Home 1 Туризм 1 Регион 95. Глава 13.

Регион 95. Глава 13.

Хой: память, воплощенная в камне

Предыдущая глава 12. Метка Чечня.

(Фотографии увеличиваются при клике.) 

В пасмурную погоду, переходящую в проливной дождь, мы снова и снова бродим по руинам горного аула Хой в Чечне. Это место хранит в себе столько несбывшихся человеческих надежд и горя, что мы верим: что-то должно остаться. Не может быть, чтобы ничего не осталось. Мы ищем следы человеческого духа. Вот почему мы карабкаемся по скользким от дождя камням, рискуя упасть и переломать себе кости. Что-то же должно было сохраниться!

Любой из нас мог по случайности родиться в этих местах. Случайное сочетание факторов. Чья-то поездка, командировка, отпуск… случайная встреча… вспыхнувшая страсть… сперматозоид встретился с яйцеклеткой – и вуаля, ты родился в ауле Хой. Твоих близких жгли заживо во времена депортации 1944 года… Потом пришли федеральные войска в 90-х… Чья-то кровная месть… Потом твой брат станцевал некстати лезгинку не в том месте и не тогда, когда следовало…

Бродить по местам, подобным аулу Хой, очень полезно для души. Начинаешь по-другому смотреть на мир и становишься немного «инакомыслящим», в смысле начинаешь иначе думать, чем большинство твоих знакомых, которые в Хой не ездили никогда. И ты ничего им не можешь объяснить, у них просто другой жизненный опыт.

В ауле Хой мы обнаружили «своеобразный заповедник, богато насыщенный древними памятниками вайнахскаго изобразительного искусства — петроглифами. Их можно видеть на скалах замка Алдам-Гези, на стенах и арках башен в селениях Хой, Макажой, Хархарой и других. Они высечены на многих склеповидных памятниках. Петроглифы никогда не повторяются, хотя по сюжетам они не так уж разнообразны. Их высекали с любовью, не спеша, помещали на видных местах, большей частью у дверей, окон, на угловых камнях. Рисунки петроглифов гармонируют с обликом зданий, разнообразят монотонность башенной кладки. Такие изображения делались после окончания всех строительных работ и позже, по мере жизни в башнях, в связи с разными событиями». Источник.

«Остановимся на некоторых изображениях. Среди петроглифов Чечено-Ингушетии довольно много рисунков, напоминающих знаки письменности. За пределами Чечено-Ингушетии они неизвестны. Однако считать их буквами или даже знаками слогового письма нельзя. В условиях гор, при отсутствии широких торговых связей, не было возможности для развития письменности. Хотя, несомненно, они имели определенный смысл. Возможно, некоторые из них выражали какую-то законченную мысль, то есть являлись пиктограммами.

Мы уже писали о символике креста у вайнахов. Этот знак являлся своеобразным оберегом, перекрещивая «раз и навсегда» все дурное (у горцев есть даже понятие «хорошего креста» —это крест, заключенный в круг), мог указывать направление, то есть связываться с представлением о странах света. И уж в самую последнюю очередь являлся христианским символом, ведь известны кресты на мечетях в аулах Дарго, Бачи-Юрт в Ичкерии, на мусульманских памятниках, на мечети-башне у Ма-кажоя.

На башенных постройках довольно часто можно видеть свастику. Это столь же древний изобразительный элемент в местном искусстве, как и крест. Свастика большей частью связана с движением главного светила — Солнца, почитание которого у вайнахов вам уже известно. Недаром свастика до сих пор употребляется у чеченцев и ингушей для написания различных мусульманских формул на могильных стелах. Быстро вращаясь, свастика превращается в спираль, а в ней, как и в лабиринте, легко запутаться «нечистой силе». Вот и ставят ее у входа в здание — мечеть, дом, башню.

Мы уже много говорили о культах плодородия. Многие рисунки людей и животных носят непристойный характер, а помещены на видных местах. Не спешите обвинить хозяина такого дома в неприличии. Просто он очень хотел, чтобы в его доме, на его полях и в его стаде было все благополучно, изобильно.

И вот получается, что почти все петроглифы, даже рисунки рук, должны были помогать в тяжелой повседневной жизни горца. Это были своеобразные моления, обереги, просьбы, исполненные с одной целью —с надеждой на полноту жизни. Даже покойников оберегали такими значками, ведь ночью, когда для них светит «их» Солнце, они помогают живым и здравствующим сородичам.

Петроглифы мы можем относить ко времени от XII и по XVIII век. Ни христианство, ни мусульманство не смогли поколебать веру в их чудодейственную, желанную помощь и силу…» Источник.

Помимо петроглифов, в ауле Хой интересны разнообразные способы кладки камней. Мы, бывалые путешественники, люди не вылезающие из спортивного зала и ходившие к Эвересту, мы бы не смогли сделать такую каменную кладку, да еще чтобы она выстояла в сильные ветра и снежные зимы. А чеченские мастера смогли. Чья-то случайная встреча… вспыхнувшая страсть… они родились в ауле Хой, они смогли обтесать природный камень и построить эти жилища. И потом эти жилища защищать. Наверное, очень жить хотелось…

Производит впечатление даже не мастерство каменщика – способы кладки, в общем-то, известные и несложные. Производит впечатление физическая сноровка и настойчивость, с которой чеченские жители строили и многократно восстанавливали свои жилища в условиях гор, жесткого климата и жестоких стычек с воинственными соседями. Посмотрите, как врезан надвратный камень на фотографии ниже.

Люди здесь зимовали, люди здесь воевали. И это было не сотни лет назад, а сравнительно недавно. Понятны истоки чеченского характера. Они очень рядом эти истоки. В историческом смысле, совсем близко.

Почему-то так получается, что почти в любое место на планете, в котором мы побывали, нам хочется вернуться. Аул Хой в Чечне не стал исключением. Осталось ощущение незавершенности чего-то важного: многое хочется отснять, многое хочется понять и почувствовать. И когда друзья зовут нас в Чечню, иногда нам кажется, что возвращение неизбежно. Достаточно нам поглядеть на эти фотографии, и аул Хой снова зовет к себе…

Возможно, эти камни обладают магнетической силой.

Аул Хой — поселение стражников.

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы.

Продолжение ГЛАВА 14.

Электронное СМИ «Интересный мир». 10.09.2013