Home 1 Туризм 1 «Монастырь Псалмов» на краю бездны

«Монастырь Псалмов» на краю бездны

Над бездной ущелья реки Касах, словно факел на ветру, приютился древний армянский храм и монастырь Сагмосаванк. По легенде Сагмосаванк основал святой Григорий Просветитель 17 столетий назад. Нет, это не монастырь XVII века, это XVII веков назад в прошлое – IV век н.э.!

Около 1700 лет назад, почти два тысячелетия назад в прошлое, основоположник христианства в Армении, святой Григорий Просветитель молился на месте, где мы сейчас стоим – храм Сагмосаванк над ущельем Касах – и светила ему негасимая Небесная Лампада. А сейчас мы стоим на этом месте, трогаем руками древние камни действующего(!) храма Сагмосаванк, а чуть в стороне в бездну ущелья Касах низвергается водопад – говорят, что это самый высокий водопад в Армении.

(Фотографии при клике увеличиваются и открываются в отдельном окне)

На краю ущелья Касах хочется стать птицей. У стен древнего монастыря Сагмосаванк хочется стать монахом!

Армения – магическое место и одновременно неиссякаемая сокровищница древних храмов и красивых природных мест. Удивительным образом храмы и природа Армении органично дополняют друг друга.

Трудно себе представить, что армянские храмы и армянская природа могут быть изолированы друг от друга. Если в Армении строят храм – то природа вокруг является его продолжением. Если есть красивая природа, например, горный пейзаж, то там обязательно будет храм. Каменная магия Армении и отзывчивая армянская душа сливаются воедино.

По дну одноимённого ущелья бурлит и клокочет неукротимая горная река Касах.

На правом берегу реки Касах, словно духовный факел на ветру, разгоревшийся от Небесной Лампады Григория Просветителя, возвышается монастырь и действующий храм Сагмосаванк. Землетрясение в Армении 1988 г., то самое, которое разрушило Спитак и Ленинакан («В память о трагедии в Спитаке 7 декабря 1988 года»), не пощадило и Сагмосаванк. Но ровно через 12 лет в декабре 2000-го года храм Сагмосаванк снова стал действующим. Вот и не верь после этого в 12-летний цикл…

Еще в древности Сагмосаванк был назван «Монастырем Псалмов», т.к. монахи имели послушание – писать псалмы. В 1215 г. армянский князь Ваче Вачутян возвел здесь храм Святого Сиона (Сурб Сион). Позже были возведены церковь Св. Аствацацин (1235 г.), притвор (1250 г.) и книгохранилище (1255 г.). Все эти сооружения объединены в монастырский комплекс Сагмосаванк.

С древних времен Сагмосаванк – Монастырь Псалмов – славился хранилищем книг и манускриптов. Здесь, в этих суровых каменных стенах, как создавались, так и копировались множество исторических и церковных записей, а также миниатюр-иллюстраций.

Если не спеша ходить вокруг храма Сагмосаванк и быть внимательным к мелочам, то можно найти много интересного. Например, солнечные часы в виде половинки каменного цветка — справа под окном на стене здания. Подобные солнечные часы есть на стенах многих храмов Армении. Еще можно заметить интересную деталь – неодинаковый размер стекол в окнах храма. Эти мелкие детали делают путешествие в Сагмосаванк увлекательным и азартным.

Храмы Армении зачаровывают открытостью, и Сагмосаванк не исключение! («О сельских храмах Армении») Если даже двери в армянский храм закрыты, можно быть уверенным, что вам их откроют в любое время суток. Специально для вас. И это незабываемое ощущение, когда древний храм возрастом примерно 1700 лет открывают специально для тебя. Просто потому что ты пришел к Храму. А если ты пришел, значит тебе это нужно. Или тебе просто дают ключи, и ты сам идешь и открываешь свой Храм.

А еще храмы Армении удивительным образом похожи одновременно на храм, на мистический портал в иные миры и на рыцарский замок.

При внимательном рассмотрении становится очевидно, что за внешней скромностью и даже аскетичностью скрывается красивое внутреннее архитектурное убранство. И если такое сравнение уместно, то храмы Армении при своем внешнем минимализме элегантны и стильны, как техника Apple.

Сохранились росписи на стенах. Есть отверстие в куполе, подобное отверстию-дымоходу в жилище. Отверстие одновременно является и «окном», освещая храм внутри.

Старинные росписи сохранились не только на стенах, но и на колоннах.

Мистически настроенные люди нашли бы в таких местах Духов, Силу и много чего еще. Каждый человек находит здесь то, что хочет найти. Например, мы находим в храмах Армении ощущение родного дома.

Окрестности храма Сагмосаванк красивы. А ущелье реки Касах величественное и грозное.

Весна в Армении – снег и зелень!

Вид на Арагац. («Дорога на Арагац. Часть 1» и «Дорога на Арагац. Часть 2»)

С северного склона горы Арагац берет свое начало Касах. Почти 89 километров бурный Касах петляет с севера на юг, вытекая в итоге на Араратскую равнину. На всем протяжении ущелья Касах сохранились исторические и архитектурные памятники.

А ниже на фото уже совсем другие камни. Это хачкары. (Об удивительном древнем кладбище хачкаров в Армении: «Армения: Норадуз (Норатус). Часть 1» и «Армения: Норадуз (Норатус). Часть 2»)

Рядом с поселком и храмом Сагмосаванк находится кладбище. На нем есть старинные захоронения, а есть и современные. Всё это перемешано, но смотрится очень естественно. (В России много таких кладбищ, где старинные захоронения соседствуют с современными. Об одном таком кладбище мы писали в статье «Старинное кладбище в Кузяево»)

А теперь пора посмотреть на прекрасное и грозное ущелье Касах, куда тянуться живописцы и фотографы. Храм Сагмосаванк на краю живописной пропасти смотрится одновременно величественно и фантастично, а человек здесь чувствует свою малость и ничтожность перед силами природы.

Тропы вниз есть, но они не всегда проходимы. И не всегда их удается легко найти.

Вот он на фото ниже тот самый водопад в ущелье Касах – самый высокий водопад в Армении, как говорят. Выглядит он довольно скромно, но это только потому, что расстояние большое.

Вокруг на склонах ущелья Касах растут заросли зеленой мохнатой травы (вроде нашего укропа), которую в армянской национальной кухне используют в соленом виде. Называется эта трава бохи или пэки. («Выпить и закусить в Егегнуте»)

Еще одна красивая достопримечательность природы вокруг ущелья Касах — Гора Араилер (2600 м). В переводе с армянского, «лер» означает «гора», а « Ара» – это имя дохристианского божества. Иногда эту гору называют гора Ара.

Существует и другая версия происхождения названия Араилер – гора Ара. По этой версии гора Араилер была названа в честь армянского царя Ара.

«В «Истории» Мовсеса Хоренаци (V в.) изложен удивительный рассказ об армянском царе Ара Прекрасном, чьей любви добивалась ассирийская царица Шаммурамат (Семирамида, по-армянски Шамирам).

Немало историков склонны считать, что под Ара Прекрасным подразумевается современник Семирамиды – Арам основатель объединенного Армянского царства, первым армянский правитель, носившим титул «царя царей», под которым следует понимать сюзеренство над остальными правителями Араратского царства.

Наслышанная о необыкновенной красоте армянского царя, Шамирам-Семирамида желала добиться его любви и, овдовев, направила посольство в Армению.

«Приди, владей мною и моей страной», – пожелала ассирийская царица, задумав путем нового замужества объединить две державы. Послы вручили армянскому царю символы власти – корону, скипетр и меч вместе с предложением Семирамиды прибыть в Вавилон и, женившись на ней, царствовать здесь либо же «исполнить ее сладострастное желание и вернуться к себе с великими пожалованиями».

Семирамида уже готовилась надеть свое знаменитое ожерелье из семи рядов крупных розовых жемчужин, которым она изумляла участников самых торжественных дворцовых приемов, но вернувшиеся послы передали царице унизивший ее отказ армянского царя.

Ара стал злейшим врагом Семирамиды, и оскорбленная царица выступила против него во главе своей армии. Углубляясь в Армению, ассирийская армия упорно шла вперед. Семирамида приказала командирам взять Ара живым, но, к ужасу царицы, ее избранник был смертельно ранен в кровопролитном сражении у склона горы, которую народ называет Ара-лер и мало кто помнит другое ее название – Цахкеванк. На том же месте впоследствии было основано село, по сей день называемое Араи-гюх (село Ара).

Семирамида послала на место битвы «грабителей трупов» – мародеров, чтобы те нашли Ара. Угасавшего царя перенесли в шатер Семирамиды, где он испустил дух. Царица велела жрецу Мирасу воскресить любимого, и тот, положив тело на вершине горы, стал вызывать псоглавых духов аралезов, спускающихся с неба зализывать раны убитых воинов и оживлять их.

Мобилизовав свои резервы, армянская армия выступила против ассирийцев, мстя за царя Ара, но военачальники Семирамиды, рассчитав свои силы, убедили ее избежать новых боевых действий, грозивших вылиться в затяжную войну. Тогда Семирамида распустила слух: «Я велела богам зализать его раны, и царь оживет». Но начавшийся через 10 дней процесс разложения отрезвил ее.

Хоренаци описывает, как тело убитого царя сбросили в яму и засыпали, а Семирамида, надев на одного из своих любовников облачение армянского царя, распустила слух, будто «боги зализали раны Ара и, оживив его, осуществили наше заветное желание нам на усладу». Таким образом, она успокоила армян и добилась прекращения войны.

Семирамида покинула Армению, поверив словам Мираса, будто дух Ара взят богами на Кавказские горы и оттуда перенесется в Вавилон к покорившей его сердце царице». Источник.

В тот раз ущелье Касах нам не покорилось. Но однажды мы вернемся и завершим этот головокружительный спуск в пропасть и покажем вам, возможно, самый высокий водопад Армении вблизи.

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы.

Электронное СМИ «Интересный мир». 25.04.2014