Home 1 История 1 Усадьба Быково

Усадьба Быково

О подмосковной усадьбе Быково-Марьино в Раменском районе Московской области мы уже писали: «Усадьба Быково-Марьино»Часть 1, Часть 2, Часть 3. Эта статья — новый взгляд на усадьбу Быково-Марьино.

Вадим Разумов: «Усадьба Быково». 

Усадьба Быково — это дворец в стиле английских замков, прекрасный парк, ротонда Баженова и церковь. Кто из владельцев усадьбы покровительствовал М.В.Ломоносову; кому писал стихи А.С. Пушкин; о черных розах в парке; о гербе; об утерянном Эрмитаже и о романтической легенде, связанной с этим местом, читаем ниже…

Cело Быково возникло в XIV веке и впервые было упомянуто в духовной грамоте князя Дмитрия Донского, завещавшего его перед Куликовской битвой своим младшим сыновьям Василию и Ивану.

Позже о селе Быково говорилось в окладных книгах казенного приказа как о «великого государя дворцовом селе у озера». Известно, что на лугах, располагавшихся в междуречье южнее Быково, находился скотопрогонный пункт, где скот откармливали, а затем отправляли в Москву. Возможно, именно этот факт и дал название нынешнему населенному пункту.

В 1704 году Петр I пожаловал это село ростовскому воеводе Иллариону Воронцову «за заслуги перед Отечеством». Воронцов был небогат, владел всего двумястами душ крестьян. Илларион Гаврилович в браке с Анною Григорьевною Масловой прижил трех сыновей и трех дочерей. О самом Илларионе Воронцове теперь почти никто и не вспоминает, куда больше прославились его потомки.

Возвышению и обогащению семьи помогли заслуги второго его сына — Михаила Илларионовича, способствовавшего восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны. Михаил стал при царице Анне Иоанновне вице-канцлером, а при Елизавете Петровне – канцлером. Женившись на Анне Скавронской (двоюродной сестре императрицы), породнился с царским домом.

Михаил Илларионович покровительствовал М.В. Ломоносову. А вот его старший брат – губернатор Роман Илларионович, к сожалению, не прославился ничем, кроме того, что брал взятки. Был и третий сын — Иван Илларионович, он стал генерал­-губернатором Владимирского наместничества.

Правнук воеводы князь Михаил Семенович закрепился в истории не только тем, что блестяще себя проявил, будучи наместником царя, но и тем, что именно о нём молодой А.С. Пушкин, испытывавший нежные чувства к его красавице жене, написал достаточно злую и несправедливую эпиграмму:

«Полумилорд, полукупец.
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но есть надежда,
Что будет полным, наконец».

Во второй половине XVIII века, в 1762 году происходит государственный переворот, и на престол возводят Екатерину II, которая жалует земельные угодья одному из участников переворота – Михаилу Михайловичу Измайлову, чтобы отметить его заслуги перед российской короной.

В 1775 году Екатерина II прибыла в столицу на празднества, посвящённые заключению мира с Турцией. Императрица объездила большинство подмосковных усадеб, в том числе и усадьбу в Быково. Поместье выглядело крайне скромным и не произвело на императрицу никакого впечатления. Стерпеть такого позора граф не мог. Он тут же пригласил главного архитектора России Василия Баженова, чтобы тот осуществил перепланировку имения и парка.

Баженов охотно принялся за работу. Он поставил себе цель: кардинально сменить облик барской усадьбы. Новый дворец Баженов решил построить в западной части усадьбы на дубовых сваях. Холм, на котором теперь красуется дворец, был создан искусственно. Землю для холма крестьяне таскали на себе в плетеных корзинах с мест, где были выкопаны три пруда. Но до наших времен главное здание усадьбы в своём первозданном виде не сохранилось. Зато сохранился прекрасный парк, деревья в котором насчитывают более 60-ти пород; они расположены группами на спускающихся склонах речной долины (Быково находится близ поймы Москвы-реки и впадающей в нее Пехорки).


Из усадьбы отличный вид на парк.

Здесь можно встретить пихту, китайскую ель, клен, орех, акацию, каштан, лиственницу и обыкновенную ель.


Въездные пандусы с белокаменной балюстрадой.

Существующий на сегодняшний день дворец был построен для следующего владельца села — графа И.И. Воронцова-Дашкова — в 1856 году. Строителем был архитектор Бернар де Симон, швейцарец по происхождению, закончивший Петербуржскую академию художеств. Им же были возведены все служебные постройки: оранжерея, скотный двор, въезд в усадьбу (в настоящее время утрачены). А от баженовской постройки сохранились лишь подвалы и въездные пандусы с белокаменной балюстрадой.


Герб Воронцовых-Дашковых

Герб Воронцовых-Дашковых представляет собой объединение графского герба Воронцовых и дворянского Дашковых. Щит герба разделен на две неравные части, верхняя ­— это герб князей Дашковых («Гербовник», ч. I, № 10). Он представляет щит, рассеченный на четыре части. Из них в первой и четвертой части, в лазуревом поле, повторяется одна эмблема (герб киевский): ангел в серебряной одежде, с таким же мечом в правой руке и золотым щитом на левой руке. Во второй же и третьей частях, в червленом поле, эмблема смоленского герба: черная пушка на золотом лафете, и на пушке райская птичка. На пересечении полей гербового щита помещен малый щиток, заключающий в серебряном поле золотой крест, под ним золотой же полумесяц, рогами вниз, и золотую звезду о шести лучах под полумесяцем. От герба Воронцовых взята его нижняя часть. Она разделена диагонально полосою от правого верхнего угла к нижнему левому на два поля: правое — красное, а левое — серебряное. На этой диагональной линии положены две розы, а между ними — лилия, и, таким образом, половина каждой розы и лилии находится в красном поле, а другая половина — в серебряном.В красном поле розы и лилия имеют цвет серебряный, а в серебряном поле — красный. Общий вид герба также взят от графского герба Воронцовых. На щите покоится графская корона, а на ней — три дворянских серебряных шлема с золотыми обручами и цепями. На правом шлеме корона дворянская, из коей выходит шесть знамен: два красных, два белых и два золотых с российскими на них орлами. На среднем шлеме — графская корона, и на ней российский двуглавый орел с короною, клювом и когтями золотыми. На левом шлеме — лейб-компанская шапка и с каждой ее стороны по одному орлиному черному крылу с тремя серебряными на нем звездами. Намет с правой стороны черный и золотой, а с левой — красный и серебряный. Щит держат передними ногами два белых коня с красными градскими коронами на шее. Девиз: «Semper immota fides», в переводе с латыни «Вечно непоколебимая верность».

Настоящей жемчужиной дворца была голубая гостиная, стены которой были как бы покрыты шелковым штофом. В действительности, они очень искусно были расписаны темперной краской. Украшал гостиную большой камин с вырезанными в мраморе весенними цветами — тюльпанами, нарциссами, анемонами и гиацинтами.

В самом большом двусветном зале дворца, предназначенном для концертов, танцев и приемов, было два камина и стоял большой орган из серебряных труб. Однако камины во дворце играли роль декоративных украшений залов, так как их отопление осуществлялось теплым воздухом, поступающим через калориферы от печей, установленных в подвале.

В восточной части флигеля находились апартаменты графини. Здесь на стенах можно увидеть аллегории утра, дня, вечера и ночи в виде прекрасных фигур девушек. А в будуаре — люнет, изображающий «триумф Афродиты», которой амуры подают поднос с фруктами и богиня Славы встречает ее цветами.


Дворец

Парк был разбит на английский манер и украшен аллеей из черных роз, которые владельцы усадьбы приобретали во Франции за золото. Дворец выполнен в стиле английских замков. Четыре фасада дворца не повторяются. Южный фасад построен в классическом стиле, украшением его является портик с кариатидами – колоннами в виде прекрасных женских фигур. На эти колонны опирается балкон.

Гульбище, расположенное перед портиком, обрамлено балюстрадой: перилами из фигурных столбиков. Слева от дворца возведена высокая башня, на которой были установлены телескоп и солнечные часы. Северный фасад – центральный, архитектор украсил арочным входом, выше которого расположен герб Воронцовых-Дашковых. Внутри дом тоже был отделан в английском стиле.

Под потолком размещался фриз из портретов рода Воронцовых-Дашковых. Вестибюль украшает винтообразная лестница, отделка зала выполнена в стиле барокко. В самом большом зале дворца, где проходили приемы, располагались два камина и орган из серебряных труб. Надо заметить, что камины во дворцах того времени играли лишь декоративную роль, так как отопление осуществлялось с помощью печей, установленных в подвале.

Существует романтическая легенда о том, что один из Воронцовых-Дашковых в отсутствие жены устроил во дворце товарищеский ужин. На него была приглашена его возлюбленная, которой он якобы пообещал подарить дворец. Узнав об этом от слуг, жена потребовала продать усадьбу. А старожилы вспоминали о том, как однажды видели идущую с небольшой котомкой несостоявшуюся владелицу усадьбы, которая прожила в Москве до самой войны..


Граф с графиней поставили тарелку НТВ-Плюс? 🙂

В 1890-х годах усадьба Быково была продана инженеру и одному из совладельцев Казанской железной дороги Н.И. Ильину. Его потомок, профессор Михаил Андреевич Ильин был известным искусствоведом, автором путеводителя по Подмосковью, который неоднократно переиздавался с 1968 года. Усадьба Быково принадлежала Ильиным до революции.

Затем усадьба была передана детскому дому для сирот красноармейцев. Из дворца начали исчезать дорогие картины, мебель, ковры. Орган сломали, его серебряные трубы долго валялись в заброшенном парке. Розовая аллея исчезла, оранжерея и конюшня были разрушены.

А когда арендатором дворца стал санаторий для лечения больных туберкулезом внелегочных локализаций, то восточная часть парка была застроена домами и гаражами. На территории усадьбы разместили жилые корпуса. В главном здании теперь ведутся лечебные процедуры.


Вход в туберкулезный санаторий. Охранник посоветовал налево не ходить.


Схема тренировочных маршрутов для туберкулезников. Я выбрал 4-ый и 6-ой маршруты.

Реставрация усадьбы как архитектурного памятника возможна. Известно, что потомок Ильиных – Михаил Андреевич – искусствовед, вел большую научно-исследовательскую работу в институте по написанию многотомной «Истории русского искусства». Произвел обмер многих строений усадьбы, благодаря чему их можно было бы восстановить.

19 августа 1910 года в жизни села Быково произошло знаменательное событие: проездом из деревни Колонец в Москву в селе на короткое время остановился Председатель Совета Министров Петр Столыпин. Поводом пребывания премьер-министра в селе Быково послужило то, что здесь был открыт первый в Московской губернии приют для сирот из крестьянских семей.

П.А. Столыпин интересовался всеми подробностями жизни крестьян, службой волостных старшин, урожаем, местной школой, количеством грамотных на селе. Как известно, земельная реформа после убийства П.А. Столыпина в Киеве осенью 1911 года далее не пошла, что не могло не отразиться на судьбе крестьян села Быково.

Сейчас вход в главный дом усадьбы, который является одним из корпусов санатория, закрыт. Но походить по парку и полюбоваться красотой архитектуры никому не возбраняется.


Статуя девушки №1 (отсчет слева направо).


Статуя девушки №2.


Статуя девушки №3.


Статуя девушки №4.


Дворец. Вид глазами, скатившегося с горки.

В парк, сделанный когда-то на английский манер, уходит аллея, восточнее дворца она пролегает до ближайшего пруда. Достопримечательностью этого парка была аллея из черных роз, которые владельцы усадьбы покупали во Франции за золото. Там же, у пруда, находилось двухэтажное здание Эрмитажа, предназначенное для музицирования и бесед хозяев с гостями. Кроме музыкального салона в Эрмитаже имелись фисташковая, оливковая, лиловая комнаты и комната-аквариум, у которой одна из стен была выполнена из стекла и выходила прямо на пруд, что позволяло наблюдать за поведением рыб. Именно возможность любоваться красотами подводного мира из этой комнаты и заставила говорить всю Москву о павильоне, как о чуде. Говорят, что помимо этого, павильон Эрмитаж служил местом уединения хозяина с его возлюбленными.

Стены Эрмитажа были украшены пилястрами, фризом со скульптурными гирляндами, изящными наличниками окон. Эрмитаж в усадьбе Быково был из довольно редких сооружений, которые восходят к французскому академизму XVIII века в его изящном и грациозном варианте, известным под названием стиля Луи XVI. К сожалению, это здание после революции было разрушено. По одной из версий, оно было разобрано на кирпичи для постройки столовой санатория, который расположился в усадьбе.

С именем В.И.Баженова связывают и сохранившуюся на одном из островов пруда в парке павильон-беседку. Белоснежная беседка действительно наредкость пропорциональна и гармонична. Три расположенных по кругу пилона и коринфские колонны поддерживают широкий карниз и купол. Беседка стоит и сейчас, расписанная современными зодчими — неудачниками, которым бутылка пива дороже вековой истории. В честь приезда императрицы в углу парка был установлен памятный обелиск. Его уже нет и в помине.


Ротонда на пруду «Аквариум».

Деревья парка окаймляют два пруда, и на одном из них сохранилась баженовская беседка — Храм Цереры, принадлежавшая к лучшим образцам парковой архитектуры конца XVIII века. Беседка поражает своей гармоничностью и классической красотой. Три пилона, расположенных по кругу, и коринфские колонны поддерживают широкий карниз и купол. К сожалению, изящного мостика на остров уже не существует, и добраться до беседки летом теперь можно лишь на лодке. А вот в холодное время года пройти по льду можно свободно, но, судя по всему, бывающие там «посетители» понятия не имеют о ценности беседки: она исписана граффити и повсюду валяется мусор.


Зимой можно попасть на остров пешком.


Лепнина в ротонде.


Баженовская беседка.


Коринфские колонны. Пилон.

Жемчужиной всей усадьбы, несомненно, была двухэтажная церковь, построенная по проекту В. И. Баженова в 1789 году в честь Владимирской Божьей Матери на месте, где исстари находилась деревянная церковь Рождества Христова. Специалисты утверждают, что это единственный у нас храм овальной формы. На его нижнем этаже был храм Рождества Христова, а на втором этаже — церковь Владимирской Божьей Матери.

Спрятанная от взоров праздношатающихся в квартале дачных строений, эта удивительная церковь поражает взор. Лестница будто обнимает крыльями. Лестница вела в верхнюю летнюю церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери. Под лестницей — портал входа в зимнюю церковь Рождества Христова (ныне действующую).Очень аккуратная и без единого признака помпезности и аляповатости, она притягивает своей необычностью и западной красотой в русском варианте.


Владимирская церковь и черный катафалк.

Ранее здесь находилась деревянная церковь клетского типа в дворцовом селе Быково, и была известна с начала XVII века. По архитектурно-конструктивному построению церкви клетского типа предельно просты. Из всех видов деревянных церквей они наиболее близки к жилым домам. Владимирская церковь была возведена как усадебный храм в 1789 году, предположительно, по проекту Василия Ивановича Баженова.

В ее облике нет ни малейшей вычурности, никакого налета «московского стиля»: Владимирская церковь могла бы совершенно органично смотреться в любом городе Европы: Вильнюсе, Праге, Париже. Несмотря на внушительные размеры, церковь отличает легкость, а ее силуэту присуще определенное настроение, столь характерное для готических церквей.

Большинство архитектурных приемов Владимирской церкви не имеют аналогов в русской церковной архитектуре: это и парные колокольни со шпилями по бокам от фасада церкви, и изогнутая лестница, ведущая к верхнему храму (церковь двухэтажная, в верхнем храме сохранилась отделка в стиле классицизма), и апсида, украшенная «лесом шпилей». Владимирскую церковь можно отнести к красивейшим храмам России. Рядом с церковью в 1883 году была возведена колокольня, близкая к самой церкви по стилю (предположительно, архитектор Иван Трофимович Таманский).Церковь была задумана и построена как память об умершей супруге князя Измайлова, Марии Александровне. Об этом говорят уникальные барельефы, размещенные по периметру церкви, которые в аллегорической форме рассказывают о жизни супругов.

Сейчас все барельефы заделаны красным кирпичом, и только один из них сохранился в первозданном виде. Внутри храм отделан в классицистическом стиле искусственным мрамором и деревянной резьбой. Над кровлей храма возвышаются две башенки: на одной были установлены часы, а на второй было водружено семь колоколов.

К овальному храму примыкает прямоугольная трапезная, выстроенная в начале XIX века архитектором Ф.Н. Малиновским. Стоящая рядом с храмом колокольня построена в том же стиле и также из белого камня, однако в ее архитектуре можно заметить ряд отличий от церкви. Обнаружен договор 1838 года на постройку церковных зданий в селе Быково по проекту архитектора Таманского. Видимо, это и есть договор на постройку колокольни.


Барельефы, рассказывающие о жизни супругов Измайловых.

Внутри храм отделан в классицистическом стиле. Своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой. Интерьеры сильно пострадали в советское время: в 1937г. церковь была закрыта и разорена.

Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено. В здании храма разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации. В 1989г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.

В.И. Баженов любил необычные планировочные и объемные композиции. Быковский храм — овальный в плане. По некоторым сведениям, прямоугольная трапезная была пристроена в начале XIX века архитектором Малиновским.


Владимирская церковь.

Роспись стен храма поздняя, была выполнена по просьбе прихожан в 1912 году, но не завершена. Храмовая икона Владимирской Божьей Матери появилась здесь после М. М. Измайлова, а до этого там находилась фамильная икона Измайловых — Казанской Божьей Матери.


Двухмаршевая белокаменная лестница с балюстрадой.

Следует упомянуть об иконе Николая-чудотворца, которая была подарена Николаем 1 одному из графов Воронцовых-Дашковых и находилась в верхнем храме.

К центральной части храма примыкает трапезная, увенчанная ротондой и крестом. Вход на второй этаж храма возможен через дивную двухмаршевую белокаменную лестницу с балюстрадой.


Реклама порша-каена? 🙂

Над кровлей храма возвышаются две башенки, одна из которых предназначалась для установки часов, а на другой было водружено семь колоколов, самый большой из которых весил 117 пудов, а самый маленький — всего 70 фунтов. В 1989 году церковь отремонтировали и открыли для прихожан.

Автор и составитель Вадим Разумов, декабрь 2010 г. Сокращенная и переработанная версия (составитель и редактор сокращенной версии Игорь Ширяев) по материалам Источника. Сайт «Усадьба Быково».

Электронное СМИ «Интересный мир». 09.03.2014