Home 1 История 1 Значки из детства. Авиация.

Значки из детства. Авиация.

Мы уже писали о значках в статье «Значки, которым почти полвека. Космос». Хотели написать продолжение, но отвлеклись на статью о древних бутылочках, найденных при раскопках на Манежной площади в Москве: «Бутылочки и баночки», а также на статью о старых грампластинках: «Крутятся диски». И вот наконец дошли руки до продолжения о значках.

Как мы уже писали, коллекция тесно связана с городом авиаторов Жуковским и, конечно, с авиацией.

«В 35 километрах от столицы нашей страны расположился уютный город Жуковский, который в советские времена был «закрыт» для въезда посторонним. На сегодняшний день город является известным всему миру центром авиации России, в котором находятся многочисленные испытательные базы и институты авиастроительной отрасли. История Жуковского как города, по сути, начинается с 1947 года, когда подмосковный поселок Стаханово был переименован в город Жуковский. Но в реальности историю города Жуковского можно проследить с самых древних времен.

Когда-то очень давно на территории современного Жуковского росли глухие леса и находилось бесчисленное количество болот и озер. Именно здесь проходила главная дорога между форпостом Московского княжества на юго-востоке городом Коломной и его столицей. Первое упоминание об этой местности относится к началу 14-го столетия в грамоте Ивана Калиты, которую он написал, отправляясь в Орду. И данную грамоту можно смело причислять к первой вехе истории Жуковского.

В 1760 году московские власти проводили межевание Никитского уезда, и на месте нынешнего города находились лесные пустоши без малейшего намека на поселение. И лишь в начале 20-го века на месте пустошей возникло первое поселение крестьян – Колонец. История г. Жуковского неразрывно связана с теми временами, и название первой деревни отображено в современном имени одного из городских районов.

История города Жуковского получила новое развитие в 1913 году, когда собственник Московско-Рязанской железной дороги фон Мекк дал задание коллективу прогрессивно мыслящих инженеров и архитекторов создать проект Казанского вокзала. Согласно этому проекту в районе Прозоровской платформы должна была появиться новая крупная железнодорожная развязка. Очень быстро руководитель проекта архитектор Семенов В.Н. создал план настоящего города-сада для служащих и рабочих железной дороги. В этом же году проект был подписан, но в историю Жуковского вмешалась первая мировая война, а затем и революция, которые не дали возможности воплотить в жизнь великолепную задумку о городе-саде, идеально вписывающемся в имеющийся естественный ландшафт местности. На сегодняшний день потомки могут увидеть лишь строения больничного городка, которые успели возвести в те далекие времена.

В 20-х годах прошлого века история города Жуковского наблюдала активные строительные действия новых советских дачников, которые получили участки земли вдоль Казанской железной дороги. Для их нужд, а также для нужд санаториев, которые стали появляться в этих местах, была открыта железнодорожная платформа, получившая название «Отдых». А в 1933 году в районе «Отдыха» было решено начать строительство аэрогидродинамического института, которое стартовало в 1935 году. С этого момента история Жуковского выходит на совершенно новый уровень развития, которое и привело к созданию современного «Наукограда» России.

6 ноября 1935 года началось строительство здания аэродинамических труб, а также магазинов и жилых домов – будущий город начал свое обустройство. К 1939 году поселок Стаханово насчитывал уже 10 800 человек постоянных жителей, и их число постоянно увеличивалось по мере активного освоения прилегающих к поселку территорий. История Жуковского могла бы быть намного более перспективной, но в 1940 году разразилась Великая Отечественная война, и некоторые строительные проекты пришлось замораживать. Перед самым началом страшной для нашей страны войны в Жуковском уже функционировала первая средняя школа, были возведены четырехэтажные жилые дома, согласован проект на строительство Летного института, закончено строительство испытательного аэродрома. Именно тогда была заложена история г. Жуковского как уникального центра отечественной авиационной техники и науки.

23 апреля 1947 года на карте России появился новый город – Жуковский, названный так в честь столетнего юбилея «Отца русской авиации». В 1952 году город стал населенным пунктом областного подчинения, а в 2004 – городским округом Москвы. История Жуковского в 2007 году увидела и указ Правительства Российской Федерации, в котором ему присвоен статус «Наукограда», что вполне логично и естественно, ведь именно здесь еще в конце прошлого столетия появилось движение «Союз наукоградов». Взято отсюда.

Жизнь города Жуковского неразрывно связана с ЦАГИ – Центральным Аэрогидродинамическим Институтом.

«Основатель ЦАГИ — профессор Императорского технического училища и Московского государственного университета Николай Егорович Жуковский. В 1918 г. студенты и ученики Н.Е. Жуковского сумели убедить своего учителя обратиться к новым властям с предложением о создании в Советской России комплексного научного центра. Инициатива профессора Жуковского была поддержана руководителем Научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства Н.П. Горбуновым, и 1 декабря 1918 г. Центральный аэрогидродинамический институт (сокращенно — ЦАГИ) начал работу. После смерти Н.Е. Жуковского в 1921 г. ЦАГИ возглавил его соратник — С. А. Чаплыгин, видный ученый в области механики, внесший важнейший вклад в формирование научного облика института». Взято отсюда.

Когда ночью над городом Жуковским раздавался гул, по сравнению с которым шум аэропорта кажется музыкой, никто не задавал вопросов: «Что это?» Всем и так было понятно – это «труба», т.е. место, где мощные вентиляторы с огромной скоростью гонят потоки воздуха, а неподвижно закрепленный макет самолета исследуется на его аэродинамические свойства. В ЦАГИ работали «мозги» города авиации. Их оберегали, и их вознаграждали. Город официально считался закрытым. Когда люди приглашали к себе друзей из других городов, то это старались не афишировать. Друзья-иностранцы приезжали тайком и старались не открывать рот на улице, чтобы не услышали акцент. Зато советский инженер в Жуковском мог зарабатывать 500-600 рублей в месяц при средней зарплате по стране 120. Деньги эти платили за хорошее образование, мозговую пахоту, за секретность, и за то, что человек становился невыездным. Еще могли в любое время вызвать телеграммой на работу из отпуска. Или курьером из дома в выходной день.

В память о ЦАГИ в городе Жуковском у нас в коллекции 4 юбилейных значка (см. выше). Такие значки назывались «фирменными». На большинстве обычных значков на обороте была выбита цена (обычно 15-20 копеек), а на «фирменных» значках цены не было. Они просто не поступали в продажу, и купить их в киоске или магазине было невозможно. «Фирменные» значки выпускались крохотным тиражом к юбилею организации, «фирмы», и они раздавались людям, причастным к теме, на память. Значку, вынесенному в заголовок поста, 79 лет, и он выпущен в 1933 году к 15-летию ЦАГИ. «Фирменные» значки становились нумизматической редкостью сразу после выпуска, а уж если значок старый, то он уже во времена нашего детства представлял вполне реальную коллекционную и финансовую ценность. В свое время, когда отец одного из авторов этой статьи решил купить новую машину, он просто продал коллекционерам несколько десятков значков и марок из своей коллекции.

Значок выше тоже «фирменный». Он посвящен 50-летию ОКБ имени Туполева.

«Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) А.Н.Туполева, возникло в рамках Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в 1922 г. С первых лет своего существования ОКБ стало пионером советской авиационной промышлен¬ности по созданию цельнометаллических само¬летов и впоследствии выросло до одного из передовых коллективов по конструированию самолетов. Конструкторским бюро было выпущено очень много самолетов различного типа: легких и сверхтяжелых, военных и пассажирских, с поршневыми и реактивными двигателями и даже занималось постройкой аэросаней.

На самолетах с маркой «АНТ» и «Ту» в те времена было завоевано 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных дальних перелетов, в том числе перелет из СССР в США через Северный полюс, осуществле¬ны высадка на Северный полюс полярной станции СП-1 экспедиции И. Д. Папанина, операция по спасению экипажа парохода Челюскин», затертого полярными льдами». Взято отсюда.

В Жуковском находилось несколько авиационных брендов: ОКБ им. Туполева и Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова (ЛИИ). Очень серьезные люди работали там тогда и работают сейчас. Ночью по городу перевозили военную технику. Могли боевой самолет тягачом тащить. Мальчишками мы бегали смотреть. Потом, когда наступили лихие 90-е, когда в Москве на рынках сначала стреляли, а потом смотрели в кого, в Жуковском было абсолютно спокойно и безопасно. Любой пацан или девчонка могли гулять ночами под звездами, и родители были спокойны. Они знали, здесь серьезные люди делают серьезные дела, и глупого криминала здесь не бывает. Если кто-то и будет делить сферы влияния и большие деньги, то у себя дома, в своем городе никто гадить не будет. Здесь так не принято.

«С 1992 года Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова ежегодно принимает авиавыставки, раз в два года (по нечетным) проводится Международный авиационно-космический салон «МАКС». Основная взлётно-посадочная полоса (ВПП-4) является самой длинной в Европе. Её длина составляет 5403 метра, забетонированная площадь — 2,5 млн кв. м. ВПП ЛИИ была одним из вариантов места посадки космического корабля «Буран», а также использовалась для отработки его технологий на аэродинамических моделях «Бурана», в том числе в натуральную величину». Взято отсюда.

Значок, посвященный 35-летию Жуковского Машиностроительного завода. За этим названием скрывался «ящик» — 11-ый завод, работающий на нужды военной промышленности. Невзрачный заводской комплекс у железной дороги, где уже тогда шли в серийное производство высокие технологии.

Город жил своей особой жизнью. Проведя детство в этом городе, некоторые явления современности не хочется понимать и принимать. Никто не кричал о нанотехнологиях и о перспективах Сколково. Люди просто работали. Работали тяжело, иногда не приходя домой ночевать. Работали мозгами. Зарабатывали много.

Летом тоже горели торфяники. Тогда днем и ночью с военного аэродрома по тревоге поднималась в воздух боевая техника. Вертолеты скидывали воду, БТРы и БМП давили огонь колесами и гусеницами. Если в окрестностях при торфяных пожарах сгорал хоть один частный дом, офицеры в нашем окружении считали это личным позором.

Люди в Жуковском гибли часто. В основном, летчики-испытатели. У испытателя стояла вполне конкретная задача: выявить в процессе полета слабые стороны машины (по сути, сломать ее в экстремальных режимах пилотирования), посадить машину целой и невредимой, чтобы на земле были выявлены причины отказа, и чтобы самолет был доведен до совершенства. Машина часто существовала в единственном экземпляре. Профпригодность летчика-испытателя определялась способностью сначала сломать, а потом спасти эту единственную машину. Профессия летчика-испытателя была «штучной». Заработки были «неприличными». В гаражах стояли новые «волги», а на кладбище росли «города» из могил.

Московский физико-технический институт (ФизТех) имел в Жуковском свое подразделение ФАЛТ – факультет аэродинамики и летательной техники. Домашний институт Жуковского. Конкурс был сумасшедший – в разные годы от 7 до 25 человек на место. Парни знали, здесь элитное образование и перспективы карьеры. А это большие деньги, лучшие женщины, высокий престиж. Ну, и идея служения Родине и науке была тогда совсем даже не пустым звуком.

Ниже фрагмент нашей коллекции по теме авиация. Собрано в 70-е гг в Жуковском. Все значки «фирменные» и в открытую продажу не поступали. Для нас эти значки – память. И самое главное, повод подумать о той и этой жизни.

 

 

Все написанное — личные воспоминания, и не претендует на историческую истину.

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы.

Электронное СМИ «Интересный мир». Выпуск №86 от 16.07.2012

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.