Home 1 Техника 1 Тест сверхширокоугольного объектива Canon EF 11-24mm f/4L USM

Тест сверхширокоугольного объектива Canon EF 11-24mm f/4L USM

Основные особенности Canon EF 11-24mm f/4L USM

Сверхширокоугольные объективы: если вы думаете, что в этом классе оптики придумать что-то новое уже невозможно, то у нас для вас есть сюрприз. Canon выпустил самый широкоугольный прямолинейный полнокадровый и, наверное, самый дорой на сегодняшний день объектив с шокирующим диапазоном фокусных расстояний 11-24 мм! Да-да, мы тоже раньше думали, что 11-мм широкоугольников для полного кадра не бывает, и подобные объективы предназначены лишь для «кропа». Оказывается, бывают. Более того, бывают 11-мм широкоугольники с практически идеальной геометрией и высокой резкостью даже на открытой диафрагме! Впрочем, обо всем по порядку в нашем тесте Canon EF 11-24mm f/4L USM.


Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/80 s

Справедливости ради нужно отметить, что на самом деле на рынке давно присутствуют модели объективов для полнокадровых зеркалок, диапазон фокусных расстояний которых начинается с теперь уже не рекордных 12 мм. Впрочем, все подобные модели выпускаются сторонними производителями. В оригинальных линейках оптики крупных фотобрендов широкий угол для прямолинейных объективов (со скомпенсированной геометрией, не типа «рыбий глаз») традиционно начинался от 14 или даже 16 мм в случае полного кадра и с 10-11 мм для кроп-камер. Эта разница в несколько миллиметров может показаться ничтожной, но стоит перейти к съемке, как все встает на свои места…

Canon EF 11-24mm f/4L USM


 Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 2500, F4, 1/40 s

При фокусном расстоянии 11 мм Canon EF 11-24mm f/4L USM обеспечивает угол обзора 126,05 градуса. Много это или мало? Например, с таким углом обзора с расстояния в десяток — другой шагов можно уместить в кадр целый комплекс небоскребов Москва-сити.


Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/100 s

Подобный угол обзора, безусловно, оценят любители съемки пейзажа, в том числе городского. Но еще больше по душе он придется интерьерным фотографам. Не секрет, что главная сложность при интерьерных съемках возникает тогда, когда помещение слишком маленькое. В просторном помещении, даже если интерьер не входит в кадр, есть возможность установить штатив и сделать панорамную съемку из нескольких снимков (впрочем, наличие качественного широкоугольника крайне желательно и в этом случае). А если штатив поставить нельзя? А если снимать вообще приходится с рук? Вот здесь Canon EF 11-24mm f/4L USM может оказаться незаменимым.

Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 1250, F4, 1/40 s

Например, я снял несколько кадров в метро, где штативом пользоваться запрещено, уместив в снимок просто огромную часть пространства. Такие снимки кроме документального интереса могут представлять и художественный: сверхширокий угол обзора обуславливает интереснейшие перспективные искажения в кадре, по-новому раскрывает элементы архитектуры.


Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 125, F4, 1/40 s

Нашелся в моей практике и еще более говорящий пример. Вы когда-нибудь пробовали снимать в ванной комнате площадью два квадратных метра, когда до противоположной стены можно дотянуться рукой? В кадр нужно уместить максимум пространства, а штатив для панорамной съемки поставить просто некуда. Раньше такая съемка была возможна только с фишай-объективом. Однако, между новинкой и фишай-оптикой есть одно ключевое различие: геометрия кадра. Фишай изгибает прямые линии в кадре, а Canon EF 11-24mm f/4L USM — нет. Безусловно, в определенной степени геометрические искажения в виде слабой бочкообразной дисторсии присутствуют и у Canon EF 11-24mm f/4L USM. Но они настолько малы, что в большинстве случаев снимки не требуют программного исправления геометрии, а значит, не требуют кадрирования и уменьшения угла обзора.


Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/30 s

Для этого теста я специально выбирал сюжеты, изобилующие строгими линиями вблизи краев кадра. Дополнительной обработке снимки не подвергались: в тесте представлены снимки непосредственно из фотоаппарата. Из всех широкоугольников, что прошли через нашу редакцию в последнее время, у этого — одна из лучших ситуаций с геометрией кадра. Небольшая бочкообразная дисторсия присутствует, но в большинстве случаев не требует программной коррекции. Если же коррекция нужна в отдельных случаях, то бочка из-за своей равномерности исправляется идеально.

Фокусное расстояние 11 мм
Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 1250, F4, 1/40 s

Фокусное расстояние 24 мм
Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 1000, F4, 1/30 s

Качество изображения Canon EF 11-24mm f/4L USM

А что же с другими характеристиками? Начнем с резкости. Большинство сверхширокоугольников не являются чемпионами в этом виде «оптического многоборья». Но Canon EF 11-24mm f/4L USM в широкоугольном, самом востребованном положении уже на открытой диафрагме демонстрирует отличный результат. В центре кадра к резкости придраться нельзя. Есть лишь некоторое снижение детализации по периферии, но и оно не является критичным. Диафрагмирование до f/5,6 практически нивелирует разницу в детализации между центром и краями кадра, делая объектив по-настоящему резким без всяких «но». Картинка при f/8 также отличается высочайшей детализацией. Снижение резкости начинается после f/11: сказывается дифракция на отверстии диафрагмы.

Фокусное расстояние 11 мм
Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/250 s

Еще интереснее дела обстоят в положении 24 мм. Здесь к резкости не придерется даже самый строгий критик, причем уже на открытой диафрагме! Диафрагмирование до f/5,6 — f/8 обеспечивает дополнительный, хоть и небольшой прирост детализации: возможности матрицы Canon EOS 6D объектив реализует полностью.

Фокусное расстояние 24 мм
Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/160 s

Часто бывает, что на общий уровень детализации в случае широкоугольной оптики влияет уровень хроматических аберраций. Именно они «съедают» многие мелкие детали, контрастные элементы. Хроматические аберрации — болезнь широкоугольной оптики. Но разработчикам Canon удалось излечить ее практически полностью. Я выбрал сюжет, буквально изобилующий контрастными границами. Только так мне удалось спровоцировать объектив на появление хроматических аберраций. Они заметны лишь по периферии кадра в виде очень узких пурпурных и зеленых полосок. Любителям их поискать я могу посоветовать скачать необработанный RAW-файл. В JPG аберрации, видимо, подавляются автоматически.

Фокусное расстояние 11 мм
Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/200 s

Фокусное расстояние 24 мм
Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/160 s

Единственное место на снимках, где вы без труда найдете хроматические аберрации — это различные источники света. Те контрастные границы, которые многие объективы просто засвечивают, теряя контраст, у Canon EF 11-24mm f/4L USM могут обзавестись цветными каемками.


Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 1600, F4, 1/40 s

Если вы снимаете на открытой диафрагме, то будьте готовы к довольно заметному виньетированию. Оно чуть сильнее выражено в широкоугольном положении. Однако, и в положении 11 мм, и в положении 24 мм виньетирование неплохо контролируется диафрагмой. При f/5,6 оно заметно ослабевает и почти полностью исчезает при f/8.

Фокусное расстояние 11 мм
Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/800 s

Фокусное расстояние 24 мм
Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/1000 s

Объектив прекрасно подходит для работы в контровом свете или с обилием источников света в кадре. С бликозащитой проблем нет. Конечно, «зайцев» он поймать может, как и любой другой объектив. Но зачастую достаточно минимального изменения точки съемки, чтобы паразитные блики исчезли. Солнце, даже помещенное близко к краю кадра, не провоцирует появление засветок или потерю контраста.

Фокусное расстояние 11 мм
Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/200 s

В Canon EF 11-24mm f/4L USM удивляют не только его выдающиеся оптические характеристики и немалая цена. Наверное, это самый большой широкоугольник, не считая некоторых среднеформатных моделей, который я когда-либо держал в руках. Его оптическая схема состоит из 16 оптических элементов, объединенных в 11 групп. В конструкции применяется три асферические линзы, одна из которых — не литая или штампованная, а выточенная. Все это оптическое великолепие помещено в пыле— и влагозащищенный корпус и весит целых 1180 грамм! Я бы мог вас шокировать диаметром резьбы светофильтра, но из-за огромного угла обзора этот объектив не позволяет использовать фильтры перед передней линзой. Но это не значит, что светофильтры использовать вообще нельзя. За задней линзой есть специальные пазы, в которые можно устанавливать тонкие квадратные фильтры.

Светофильтры можно устанавливать за задней линзой Canon EF 11-24mm f/4L USM. Для фильтров есть специальные пазы

Как и большинство современных «элек», Canon EF 11-24mm f/4L USM может похвастаться резиновой прокладкой уплотнения байонета.

Выводы

Можно сколько угодно спорить насчет цены Canon EF 11-24mm f/4L USM. Она определенно высока… Но факт остается фактом: это уникальный на сегодняшний день объектив, аналогов которому просто нет. Причем уникальными являются не только формальные характеристики (огромный угол обзора благодаря использованию фокусного расстояния 11 мм на полном кадре). Качество изображения у Canon EF 11-24mm f/4L USM является одним из самых высоких в классе, даже по сравнению с более длиннофокусными моделями. Низкий уровень геометрических искажений обеспечивает дополнительный отрыв от многих конкурентов: даже после полного исправления дисторсии в графическом редакторе кадрируется лишь очень малая часть снимка, уникальный угол обзора сохраняется. Нет проблем и с резкостью на открытой диафрагме. При диафрагмировании же на ступень-две высочайшая детализация достигается по всему полю кадра. Хроматические аберрации присутствуют, но их уровень крайне низок для этого класса оптики. Постоянная во всем диапазоне зума светосила f/4 позволяет вести съемку с рук там, где штатив поставить нельзя. Универсальности добавляет возможность более чем двукратного увеличения фокусного расстояния — до 24 мм. Добавим сюда отличную бликозащиту и получим практически идеальный объектив, основными недостатками которого являются большой размер и присутствие виньетирования на открытой диафрагме.

Мы рекомендуем Canon EF 11-24mm f/4L USM прежде всего профессиональным фотографам для технически сложных видов съемки (архитектурная, интерьерная, пейзажная), где важно максимально высокое качество изображения при максимальном угле обзора.

Плюсы:

уникальный сверхширокий угол обзора;
пыле— и влагозащищенная конструкция;
более чем двукратный зум;
низкий уровень дисторсии;
низкий уровень хроматический аберраций;
высокая резкость;
возможность установки светофильтров за задней линзой.

Минусы:

стоимость;
большой размер и вес;
присутствует виньетирование на открытой диафрагме.

Фото, сделанные на Canon EF 11-24mm f/4L USM

Это единственный кадр за все время тестирования объектива, где Canon EF 11-24mm f/4L USM поймал блики
Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/60 s

Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 1250, F4, 1/40 s

Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/800 s

Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 1600, F4, 1/30 s

Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/80 s

Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 1000, F4, 1/30 s

Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 125, F4, 1/30 s

Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 1250, F4, 1/30 s

Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/40 s

Canon EOS 6D  УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/200 s

По материалам prophotos.

Бонусное видео: обзор Canon EF 11-24mm f/4L USM

Электронное СМИ «Интересный мир». 18.04.2015