Home 1 История 1 Крутятся диски

Крутятся диски

Была когда-то музыкальная телевизионная передача «Крутятся диски». О ней сейчас мало кто помнит. А зря! Музыку они пускали, по тем временам, классную.

Нет больше той передачи. И тех виниловых дисков почти не осталось. Найти их можно в музеях или у ценителей-коллекционеров. Но это не наш путь. Мы искали наши сокровища в московских мусорных контейнерах. Во-первых, азартно. Во-вторых, мы спасаем прошлое от уничтожения. Жизнь кажется скучной тому, кто не поднимает глаза к небу, и не сует нос в помойку!

Эта жизнь утекает мимо нас на городские свалки. Это жизнь наших отцов и дедов…

Пластинки были шеллачные – тяжелые толстые для граммофонов (обычно со скоростью 78 об/мин), виниловые долгоиграющие (обычно со скоростью 33 об/мин) – потоньше и полегче для электропроигрывателей (электрофонов) и гибкие – тонкие легкие для коротких записей. Иногда встречалась скорость 45 об/мин. При механическом движении иглы по дорожке пластинки, игла вибрировала, эта вибрация преобразовывалась в электрический сигнал, потом сигнал усиливался, и происходило чудо – из динамиков раздавался звук!

Конечно, механическое движение иглы по пластинке приводило к быстрому износу и пластинки начинали шипеть, как змея под кустом. Тогда это раздражало, а сейчас воспринимается, как очарование того времени. Еще пластинки часто били по неосторожности и просто по пьяни, и сейчас целых неповрежденных пластинок с идеальным звучанием осталось очень мало. Не все знают, что первые компьютерные программы, еще до появления дискет, иногда записывали… на пластинки!

Ниже мы публикуем некоторые этикетки с пластинок из нашей коллекции.

На этикетке исполнитель – оркестр НКВД! Если быть точнее – оркестр школы усовершенствования командного состава НКВД. А послушать можно по ссылке. Такая же пластинка, только этикетка другая.

Пластики часто производили за границей. Как и все иностранное, они считались особым шиком у любителей музыки.

Почитать о песне «Алла Верды» и послушать других исполнителей можно здесь.

Легендарная Yma Sumac! О ней Википедия. Ее голос потрясал современников. Трудно представить, что это пелось вживую без спецэффектов.
Официальный сайт.
Послушать аудио можно здесь.
Посмотреть видео:

Посмотреть и послушать здесь.

Пластинки были глотком свежего воздуха в условиях изоляции. Их любили и даже украшали! Кому сейчас придет в голову украсить свой CD?

Обратите внимание на этикетку. Нелегальный тираж.
Запрещенный Петр Лещенко. Человек с драматической судьбой. Умер в тюрьме.

«Петр Лещенко о себе: «В возрасте 9 месяцев с матерью вместе, а также с ее родителями переехали на жительство в город Кишинев. До 1906 года я рос и воспитывался дома, а затем, как имевший способности по танцам и музыке, был взят в солдатский церковный хор. Регент этого хора Коган позднее определил меня в 7 народное приходское училище в Кишиневе. Одновременно с этим регент архиерейского хора Березовский, обратив на меня внимание, определил в хор. Таким образом, к 1905 году я получил общее и музыкальное образование. В 1915 году ввиду перемены голоса я в хоре участвовать не мог и остался без средств, поэтому решил пойти на фронт. Устроился вольноопределяющимся в 7 Донской казачий полк и служил там до ноября 1916 года. Оттуда я был направлен в пехотную школу прапорщиков в город Киев, которую окончил в марте 1917 года, и мне было присвоено звание прапорщика. После окончания упомянутой школы через 40 запасной полк в Одессе был отправлен на румынский фронт и зачислен в 55 пехотный Подольский полк 14 пехотной дивизии на должность командира взвода. В августе 1917 года на территории Румынии был тяжело ранен и контужен — и отправлен в госпиталь, сначала в полевой, а затем в город Кишинев. Революционные события октября 1917 года застали меня в этом же госпитале. Еще и после революции я продолжал находиться на излечении до января 1918 года, то есть до момента захвата румынскими войсками Бессарабии». Бессарабию в 1918 году объявили румынской территорией, и Петр Лещенко выписался из больницы румынским подданным.

26 марта 1951 Петр Лещенко был арестован органами госбезопасности Румынии в антракте после первого отделения концерта в городе Брашове. В июле 1952 последовал арест Веры Белоусовой-Лещенко. Она обвинялась в браке с иностранным подданным, что квалифицировалось, как измена Родине (ст. 58-1 «А» УК РСФСР, уголовное дело № 15641-п). Вера Белоусова-Лещенко 5 августа 1952 была приговорена к смертной казни, которую заменили 25 годами лишения свободы». Взято отсюда.

«В послевоенные годы в Москве на волне популярности Петра Лещенко успешно процветала целая подпольная фирма по выпуску и распространению пластинок „под Лещенко“. Костяк фирмы составили так называемый „Джаз табачников“ (там одно время работал и композитор Борис Фомин) и его солист Николай Марков, голос которого был почти идентичен голосу знаменитого певца. За короткое время было записано сорок произведений из репертуара Лещенко, в том числе и не имевшие к нему отношения „Журавли“. Пластинки распространялись в основном на Украине, в Молдавии… Один музыкант из „Джаза табачников“ говорил по этому поводу так: „Туда везём чемодан пластинок, обратно — чемодан денег…“ Официально пластинки Петра Константиновича Лещенко в магазинах не продавались, потому что не выпускались, а голос певца звучал почти в каждом доме. Подлинник или подделка — поди догадайся». Взято отсюда.

А ниже уже вполне легальная классика.

Шаляпин. Вдоль по Питерской.

Про Леонида Утесова.
Послушать можно здесь.
Почитать и послушать можно здесь.

Очередной нелегальный выпуск. Александр Вертинский «Бразильский крейсер»

Текст песни можно посмотреть здесь.

Ну, и, наконец, знаменитые записи «на костях». Для нелегального изготовления часто использовались рентгеновские снимки из поликлиник и больниц. Отсюда и название.

«В 50-х и 60-х годах XX века в СССР подпольные студии звукозаписи записывали музыкальные произведения, которые по идеологическим соображениям запрещалось распространять фирме «Мелодия», на крупноформатных рентгеновских плёнках. Отсюда пошло выражение «Джаз на костях» (также такие «самодельные» грамзаписи в обиходе назывались «рёбрами» или «записями на рёбрах»). В те годы записи многих западных певцов и музыкальных коллективов (например, группы The Beatles) можно было послушать только на таких полулегальных подпольных пластинках. Из-за высыхания эмульсии плёнки, при состаривании подобные пластинки скручивались, да и вообще были недолговечными.
Такой оригинальный способ звукозаписи нашёл своё отражение в искусстве, например, в песне Виктора Цоя «Когда-то ты был битником» есть слова: «Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл, извлечённый из снимка чужой диафрагмы».Также в песне «Мой старый блюз» лидера московской акустической группы «Бедлам» (конец 90-х — 2002 гг.) Виктора Клюева есть слова: «Пластинка „на костях“ еще цела, но не понять уже отдельных фраз». Сам процесс записи «на костях» продемонстрирован в фильме «Стиляги» (первоначальное название — «Буги на костях») 2008 года». Взято отсюда.

О пластинках на костях здесь.

Сайт о грампластинках здесь.

Оживающая в руках история…

Авторы-составители Игорь и Лариса Ширяевы.

Электронное СМИ «Интересный мир». Выпуск №85 от 13.07.2012

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.