Home 1 История 1 По следам «Двух капитанов»

По следам «Двух капитанов»

Все мы, наверное, читали роман «Два капитана» писателя Вениамина Каверина, который был написан им в 1938—1944 годах.
Девиз романа — «Бороться и искать, найти и не сдаваться»!
Однако, немногие знают, что роман был написан на основе легендарных русских экспедиций по освоению Арктики.
В 1912 году в плавание отправились три русских полярных экспедиции: на судне «Св. Фока» под командованием Георгия Седова, на шхуне «Св. Анна» под руководством Георгия Брусилова и на боте «Геркулес» с участием Владимира Русанова. Экспедиция на шхуне «Св. Мария» в романе фактически повторяет сроки путешествия и маршрут «Святой Анны».

Карта дрейфа «Св. Анны» и плавания «Св. Фоки»

Георгий Львович Брусилов, штурман Валериан Альбанов и «Святая Анна» послужили прототипами капитана Ивана Львовича Татаринова, штурмана Ивана Климова и судна «Святая Мария» в романе Вениамина Каверина «Два капитана».

Рассказ Олега Продана 27 декабря 2014 в клубе Путешественников в Авиамаркете

Немного истории:
«Святая Анна» — парусно-паровая баркентина типа «Филомель» (англ. «Philomel»), использовалась несколькими британскими путешественниками, затем российской полярной экспедицией под руководством Г. Л. Брусилова с 1912 года при попытке прохождения Северного морского пути и пропала без вести в 1914 году.

Брусилов Георгий Львович

 

Шхуна «Святая Анна» Г. Л. Брусилова

Полярные экспедиции Нансена, Пири, Амундсена и Скотта вызвали в России большой общественный интерес. В этой атмосфере морской офицер Георгий Львович Брусилов решил предпринять собственную арктическую экспедицию с целью первого прохода Северным морским путем под российским флагом.

В 1912 году Брусилов получил на службе отпуск и организовал своих ближайших родственников в акционерное зверобойное общество, предполагавшее извлечь прибыль из попутного зверопромысла в арктических широтах.

Для нужд экспедиции в Великобритании Брусилов за 20 тысяч рублей приобрел «Бленкатру», несмотря на 45-летний возраст остававшуюся в хорошем состоянии.

Судно было переименовано в честь основного инвестора экспедиции, Анны Николаевны Брусиловой (жены его дяди-генерала, Алексея Алексеевича Брусилова), выделившей 90 тысяч рублей. Под новым именем «Святая Анна» шхуна покинула Петербург 10 августа 1912 года.

В Александровске-на-Мурмане (ныне Полярный) часть экипажа, включая судового врача, старшего помощника Н. С. Андреева, штурмана и нескольких матросов, отказалась от дальнейшего плавания.

На роль медика экспедиции по собственной инициативе вызвалась Е. А. Жданко (дочь генерала А. Е. Жданко и племянница начальника Главного гидрографического управления генерал-лейтенанта М. Е. Жданко), имевшая квалификацию сестры милосердия.

Жданко Е А.

Единственным штурманом экспедиции остался Валериан Альбанов, до этого имевший опыт лоцмейстерского плавания в Енисейской губе и работы старшим помощником капитана на рейсовом пароходе в Баренцевом море.

Валериан Альбанов. Неизвестный автор.

В окончательно сформированном экипаже из 24 человек было всего семь профессиональных моряков, включая Брусилова и Альбанова. 28 августа 1912 года шхуна отправилась в дальнейший путь, имея запас продовольствия на 18 месяцев. Дополнительное снабжение предполагалось добывать охотой.

16 октября 1912 года шхуна прошла Карские Ворота, но вскоре оказывается зажатой льдами у западного побережья Ямала на широте 71°45′. 28 октября 1912 года под сильным южным ветром начинается дрейф ледового поля с вмерзжим судном, вместо намеченного пути на восток судно продвигается на север.

К лету 1913 года «Святую Анну» вынесло севернее Новой Земли. Попытки пропилить в ледяном поле канал до ближайшей полыньи не удались и судну пришлось готовиться ко второй зимовке.

Неопределенность положения усиливала разногласия среди экипажа. В сентябре 1913 года произошел конфликт между Брусиловым и Альбановым, в результате которого Альбанов сложил с себя полномочия штурмана.

К началу 1914 года шхуну вынесло уже севернее Земли Франца-Иосифа. Несмотря на удачную охоту во время первого года плавания, стала ощущаться нехватка многих продуктов и топлива, ожидался голод.

10 апреля 1914 года 82°55′30″ с. ш. 60°45′00″ в. д. штурман Валериан Альбанов покинул шхуну вместе с тринадцатью членами команды, чтобы пешком достичь обитаемой земли. Поскольку план экспедиции Брусилова не предполагал пеших походов, то всё оборудование и снаряжение пешей группы — семь байдарок, закрепленных на санях и меховая одежда — было самодельным, изготовленным людьми без опыта полярных переходов в кустарных условиях на борту «Святой Анны». Питание состояло в основном из сухарей и не соответствовало уровню физической нагрузки.

Команда «Святой Анны».

На судне осталось десять членов экипажа. Через некоторое время матросы Пономарев, Шабатура и Шахнин сочли путь непосильным для себя и вернулись обратно на судно. В итоге последний экипаж «Святой Анны» состоял из 13 человек:

Г. Л. Брусилов, начальник экспедиции и капитан
Е. А. Жданко, медик
Иван Потапов, боцман
Яков Фрейберг, машинист
Вячеслав Шленский, гарпунер, внештатный корреспондент архангельской газеты
Михаил Денисов, гарпунер (норвежский подданный)
Густав Мельбард, матрос, ученик рижских мореходных классов
Иоган Параприц, матрос, ученик рижских мореходных классов
Г. Анисимов, матрос
И. Пономарев, матрос
А. Шахнин, матрос
Максим Шабатура, кочегар
Игнат Калмыков, повар.

Дальнейший путь на лыжах, санях и байдарках продолжили:

Валериан Альбанов, штурман
Петр Максимов, старший рулевой
Луняев, матрос
Архиреев, матрос
Шпаковский, матрос
Баев, матрос
Владимир Губанов, машинист
Александр Конрад, матрос
Ольгерд Нильсен, матрос (датчанин, из прежнего британского экипажа судна)
Павел Смиренников, матрос
Ян Регальд, стюард

Альбанов планировал добраться до архипелага Земля Франца-Иосифа, где, как он знал из книги Нансена, располагалась база арктических экспедиций Джексона, и там дождаться проходящего судна. Предстояло преодолеть около 160 километров.

3 мая матрос Баев ушел на разведку и не вернулся, поиски не дали результата.

Проводимые Альбановым по пути астрономические наблюдения и вычисление координат неожиданно показали, что полярников вместе со льдом быстро уносит в сторону от цели. Это было ранее неизвестное Восточно-Шпицбергенское течение.

29 июня члены экспедиции вышли на южный берег мыса Мэри Хармсуорт (остров Земля Александры), где увидели свободное ото льда море. На десять человек оставалось лишь две байдарки и отряд вынужденно разделился две партии, одна из которых пошла на байдарках, а другая — на лыжах вдоль берега. За время пути в береговой партии заболел и умер матрос Архиреев. Воссоединились обе группы на мысе Ниль (остров Земля Георга). Следующей точкой встречи был назначен мыс Гранта (остров Земля Георга). Пять человек на байдарках прибыли в условное место и ожидали береговую партию, но безуспешно.

Далее байдарки пошли к острову Белл и достигли его 5 июля. В пути заболел и умер матрос Нильсен. 7 июля обе байдарки направились к мысу Флора. Поднявшийся сильный северный ветер унес в море байдарку с матросами Луняевым и Шпаковским, об их дальнейшей судьбе неизвестно. Второй байдарке удалось вернуться к острову Белл.

Наконец, 9 июля байдарке Альбанова и матроса Александра Конрада удалось добраться до старой базы Джексона на мысе Флора (остров Нортбрук, Земля Франца-Иосифа). В результате сноса льдов Восточно-Шпицбергенским течением, с момента оставления «Святой Анны» они прошли более четырехсот километров за почти три месяца.

15 июля Конрад в одиночку (Альбанов был к тому времени тяжело болен) отправился на мыс Гранта для поисков пропавшей береговой партии. Никаких следов ему обнаружить не удалось.

20 июля к мысу Флора подошла шхуна «Святой Фока» (экспедиции Седова) под командованием Н. М. Сахарова и спасла Альбанова и Конрада, единственных выживших в экспедиции Брусилова.

Карта района экспедиции лейтенанта Брусилова

КООРДИНАТЫ ДРЕЙФА ШХУНЫ «СВЯТАЯ АННА» В АПРЕЛЕ 1914 г.

Дата
(новый стиль) Северная Широта Восточная Долгота Источник
3 апреля                  82°40´                       57°50´               Судовой журнал
7 апреля                  82°32´                       57°18´                Судовой журнал
15 апреля                82°46´                       60°15´                Судовой журнал
23 апреля                82°55´                       60°45´                Судовой журнал
23 апреля                82°58.5´                    60°05´                Дневник Альбанова

Поиски экспедиций

К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции — Г. Л. Брусилова, Г. Я. Седова и В. А. Русанова — считались пропавшими без вести. 18 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству предпринять их поиски. Главным гидрографическим управлением было организовано несколько поисковых экспедиций.

Подробности поисков в ХХ веке:

В западной спасательной экспедиции под руководством капитана 1-го ранга Исхака Ислямова участвовали четыре судна: барк «Эклипс», пароход «Печора», паровые шхуны «Герта» и «Андромеда». «Эклипс» под командованием Свердрупа должен был пройти на восток Северо-Восточным проходом, а остальные суда — осмотреть район Новой Земли и Земли Франца-Иосифа.

Для поисков впервые в мировой истории использовалась полярная авиация: лётчик Ян Нагурский на гидросамолёте «Farman MF.11» исследовал с воздуха льды и побережье Новой Земли на протяжении около 1060 километров.

«Эклипсу», в свою очередь, потребовалась помощь по время зимовки 1914—1915 годов у северо-западного побережья полуострова Таймыр. Эвакуацию части моряков с «Эклипса» произвела сухопутная экспедиция на оленях под руководством Н. А. Бегичева. Освободившись от льдов, «Эклипс» достиг острова Уединения и осенью 1915 года поднял на нём российский флаг.

Шхуна «Герта» под командованием Ислямова на своём пути к острову Нортбрук разминулась с возвращавшимся в то же время в Архангельск «Святым Фокой» с Альбановым и Конрадом, но записка Альбанова, оставленная им на базе Джексона на мысе Флора, была обнаружена Ислямовым.

С восточной стороны поиск был поручен судам гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана под руководством капитана 2-го ранга Б. А. Вилькицкого. Восточная экспедиция также пыталась задействовать воздушную разведку, однако гидросамолёт «Генри-Фарман» лётчика Д. Н. Александрова потерпел аварию в первом же пробном полёте в бухте Эмма (Провидения) на Чукотке и далее не использовался.

В течение 1914—1915 годов экспедиционные ледокол-пароходы «Таймыр» и «Вайгач» (командир П. А. Новопашенный) преодолели весь Северо-Восточный проход от Владивостока до Архангельска, впервые сделав это в направлении с востока на запад.

В течение двух лет поисков не удалось обнаружить следов «Святой Анны». В сентябре 1915 года все спасательные экспедиции вернулись в Архангельск, поиски были прекращены.

В 1919 году Альбанов пытался убедить «верховного правителя России» А. В. Колчака (в прошлом участника экспедиции Э. В. Толля) организовать новую поисковую экспедицию, но не преуспел в этом и вскоре сам погиб при не до конца выясненных обстоятельствах.

В нашем веке поиски возобновились:
В 2010 году под руководством Олега Продана была организована первая за долгий срок поисковая экспедиция, в ходе которой на острове Земля Георга (Земля Франца-Иосифа) были найдены человеческие останки и предметы, предположительно принадлежащие пропавшей береговой партии группы Альбанова. Среди них были: карманные часы, ложка с инициалами «П. С.» (возможно, принадлежавшая матросу Павлу Смиренникову — в таком случае останки, вероятно, тоже его), самодельные тёмные очки из бутылочных стёкол, три винтовочных патрона 1910—1911 годов выпуска и т. д. Многие из найденных вещей упоминаются в дневнике Альбанова.

В 2010-2011г экспедиция на Землю Франца Иосифа (ЗФИ) – руководитель О. Продан.
Документальный фильм, рассказывающий об уникальной полярной экспедиции «По следам «Двух капитанов». В 2010 и 2011 гг. исследователи побывали на Земле Франца Иосифа, самой северной территории России. Там они смогли разыскать следы пропавшего почти 100 лет назад экипажа

2-14 апреля 2013г — полёт М.Р. Фариха и Д.А. Ракитского.
В 2013 г. в период 2-14 апреля М.Р. Фарих и Д.А. Ракитский на вертолёте R-66 совершили полёт на Северный Полюс. Одной из основных целей их перелёта была задача закладки буёв для определения дрейфа льда.

Маршрут перелёта 2-14 апреля 2013г Фариха М.Р. и Ракитского Д.А. на R-66

Рассказ про их героический перелёт я уже публиковал в ЖЖ:
1. По следам «Двух капитанов» часть 1
2. По следам «Двух капитанов» часть 2
3. По следам «Двух капитанов» часть 3

Видео:
неМечта среди вечного льда

ЗФИ. Всех причастных — с Новым Годом!

Зная точные координаты шхуны «Святая Анна» на момент покидания его группой Альбанова в апреле 1914 года, были установлены буи на данных координатах, чтобы отследить возможный дрейф судна до места выноса на берег. Это шанс определения судьбы самого судна «Святая Анна» и экипажа, оставшегося на судне во главе с Г. Брусиловым.

Полная траектория оставшегося в живых буя 3 декабря буй замолчал.

 

Полная траектория оставшегося в живых буя 3 декабря буй замолчал между Рудольфа и Белой Землей (Ева-Лив) на ЗФИ.

Однако, само судно «Святая Анна» найдено так и не было!

У нас есть шанс это сделать!
Что для этого нужно?
Попасть на ЗФИ и снова выполнить заброску буёв.

Возможные маршруты:
1. Мурманск-Шпицберген-ЗФИ

2. Воркута-Диксон-О.Средний-ЗФИ (Маршрут Фариха и Ракитского)

3. Оценка расстояний при планировании полёта с Мурманска или Диксона напрямую до ЗФИ

Автор Андрей Иванов. Источник.

Электронное СМИ «Интересный мир». 12.01.2015