Home 1 Туризм 1 Татевский монастырь. Часть 1.

Татевский монастырь. Часть 1.

Татевский монастырь в Армении красив и притягателен в любое время года. Прожить в Татеве год – это не только духовный опыт, но и эстетический. Но даже один день в Татевском монастыре оставит в душе у каждого свой неповторимый отпечаток. Татев у каждого свой. Мы увидели Татевский монастырь в густом тумане. Именно в такие моменты кажется, что Татев – главный духовный ориентир в этом сумбурном мире.

Читайте также «Дальняя дорога в Татев».

Татевский монастырь, Армения

Татевский монастырь, Армения

Татевский монастырь, Армения

Татевский монастырь, Армения

Хотя Татевский монастырь находится в Южной части Армении, климат здесь непростой. Нам показалось, что район Сюник, в принципе, суровое место.

Татевский монастырь приютился на краю гигантского ущелья. Глубина на глазок более полукилометра. Потрясающее зрелище!

Татевский монастырь, Армения

Татевский монастырь, Армения

На подъезде к Татевскому монастырю есть смотровая площадка с беседкой.

Татевский монастырь, Армения

Татевский монастырь, Армения

Вид со стен монастыря на ущелье тоже впечатляет. С этими древними стенами связана одна незабываемая легенда.

Якобы, когда мастер, строивший монастырь Татев, закончил свою работу, он попросил у Бога, чтобы тот дал ему крылья. Бог услышал его, и мастер улетел. Слово «татев» в переводе с армянского означает «Дай крылья».

Существуют и другие, более жесткие версии этой легенды. Например, вот эта: когда завершилось строительство главного храма Татевского монастыря, и оставалось только установить крест на куполе, один из учеников главного мастера, обуреваемый гордыней, ночами тайком сам изготавливает купольный крест. Однажды ночью, когда все спали, он пробрался на купол и становил крест собственного изготовления. Однако он не успел спуститься с купола до начала нового рабочего дня. Увидев внизу главного мастера, ученик испугался заслуженного наказания, обратился к Богу «Дай крылья!» («Тал тев!»), и бросился вниз в пропасть.

По другой версии легенды сам главный мастер, завершив строительство Татевского монастыря, понял, что это его лучшее творение в жизни, и жить больше незачем. С криком «Дай крылья!» он бросился в пропасть и погиб.

Есть еще одна гипотеза происхождения названия Татев, и нам она кажется исторически более вероятной. Предполагают, что Татевский монастырь получил свое название в честь ученика апостола Фатея – Св. Евстатеоса (арм. Татев), который проповедовал христианство здесь в Армении в провинции Сюник, и мученически погиб за христианскую веру. Позже над его могилой был возведен храм, который освятил Григор Лусаворич (святой Григорий Просветитель). Говорят, что руины того древнего храма сохранились где-то за крепостными стенами, неподалеку от входа в монастырь.

Татевский монастырь, Армения

Татевский монастырь, Армения

Татевский монастырь, Армения

Татевский монастырь, Армения

Татевский монастырь, Армения

Татевский монастырь, Армения

Татевский монастырь, Армения

Татевский монастырь, Армения

Стены Татевского монастыря со стороны выглядят продолжением скалы. Издалека монастырь кажется абсолютно неприступным. Вблизи Татев поражает духовным величием.

Татевский монастырь, Армения

Татевский монастырь, Армения

Татевский монастырь, Армения

Татевский монастырь, Армения

Татевский монастырь, Армения

Татевский монастырь, Армения

Татевский монастырь, Армения

Татевский монастырь, Армения

История Татевского монастыря драматична, как это обычно бывает с древними монастырями.

Некоторые историки полагают, что это место издревле было непростым – местом духовной силы. Якобы, ранее на месте Татевского монастыря находилось языческое капище.

Так или иначе, большинство исторических источников утверждают, что Татевский монастырь был основан на рубеже IX- X веков сюзереном Сюника Ашотом и его женой Шушан, а также князем Гегаркуника Григор Супан II и князем Балка Дзагик. Однако лично нам кажется более вероятной гипотеза, что Татевский монастырь был основан еще в IV в., и в нем тогда была всего одна церковь и малое количество монахов. И лишь IX- X веках с приходом туда Сюникской Митрополии, Татевский монастырь начинает постепенно расширяться.

К сожалению, далее наши исторические познания становятся недостаточными, и лучше мы процитируем тот источник, который лично нам показался наиболее правильным:

«К концу XI в. в нем уже были собор Св. Петра и Павла и две церкви – Св. Богородицы и Св. Григория Просветителя, гостиница для паломников и другие строения; число братии доходило до 500. За это время монастырь несколько раз пострадал как от нашествия иноземцев, так и от землетрясений.

Во время правления рода Орбелян, для монастыря наступают благоприятные времена: восстанавливается разрушенное, в XIV в. начинает действовать знаменитый Татевский университет. Число братии к этому времени достигает 1000. В XIII — XIV вв. монастырь имел 47 собственных сел, с 677 взымал десятину. Этим объясняется возможность содержания столь многочисленной братии, университета и богатой библиотеки – матенадарана.

Помимо всего этого в монастыре хранилось 9800 святых мощей, вплоть до волос Св. Богородицы.
В 1387 г. во время нашествия Тамерлана монастырь с его богатейшим книгохранилищем, насчитывающим тысячи рукописей , был сожжен и разграблен. После очередных нашествий туркменских кочевых племен в 1435 г. Татевский монастырь и университет были опустошены, а владыка Шмавон с братией переселяются в Санаинский монастырь.
В XVII — XVIII вв. для монастыря вновь наступают благоприятные времена.
К концу XIX века в собственности у монастыря осталось уже всего 9 сел, с которых в год взымалось 3420 рубля. Крестьяне посылали сыр, масло, а перед Пасхой с каждого дома собирали по два яйца. По свидетельству Лалаяна к этому времени в монастыре был настоятель, два вардапета, два клирика и двое слуг. На их нужды в год тратилось 900 рублей, а остальное (деньги и продовольствие) посылали в Эчмиадзин.
В 1931 г. после землетрясения монастырь был почти полностью разрушен.
В 1974 — 1998 гг. были восстановлены собор и церкви, келии, стена и другие постройки».

Невозможно не упомянуть университет при Татевском монастыре.

«В 1388г., находясь на смертном одре, Св. Воротнеци передает своему любимому ученику Святому Григорию Татеваци руководство Апракунинской школой. В Апракунисе Татеваци остается недолго, и уже в 1390г. он с учениками переходит в Татев, где, возглавив руководство Татевским университетом, развивает активную педагогическую, проповедническую и творческую деятельность. Он, продолжая дело своего учителя, усовершенствует программу образования. Надо сказать, что университет имел свой устав и была разработана специальная система для принятия в университет и опроса уроков; выпускники выступали с ораторской речью, писали рефераты и защищаясь публично, получали ученые степени . Велись исследования в различных областях науки и искусства. Постоянная численность учеников достигала от 100 — 300, продолжительность учебы которых, не считая иерейские годы обучения, длилась 7-8 лет. И в эти годы обучения в стенах университета готовились вардапеты, проповедники, педагоги, музыканты и специалисты в различных областях науки и искусства.

Татевский университет состоял из трех отделений – факультетов.

На первом кроме изучения Святого Писания и Творений Отцов Церкви, изучались сочинения древнегреческих философов, как на армянском языке, так и на древнегреческом. Это в основном труды Аристотеля, Платона, Порфирия, Зенона, Филона Александрийского и других. Также обучались летоисчислению, астрономии, арифметике и геометрии, анатомии и медицине, химии и географии. Изучали родной и иностранные языки, орфографию, историю, литературу и поэзию, педагогику, риторику и искусство проповеди.

На втором изучались разные виды живописи. Учились писать портреты и пейзажи, а также учились искусству миниатюры, росписи, переписывания и художественного оформления книг. Любимым предметом учеников была каллиграфия.

На третьем преподавалась музыка, церковное пение и все, что связано с музыкой и пением – история и теория.

Учебниками для университета служили Святое Писание, творения и толкования Св. Отцов, труды философов, а также учебники, составленные Святым Григорием Татеваци, чье имя и слава непосредственно были связаны с университетом.

Итак, благодаря Св. Татеваци университет превращается в крупнейший центр всеармянской духовной жизни и науки, что сыграло значительную роль в деле сохранения национальной культуры и искусства, в деле поддержания и распространения просвещения, а также ограждения народа от враждебных ассимиляторских влияний, идущих и с Востока и с Запада. В конечном итоге, благодаря ему Армянская Церковь и народ были спасены от латинизации». Источник.

Татевский монастырь, Армения

Продолжение ЧАСТЬ 2

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы.

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи. Помочь можно ЗДЕСЬ.

Также при возможности мы помогаем людям побывать в интересных местах, описанных в нашем журнале. В первую очередь это относится к местам, в которых побывали мы сами. Открывайте раздел «Туризм», читайте и выбирайте! Для чего и как мы это делаем, написано в нашей статье «Живите интересно!».

Электронное СМИ «Интересный мир». 16.03.2016