Впечатляющие руины находятся недалеко от села Ванк и монастыря Гандзасар в Нагорном Карабахе. Мы предполагаем, что это бывший дворец династии Хасан-Джалалянов. Это место однозначно рекомендуется нами к посещению тем более, что Гандзасар – это такое место на планете, которое пропустить нельзя. Это совершенно особенное место!
К руинам предполагаемого дворца Хасан-Джалалянов мы поднимались из Ванка через реку и горный лес. Подъем в гору технически простой, но по летней жаре долгий и утомительный. Тропа иногда полностью терялась, и приходилось угадывать нужное направление интуитивно. Местных проводников мы опрометчиво не взяли. Колючие кусты ежевики цеплялись за наши ноги своими колючками, светило жаркое летнее солнце, пели птицы, а лес хотя и был светлым, временами полностью скрывал любые ориентиры. Тем не менее, наше путешествие было радостным. Ведь мы искали лесной дворец династии Хасан-Джалалянов, руководствуясь описанием Шагена Мкртчяна. Интересно, что сами местные жители, которых мы спрашивали, Шагена Мкртчяна не читали. Они не слышали не только о династии Хасан-Джалалянов, но и вообще о каких-то там руинах на горе. А мы, заезжие туристы и любители древностей, знали, что на этой горе обязательно должны быть руины. Так что подъем на гору был азартным, мы чувствовали себя немного первооткрывателями.
Мы нашли эти живописные руины на вершине безымянной горы над селом Ванк. Правда, мы затрудняемся точно определить: это руины дворца или храма. Однако мы склоняемся к тому, что это бывший дворец. Для начала покажем наши фотографии руин и дадим слово Шагену Мкртчяну.
У Шагена Мкртчяна есть два описания, более-менее подходящие для этого сооружения. Мы приводим оба.
Монастырь Аваптук
«Монастырь Аваптук (или Авоцптук) находится в 5 км южнее Гандзасара, на вершине высокой горы. Монастырский комплекс состоит из небольшой церкви, притвора и маленькой церквушки. Вокруг них прослеживаются остатки других сооружений. Восточнее церкви, на склоне холма находится кладбище со множеством орнаментированных надгробных плит. Неподалеку, у дороги к Гандзасару, расположено другое кладбище, где среди надгробных плит имеется немало хачкаров.
На тимпане входа в главную церковь монастыря сохранилась строительная надпись в 9 строк: «в лето 612 (1163 г.) при княжестве Хасана сына Вахтанга и супруги его Мамкан, я, Тер Иоанн, сын сестры Тер Григора и Георг, сын (моего) брата и другие собратья построили церкви во спасение нашей души и в память о родителях наших…» Согласно другой надписи церковь была восстановлена в 1223 г. при княжестве Хасан-Джалал Долы.
Эта небольшая церковь представляет собой прямоугольную залу со сводчатым перекрытием. Стены воздвигнуты из неотесанных известковых блоков.
План монастыря Аваптука (обмер С. Карапетяна).
С запада к церкви примыкает сравнительно небольших размеров, квадратное в плане, сооружение без апсиды. Двери этого сооружения и церкви, расположенные в южной части, выходят в общий для них гавит, возведенный из простых неотесанных камней. Некогда крыша его была устлана бревнами.
Хачкары из цельных известковых плит служили надгробными стелами. Их высота редко превышает 1 метр. Плоскость, обращенная к западу, декорирована несложными, а подчас и примитивными геометрическими и растительными орнаментами. Лишь некоторые из них радуют глаз сложнопереплетенной изящной резьбой. В хачкарах хорошо выражен крест, он весь окружен сложным, но вместе с тем изящным растительным и геометрическим орнаментом. Большинство хачкаров имеют надписи, которые сообщают когда, в честь кого и кем они были воздвигнуты. Иногда в надписях упоминается также имя мастера-камнереза». Шаген Мкртчян.
Второе описание несколько иное, и, на наш взгляд, оно больше подходит к сфотографированным нами руинам.
Княжеский дворец Хачена
«К северу от Хоханаберда на живописном скалистом холме находятся развалины дворца Хачена, принадлежавшего роду Хасан-Джалалянов. В исторической литературе дворец упоминается под названием Дарпаснер. В эпоху средневековья княжеские дворцы в Армении назывались «дарабас», «дарапас» или «дарбас», «дарпас». Предварительный осмотр дворца показывает, что Хоханаберд и княжеский дворец, и раскинутые вокруг них многочисленные светские и культовые постройки представляют собой части большого крепостного поселения точно так же, как и многочисленные, разнообразные памятники таких крепостных поселений, как Шикакар-Караглух, Ктиш-Тох и Шоши-Схнах-Шуши.
Хаченскии дворец, построенный в ХIII веке, к сожалению, дошел до нас в полуразрушенном состоянии. От некогда благоустроенного крепостного дворца сохранились остатки четырех угловых почти одинаковых полукруглых полых башен, где находились наблюдательные пункты, холм из монолитной массы; своеобразный и красивый вход, части кровли, стены двух залов и остатки основных стен некоторых комнат.
Кладка холмов-башен (толщина 1,6-1,8 м) осуществлена неотесанными кварцевыми камнями. Сейчас трудно сказать, из скольких этажей состояли холмы-башни, однако бесспорно то, что маленький холм является сравнительно более древним.
Хоханаберд. План княжеского дворца Хачена (по обмеру А. Гуляна).
Историк М. Бархударянц видел дворец в несравненно лучшем состоянии. Он писал, что это «просторное сооружение, которое состояло из многочисленных комнат, примыкающих к крепостной стене и возведенных из камней на известковом растворе. Наиболее привлекательным во дворце Джалал-Долы является приемная и одна из комнат, которые отражают архитектурный стиль времени. Комнаты имеют прочные высокие стены и сводчатые перекрытия. Подпружные арки, осуществленные отесанными клиньями, опираются на тонкие и искусно обработанные капители. Окна очень узкие и редкие. Конкретное число комнат не удалось выяснить, поскольку все они покрыты густой зарослью, деревьями и кустами малины. Проводить исследования без удаления зарослей невозможно».
Так было в конце XIX века. А теперь едва виднеются основания отдельных помещений. Но даже в этом состоянии комплекс, несомненно, дает интересный материал для изучения архитектуры средневековых дворцовых ансамблей.
Судя по частям, сохранившимся от здания, свод (кровля) был осуществлен кладкой крупных отесанных кварцевых камней. Свод разделен четырьмя подпружными арками. Западная арка опирается на широкую стену из двойной кладки, а остальные три делят всю залу, включая и маленькую комнату, расположенную в нише, на четыре равные части. Подпружные арки возведены из 2-3 рядов монолитных и равных по размеру клиньев, которые опираются на цилиндрические основания, разделяющие пояс. Подпружная арка основной залы, по мнению архитектора А. Гуляна, сооружена по принципу двухцентричной арки аналогично своду, поддерживающему купол монастыря Гандзасар. Большой зал узким проходом связан с южной комнатой, которая представляет собой небольшое квадратное помещение со сводчатым перекрытием. Здесь бросаются в глаза ниши различных размеров и камины-бухарики. Их наличие подтверждает хозяйственное и бытовое назначение комнаты.
В маленьких двориках на южной части крепостной стены замечены следы других сооружений, которые почти полностью затерялись среди пышной растительности.
В составе дворцовых строений значительное пространство отведено большому двору, расположенному в северной части комплекса. Он занимает почти половину внутренней части крепостных стен. Прямо напротив парадного входа крепости, в нише западной части двора есть комната, которая, по всей видимости, использовалась как сцена. Здесь во дворе совершались обряды, проходили праздничные представления и судебные разбирательства. Перед народом восседали влиятельные лица края — князь, «духовный пастырь», их приближенные и высокопоставленные гости.
Княжеский дворец Хачена — явление самобытное в строительном искусстве Восточного края средневековой Армении. Являясь примером, достойным подражания, Хаченский дворец стал прототипом для дворцовых сооружений, созданных в Арцахе в последующие века. Об этом свидетельствуют однотипные памятники (дворцы меликов), возведенные в области в эпоху позднего средневековья.
Внутри крепости, в нескольких метрах от развалин дворца, построены бок о бок две церкви-базилики средних размеров. К южной церкви пристроен маленький притвор, а к другой с западной стороны примыкает полностью развалившееся небольшое сооружение.
Две аналогичные базиликальные церкви почти тех же размеров находятся недалеко от Дарпаснера, на левом берегу реки Хачен в местности Керахани Арт. Основательно разрушенное средневековое поселение, которое называется Паравадзор, занимает обширную территорию.
Особый интерес представляет кладбище с хачкарами и надгробными плитами XII — XIII вв. На хачкарах, датированных 1180, 1183 и 1228 годами, изображены всадники и пешие воины в полном вооружении. На одном из хачкаров изваяна фигура женщины в национальном костюме. Детальное исследование этих рельефов и других хачкаров Паравадзора прольет свет на отдельные аспекты быта средневековых армян, населявших Арцах».
Ш. Мкртчян.
Как мы уже писали выше, мы склоняемся к тому, что осмотренные и сфотографированные нами руины, — это не монастырь Аваптук, а княжеский дворец Хачена. Территория вокруг весьма значительна, описание руин сходно с дворцовыми у Мкртчяна, а внешний вид хачкаров практически точно совпадает с описанием у Мкртчяна хачкаров княжеского дворца Хачена.
Родоначальником княжеского рода (династии) Гасан-Джалалянов был Гасан-Джалал Дола.
«Гасан-Джала Дола был одним из самых видных деятелей истории армянского раннего Средневековья, глубоко религиозным человеком. Его современник историк Киракос Гандзакеци пишет о нём: «…великий ишхан Хачена и областей Арцаха Гасан, которого ласково называли Джалалом — муж благочестивый, богобоязненный и скромный, армянин по происхождению». Источник.
«В 1214 году Гасан-Джалал Дола унаследовал правление Нижним Хаченом, одновременно став главой Арцаха и окраинных областей. В источниках иногда назывался «царь», «самодержец». Носил титулы «великий князь Хачена и местностей Арцаха», «самодержный князь князей, владыка Хачена» и т. д. В титулатуре князей Хачена иногда встречается термин «Албания-Агванк», однако пережиточно, в составе потерявших реальное значение титулов. Гасан-Джалал пытался избавить Хачен от монгольских нашествий, однако в дальнейшем вынужденно признал владычество монголов. Несмотря на это, благодаря своим дипломатическим способностям избавил свой край и некоторые другие территории восточной Армении от разорения монголами. С дипломатической миссией дважды ездил в монгольскую столицу Каракорум, посетил великого хана, получил от него особые доверенности. При посредничестве Гасан-Джалала были установлены дипломатические отношения между Киликийским армянским царством и Монголией. В 1260 году присоединился к антимонгольскому восстанию в Грузии, и был убит по приказу наместника Аргун-ака (1261)». Источник.
«Гасан-Джалал Дола вел значительную культурно-строительную деятельность. В годы его правления Арцах становится одним из центров армянской духовности и национальной культуры. В 1216—1238 гг. был построен Гандзасарский монастырь, один из шедевров армянского средневекового зодчества.» Источник.
Могила убитого Гасан-Джалал Дола находится в монастыре Гандзасар.
Если читателям интересно побольше узнать об этом незаурядном человеке, то мы рекомендуем увлекательнейшее чтение: «История князя Асана Джалала Дола, правителя, воина, святого».
А теперь пройдем по кладбищу и внимательно посмотрим на уникальные древние хачкары. Напомним читателям, что такое хачкар. Хачкар или «крест-камень» — вид армянских памятников в виде каменной стелы с резным изображением креста. Этот памятник обычно устанавливается у дорог, при монастырях, внутри и на фасадах храмов.
На фото выше на хачкаре высечена сцена с двумя действующими лицами. А на фото ниже она же сфотографирована крупнее. Мы так и не поняли, то ли это поверженный враг, молящий о пощаде, то ли любящая жена, встречающая победителя-мужа.
Некогда армянская граница узнавалась сразу – по хачкарам, установленным в качестве межевых или пограничных знаков. Однако сфера использования хачкаров не ограничивалась этим: они устанавливались по самым разным случаям – в честь военной победы, «в долгоденствие», в честь основания поселения и завершения строительства храма, дворца, моста, в благодарность за получение земельного надела.
Вокруг руин дворца раскинулось большое кладбище с красивыми хачкарами. Выглядит местность весьма экзотично, поскольку все заросло лесом, папоротниками и мхами. Помимо того, что это место очень древнее и значительное в культурно-историческом смысле, оно еще и очень красивое. Умели древние выбирать места для жизни!
Какие-то неизвестные нам люди активно что-то здесь делают: то ли копают золотишко, то ли занимаются археологическими изысканиями. Самих этих людей мы не встретили, а вот следы раскопок присутствуют во множестве. Причем, как нам кажется, раскопки эти носят неорганизованный характер. Смысл деятельности этих людей нам непонятен, но обычно чудес с человеческими мотивами не бывает, и археология соседствует с обычным желанием взять что-то и себе тоже, а не только отдать в музей. Часть могил то ли раскопана, то ли провалена. Свежие следы раскопок и поисков имеются в избытке.
«В Арцахе хачкары имеются повсюду: во дворах церквей, на перекрестках дорог, в руинах древних поселений и на кладбищах. Многие из хачкаров воздвигнуты в связи со строительством или восстановлением церквей, по поводу приношения в дар церкви или монастырю деревень и земельных наделов, а также с целью увековечения, памяти князей — защитников края. Хачкары нередко имеют декоративно-прикладное назначение: их вставляют в стены церквей, часовен и других культовых сооружений». Шаген Мкртчян.
«Благодаря неисчерпаемой энергии и умению талантливых мастеров Хачена, растительные и геометрические мотивы, ставшие в ту пору уже обычными, сочетались со сценами, взятыми из конкретной жизни. Тем самым, в сущности, обогащалась и становилась более многоплановой сама композиция хачкара. Умелое соотношение изящных абстрагированных орнаментов с конкретными эпизодами из народной жизни придавало этим памятникам новое содержание.
Живший в средние века армянский крестьянин в повседневной одежде, священник в длинной ризе, воин на огненном коне со всеми атрибутами вооружения — эти и другие изображения на хачкарах представлены довольно четко и подробно. Дошедшие до нас из глубин веков, они содержат в себе много нового, а порою и неразгаданного». Шаген Мкртчян.
Красивые орнаменты, не уничтоженные временем.
Греческий ученый Мицос Александропулос писал о хачкарах:
«Хачкар является художественным символом армян, на нем запечатлен его орнаментальный вкус, утонченное чувство красоты и в какой-то степени также история этого народа».
Шаген Мкртчян:
«Особый интерес представляют хачкары с бытовыми сценами, с изображением всадников в полном вооружении, сельскохозяйственных и бытовых предметов, различных видов народного костюма. Этнографическая и художественная ценность этих рельефов заключается еще и в том, что им обычно сопутствуют не менее, интересные надписи».
Это заброшенное кладбище и руины порождают большое количество мыслей о жизни и смерти. Кажется, что помимо ветра, шелестящего листьями деревьев вокруг, здесь слышны голоса предков. Это ощущение очень сильное.
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Нагорный Карабах (Арцах). 2009
Интернет-СМИ «Интересный мир». 14.07.2013
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Visa 4276400051181130 Ширяева Лариса Артёмовна или MasterCard 5469400010332547 Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.