Home 1 Культура 1 Нехорошая квартира № 50

Нехорошая квартира № 50

Начало «Прогулка по Булгаковской Москве».

«− С котами нельзя.
− Я извиняюсь, − задребезжал длинный и приложил узловатую руку к уху, как тугоухий, − с котами, вы говорите? А где же вы видите кота?
Швейцар выпучил глаза, и было отчего: никакого кота у ног гражданина уже не оказалось, а из-за плеча его вместо этого уже высовывался и порывался в магазин толстяк в рваной кепке, действительно, немного смахивающий рожей на кота. В руках у толстяка имелся примус…» (с)

Именно эти 2 фигуры знаменитого романа увековечены сейчас во дворе дома на ул. Большой Садовой 302-бис (ныне дом 10) — Коровьев-Клетчатый и Кот-Бегемот.

О них я писал уже предыдущей статье «Прогулка по Булгаковской Москве».
Но тема Мастера и Маргариты Булгакова захватывает настолько, что я не мог обойтись без продолжения.
Я позволил себе немного разбавить фотографии цитатами из Мастера и Маргариты, но поклонникам Булгакова их можно и не читать, они довольно известные.

В этот раз я направился в знаменитую квартиру № 50. Находится вход в квартиру не рядом с этими фигурами, а немного подальше в конце двора.

Это квартира знаменита тем, что по роману Мастер и Маргарита именно в ней поселились дьявол и его свита: клетчатый тип Коровьев, черный Кот, клыкастый снайпер Азазелло, вечно полуобнаженная Гелла, ну и собственно сам великий Черный Маг.

«… буфетчик добрался до пятого этажа и позвонил в квартиру N 50.
Ему открыли немедленно, но буфетчик вздрогнул, попятился и вошел не сразу. Это было понятно. Открыла дверь девица, на которой ничего не было, кроме кокетливого кружевного фартучка и белой наколки на голове. На ногах, впрочем, были золотые туфельки. Сложением девица отличалась безукоризненным, и единственным дефектом ее внешности можно было считать багровый шрам на шее.
− Ну что ж, входите, раз звонили! − сказала девица, уставив на буфетчика зеленые распутные глаза.» (с)

Я конечно никакой Геллы в квартире не увидел, что и хорошо, ибо встреча со свитой дьявола обычно не сулила ничего хорошего. Незванных гостей квартиры они в лучшем случае изощренно спускали с лестницы.
Сейчас квартира представляет собой несколько комнат, наполненных историческими преметами Булгаковских времен.

Коридор нехорошей квартиры.

«– Ну что же, – задумчиво отозвался тот, – они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…» (с)

Не забываем, что дьявол всегда наблюдает за вами в стенах квартиры. Впрочем, и не только в ней.

Синяя комната.

Конечно, с 1921-23 годов, когда в квартире жил сам Булгаков, не осталось практически ничего прежнего, только кусок перекрытия, да обломки лепнины. Все предметы собраны потом желающими воссоздать образ квартиры тех годов.

Редакция газеты «Гудок», в которой в 1920-е годы работали М. Булгаков, Ю. Олеша, И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев, В. Паустовский, В. Маяковский в «нехорошей квартире».

Комната Булгакова, где он жил со своей женой.

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» (с)

«– Почему королевской крови? – испуганно шепнула Маргарита, прижимаясь к Коровьеву.
– Ах, королева, – игриво трещал Коровьев, – вопросы крови – самые сложные вопросы в мире! И если бы расспросить некоторых прабабушек и в особенности тех из них, что пользовались репутацией смиренниц, удивительнейшие тайны открылись бы, уважаемая Маргарита Николаевна.» (с)

Творческий беспорядок.

«…Дайте-ка посмотреть, − Воланд протянул руку ладонью кверху.
− Я, к сожалению, не могу этого сделать, − ответил мастер, − потому что я сжег его в печке.
− Простите, не поверю, − ответил Воланд, − этого быть не может. Рукописи не горят. − Он повернулся к Бегемоту и сказал:
— Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман.
Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей.» (с)

Гостиная.

«– Нет, – ответила Маргарита, – более всего меня поражает, где все это помещается. – Она повела рукой, подчеркивая при этом необъятность зала.
Коровьев сладко ухмыльнулся, отчего тени шевельнулись в складках у его носа.
– Самое несложное из всего! – ответил он. – Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов.» (с)

«– Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства… поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши «боров». Подпись – Бегемот.
– А число? – пискнул Николай Иванович.
– Чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной, – отозвался кот…» (с)

Но самое колоритное место, это безусловно кухня, самое пекло коммунальной квартиры. Отсюда вышло много образов, которые впоследствии Булгаков описывал в своих произведениях. Реальный прототип был например у Аннушки, которая на беду Берлиоза разлила подсолнечное масло у трамвайного турникета.

«…и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.» (с)

Примус, пожалуй, самый популярный предмет всего романа Мастер и Маргарита.

«– Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, – недружелюбно насупившись, проговорил кот…» (с)

«– Осетрину прислали второй свежести, – сообщил буфетчик.
– Голубчик, это вздор!
– Чего вздор?
– Вторая свежесть – вот что вздор! Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!» (с)

«− Это водка? − слабо спросила Маргарита.
Кот подпрыгнул на стуле от обиды.
− Помилуйте, королева, − прохрипел он, − разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!» (с)

«– Я шляпочку забыл, – шепнул буфетчик, тыча себя в лысину. Гелла повернулась, буфетчик мысленно плюнул и закрыл глаза. Когда он их открыл, Гелла подавала ему шляпу и шпагу с темной рукоятью.
– Не мое, – шепнул буфетчик, отпихивая шпагу и быстро надевая шляпу.
– Разве вы без шпаги пришли? – удивилась Гелла.» (с)

«Вырвавшись на воздух, буфетчик рысью побежал к воротам и навсегда покинул чертов дом N 302-бис.» (с)

Вообще, роман «Мастер и Маргарита» — это одно из самых лучших произведений, какие ваш покорный слуга читал в своей жизни, без лишней скромности.

А вот и благодарные отзывы посетителей нехорошей квартиры.

Кроме того, весь подъезд где находится нехорошая квартира, расписан и разрисован поклонниками «Мастера и Маргариты».

И надписи на стенах подъезда тоже имеют свою историю и достойны отдельной статьи.

Автор Одинокий Кот Большого Города. Взято отсюда.

Продолжение «Нехороший подъезд Нехорошей квартиры №50».

Электронное СМИ «Интересный мир». Выпуск №73 от 25.05.2012

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.