Home 1 Туризм 1 Монастырь Дадиванк. Часть 3

Монастырь Дадиванк. Часть 3

Предыдущая публикация: «Монастырь Дадиванк. Часть 2».

Читайте и смотрите наши публикации по метке Нагорный Карабах или Арцах, а также по метке Дадиванк.

Монастырь Дадиванк в Нагорном Карабахе строился и перестраивался на протяжении многих веков. Вероятней всего, первоначального, единого и тщательно соблюдаемого архитектурного плана не существовало. Каждый правитель и зодчий вносил свои личные «правки» в архитектуру и в интерьеры монастыря. Но при этом, на наш взгляд, Дадиванк выглядит, хотя и немного эклектичным, но очень гармоничным и красивым. Армянское чувство вкуса и культурной преемственности не подвело создателей Дадиванка!

Крупное здание в реставрационных лесах слева от колокольни – это притвор-часовня епископа Григора.

Снаружи, на первый взгляд, притвор-часовня епископа Григора совершенно не похож на строение религиозного культа. Издалека сначала возникает неправильное предположение, что это хозяйственно-бытовая постройка. Но стоит подойти поближе, и тем более зайти внутрь, как сразу понимаешь – это дом Бога. Огромный, величественный, вызывающий религиозные чувства. А простой хозяйственный вид здания наоборот начинает усиливать эти чувства. Понимаешь, что Бог не только на Небесах. Он здесь, Он рядом с человеком, Он в этом доме.

К сожалению, в этом 2018 году мы не фотографировали внутри притвора-часовни епископа Григора, но у нас есть наши фотографии из поездки 2009 года. Ими и проиллюстрируем.

«Временем наивысшего расцвета монастыря Дади, безусловно, является первая половина XIII в. В этот период быстрыми темпами были восстановлены разрушенные до основания сельджуками сооружения и возведены новые. Одним из первых сооружений, построенных в это время, является притвор-часовня епископа Григора. Примыкая к базиликам с запада, это сооружение, безусловно, занимает особое место в архитектурном ансамбле всего комплекса.

Притвор представляет собой довольно своеобразную постройку. Его светски-религиозному назначению соответствуют архитектурный замысел и строительный принцип, перекликающиеся с народным жилищем армян — глхатуном .

Строители притвора-часовни в целях создания единого архитектурного ансамбля сначала подвергли некоторым перестройкам древние базилики, а затем лишь построили притвор. Наверное, этим можно объяснить несоответствие строго скромного убранства экстерьера, по сравнению с роскошным оформлением, интерьера.

Купольный свод притвора со световым отверстием-ердиком в центре посредством подпорных арок опирается на четыре отдельно стоящие колонны и соответствующие им пилястры. Стены, сделанные из неотесанного камня, изнутри облицованы хорошо отесанными блоками, и в этом аспекте их кладка созвучна с кладкой базиликальных залов».

«Единственный вход с орнаментированным порталом находится с южной стороны. Надпись, высеченная на правой стороне входа, сообщает, что притвор был построен в лето 673 (1224) епископом Григором».

«Стены притвора с внутренней стороны украшены многочисленными вставными хачкарами. В этом отношении характерной является восточная стена, центральную часть которой украшают девять хачкаров, помещенных в ряд. Это небольшие стелы, покрытые. тончайшим кружевом орнаментальных узоров и дарственными надписями.

Притвор епископа Григора в течение многих веков служил родовой усыпальницей княжеского дома Верхнего Хачена. Пол его покрыт надгробными плитами, часть надписей, на которых с течением времени стерлась».

Самой изящной и устремленной вверх постройкой является, естественно, колокольня.

Колокольня монастыря Дадиванк была построена в середине XIII века епископом Саргисом, сыном князя Вахрама из рода Допянц. Колокольня состоит из двух ярусов: массивное каменное основание и ажурная верхушка. Эта верхушка – второй этаж колокольни представляет собой изящную ротонду о четырех колоннах, под куполом которой были подвешены колокола. Однако, для путешественника огромный интерес представляет именно первый этаж, на первый взгляд скромный и неинтересный. Но на самом деле именно на первом этаже нас поджидает чудо! К чуду нас ведёт отреставрированная лестница.

В арке, в глубокой каменной нише, находятся два древних хачкара, которые почитаются армянами, как чудотворные. Их размеры потрясают. Более 3-х метров в высоту и метр в ширину каждый! Причем резьба настолько тонкая и детальная, что некоторые исследователи считают именно эти два хачкара самыми прекрасными и выдающимися из всех других в древней армянской культуре.

Впервые мы побывали в монастыре Дадиванк в 2009 году. Заранее об этих хачкарах мы тогда не знали. Но совершенно мистическим образом, как только мы вошли в монастырь Дадиванк, мы направились к этим двум хачкарам и застыли около них надолго. Они притягивают, как магнит, и долго не отпускают. Мы не можем точно утверждать, что эти хачкары чудотворны по отношению к любому путнику, но лично нам они явили свое чудо в мистическом незабываемом притяжении, когда ты идешь неизвестно куда, повинуясь невидимой силе, и вдруг обнаруживаешь эти древние камни и не можешь от них отойти. И сейчас в 2018 году история повторилась. Хачкары Дадиванка духовно притягивают путника!

«Каждый из хачкаров состоит из двух плит серо-белого известняка, причем нижняя плита вчетверо больше верхней и составляет основной объем хачкара. Плиты пригнаны друг к другу с таким мастерством, что места соединения почти не заметны.

Хотя хачкары по своим общим объемам и пропорциям отдельных деталей мало отличаются друг от друга, орнаментальные мотивы на каждом из них разные. Однако последнее обстоятельство не создает композиционного контраста, наоборот, хачкары (размеры каждого 3,05 х 1,00 м) как бы дополняют друг друга, вызывая чувство прекрасной гармонии. Роскошные геометрические и растительные орнаменты вырезаны четко и тщательно. Очень мелкая и изящная резьба заставляет забывать о каменной основе, как будто перед нами совершенный образец ювелирного или вышивального искусства.

В общей композиции этих уникальных стел определенную декоративную роль играют и надписи, помещенные на орнаментированном фоне. И что весьма важно, они сообщают подробности о создании хачкаров. По единодушному мнению исследователей (и не только исследователей), эти хачкары «…нигде, ни в каком монастыре не имеют себе равных», или же «если они и не самые лучшие среди подобных себе памятников, то невозможно указать на другие, более совершенные».

Предполагается, что основные орнаментальные мотивы этих хачкаров были заимствованы из вышивок Арзу-Хатун. Известно, что благочестивая княгиня Хачена ткала занавеси-покрывала для алтарей Гошаванка, Ахпата, Макараванка, Дади и других монастырей. Киракос Гандзакеци называет эти занавеси «в точности отражающими страсти спасителя и иных святых, накладными узорами и вышитыми изображениями…» Отдельные орнаменты из этих вышивок можно увидеть и на рассмотренных хачкарах. Созданные в XIII веке, эти стелы являются самыми блестящими среди остальных многочисленных армянских хачкаров».

Считается, что эти хачкары были установлены настоятелем монастыря Атанасом, сыном князья Верхнего Хачена Гасана II Допяна и братом Григора II Допяна. Вход на первый этаж с внешней стороны вскоре был закрыт кладкой. А на этаже, куда ведут расположенные с запада лестницы, была сооружена глухая ниша. По-видимому, закрытие глухой кладкой входа на первый этаж и проемов ротонды сделано с целью превратить все здание в своеобразное хранилище для ценных хачкаров.

Как и большинство памятников Арцаха вообще, и Дадиванка в частности, колокольня была повреждена временем, войнами и людьми, которым не важны такого рода ценности. Удивительно и радостно сейчас наблюдать возрожденный Дадиванк. И хотя здесь не происходит монастырская жизнь в прежнем большом объёме, но хотя бы то, что этот памятник Духу жив и восстановлен – это уже огромная радость. Если вам кажутся эти слова слишком пафосными, съездите в Дадиванк и прикоснитесь к двум 3-х метровым хачкарам. Это ощущение вы не забудете.

Игорь и Лариса Ширяевы

Продолжение: ЧАСТЬ 4.

Читайте и смотрите наши публикации по метке Нагорный Карабах или Арцах, а также по метке Дадиванк.

Интернет-СМИ «Интересный мир». 21.07.2018

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.