Home 1 История 1 Монастырь Амарас

Монастырь Амарас

Монастырь Амарас находится в Мартунинском районе в Нагорном Карабахе (Арцахе). Древний монастырь Амарас пережил непростую историю от раннего средневековья до наших дней. Многочисленные войны и необходимость в них выживать превратили Амарас в крепость с драматичной военной историей. Стремление к культуре и к божественной истине превратили Амарас в духовный, образовательный и научный центр эпохи средневековья. Отсутствие достаточного финансирования и расположение на территории современной юридически непризнанной республики Нагорный Карабах лишили Амарас достаточных реставрационных работ и достойной популярности среди туристов. Внешне скромная, но истинная драгоценность – таким нам показался Амарас в Нагорном Карабахе (Арцахе).

Читайте и смотрите наши публикации по метке Нагорный Карабах или Арцах.

По предположениям историков, церковь монастыря Амарас была построена 17 столетий назад. Это не 17-ый век, а 17 столетий назад, т.е. около 1700 лет назад. Это потрясает! По свидетельству армянского историка V века Фавстоса Бузанда, церковь монастыря Амарас была основана в начале IV столетия святым Григорием Просветителем – первым в истории Католикосом всех армян и просветителем древней Великой Армении.

По одной из версий, в монастыре Амарас похоронен внук Григория Просветителя – святой епископ Григорис. Версия эта дискуссионная. Точное место гибели, вероятного первичного захоронения и последующего перезахоронения святого Григориса определить и доказать бесспорными фактами сейчас уже вряд ли возможно.

Предположительно, святой Григорис был в раннем возрасте рукоположен в епископы либо своим дядей Аристакесом, либо своим дедом Григорием Просветителем. В начале IV века Григорис распространял христианство в двух близких к Армении странах на Кавказе – в Грузии и в Албании. Служение там и привело его к мучительной гибели.

По приказу языческого царя прикаспийских областей епископа Григориса схватили, привязали к лошади и волокли по прибрежным камням, пока он не умер. Историки считают, что Григорис принял мученическую смерть на берегу Каспийского моря. Вероятно, это место находится на территории современного Дагестана.

Во избежание надругательства со стороны язычников, точное место первичного захоронения епископа Григориса не было отмечено. Однако позже мощи святого Григориса были перевезены в монастырь Амарас, находящийся теперь в непризнанной республике Нагорный Карабах. По одной из исторических версий царь Вачаган III Благочестивый нашел место первичного захоронения епископа Григориса и перевез его мощи в Амарас.

Почему именно в Амарас? Потому что этот монастырь начал основывать дед епископа Григориса – святой Григорий Просветитель, а при жизни его дело продолжал внук, собственно сам епископ святой Григорис. Поэтому его мощи и были сюда перевезены. Строитель монастыря Амарас и продолжатель дела святого Григория Просветителя закономерно должен был обрести свой окончательный покой в монастыре, который он строил.

Насколько вышеописанная версия соответствует исторической истине, мы не знаем, и вряд ли кто-то сейчас может доказать или опровергнуть эту версию с помощью бесспорных исторических фактов. Тем не менее, усыпальницу святого Григориса, внука Григория Просветителя, нам показали в монастыре Амарас. Захоронение находится под алтарем церкви. Туда можно спуститься по узкой лестнице. Само место производит очень сильное впечатление.

В настоящее время усыпальница святого Григориса сверху покрыта прозрачным потолком.

Шаген Мкртчян пишет:

«С точки зрения исторической ценности, важное значение имеет подземный мартириум – часовня мученика святого Григориса, расположенная под алтарем нынешней церкви. Усыпальница построена из тесаных камней, добытых в карьере на горе Хазаз. Она представляет собой прямоугольное помещение (размеры 3,7 х 1,9 метров) высотой 3,5 метра с южным и западным входами (западный вход ныне заделан). Стена напротив лестниц, ведущих вниз через южный вход, украшена типичными для армянского декоративного искусства раннего средневековья, геометрическими и растительными орнаментами. В усыпальнице находилось надгробие святого Григориса, которое считалось основной святыней монастыря. На плите изображены епископская корона, посох, крест и высечена следующая надпись: «Усыпальница святого Григориса, Католикоса Алуанка и внука святого Григора Просветителя Партева. Родился в лето 322, помазан в лето 340 и предан мученической смерти в лето 348 в Дербенте царем маскутов Санесаном, святые мощи (его) были привезены в Амарас его питомцами-дьяконами из Арцаха».

Постепенно монастырь Амарас становился не только символом веры, но и центром науки и просвещения. Армянский учёный-лингвист, создатель армянского алфавита, основоположник армянской литературы и письменности, переводчик Библии, Месроп Маштоц основал в монастыре Амарас первую армянскую монастырскую школу, которая стала просветительским центром этого региона.

К сожалению, позже удача отвернулась от монастыря Амарас. В IX веке территории вокруг Амараса и сам монастырь были захвачены арабскими завоевателями. В XIII веке монастырь был разграблен монголами.

Шаген Мкртчян пишет:

«В 1223 году монголо-татарские полчища ограбили и унесли сокровища Амараса, среди которых были хранящиеся с IV века посох св. Григориса и золотой крест с 36 драгоценными камнями. Согласно свидетельству Степаноса Орбеляна, по предложению греческой принцессы Деспины (жены монгольского военачальника) крест и посох были отправлены в Константинополь. Спустя полтора века, приблизительно в 1387 г., Амарас, подобно десяткам других монастырей Арцаха стал жертвой набегов орд Ленк-Тимура. По преданию, Тимур приказал выстроить свое войско в ряд от Амараса до реки Араке, чтобы передавая друг другу камни разрушенных сооружений, выбросить их в реку».

В XIV веке в период нашествия Тамерлана монастырь Амарас был полностью разрушен. Однако даже в руинах монастыря продолжала работать монастырская школа, которую около 10 веков назад (почти за 1000 лет до разрушения монастыря войсками Тамерлана!) основал святой Месроп Маштоц. Такова была тяга армян к вере, культуре и просвещению! Даже будучи разрушенным, Амарас продолжал оставаться религиозным и культурным центром этого региона. Вопреки обстоятельствам, в XV-XVI веках, в тяжелых условиях, здесь были созданы многочисленные ценные рукописи на армянском языке.

Потом на короткое время казалось, что монастырь снова посетила удача. В XVII веке Амарас был основательно перестроен. Гандзасарский католикос Петрос отреставрировал монастырь Амарас и построил здесь новую церковь святого Григориса.

Но уже в XIX веке, после присоединения Восточной Армении к России, монастырский комплекс Амарас, имеющий довольно сильно укреплённые оборонительные сооружения, использовался в качестве приграничной крепости, а в 1832-1844 годах в качестве русско-персидской таможни.

Позже в 1848 году царские власти России вернули монастырский комплекс Амарас, находящийся на тот момент в плачевном состоянии, армянской церкви. Спустя всего десять лет в 1858 году монастырь был вновь восстановлен и перестроен.

Монастырь Амарас подвергся сильному разрушению со стороны азербайджанских войск во время Карабахского конфликта.

Карабахский конфликт и Карабахская война 1992-1994 годов трагично сказались на судьбе монастыря Амарас, впрочем как и предыдущие конфликты и войны в этом регионе. Естественно, за 1700 лет неспокойной истории этого региона значительная часть древних надписей, архитектурных деталей и первоначальная композиция монастыря Амарас были значительно повреждены или вовсе утрачены.

Шаген Мкртчян пишет:

«Нынешняя церковь Амараса была построена в 1858 году из чистоотесанного белого фельзита. Церковь имеет композицию трехнефной базилики (внешние размеры 23,9 х 13,5 метров). Молельня посредством двух пар крестообразных колонн делится на три нефа со сводчатыми перекрытиями. По обеим сторонам апсиды помещены прямоугольные в плане приделы со сводами. Глубина последних доходит до 5 метров, что обусловлено нахождением под алтарем склепа святого Григориса. Единственный вход в церковь открывается с западной стороны. Молельня хорошо освещается помещенными в стенах тремя высокими и широкими (ширина снаружи 1,4 метров; изнутри – 2,0 метра) окнами.

Над двускатной крышей поднимается шестиколонная ротонда маленькой колокольни. Интересно отметить (как это явствует из рисунка и плана церкви, изданных в журнале «Арарат» более ста лет назад), что до последней перестройки церковь имела три аналогичные куполообразные колокольни. Самая большая из них была помещена в центре крыш, а остальные две – на восточном и западном краях.

Исследователи полагают, что при перестройке нынешней церкви строители не повторили композиции прежнего здания. Об этом довольно определенно замечает и С. Джалалянц, который воочию видел церковь, построенную в XVII веке. Древняя церковь представляла собой не базилику, а купольное сооружение.

Убранство интерьера и экстерьера церкви довольно скромное. Исключением является лишь западный фасад с порталом. Тимпан портала и помещенный выше него сравнительно небольшой оконный проем обрамлен большим рельефным наличником, который под фронтоном венчается крестом. Остальные стены почти лишены декора.

Комплекс обведен прямоугольной в плане оградой с круглыми башнями по четырем углам. Длина ограды составляет 85 метров, ширина— 59 метров, высота— 5 метров. По всему периметру крепостных стен построены многочисленные жилые и подсобные помещения. Посредством длинного ряда комнат на востоке от церкви весь двор разделен на две части. В центре большой западной части расположен главный памятник комплекса – церковь святого Григориса. Все жилые комнаты здесь открываются по направлению к церкви. У южного крыла церкви помещены трапезная и красивое двухэтажное здание настоятеля монастыря. Маленький восточный дворик имел только хозяйственное значение. Здесь располагались хлев, стойла и складские помещения монастыря.

Единственный вход в монастырь открывается с юго-восточной стороны, в маленький подсобный дворик. Последнее «имеет оборонительное значение,— писал М. М. Асратян, – так как получалась двухступенчатая система: для проникновения в западную основную часть монастыря надо было преодолеть новое препятствие— ворота (ныне обрушенные), помещенные между двумя дворами. Аналогичное явление наблюдается и в некоторых культовых комплексах Сюника XVII века».

По нашему мнению, современный монастырь Амарас выглядит довольно скромно внешне, но его внутренняя сила духа, а также насыщенная и драматичная история потрясают!

Игорь и Лариса Ширяевы

Читайте и смотрите наши публикации по метке Нагорный Карабах или Арцах.

Интернет-СМИ «Интересный мир». 05.02.2019

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.