Home 1 Человек 1 «Я не ставлю диагнозов! Нельзя вешать ярлык на человека!»

«Я не ставлю диагнозов! Нельзя вешать ярлык на человека!»

Размышления профессиональных психологов о психологах и психодиагностике.

Фраза, вынесенная в заголовок, стала расхожим штампом у психологов, которые считают себя гуманистами. Как люди, прошедшие всю систему образования психологов – сначала в качестве студентов факультета психологии, а потом и в качестве преподавателей психологии в ВУЗе – мы хорошо знаем, откуда взялся этот псевдогуманистический штамп.

Первый посыл дали сами преподаватели психологии. «Введение в специальность» и «История психологии» — одни из первых дисциплин, они изучаются с самого начала обучения психологов в ВУЗе. Рассказывая студентам об ортодоксальной психиатрии (которая, не будем скрывать, иногда была карательной) преподаватели-энтузиасты всячески подчеркивали, что мы, психологи, — иные! Мы не вешаем ярлык на человека – а психиатрический диагноз в истории часто становился поводом для социального принижения человека – мы относимся к человеку, как к полноценному и здоровому, мы даем человеку шансы справиться со своим своеобразием и жить полноценной личной и социальной жизнью.

Большинство студентов на факультете психологии – женщины, склонные к искреннему сочувствию и сопереживанию. Если мужчины, то тревожные невротики. Абсолютное большинство пришли в психологию, чтобы сначала решить свои внутренние проблемы и только потом дорасти до того, чтобы помогать другим людям. Многие впечатлительны. Многие сами настрадались от своей внутренней психологической непохожести на остальное большинство человечества. Слова о том, что мы, психологи, — иные, и что не надо принижать человека за его психологическое своеобразие, тут же примериваются на себя, музыкой звучат в душе и запоминаются на всю оставшуюся жизнь.

Потом на старших курсах идут другие предметы. Рассказывают об альтернативной психиатрии, которая сочетает жесткую диагностическую позицию с гуманистическим (часто даже немедикаментозным) лечением. Позже идет огромный серьезный курс психодиагностики. И еще более строгий и серьезный курс экспериментальной психологии. Поздно! Психолог запомнил: я добрый! Я иной! Мы гуманисты, нельзя вешать ярлык на человека! Нельзя говорить о плохом, надо верить в хорошее!

Результат? К концу обучения в ВУЗе профессиональный психолог по строгости мышления недалеко ушел от целителя-экстрасенса, верящего в свою избранность и особые нетрадиционные методы помощи. Впрочем, невелика беда! Из 60 человек, одновременно окончивших с нами факультет психологии, в профессиональной практической помогающей психологии кроме нас двоих остались… еще двое. Остальные вышли замуж, ушли в науку или преподавание, сменили сферу деятельности.

Что делать тем, кто остался в психологии и, действительно, стал практикующим психологом? Путь элементарен, но тяжел. Избавляться от своего своеобразия, как от фактора, мешающего помогать другим людям. Учиться и доучиваться практически всю жизнь. Изменять свое мышление на строгое, не теряя доброты и гуманизма.

На совести практикующих психологов, которые вовремя не проработали не только свои проблемы (это само собой!), но и свое образование, свой стиль мышления – десятки и сотни непоставленных или поставленных неправильно психологических диагнозов. На совести таких психологов бесконечные курсы и тренинги личностного развития, длительные психотерапевтические сессии с разговорами о детстве клиента, а в результате – потерянное время жизни клиента, пропущенные серьезные диагнозы, некомпетентная помощь не от того, чем страдает человек, — а в итоге часто ухудшение состояния обратившегося человека и развитие реального психического расстройства. Почему? Специалист продолбал! По причине своих субъективных неправильных представлений о жизни и профессии. По причине псевдогуманизма.

Психологический диагноз – это не ярлык. Никто не призывает как-то социально или личностно принижать человека. Никто не призывает всех стричь под одну гребенку. Каждый человек, несомненно, индивидуален и уникален. Но именно потому, что все люди разные, и чтобы как-то мочь этих разных людей различать, систематизировать и помогать им – именно для этого и придумали замечательную науку психодиагностику. И кстати, она входит в государственный стандарт образования психологов.

Врач, если это не скоровспомощной случай, начинает с анализов. Это правильно. В большинстве случаев невозможно по внешнему виду человека поставить безошибочный диагноз. В психологии так же. Существует устойчивый миф, что хороший психолог видит человека насквозь. Чушь! У нас у одного 20 лет, а у другого 25 лет профессионального стажа. И мы оба хорошие психологи, без всякого там скромного опускания глаз и шарканья ножкой. И вот мы вам говорим: не видит психолог сразу человека насквозь! Постепенно начинает понимать, чувствовать и знать глубоко, но в результате кропотливой работы – психодиагностики, в первую очередь! Поэтому первое, что очень желательно делать психологу после первичной консультации, это психодиагностическое обследование своего клиента. Полученный точный (в цифрах!) психологический диагноз позволит обоснованно ответить на кучу вопросов. Что произошло с клиентом? Что к этому привело? Где норма, а где патология? Что врожденно, а что приобретено? Что дальше делать? Какие методы помощи будут самыми эффективными? И еще много-много всяких деталей и частностей. Исключение составляют случаи, когда клиент приходит в настолько остром состоянии (например, патологический аффект), что психолог уподобляется врачу скорой помощи – диагноз ставится приблизительно «на глазок», и далее принимаются срочные меры по выведению клиента из острого состояния.

А потом, если клиент не умер и не перестал ходить к психологу, все равно, психодиагностика! И вот здесь в полный рост встает проблема качества самой психодиагностической процедуры. Оболваненные собственными иллюзиями о псевдогуманизме психологи, изучали строгую науку психодиагностику кое-как, без души и старательности. Хуже всего в профессии это не знать, забыть и не любить одновременно. Очень часто такие психологи не делают сбалансированную целевую батарею тестов из многих взаимодополняющих методик. Не отсеивают любительские тесты от профессиональных. Не сочетают строгие методы и проективные методики. Не соблюдают условий тестирования. Трактуют полученные данные либо слишком стандартно либо очень субъективно. Не проверяют достоверность полученных результатов. Результат – либо отсутствие психологического диагноза, либо высосанный из пальца психологический диагноз.

Кстати, да! Психологи еще во время учебы привыкают высасывать данные из пальца. А вы разве не знали? Абсолютное большинство курсовых и дипломных работ, предполагающих обследование и исследование реальных людей, наполнено придуманными сырыми данными. А потом эти данные обрабатываются строгими математическими методами и с умным видом трактуются, как достоверный экспериментальный результат. Все на факультете психологии об этом знают. А кто не знает, тот догадывается. После такого воспитания специалиста в ВУЗе, психологу высосать их пальца диагноз клиента – фигня вопросов! У него за плечами привычка и опыт безнаказанно фальсифицировать результаты. Ему же за это преподаватели пятерки ставили!

Нет смысла продолжать… Не обращаться к психологу – не вариант. Большинство людей обращается к психологу не потому, что некуда девать время и деньги, а потому, что вынуждены, потому что есть суровая жизненная необходимость, есть желание жить лучше. Не обращаться к психологу – это лишить себя еще одного шанса на счастливую жизнь, на личное счастье, на психологический комфорт. Этих шансов и так не очень много в нашем реальном мире.

Обращаться к абы какому психологу – это очень большие шансы потерять время, деньги, надежды. И что самое плохое – человек после такого обращения перестает верить и в возможность улучшить свою жизнь и в любых психологов вообще.

Остается не так много вариантов. Самопомощь со всеми издержками собственного субъективизма и профессиональной некомпетентности. Или поиск хорошего психолога, а это долго, трудно и дорого, если только не произошло счастливого совпадения.

И еще, гуманизм психолога заключается в профессионализме, в готовности и умении помочь, а вовсе не в боязни «повесить ярлык» на человека. Вот такие у нас сегодня вышли размышления о психологах и о психологической диагностике…

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы.

Электронное СМИ «Интересный мир». Выпуск №59 от 03.04.2012

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.