Home 1 Общество 1 О легальных рисунках в Москве

О легальных рисунках в Москве

Стрит-арт, рисунки на стенах, граффити, легальный покрас

Я давно хотел написать статью со своим подробным мнением о легальном покрасе. Я уделил внимание истории легального покраса, написал моё впечатление о нём, проследил тенденции и привёл много примеров. Думаю, эта статья будет интересна тем, кто начинает интересоваться этой темой и хочет узнать больше.

Собственно, кратко моё мнение об этом можно сформулировать таким образом — я выступаю за качественный легальный покрас. А чтобы пояснить свою позицию, я хочу разобраться с терминами.

Как известно, в городах присутствует много элементов стрит-арта, но мы ограничимся рисунками на стенах, служебных строениях и прочих сооружениях. Рисунки делятся на нелегальные (сделанные без разрешения) и легальные (естественно, сделанные с разрешения местных властей или коммерческих (или же государственных) структур, законным образом согласующих свой заказ с местными же властями).

Если говорить о нелегальных рисунках, то я выступаю категорически против бессмысленного вандализма (типа раскрашивания электричек или проставления своих тэгов на городских стенах). Это город не украшает. Грустные примеры подобного я наблюдал, например, в Афинах и некоторых других европейских городах. Но… Я люблю интересные рисунки, особенно если они умные или фотореалистичные. Мне кажется, властям следовало бы разрешить «разрешённый нелегал», то есть выделить ряд стен, например, вдоль промзон, чтобы желающие рисовали там всё, что им угодно. В настоящее время в Москве явно «разрешённого нелегала» нет, и райтеры (то есть художники на сленге) рисуют вдоль железнодорожных путей или же в этаких граффити-резервациях по типу нескольких двориков в основном в центре Москвы, где эти работы местные власти не стирают. Вот пример такого дворика на Чистых Прудах:

Также есть разнообразные фестивали, где райтеры рисуют на предоставляемых площадях по типу ВинЗавода и дизайн-завода «Flacon», но я не считаю это нелегалом или же легальным городским оформлением.

Ну а из нелегала мне например нравятся рисунки Akse:

И Паши 183:

Закончим с нелегалом и перейдём собственно к т.н. «легалу». Вся эта эта эпопея с легальными рисунками в Москве началась с первой половины 2000-х годов, когда райтерам начали делать заказы на покрас гаража или служебной будки, но это были единичные случаи. Самый старый легальный рисунок я обнаружил в Бескудниково (2004 год), который сделала мастерская А.С. Елисеева:

До массового покраса 2009 года в Москве проводились отдельные запомнившиеся мероприятия. Например, в сентябре 2007 года под спонсорством компании МИАН в Бабушкинском районе российскими и голландскими райтерами было покрашено несколько пятиэтажек, которые до сих пор удивляют и радуют москвичей. Работ подобного масштаба я даже больше и не припомню.

Одна из тамошних работ команды «310»:

Ещё один рисунок оттуда команды «Sabotage»:

В 2009 году произошёл перелом — сам город через полугосударственные структуры МОЭК (организация заведующая теплоснабжением и имеющая тысячи будок в Москве) и МОЭСК (организация заведующая электроснабжением) решил провести фестиваль «Энергия Мечты». Фестиваль проходил 2 года — в 2009 и 2010 годах. Были покрашены сотни служебных строений! Художниками, в основном, являлись молодые художники, согласные работать за копейки. МОЭК не платило райтерам вообще! Давало в качестве вознаграждения только краску! Большинство больших моэковских будок в этот двухлетний период были покрашены задарма. МОЭСК платило небольшие денежки — 50 рублей за квадратный метр, что меньше, чем зарплата маляра. В результате таких действий в городе появилось огромное количество халтуры, что многие, вероятно, успели заметить. Например, юбилейный покрас 2010 года на тему 65-летия Великой Отечественной Войны я считаю почти весь состоял из халтурных работ. Хотя были, конечно, и шедевры, например потрясающий рисунок Alter & Clod Pupon на Вековой улице (район Таганский):

А халтура, например, это:

2009 и 2010 годы различались по темам. В 2009 году райтерам предлагали рисовать картины на тему «Город Будущего», а в 2010 году — на тему «Живая Планета». Так что, если вы на будке МОЭК увидите картину с животными, то она, вероятно, нарисована в 2010 году, а если вы увидите футуристический рисунок с летящими поездами — большая вероятность, что он сделан в 2009 году.

В числе художников были не только начинающие ребята, но и признанные и талантливые авторы — например команда «310» (Фет, Зейн и Мо):

Евгений Фадеев:

Alter:

Ivano (ранее он был в команде «CHO»)

Koma:

Так что, несмотря на наличие халтуры, в городе появились потрясающие работы, после которых я, собственно, и занялся планомерным обходом московских районов и фотографированием этих рисунков.

В течении года жюри отбирались лучшие районные работы, и осенью проводился «финал фестиваля Энергия Мечты» — десятки райтеров в течении одного дня раскрашивали несколько больших будок в одном дворе — результат очень впечатляет. Именно на таких фестивалях сделаны очень известные рисунки. Присутствовало телевидение и местная пресса.

Рисунок Тимура Сафарова с финала 2009 года в Беляево:

Будка Korea c товарищами с финала 2010 в Митино:

Покрас «Энергия Мечты» 2009-2010 года весьма отличался по районам. В каких-то районах по каким-то причинам его делалось мало, а в каких то качество поспевало за количеством, и так появились такие очень качественно оформленные районы, как Митино и Тушино.

Работа райтера Ivano в Митино:

В Тушино почти монополистами оказалась команда Huys Guys. По моим подсчётам, они сделали в этом районе более 30 рисунков! Примерно таких:

Некоторые художники часто рисуют одно и тоже в разных районах Москвы, как бы ставят творчество на поток.

Например, райтер Ivano нарисовал в Москве бессчисленное количество, т.н. «гипонлис». Наверняка многие видели:

А райтер Korea (команда DUPS) постоянно в разных районах рисует осьминога:

Можно воспринимать, как халтурку, а можно видеть в этом спортивный интерес — где ещё можно найти этих лис и осьминогов?

В 2011 году по финансовым причинам МОЭКовский покрас не проводился и возобновился только в 2012 году. Одной из важных тем стали рисунки про Отечественную Войну 1812 года (к 200-летию). Среди них есть, как и шедевры, так и средненькие вещи. Но тема радует. Свежо. В 2012 году кроме стандартного моэковского покраса, было и несколько граффити-фестивалей на эту юбилейную тему.

Рисунок Сергея Михеева:

И вот я подошёл к главному — в 2011-2012 годах в Москве произошёл некоторый перелом в легальном покрасе, позволяющий надеяться, что город станет интереснее. Во-первых, появились посредники между местными властями (и коммерческими структурами) и самими райтерами. Не буду никому делать рекламу. Но есть посредники так себе, продолжающие традиции оплаты рисунков краской. А есть очень достойные. И главное — в работе посредников и вообще этих оформительских структур появился принцип, который я полностью поддерживаю и который можно сформулировать следующим образом — «лучше меньше, но лучше». Начали придумываться фестивальные события по типу «MOST», начали снова приглашаться интересные художники (например, Паша 183 впервые поучаствовал в легальном покрасе). Информация стала регулярно появляться на местных телеканалах и в прочих СМИ.

Также заметил, что сами художники начали объединяться в группы и стали выполнять интереснейшие заказы. Например, команда letscolors.ru (WsMar, Clod Pupon и ещё ряд райтеров) сделала в прошлом году две потрясающие панорамы на шоссе:

На Варшавском:

На Каширском:

В 2012 году появился, я считаю, новый перспективный художник в Марьиной Роще — Сергей Михеев. Он по заказу Управы нарисовал ныне знаменитую картину на тему кинофильма «Место встречи изменить нельзя»:

Часто художники выполняют заказ местного ТСЖ и качественно расписывают не только дворовые будки, но и сам дом. Как например, этот дом расписан подобным образом райтером Clod Pupon по всему периметру!

Или вот такой вот покрас подъездов от неизвестных художников:

Или же покрас гаражных боксов, выполненный командой letscolors.ru:

Вариантов может быть много, и это разнообразие радует. Различные граффити-фестивали, придуманные какими-то местными департаментами и прочими структурами (суть не важна) преображают город в лучшую сторону. В конце прошлого года было покрашено несколько интересных объектов в ЦАО. Например, дом на Астраханском переулке (райтер NOOTK):

Команда Zuk Club креативно подошла к рекламному заказу:

Также в рамках фестиваля «MOST» сделан рисунок команды «AMONS»:

Или такой вариант — по инициативе болельщиков и стадиона имени Эдуарда Стрельцова была покрашена длинная стена с изображением известных футболистов клуба «Торпедо» прошлых лет:

Или абстрактный покрас тоннеля на Сыромятнической от райтера Кирилла Кто:

Можно осветить и такой вопрос — есть ли в Москве рисунки европейских художников? Да, есть. Например, те же голландцы участвовали в покрасе пятиэтажек на Бабушкинской. Но это, скорее, единичные случаи. Нелегала я не знаю, а вот на граффити-фестивалях, организованных специфическими заведениями типа Винзавода и Artplay, они конечно есть. Например, на территории Artplay есть единственный (!) рисунок известнейшего французского художника Christian Guemy, который более известен как C215:

Но опять же повторюсь — я не считаю это большим вкладом в обычный общегородской стрит-арт.

Итак — вариантов легального покраса много. Это и массовый продолжающийся покрас единичных будок МОЭК, МОЭСК. Это и массовый покрас целых дворов по заказу ТСЖ (и по согласованию с Управой). Это и помощь в оформлении детских садов и детских площадок (лично я такое не люблю и не собираю). Это и вымученный «социальный заказ» по типу «Сочи 2014» или как ранее «1941-1945». Это и интересные креативные проекты, которые не похожи на сделанное ранее. Так пусть в нашем городе будет меньше халтуры и больше интересных и качественных рисунков!

Автор Сергей Щеголев. По материалам Источника.

По теме рисунков на стенах читайте и смотрите «Тель-Авив: разноцветные стены серых домов».

Всю тему картин, рисунков на стенах и граффити можно отслеживать по метке «рисунки на стенах».

Электронное СМИ «Интересный мир». 30.07.2013