиях? Включаете увеличение и видите намного лучше, попал ли объектив в резкость. Я уже писал про жутко дорогой и бритвенно резкий Zeiss Otus, что он идеален не с зеркалками Canon или Nikon, где с ним промахнуться ничего не стоит, а именно с беззеркалками.
У беззеркалок есть всевозможные вспомогательные технологии, типа того же увеличения, фокуспикинга, цифрового клина (у фуджиков) — всё это очень способствует получению резких снимков, уменьшению количества промахов мимо фокуса. Ещё у них можно вывести поверх картинки в реальном времени зебру, чтобы контролировать пересветы и недосветы, гистограмму и другие данные. Зеркалки так не могут.
А уж в темноте беззеркалки однозначно видят лучше человеческого глаза, они почти как прибор ночного видения. Дело в том, что в темноте зрение человека сильно садится, мы теряем резкость, просто потому что так устроено наше зрение. Нарастание световой чувствительности в темноте происходит непрерывно, в течение всего времени пребывания в условиях недостатка света, и стабилизируется через 60-80 минут, а интенсивно адаптация происходит в первые 15-30 минут, поэтому фотограф с зеркалкой в сумерках, как снайпер — не должен терять «ночное зрение» чтобы хоть что-то увидеть. Беззеркалка видит хорошо СРАЗУ.
10. Беззеркалки можно заряжать от солнца
Не все, конечно, но на рынке уже достаточно моделей, которые заряжаются прямо от USB, я всегда упоминаю этот момент в своих видео-обзорах. Эта фишка может быть сильным подспорьем для путешественника, например — берёте рюкзак, обшитый солнечными панелями, и ваша камера заряжена всегда. Камеры Sony можно питать от обычного пауэрбанка по USB прямо в режиме записи видео или при съёмке, что даст преимущества при фотографировании на морозе — USB-кабель тянется под тёплую одежду, там лежит ёмкая батарейка — и можно снимать. А можно подзарядить камеру в кафешке во время обеда, воткнув её в телевизор.
11. У беззеркалок хороший запас работы от аккумулятора
Не стоит так доверять паспортным цифрам, которые обычно указывают для беззеркалки в обзоре. Скажем, для Olympus E-M5 Mark II написано, что он может сделать от одного заряда 310 снимков. Я снимал им недавно бэк Первого канала, сделал от одного заряда 3910 (три тысячи девятьсот десять!) снимков. Это забило полностью RAW+JPEG флешку на 64 Гбайт.
А теперь на очереди части 3 и 4 против зеркалок и против беззеркалок, где мы пройдёмся по богатым минусам.
Автор Станислав Васильев. По материалам авторского сайта: Блог о хайтеке
Интернет-СМИ «Интересный мир». 01.09.2015
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Visa 4276400051181130 Ширяева Лариса Артёмовна или MasterCard 5469400010332547 Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.