Home 1 Туризм 1 Нагорный Карабах. Дадиванк. Часть 2.

Нагорный Карабах. Дадиванк. Часть 2.

Читайте о Нагорном Карабахе (Арцахе) по метке Нагорный Карабах. Предыдущая часть: «Нагорный Карабах. Дадиванк. Часть 1».

Нагорный Карабах. Монастырь Дадиванк. Часть 2. Притвор-часовня епископа Григора. Колокольня и чудотворные хачкары.

Дадиванк. Притвор-часовня епископа Григора – крупное строение на фото слева. Самое ближнее к зрителю. Снаружи, на первый взгляд, притвор-часовня совершенно не похож на строение религиозного культа. Издалека сначала возникает неправильное предположение, что это хозяйственно-бытовая постройка.

(Фотографии при клике открываются в отдельном окне.)

Нагорный Карабах. Арцах. Дадиванк.

Но стоит подойти поближе, и тем более зайти внутрь, как сразу понимаешь – это дом Бога. Огромный, величественный, вызывающий религиозные чувства. А простой хозяйственный вид здания наоборот начинает усиливать эти чувства. Понимаешь, что Бог не только на Небесах. Он здесь, Он рядом с человеком, Он в этом доме.

Нагорный Карабах. Арцах. Дадиванк.

«Временем наивысшего расцвета монастыря Дади, безусловно, является первая половина XIII в. В этот период быстрыми темпами были восстановлены разрушенные до основания сельджуками сооружения и возведены новые. Одним из первых сооружений, построенных в это время, является притвор-часовня епископа Григора. Примыкая к базиликам с запада, это сооружение, безусловно, занимает особое место в архитектурном ансамбле всего комплекса.

Притвор представляет собой довольно своеобразную постройку. Его светски-религиозному назначению соответствуют архитектурный замысел и строительный принцип, перекликающиеся с народным жилищем армян — глхатуном .

Строители притвора-часовни в целях создания единого архитектурного ансамбля сначала подвергли некоторым перестройкам древние базилики, а затем лишь построили притвор. Наверное, этим можно объяснить несоответствие строго скромного убранства экстерьера, по сравнению с роскошным оформлением, интерьера.

Купольный свод притвора со световым отверстием-ердиком в центре посредством подпорных арок опирается на четыре отдельно стоящие колонны и соответствующие им пилястры. Стены, сделанные из неотесанного камня, изнутри облицованы хорошо отесанными блоками, и в этом аспекте их кладка созвучна с кладкой базиликальных залов».

Нагорный Карабах. Арцах. Дадиванк.

Нагорный Карабах. Арцах. Дадиванк.

Нагорный Карабах. Арцах. Дадиванк.

«Единственный вход с орнаментированным порталом находится с южной стороны. Надпись, высеченная на правой стороне входа, сообщает, что притвор был построен в лето 673 (1224) епископом Григором».

Нагорный Карабах. Арцах. Дадиванк.

«Стены притвора с внутренней стороны украшены многочисленными вставными хачкарами. В этом отношении характерной является восточная стена, центральную часть которой украшают девять хачкаров, помещенных в ряд. Это небольшие стелы, покрытые. тончайшим кружевом орнаментальных узоров и дарственными надписями.

Притвор епископа Григора в течение многих веков служил родовой усыпальницей княжеского дома Верхнего Хачена. Пол его покрыт надгробными плитами, часть надписей, на которых с течением времени стерлась».

Дадиванк. Колокольня и чудотворные хачкары.

В центре на самой первой фотографии в этой статье, вы видите колокольню монастыря Дадиванк. Она была построена в середине XIII века епископом Саргисом, сыном князя Вахрама из рода Допянц. Колокольня состоит из двух ярусов: массивное каменное основание и ажурная верхушка. Эта верхушка – второй этаж колокольни представляет собой изящную ротонду о четырех колоннах, под куполом которой были подвешены колокола. Однако, для путешественника огромный интерес представляет именно первый этаж, на первый взгляд скромный и неинтересный. Но на самом деле именно на первом этаже нас поджидает чудо!

Нагорный Карабах. Арцах. Дадиванк.

Нагорный Карабах. Арцах. Дадиванк.

В арке, в глубокой каменной нише, находятся два древних хачкара, которые почитаются армянами, как чудотворные. Их размеры потрясают. Более 3-х метров в высоту и метр в ширину каждый! Причем резьба настолько тонкая и детальная, что некоторые исследователи считают именно эти два хачкара самыми прекрасными и выдающимися из всех других в древней армянской культуре.

Нагорный Карабах. Арцах. Дадиванк.

Заранее об этих хачкарах мы не знали. Но совершенно мистическим образом, как только мы вошли в монастырь Дадиванк, мы направились к этим двум хачкарам и застыли около них надолго. Они притягивают, как магнит, и долго не отпускают. Мы не можем точно утверждать, что эти хачкары чудотворны по отношению к любому путнику, но лично нам они явили свое чудо в мистическом незабываемом притяжении, когда ты идешь неизвестно куда, повинуясь невидимой силе, и вдруг обнаруживаешь эти древние камни и не можешь от них отойти.

Нагорный Карабах. Арцах. Дадиванк.

Нагорный Карабах. Арцах. Дадиванк.

«Каждый из хачкаров состоит из двух плит серо-белого известняка, причем нижняя плита вчетверо больше верхней и составляет основной объем хачкара. Плиты пригнаны друг к другу с таким мастерством, что места соединения почти не заметны.

Хотя хачкары по своим общим объемам и пропорциям отдельных деталей мало отличаются друг от друга, орнаментальные мотивы на каждом из них разные. Однако последнее обстоятельство не создает композиционного контраста, наоборот, хачкары (размеры каждого 3,05 х 1,00 м) как бы дополняют друг друга, вызывая чувство прекрасной гармонии. Роскошные геометрические и растительные орнаменты вырезаны четко и тщательно. Очень мелкая и изящная резьба заставляет забывать о каменной основе, как будто перед нами совершенный образец ювелирного или вышивального искусства.

В общей композиции этих уникальных стел определенную декоративную роль играют и надписи, помещенные на орнаментированном фоне. И что весьма важно, они сообщают подробности о создании хачкаров. По единодушному мнению исследователей (и не только исследователей), эти хачкары «…нигде, ни в каком монастыре не имеют себе равных», или же «если они и не самые лучшие среди подобных себе памятников, то невозможно указать на другие, более совершенные». Предполагается, что основные орнаментальные мотивы этих хачкаров были заимствованы из вышивок Арзу-Хатун. Известно, что благочестивая княгиня Хачена ткала занавеси-покрывала для алтарей Гошаванка, Ахпата, Макараванка, Дади и других монастырей. Киракос Гандзакеци называет эти занавеси «в точности отражающими страсти спасителя и иных святых, накладными узорами и вышитыми изображениями…» Отдельные орнаменты из этих вышивок можно увидеть и на рассмотренных хачкарах. Созданные в XIII веке, эти стелы являются самыми блестящими среди остальных многочисленных армянских хачкаров».

Нагорный Карабах. Арцах. Дадиванк.

Считается, что эти хачкары были установлены настоятелем монастыря Атанасом, сыном князья Верхнего Хачена Гасана II Допяна и братом Григора II Допяна. Вход на первый этаж с внешней стороны вскоре был закрыт кладкой. А на этаже, куда ведут расположенные с запада лестницы, была сооружена глухая ниша. По-видимому, закрытие глухой кладкой входа на первый этаж и проемов ротонды сделано с целью превратить все здание в своеобразное хранилище для ценных хачкаров.

Как и большинство памятников Арцаха вообще, и Дадиванка в частности, колокольня была повреждена временем, войнами и людьми, которым не важны такого рода ценности. Удивительно и радостно сейчас наблюдать возрожденный Дадиванк. И хотя здесь не происходит полноценная монастырская жизнь, хотя бы то, что этот памятник Духу жив и восстановлен – уже огромная радость. Если вам кажутся эти слова слишком пафосными, съездите в Дадиванк и прикоснитесь к двум 3-х метровым хачкарам. Это ощущение вы не забудете.

Было:

Нагорный Карабах. Арцах. Дадиванк.

Стало, весна 2009:

Нагорный Карабах. Арцах. Дадиванк.

Нагорный Карабах. Арцах. Дадиванк.

Читайте о Нагорном Карабахе (Арцахе) по метке Нагорный Карабах. Продолжение: «Нагорный Карабах. Дадиванк. Часть 3».

Авторы и составители Игорь и Лариса Ширяевы. 2009 г.

Источники:
Ш. Мкртчян «Историко-архитектурные памятники Нагорного Карабаха», 1988.

Электронное СМИ «Интересный мир». 15.04.2015