Home 1 Культура 1 Традиционные типы домов на Руси. Часть 1.

Традиционные типы домов на Руси. Часть 1.

В северной Руси дома всегда строили деревянные, и не потому, что не умели строить каменные, а потому, что деревянный дом теплее, микроклимат в нем лучше, чем в каменном, ну и потому, что на Руси леса хватало. Все дело в теплопроводности дерева и камня. Дерево с одного конца может гореть (температура этого участка будет около +300 градусов по Цельсию), а за другой конец полена вы можете свободно держаться рукой. С камнем такое невозможно: если камень с одного конца нагреть до +200 градусов, то к другому концу вы не сможете притронуться. Кирпич по степени теплопроводности тоже недалеко ушел от камня. Если бы наши предки жили в каменных замках, как англы и саксы, то нас с вами не было бы на свете, так как предки в нашем климате просто погибли бы — простудились и вымерли. Следовательно, деревянный дом — это условие жизни на русском Севере. Можно, конечно, на севере жить в яранге из шкур или в чуме, но тогда ты не будешь русским, это будет совсем другая культура. Чтобы жить в яранге, необходимо, чтобы стадо оленей (источник шкур) было очень большое — не менее 30 оленей на одного человека.

Итак, Русь — это деревянные дома, деревянное зодчество, деревянная культура. Неслучайно и свою денежную единицу рубль мы называем деревянным. Из дерева на Руси делали дома и корабли, телеги, сохи, бороны, кадки, чашки, ложки, игрушки,… Божьи храмы тоже строили из дерева. Неслучайно самыми почетными профессиями на Руси считались плотницкое и кузнечное дело, и только на третьем месте стояло ремесло горшечников — гончарное.

В разных частях нашей необъятной родины сложились разные стили деревянного строительства. В прежних своих статьях я показал, что великорусский этнос сложился в XIV-XVII веках из нескольких «родительских» этносов — варягов Руси, словен, кривичей, угрофинов (меря, весь, кострома и др.). У каждого из этих этносов наверняка была своя манера строить дома, своя традиция. Народные традиции очень устойчивы: они, как и язык, сохраняются столетиями и даже тысячелетиями. Традиции — это то, что объединяет поколения людей в один народ, в один этнос. В ряде случаев традиции обусловлены особенностями климата и рельефа страны проживания, а в ряде случаев они просто проявление моды, привычки, и непосредственно с условиями жизни не связаны. Традиция плести вологодские кружева, например, не связана с климатом вологодского края. Кружева могли бы плести и в Орловской области*, но не плетут же.

* Греков Вячеслав Петрович мне недавно сообщил, что в Орловской области кружева плетут, правда, не вологодские.

«Мценское кружево — одно из самых старинных на Руси:

Еще в ХХIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек. Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.

В конце ХIХ — начале ХХ веков много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева. Она открывала школы и больницы для неимущих в городе, окрестных селах и деревнях. В 1899 году она открыла во Мценске школу кружевниц для девочек 8-12 лет. Девочек учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном пансионе.

Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго — почетного диплома. И вот школа кружевниц работает во Мценске вновь. Обучаются здесь дети три года. За это время они должны научиться плести мерное кружево, делать копии старинных образцов. Лучшие работы юных кружевниц можно увидеть в музее кружева, как и работы их преподавателей. Открыто ателье «Мценские узоры».

Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается более воздушным». Источник.

А вот валенки катать и носить, конечно, лучше на Севере (как-то жителя Крыма в валенках я себе не представляю). Когда какой-то этнос вынужден менять место своего проживания в результате нашествия более сильных противников или когда эти условия изменяются в связи с изменением климата, происходит изменение традиций. В стабильном же состоянии традиции сохраняются тысячелетиями.

Мои предки по линии матери были плотниками и кузнецами, по линии отца — плотниками и каменщиками. Так что предмет, о котором будет идти речь ниже, мне в известной степени знаком по наследству. В детстве и юности я помогал отцу строить наш новый дом в селе Всехсвятское Ярославской области, а брат мой сегодня плотницким ремеслом занимается вполне профессионально: он создал небольшую строительную фирму в Всехсвятском. Такая фирма когда-то была и у нашего прадеда, только называлась она тогда плотницкой артелью. Это я говорю к тому, что традиции очень живучи: кроме генов есть еще какие-то носители информации, которые передают информацию из поколения в поколение, даже иногда через 2-3 поколения, как в случае моего брата.

Еще в детстве я обратил внимание на то, что крыши у домов в нашем селе и соседних деревнях бывают двух типов: двускатные (конем) и трехскатные. Двускатные бывают с залобком (фронтоном) бревенчатым или с дощатым, трехскатные — со светелкой или без нее. Во фронтоне с задней стороны дома всегда делали два круглых отверстия диаметром 10-15 см для того, чтобы на чердак могли проникать голуби. Кроме различия в типе крыш, существовали различия в конструкции: дома были или небольшими четырехстенными, или большими пятистенными. Третий важный параметр, по которому различались дома в моем селе, — это этажность. Некоторые пятистенки были двухэтажными. Как рассказывала мне в начале 50-х бабушка Анна, тех, кто имел двухэтажные пятистенки, в 30-е годы прошлого века раскулачили и сослали в Сибирь, а их дома конфисковали и разместили в них конторы («офисы» по-теперешнему). Хозяев одноэтажных пятистенков тоже раскулачивали, но не всех, а только более богатых и, естественно, трудолюбивых и умных. Тех, кто жил в четырехстенках, не раскулачивали. К счастью, мои дед и бабка жили в четырехстенке, который дед построил в 20-е годы. В этом четырехстенке в 1947 г. я и родился, роды у мамы принимала моя бабка. Никакого роддома тогда в нашей местности просто не было, даже в райцентре.

Но вернемся к типам домов и крыш. В своей жизни мне довелось исколесить Россию вдоль и поперек. Наблюдая типы и стили домов, я заметил, что каждый тип и стиль имеет свою географию, свою область распространения. Об этом и в этнографической литературе написано: в Архангельской и Вологодской области дома большие пятистенные, высокие с двухскатными крышами, южнее дома поменьше, а совсем на юге глинобитные и саманные хаты с четырехскатными крышами. Но от этой информации сколь либо четкой картины распределения типов домов не складывалось. Но, занимаясь историей возникновения русского этноса, я заметил, что типы домов на Руси несут информацию о тех этносах, из которых сложилась русская нация. Напряг свою память и вспомнил какие дома и где я видел, обратился к услугам Интернета и просмотрел сотни сайтов, выискивая в них фотографии старых (традиционных) сельских домов, в том числе и портал Google, в котором сейчас появилось много фотографий, прикрепленных к космоснимкам. Всем авторам фотографий я выражаю свою признательность.

И вот что я обнаружил…

Схема распространения традиционных типов домов в России

Можно говорить о традиционном русском типе дома, который, по всей вероятности, связан с этносом варягов Руси. Этот тип распространен в виде широкой полосы от побережья Белого Моря вдоль рек Онеги, Ваги, Северной Двины, Сухоны, Согожи, Костромы, Волги от Углича до Нижнего Новгорода. На юг этот тип достигает широты Москвы и Нижнего Новгорода.

Второй, назовем его угро-финским типом, распространен в республике Коми (бассейн реки Вычегды), отчасти в Архангельской и Вологодской областях, а также в Карелии. В этнографической литературе этот тип домов называют северно-русским.

Третий я условно называю словенским типом. Это дома с двускатной крышей, четырехстенные или пятистенные, но если пятистенные, то переруб (пятая стена) расположена не вдоль дома, а поперек, и по фасаду дома переруба не видно. Этот тип домов распространен в Новгородской, Псковской и западной части Тверской областей, а также в Смоленской области, на юге Карелии и в узкой полосе немного южнее Москвы.

Четвертый тип домов по характеру крыши я называю половецким или кыпчакским типом. Это чаще всего глинобитные, саманные, а в северной части деревянные четырехстенные дома с четырехскатной крышей. В этом типе можно различить два подтипа: 1 — четырехскатная крыша без конька и 2 — четырехскатная крыша с коньком. Дома второго подтипа больше по площади, в них, вероятно, жили более богатые люди.

На картосхеме я постарался выделить зоны с распространением домов разного типа. Получилась очень интересная схема. На ней мы видим, что центральным русским типом сельского дома в России является пятистенок с трехскатной крышей, с дощатым карнизом и со светелкой на чердаке. На западе, востоке и юге от него идут зоны с угро-финским, словенским и половецким типами. Если учесть, что зона с половецкими (кыпчакскими) типами домов к России была присоединена только в XVI-XVII веках, то становится понятным происхождение символа власти в древнерусском государстве в виде трезубца. Сейчас этот символ власти у древней Руси позаимствовала Украина.

Русский тип домов.

Русский дом на севере Архангельской области. Типичная трехскатная крыша со светелкой. Это — пятистенок, но переруб сделан не вдоль, а поперек. Дом брошен, хозяева подались в город.

Русский дом пятистенок в средней России. Типичная трехскатная крыша со светелкой. Пятистенок с перерубом вдоль дома.

Архангельская область, северная часть. Второй слева — типичный русский дом с трехскатной крышей и светелкой, вдали виден еще один дом такого же типа.

Русский дом с трехскатной крышей и светелкой в средней части России. Этот дом не пятистенный, а четырехстенный.

Русские дома с трехскатными крышами и светелками на севере Архангельской области (Онежский полуостров). В таких домах, вероятно, жили предки этих людей — так называемые, варяги Руси. Это они распространили такой стиль домов на юг, распространяя свое влияние на племена веси, мери и костромы.

Русский дом с трехскатной крышей и светелкой в средней части России. Смотрите, до какого состояния мы довели нашу Родину. Слава Богу, начали восстанавливать древние храмы. А ведь не только из религии состояла наша культура. Стиль домов — это тоже часть русской культуры, и резные наличники — также ее часть.

Русские пятистенки с трехскатной крышей и светелками в северной части Архангельской области на берегу Белого моря.

Ярославская область. Село Всехсвятское. Этот дом в начале 60-х прошлого века построили наши соседи.

Костромская область. Типичный русский стиль дома.

Средняя полоса России.

Карелия, недалеко от Онежского озера. Здесь проходила зона влияния русских, один из путей их проникновения на юг.

Вятская область. Пятистенок с трехскатной крышей и светелкой, обшитый тесом.

Архангельская область, село Холмогоры. Русский пятистенок с трехскатной крышей и светелкой, покрытый тесом. Я уже писал, что в древности Холмогоры, по всей вероятности, и были тем Холмгардом, о котором повествуют древние норвежские саги.

Типичный русский пятистенок с трехскатной крышей и светелкой в низовьях реки Северная Двина в Архангельской области/

Село Усть-Пинега. Здесь, за этим красавцем конем мы также видим русский тип домов.

Село Петухово на реке Пинеге в Архангельской области. Эти дома говорят о том, что здесь также была зона влияния варягов Руси. До сих пор их потомки хранят древний стиль домов этого легендарного этноса, сделавшего разные племена одним — русским. Мы должны беречь этот стиль, сохранять его как память о далеких предках, создавших не просто государство, а этнос великороссов. Активное расселение русов на восток распространялось в бассейн реки Цильмы до Печоры.

Дом Карамкуловых на Пинеге. Дом построен в типично русском стиле.

Село Пречистое на севере Ярославской области. Русские пятистенки и четырехстенки часто можно встретить и здесь. Некоторые из них, правда, построили без светелки. К сожалению, в настоящее время жители все реже строят дома в традиционном русском стиле.

Село Горка на севере Архангельской области на берегу Северной Двины. Я был очень удивлен узнав, что русский стиль в постройке домов лучше всего сохранился на берегах Белого моря и Северной Двины в ее нижнем течении.

В древнем городе Каргополе русский стиль строительства домов также был широко распространен. К сожалению, очень немногие фотографируют сегодня такие достопримечательности. Здесь проходил речной путь с волоками с Белого моря на Волгу.

Село Варламово на реке Кубене в центральной части Вологодской области. Крыша дома трехскатная, но в доме нет светелки.

Село Большой Дор в ярославской области к северу от города Данилова. Здесь мы видим типичные дома в русском стиле со светелками и без.

Владимирская область. Четырехстенный дом, но с трехскатной крышей, светелкой и подшитым карнизом.

Село Черновцы на Сухоне. Заброшенный дом с четрехскатной крышей со светелкой, построенный в русском стиле. Сколько их сегодня — брошенных русских домов?

Этих примеров, думаю, вполне достаточно для того, чтобы доказать, что такой тип домов действительно существует и он широко распространен в традиционно русских регионах. Для меня было несколько неожиданно то, что этот тип дома преобладал до недавнего времени на побережье Белого моря. Даже если признать, что я не прав, и данный стиль домов пришел на Север из центральных районов России, а не наоборот, то получится, что словене с озера Ильмень к колонизации побережья Белого моря не имеют отношения. В Новгородской области и по реке Волхову домов такого типа нет. Странно, не правда ли? А какие дома исстари строили новгородские словене? Ниже я привожу примеры таких домов.

Продолжение ЧАСТЬ 2

Автор А.В. Галанин. Источник.

Электронное СМИ «Интересный мир». 01.10.2013