Home 1 Человек 1 Психолог и клиент. Инструкция по применению. Часть 5.

Психолог и клиент. Инструкция по применению. Часть 5.

Это заключительная часть небольшого цикла о неформальных правилах взаимодействия психолога и клиента на психологической консультации, во время процедуры психологической помощи или помогающего психологического тренинга. Прежде, чем читать эту страницу, рекомендуем вам прочитать ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3 и ЧАСТЬ 4. Тогда вам станет понятно, почему возникла тема каких-то «инструкций» для психолога и клиента. А сейчас мы поговорим о примерных правилах для психологов. Все написанное ниже является нашим частным мнением и не претендует на абсолютную истину. Это просто личный профессиональный опыт двух людей, которые много лет почти ежедневно ведут психологические консультации, оказывают практическую психологическую помощь, проводят тренинги. Возможно, что-то из этого опыта окажется вам полезным.

Итак, примерные правила для психолога.

5. Правило адекватного выбора социальной роли для психолога.

Зачем психологу какие-то там роли? Вроде не в театре… Ан, нет! Психолог, как и все люди на планете, играет определенную социальную роль. Социальных ролей у психолога может быть множество: партнер по преодолению жизненных трудностей, верный друг в беде, ребенок (истина глаголет устами младенца), заботливый родитель, харизматичный гуру, постановщик задач и фасилитатор (для проблемного обучения, например), — список социальных ролей для психолога можно продолжать очень долго.

Точно так же, как при правильном индивидуальном обучении ребенка, учитель выбирает оптимальный способ и стиль обучения, а также свою роль в этом обучении, так и психолог во время курса психологической помощи, психотерапии или психокоррекции вынужден (и обязательно должен!)  учитывать психологические особенности клиента. Ведь психологическая помощь очень похожа на еду (только это пища особого рода – духовная). Если еда человеку не подходит, она плохо усваивается организмом. Так и психологическая помощь – она должна соответствовать психотипу клиента, его мировоззрению, восприятию, умственным способностям.

Если психолог этого не учитывает, он просто работает репродуктором – репродуцирует одну и ту же (или несколько) стандартных методик психологической помощи, без учета индивидуально-психологических особенностей клиента. Кому-то (при счастливом стечении обстоятельств) стандартные методики психологической помощи помогают. Но обязательно будут недовольные – люди, которые отличаются от большинства (а таких среди клиентов психолога – множество!). Люди, которые по-другому смотрят на мир, которые по-другому чувствуют и думают.

Неизбежные частые фиаско психолога с такими сложными нетипичными клиентами портят репутацию психолога и создают ненужное напряжение и конфликтную атмосферу в отношениях между психологом и клиентом. Дурная слава всегда сильней самых распрекрасных отзывов довольных клиентов. Этой дурной славы нужно избегать очень простым способом – к каждому пришедшему на прием запутавшемуся или страдающему человеку нужно подобрать свой «психологический ключик». Это выгодно и психологу, и человеку, обратившемуся за психологической помощью.

Вывод может быть только один – психологу нужно быть наблюдательным и тонким, чтобы заранее «угадать», в какой социальной роли он, как психолог, будет наиболее понятен и полезен для клиента. Во время психологической консультации или курсов психологической помощи мы часто разыгрываем эти социальные роли – эдакий психологический театр, но исключительно в интересах клиента. Кому-то нужен дружеский совет – у нас готова роль мудрого старшего друга. Кому-то родительская забота и безусловное принятие (на грани любви) – мы выступаем в роли суррогатных родителей. А некоторым нужна твердая рука, которая жестко наставит «на путь истинный» — для таких клиентов у нас готова излюбленная игра в «доброго и злого полицейского», которая особенно легко нам удается, т.к. на психологическом приеме мы традиционно работаем по схеме: два психолога и один клиент.

Необходимо понимать, что весь этот «театр» — театром не является. Это форма психологической помощи, которая далека от «лицедейства». Это просто ежедневная попытка найти такой язык общения с клиентом, такие формы психологической консультации и психотерапии, которые бы воспринимались клиентом психолога естественно и органично, которые бы были понятны и не требовали «душевного насилия» психолога над клиентом.

Ведь консультация психолога, психологическая помощь и психотерапия – всё это далеко не всегда приятные «гламурные» процедуры для клиента. Психологу приходится касаться зон душевной боли клиента, и идти через эти зоны до самых глубин психики. Умение психолога подстроиться под индивидуально-психологические особенности клиента облегчает душевные переживания человека, уменьшает душевную боль, повышает шансы на успех психологической помощи. Вот почему умение выбрать оптимальную социальную роль и адекватно (профессионально красиво!) ее сыграть – это очень полезное умение для профессионального психолога.

6. Правило клинической компетентности у умения себя защитить. К сожалению, не все клиенты доброжелательны и адекватны в адрес психолога. Бывают агрессивные, бывают склочные и скандальные, бывают вздорные, глупые и конфликтные, бывают властные и конкурентные, бывают сексуально распущенные и провоцирующие. К психологу регулярно приходят самые разные люди с психологическим своеобразием: в аффектах, озлобленные, с психиатрической симптоматикой и т.п. К этому надо привыкнуть, и это надо принять, как данность. Таков мир людей, и  такова работа психолога.

Уберите колюще-режущие предметы из зоны доступности для клиента. Постарайтесь минимизировать количество предметов, которые могут быть использованы, как оружие. Самое опасное, если клиент начинает наносить повреждения себе, а не психологу. Это делается очень легко, быстро, и приводит к эффектным зрелищным последствиям. (Убить психолога намного дольше и сложней.) Истекающий кровью клиент, увозимый скорой медицинской помощью из кабинета психолога – это шоу вас не порадует точно!

Поставьте какие-либо барьеры на пути к окнам и балкону на случай попытки суицида у клиента. (Интересно, как вы будете выглядеть перед своей совестью и в глазах общественности, если клиент у вас на приеме сведет счеты с жизнью? Хорош психолог!)

Снимите замки в туалете и подобных технических помещениях. (Наркоманы любят использовать их для своих целей, и вышедший после приема психолога клиент «под кайфом» — это не лучшая реклама для психолога, разве что как реклама очередной «точки».)

Постарайтесь организовать свою работу так, чтобы у вас был ассистент, регистратор (как в поликлинике), охранник – ну, хоть кто-нибудь противоположного пола. Это избавит вас от ненужных сексуальных провокаций и обвинений в сексуальных домогательствах. Всё это и так вполне может случиться в вашей нелегкой профессиональной деятельности, но хотя бы этого будет меньше. Кстати, не думайте, что психологи женщины от этого избавлены. Молодые люди, не нашедшие себе постоянную пару, любят ставить женщин психологов в пикантные ситуации. Слава сексуальной террористки или совратителя юных клиентов «под гипнозом» – не лучшая репутация для профессионального психолога.

Изучайте клиническую психологию и психиатрию. Сходите на экскурсию в психиатрическую клинику или поработайте там некоторое время. Знание – сила! Вы будете по мелким признакам и симптомам предугадывать, каких неадекватных действий можно ожидать от пришедшего на психологическую консультацию незнакомого вам человека.

Изучайте субкультуру различных социальных групп: от гламурных «кисо» до матерых уголовников. Изучайте их жаргон, традиции, стиль поведения. Если вы не понимаете клиента, если вы не чувствуете его, если вы не умеете говорить с ним на одном языке – это ваш крах, как психолога, в лучшем случае. В худшем, вы подвергаетесь опасности.

Будьте готовы к агрессии в ваш адрес. Словом или поступком – будьте готовы всегда. Когда это случится, вы вспомните нас добрыми словами.

И еще запомните: самый лучший конфликт с клиентом – это тот конфликт, который вы предугадали и блокировали заранее. У вас, как у психолога, еще впереди очень много людей, которым нужно помочь. Чем меньше у вас будет проблем с неадекватными клиентами, тем большему количеству запутавшихся и страдающих людей, нуждающимся в психологической помощи, вы сможете успеть помочь до своей смерти.

Авторы психологи Игорь и Лариса Ширяевы. Источник: Частная психологическая мастерская  «Успешные мозги».

Электронное СМИ «Интересный мир» от 18.04.2013