Home 1 Общество 1 Рисунки на стенах: Венесуэла

Рисунки на стенах: Венесуэла

Венесуэльские мурали

Вот и до венесуэльского настенного творчества добрались. Венесуэла славится не только Чавесом-Боливаром, нефтью и тепуйями, но и своими невероятными муралями (muralla по испански «стена»). Они распространены по всей Латинской Америке, но именно здесь достигают в своем развитии невероятного апогея. Никакая иная форма творчества, социальной агитации, рекламы, в конце концов, не может сравниться по массовости с муралес. Представляю вашему вниманию небольшой фоторепортаж, раскрывающий эту тему. Уж больно она вкусна и самобытна.

P.S. Если кто-нибудь из испаноговорящих читателей переведет особо интересные надписи, буду признателен.

Моя любимая… из разряда «выключи телевизор, включи голову». Хотя кто-то увидит здесь вместо TV микрофон, что тоже может быть. Но первая версия мне ближе, да и социально значимей будет.

На удивление, политических муралес довольно немного. Встречаются они нечасто и все больше по поводу выборов и т.п. вещей. Картин, клеймящих позором буржуев, капиталистический мир или каких-то конкретных политиков, встретить почти невозможно

И даже эта муралес, по всей видимости, не касается политики. На ней изображен певец Али Примера.

Исключение — США. Их уж тут размазывают по стенам в полный рост. Тоже нечасто, зато, как говорят в народе, «редко, но метко».

Неплохое оформление, ничего не скажешь. Нашим бы партиям предложить. А то все листовки да растяжки…

Оно же, но крупнее.

Или вот, при входе в местную партячейку. Пусть и через трафарет, но всё же…

Абсолютное же большинство произведений, — либо на тему народных героев-освободителей (Боливар, Сукре и др.), либо на тему экологии. Но об этом ниже.

Среди современных латиносов видеть таких вот «пушкиных» и «лермонтовых», как минимум, странно… хотя наверное и иностранцы на нашего А.С.Пушкина тоже смотрят так же. Но что поражает до глубины души, венесуэльцы искренне обожают своих героев и относятся к ним с огромнейшим пиететом. Фотографирование на фоне статуи Боливара… это святое. И первое, что тебе покажут в городе, будет именно она. При этом, если ты будешь фотографировать что-то иное, тебя просто не поймут. Сначала запечатли ЕГО, а уж потом все остальное.

Герои нации бывают и вполне модернового исполнения.

А вот и забавное сочетание двух вышеозначенных тем: национальных героев и экологии. Что этим хотел сказать безымянный автор? Видимо, что Валера очень исторический и очень чистый город. Хотя ни то, ни другое, неверно.

Самое интересное, это то, что экологически направленных муралес больше всего в самых грязных городах. Если же говорить про конкретные места, то они нарисованы там, где больше всего загажено. Надо полагать, это сознательный инжиниринг сознания жителей. Их рисуют (организованно) там, где нужно что-то менять.

Обычно они рисуются не по-одному, а сразу сериями. Выбирается стена, метров 50 длиной и поехали…

Шедевр…

…за шедевром…

Эта вообще хороша. Жаль, делал к вечеру, поэтому получилось не очень. Реализм является неотъемлемой чертой венесуэльских муралес. Если уж кровь, то кровь, если уж кишки, то кишки. Главное, тут не творчество ради творчества, а факт донесения месседжа до сознания. А для этого реализм порой, ох как необходим!

И эти рисунки украшают городской ландшафт! Их рисуют не просто так, а на всевозможных бездушных заборах, гаражах, пустых стенах зданий и т.п. Они не мешают, а очень гармонично дополняют. И делается это часто с подачи местных же властей. Никаких запретов и дурацких (и хорошо видимых) «замазываний», как у нас. Более того, сами хозяева строений часто прибегают к подобным украшениям своих домов.

Это явно городская социалка. Тут все понятно.

А вот это обычная городская автобусная остановка. Тут можно наблюдать все: от памятника, до привычных нам листовок и антиправительственных надписей. Но как все симпатично, если не сказать гармонично. Вроде полная эклектика, но в ней есть позитив и энергетика, не говоря уже просто про краски.

Лейтмотив легализации марихуаны будет встречаться с завидной периодичностью. И не только на стенах, как на этом фото, но и на майках, листовках и даже флагах. И это не сувенирная продукция, люди действительно сознательно за это. И добропорядочный семьянин, выходящий на религиозный праздник в такой майке, это позиция!

Опять же, о реализме…

Соцреализм 60-70-х, к сожалению, натура уходящая. И муралей соответствующих уже не видать, но кое-где его можно встретить еще в виде мозаичных панно на стенах. Это, например, найдено в небольшом андском городишке Трухильо. Не уверен что есть какая-то связь с СССР и временем советско-венесуэльской дружбы, но подобные ассоциации напрашиваются само-собой.

А вот и барельефчик тех времен. Крайне редкая штука. За почти месяц путешествия по стране подобные встречались всего пару раз, не больше.

Чавес — редкий гость на стенах венесуэльских городов. И это не очень вяжется с тем, что говорится про эту страну в СМИ. На самом деле, здесь очень своеобразный госстрой, совсем не диктаторский, да и социализм условный, с очень даже рыночным лицом. И Чавеса многие не любят, хотя вот это зря, он настоящий политик и хозяйственник, а не временщик. Но большое видится издалека и, возможно, должно пройти много лет, чтобы увидеть ту роль которую он на самом деле сыграл в роли Венесуэлы и Латинской Америки.

Но хоть и Чавеса почти и нет на муралес, но политика входу. Хотя вот на этой тоже про Чавеса. Означает что-то вроде «Чавес, мы с тобой», ну или «мы за тебя».

Причем политика разная…

Поднимается тема и коренных индейских народов. И их угнетения. Никто этого не затушевывает, все открыто.

А вот подобных трафаретных Южных Америк нынче сотни и даже тысячи в каждом городе. В 2012 году будет 200 лет независимости Венесуэлы и к этой дате готовятся уже сейчас, причем с размахом. Праздник будет грандиознейший. Думаю, такого больше в Венесуэле не будет, по крайне мере в обозримом будущем. Сошлись харизматичная дата и еще более харизматичный политик. Обратите внимание на сколько классно с точки зрения дизайна обыграли контур континента, страны и скачущего всадника.

В некоторых городах муралес практически нет совсем, например в Маракайбо. Но здесь и исторического центра и соответствующего-то духа нет совсем. Это очень современный город, «шанхай» Венесуэлы. Будет жаль, если и другие крупные города страны пойдут по этому же пути. Маракайбо не тот город, с которого стоит брать пример. Он хоть и современный мегаполис, но суть у него совершеннейше африканская, под стать названию. Современные бетонные джунгли.

Прекрасный театр, но из другой эпохи….

А вот это уже молодежное творчество, заполняющее нишу наших граффити. Но оно только начинает развиваться. Пока что настоящих граффити не видать.

Хотя, почему нет… эта вполне пойдет в зачет.

Ну, и напоследок еще несколько оформительско-бытовых муралей. Вот просто бензозаправка… нашим «сетевым» до нее далеко, как далеко фастфуду до ресторана. Именно эту разницу и ощущаешь, будучи в Венесуэле. Здесь все «хенд мейд», все с душой, в отличие от большинства стран мира, где широкой поступью идет глобализация и унификация.

А вот отделение спасателей в Мериде, столице венесуэльских Анд. Ничего особенно, но все равно глаз радуется, ибо сделано руками и с душой.

Вход в школу. Школы в Венесуэеле — это своеобразные центры муралес, часто здесь все стены сплошь в рисунках различного содержания. На белом фоне будет все, от морально-этических заповедей, до таблиц Менделеева. И это прекрасно. За детей, которые учатся в таких школах, можно только порадоваться.

Автор Александр Кузмицкий, 2010 г. Источник.

Всю тему картин, рисунков на стенах и граффити можно отслеживать по метке «рисунки на стенах».

Электронное СМИ «Интересный мир». 13.10.2013