Home 1 Техника 1 Как фотографировать мотоциклы, машины, квадры и кареты? Часть 2.

Как фотографировать мотоциклы, машины, квадры и кареты? Часть 2.

Продолжение беседы с Евгением Бобриковым. Дабы избежать ощущения, что вы пришли к середине фильма, начните чтение с  первой части этого большого рассказа-интервью: «Как фотографировать мотоциклы, машины, квадры и кареты. Часть 1». Напомню, что в первом посте шла речь о том, какая техника необходима для съёмок транспорта, начиная от объективов и экипировки, и заканчивая светосинхронизаторами. Также мы начали разбирать некоторые кадры, рассказывать как они были сняты, чтобы на их примере было понятно, какой логикой руководствуется фотограф, специализирующийся на съёмке авто/мото-техники.

ШКОДА ОКТАВИЯ, ТУШИНО ОДИНОЧНЫЙ

Canon EOS 5D + объектив Canon EF70-200mm f/2.8L IS USM
200мм | 1/125 сек | f/13 | ISO 160
Режим: ручной (M)
Доп. свет — отсутствует

Типичная съемка с проводкой. Длинная выдержка вкупе с большим фокусным расстоянием делают своё дело. Смазанная по направлению движения дорога и обочина, тень, уходящая за машину и размытые колесные диски — классика динамики. Снимать такое — легко и безопасно. Главное найти место и правильное положение солнца.

HD WIDEGLIDE — ЖИВОПИСНЫЙ МОСТ

Canon EOS-1D Mark IV + объектив Canon EF24-70mm f/2.8L USM
27мм | 1/200 сек | f/4.5 | ISO 200
Режим: приоритет выдержки (Tv)
Экспокоррекция +0,33EV
Доп. свет — отстутствует

Съемка динамики в городе не самая тривиальная задача, особенно, если речь о большом и гламурном мотоцикле. Нужно как-то совместить дух свободы, брутальность американской легенды и городские улицы. Основной рецепт тот же: съемка с низкой точки из багажника авто на максимально длинной для скорости 70 км/ч выдержке (чтобы асфальт и колеса «смазались», но шевеленки вилки и мотоциклиста еще не было), следящий автофокус, серийная съемка, проезды туда обратно по несколько раз. Разница в специи: половина шестого утра с желтоватым мягким светом, длинными тенями и еще пустой дорогой. То, что нужно.

ATV CF-MOTO 500, X-ARENA

Canon EOS-1D Mark IV + объектив Sigma AF 12-24mm f/4.5-5.6
19мм | 1/250 сек | f/8 | ISO 500
Режим: приоритет выдержки (Tv)
Доп. свет — отстутствует

Маленькая и нелепая техника лучше всего выглядит со странных ракурсов, и чем грязнее, тем лучше. Тем более АТV. Дождь, лужи, комья грязи и бешеный адреналин — всё это должно бросаться в глаза, словно вот он, прямо перед тобой. Поэтому ставим ширик, лезем в грязь поближе к апексу поворота и гоняем пилота туда-сюда с предельно длинными выдержками (на кроссовой трассе 1/250 это учень много), стараясь самому не превратиться в грязевой сталактит. Вспышку использовать можно, если не жалко ни её, ни себя, ни водителя. Только светить не в лоб, а по касательной за выходом из апекса, чтобы осветить шлем пилота, «поджечь» фары и высветлить колесные диски.

SKI DOO 800E-TEC, МУРМАНСК

Canon EOS-1D Mark IV + объектив Canon EF17-35mm f/2.8L USM
35мм | 1/1000 сек | f/5 | ISO 250
Режим: ручной (M)
Доп. свет — отстутствует
CPL-фильтр (поляризационный)

Проще всего снимать снегоходы телевиком: сел на снежике и строчишь скоростной серией. Выдержки стоит делать покороче, чтоб можно было разглядеть каждую снежинку, летящую из под гусеницы. Но эффектнее всего снимать снизу, рядом с точкой выпрыга и чуть сбоку. Окружающий снег работает отражателем, так что даже в жестком контровом свете детали в тенях сохранятся. А вспышками лучше не рисковать, когда на тебя летит 300 килограмм железа. Не стоит забывать про полярик — небо с ним намного синее и сохраняются полутона в деталях снега. Съемка в полуавтомате (Av, Tv) может только навредить в контровом свете, так что лучше выставить параметры в ручном режиме и подправлять их по экспонометру в видоискателе при смене освещения. Фокус AI-Servo, скоростная серия.

BRP SEEDOO GTX, ВОРОНЕЖ

Canon EOS-1D Mark IV + объектив Canon EF100-400mm f/4-5.6L IS USM
260мм | 1/800 сек | f/6.3 | ISO 500
Режим: приоритет диафрагмы (Av)
Экспокоррекция +0,67EV
Доп. свет — отстутствует
CPL-фильтр (поляризационный)

Как и со снегоходами, на которые гидроциклы вообще очень похожи как внешне, так и по управлению, лучше всего работают короткие выдержки от 1/640 и выше. Приоритет диафрагмы позволяет контролировать глубину резкости, а плюс по экспокоррекции не дает «мозгам» камеры затемнить картинку до проработки ненужных деталей в брызгах. Чем ниже точка, тем в большинстве случаев лучше. Следящий автофокус , серийная съемка — как обычно. Еще один важный момент — ровная скоростная езда по прямой визуально неинтересна. Чем больше поворотов, нырков, вылетов, тем эффектнее.

ATV SAGITTA 175, ПОДОЛЬСК

Canon EOS-1D Mark IV + объектив Canon EF17-35mm f/2.8L USM
28мм | 1/100 сек | f/7.1 | ISO 50
Режим: приоритет выдержки (Tv)
Доп. свет — отстутствует

Как уже говорил, чем ниже техника, тем ниже надо сидеть фотографу. Когда нет никаких ярких условий типа болота, брода, кроссовой трассы и тому подобных вкусностей, можно выкрутиться из положения и стоя посередь чистого поля. Находим кусок ровного поля без кочек с радиусом 3-4 метра и начинаем гонять по кругу пилота сначала в одну сторону, потом в другую на длинных выдержках с широкоугольным стеклом. От мастерства водителя зависит эффектность прохождения поворотов, но не забывайте о собственной безопасности. НИКОГДА нельзя стоять рядом с траекторией движения техники, за рулем которой сидит новичок. И все те же Ai-servo + High Speed.

M1NSK R250, МИНСК-АРЕНА

Canon EOS 5D + объектив Canon EF24-70mm f/2.8L USM
30мм | 1/30 сек | f/6.3 | ISO 200
Режим: приоритет диафрагмы (Av)
Доп. свет — две вспышки 580 EX снизу в ручном режиме.

Форма, цвет, фактура: именно их надо передать при видовой съемке техники — это задача минимум, а задача максимум — почувствовать и передать характер снимаемой техники. Ведь дизайнеры не зря едят свой хлеб с маслом. Снятый широким углом мотоцикл находится в визуальном центре — все линии ведут к нему и фокусируются на фарах и полуобтекателе, так похожем на морду мультяшного дракона «Беззубика». Вспышки стоят на полу перед и за мотоциклом чуть по касательной, направлены вверх примерно на 30°, с ручным зумом 70-80 мм, чтобы не оставлять освещенных линий на полу. Синхронизация по радио трансмиттеру. Высота камеры от пола порядка 30 см.

YAMAHA R6 YMS REPLICA. ПОД МОСТОМ

Canon EOS-1D X + объектив Canon EF100-400mm f/4-5.6L IS USM
320мм | 1/250 сек | f/5.6 | ISO 100
Режим: ручной (M)
Доп. свет — две вспышки 580 EX II снизу в ручном режиме

Случай почти идентичный предыдущему, но здесь задача была показать оригинальную спортивную раскраску мотоцикла. На нем не надо лишний раз акцентировать взгляд — он сам по себе один сплошной акцент, который хочется рассматривать дюйм за дюймом. Так что фон должен быть максимально нейтральным, но не плоским, в нем также должна присутствовать динамика. Поэтому выбрана длиннофокусная линза. Свет стоит практически идентично предыдущему снимку. По касательным с направлением света по колесам чуть сбоку. На вспышке ручной режим, мощность 1/2 от полной, общая экспозиция при этом загнана в глубокий минус.

YAMAHA R6 YMS REPLICA. ПОД МОСТОМ

А вот как раз расположение вспышек. Одна стоит на гориллаподе, а в качестве «штатива» для другой используется рассеиватель-«стакан». Все довольно компактно и просто. Чем меньше с собой железа и чем оно функциональнее — тем лучше.

KTM SMC 690. АДЛЕР

Canon EOS-1D Mark IV + объектив Canon EF70-200mm f/2.8L IS USM
95мм | 1/100 сек | f/8 | ISO 500
Режим: приоритет диафрагмы (Av)
Экспокоррекция +0,33EV
Доп. свет — отстутствует

Пример кадра «вопреки», а не благодаря. Вконец взбесившееся под вечер небо решило сломать все планы по съемкам тестовых аппаратов. Пока никто не видел выкатили аппарат на волнорез на безопасное от волн расстояние и было около полутора минут, чтобы его снять с чуть разных точек и с разными волнами. Тем важнее заранее выбрать точку, куда ставить аппарат, чётко объяснить это помощнику и быстро и точно отработать оставшиеся 2 минуты пока не хлынул дождь. В композиции этого снимка было важно показать и аппарат, и стихию, и их общность, поэтому снималось всё на f/8. Объектив-телевик использовал, чтобы не забрызгать линзу морской водой.

OREKHOVO CUSTOM ART, «PANSHOVEL APOSTATE», БАРВИХА ВИЛИДЖ

Canon EOS-1D Mark IV + объектив Canon EF70-200mm f/2.8L IS USM
200мм | 1/800 сек | f/4 | ISO 125
Режим: приоритет диафрагмы (Av)
Доп. свет — отсутствует

А тут как раз случай, когда фон должен дополнять основной объект и соответствовать ему. Основной посыл: дорого, красиво, круто. Так что чем проще будет снято, тем лучше. Фон — торговый центр Барвиха Вилидж на Рублевском шоссе. Открытая диафрагма, длинный фокус, хороший естественный свет. Говорят, у хорошего повара и овсянка слаще меда.

ЭКИП HD И HD ELECTRAGLIDE, ЕЛИНО — ПАРУСНИК

Canon EOS 5D + объектив Canon EF70-200mm f/2.8L IS USM
200мм | 1/200 сек | f/5.6 | ISO 100
Режим: приоритет диафрагмы (Av)
Экспокоррекция -1,67EV
Доп. свет — две вспышки по бокам в ETTL

Порой снимать надо не только технику, но и одежду, а в случае HD (Harley-Davidson) мотоэкипировка выполняет не столько функциональные задачи по безопасности, сколько чистый лайфстайл. Вот это и надо было показать. К тому же, образ должен соответствовать окружению, и наоборот. В студии или апартаментах снимать — банально, ехать далеко — небюджет. Решение нашлось неожиданно — законсервированная съемочная площадка в тридцати километрах от Москвы. Главное — чётко сформулировать задачу и прописать в поисковике. Снималось ближе к вечеру, так что резкие тени выравнивались вспышками по бокам в мануальном режиме 1/4 слева и 1/4-0,7 справа.

YMC UMBRELLA GIRLS, BRNO, WSBK

Canon EOS-1D Mark IV + объектив Canon EF24-70mm f/2.8L USM
24мм | 1/100 сек | f/10 | ISO 100
Режим: приоритет диафрагмы (Av)
Доп.свет — прямая 580 EXII в ETTL

К счастью, не только технику снимать доводится. Чтобы показать настроение, характер спорта одной техники и «движухи» недостаточно, необходимо показать окружение, всё, что сопутствует этому событию. Без красивых девушек тут не обойтись. Проще всего, конечно поставить их в рядок у стены, но всегда стоит смотреть по сторонам и играть на контрастах, где это возможно. В данном случае на контрасте женской красоты, пластичности, очарования вкупе с сексуальностью командных «комбинезонов» и брутальностью выстроившихся в ряд командных тягачей. Нижняя точка съемки выбрана для сбалансированной композиции, вспышка «влоб» с ETTL выровняла жесткие тени на лицах. Важно заранее определиться с местом и расстановкой, ведь работать придется очень быстро.

YSC CUSTOM, «PRUEBA DA VIDA», МИНСК, ZNYATA STUDIO

Canon EOS 5D + объектив Canon EF24-70mm f/2.8L USM
57мм | 1/80 сек | f/13 | ISO 250
Режим: ручной (M)
Свет: студия, 5 источников

Как без видения Целого нельзя осознать суть Деталей, так и Детали являются ключом к пониманию замысла Целого. Каждый раз, встречая работу настоящего мастера, ты готов рассматривать ее часами, что бы это ни было. Взгляд мимоходом скользнет по шедевру и останется равнодушным, но задержавшись, обратив внимание на уникальные элементы человек уже не останется равнодушным. Задача как раз в этом и состоит — найти и преподать зрителю харАктерные детали так, чтобы захотелось к ним прикоснуться и увидеть собственными глазами.

————— возвращаемся к интервью ————-

У тебя в блоге прочитал: «а после съемки полтора часа с зубной щеткой чистил камеру, уж не говоря о том, что счищал комки грязи с дождевика». Это экстрим или нормально?

Бывают и такие ситуации. Ничего приятного, понятное дело, нет, но порой приходится и так вот развлекаться. Мы не властны над погодой и если снимаешь под дождем на кроссовой трассе в полутора метрах от дрифтующего в упоре квадра, то есть все шансы быть залитым жидкой грязью. Тут спасает только реакция — успел отвернуться и спрятать камеру после проезда — хорошо. Не успел — в грязи будешь с головы до пят весь, одной испачканной спиной не отделаешься. Это не экстрим, это будни, а они бывают разными. Но как по мне — лучше так, чем с 9-ти утра до 6-ти вечера бумажки в офисе перекладывать.

А как фотографируют салон автомобиля внутри? Ну вот эти красивые фото, для обзоров, когда ощущение что внутри сидишь — вспышками подсвечивают, на штативе, шириком, панорамы проклеивают? Или там ретушь-ретушь-ретушь, HDR и всё такое?

Вот тут бывают разные варианты. Самый распространенный, когда стёкла снаружи закрываются белой тканью, а дальше уже снимаешь по кругу шириком с моноподом или без оного на длинных выдержках или высоких ISO или аккуратно подсвечивая вспышечкой. Нужно представить себя на месте пассажира/зрителя и снимать, словно ты видишь это своими глазами. В постпродакшене многое уже зависит от конкретного издательства: где-то дизайнеры больше работают со снимками, где-то меньше, как повезет. По личному опыту — на шаманские пляски со светом времени нет и бывает, что за пару часов нужно обежать десятка полтора машин/автобусов и отснять их как снаружи, так изнутри — вот это АД!

Ещё из этой же оперы вопрос. Скажем, в театре нельзя фотографировать со вспышкой, в музеях этого не любят. Есть какие-то такие вещи при съёмках автоспорта?

Вот никогда не понимал, почему нельзя «пыхать» в музеях, гипсовой Венере ведь пофик. 🙂 А на съемках автомотоспорта, да и в целом спорта вспышки, прямо скажем, не приветствуются. Во-первых, это опасно для спортсмена, во-вторых, может быть опасно для фотографа (ослепший от вспышки пилот может легко наехать на фотографа, лежащего рядом трассой в ожидании кадра). Я люблю экстрим, но жизнь люблю больше. 🙂 Однако на тест-драйвах работа с внешним светом не помешает, только сначала надо решить вопрос безопасности.

Один известный фэшн-фотограф на мастер-классе как-то рассказывал, что при съёмке на плэнере никогда не использует ни зонтов, ни софтбоксов, предпочитая резкий жёсткий свет вспышки. У тебя есть какие-то особые принципы, может какие-то тонкости?

Я всегда руководствуюсь одним простым принципом: в зависимости от ТЗ, условий съёмки и конкретного объекта съёмки беру с собой то, что буду 100% использовать и без чего не обойтись. Есть время повозиться с зонтами/отражателями/софтбоксами — о кей, если это будет в тему. Нет времени или погоды – обойдемся «базовым» набором. Я бы сказал — важнее сохранить свежесть взгляда в таком вот поточном режиме.

Хорошо, давай уйдём, наконец, от технического аспекта. Правильно ли я понял, что у тебя превалирует именно коммерческая съёмка техники, то есть автомобили, мотоциклы, квадрики и другой транспорт ты фотографируешь на заказ, и такие съёмки для тебя существенная часть ежемесячного дохода? Имеется ввиду съёмка для производителей, для каталогов, для журналов? Кто твои заказчики?

Вот тут ты наступил на горло песне! 🙂 По большей части я снимаю для «Мото», порой снимаю для «За Рулем» и «Рейса», входящих в один ИД «За рулем». Мотоциклы, квадры, снежики, гидроциклы, машинки, грузовики… можно сказать: всё, что движется.
Регулярно сотрудничаю непостредственно с дистрибьюторами и производителями техники.

Помимо основной работы сотрудничаю с рядом ивент-агентств — съемки на конференциях, презентациях и корпоративных тусовках — это отличная тренировка: в течение рабочей смены ты можешь столкнуться с самыми разными жанрами — портрет, предметка, спорт, только успевай крутить головой на 360 градусов и оказываться в нужное время в нужном месте.

Стас, помнится с тобой мы как раз на одной из таких тусовок и познакомились. Если не ошибаюсь, это была презентация новых коммуникаторов и планшетов Samsung. Одно печалит, поснимать что-то для себя удается крайне редко. Бывают дни, когда не то, что брать камеру, видеть её не хочется! К счастью быстро проходит. 🙂

А где проходят обычно съёмки техники? Больше в студии или на плэнере? Если в студии, как туда мотоцикл, например, загонять? Или есть какие-то специальные студии?

О да, в Европе есть специальные студии для съёмки техники, но не в России. Когда возникает потребность в студии ищем циклораму шириной не менее 6-ти метров на первом этаже с широкими проходами.

Однако, помнится, проводил я для МинскМотоВело фотосъёмку новинок 2011 года, так в Минске нашлась всего одна студия с циклорамой на весь город, да и та на втором этаже промышленного здания. Мотоциклы поднимали по пожарной лестнице буквально на руках. Хорошо, что они не слишком тяжелые. А вот когда приехал Юрий Шиф (белорусский кастомайзер) со свежепостроенным кастомом для Михаила Пореченкова, стало не до шуток. Вес под триста, длиннющая база и авторская покраска, ни вмятинки ни царапинки оставить нельзя. Пока его подняли наверх сбросили каждый по килограмму веса точно!

Возвращаясь к сути вопроса: лучше всего снимать технику в её естественных условиях обитания: спорт на треке, эндурики и кроссачи в «говнах», чопперы на хайвеях и далее по тексту. И всегда ищешь новые интересные и незатасканные фактуры. Чтобы понять технику лучше всего на ней самому поездить, и далеко не всегда есть возможность к месту съёмки добраться на машине. Порой, что снимаю, на том и приезжаю. Когда проводили тест снегоходов BRP в Мурманске я стоял за рулем снежика прямо в снегоступах и с 15-ти килограммовым рюкзаком на спине.

А есть кто-то или что-то, личность, например, или культовый журнал, что для тебя было иконой в этом жанре? Что-то, что повлияло на стиль твоей съёмки, что ты использовал в качестве примера для себя?

Помнишь слова: «…не сотвори себе кумира»? Я постоянно просматриваю иностранные журналы Fast Bikes, Motorrad, Motociclismo, Easy Rider, Big Twin и другие, встречающиеся на лотках в аэропортах. В каждом ищу лучшее, анализирую, как сделано, беру что-то на вооружение. Нужно же быть «в тренде». 🙂

Ну и последний вопрос, завершающий. Можешь вспомнить, что самое большое доводилось фотографировать?

По размеру — карьерный экскаватор и карьерный же самосвал. Невероятно огромные машины и очень брутальные. По трудозатратам это, всё же, горнопромышленные конференции MINEX (работаю на них уже 4 года) — четыре дня работы с 8 утра до часу-двух ночи. Сначала на ногах без остановки по разным залам и площадкам с ларингофоном и рацией, потом сортировка и обработка, чтобы к следующему дню уже всё было сдано. Примерно также работаешь и на больших спортивных соревнованиях, только там надо чаще сливать снимки с камеры и отсылать их заказчикам. Но без такого драйва я уже не представляю себе жизни. Когда нибудь, возможно, и остепенюсь, но пока есть силы — живу по полной, совмещая два хобби, мотоциклы и фото, в одну любимую работу.

Спасибо тебе за интереснейшее интервью, надеюсь ещё не раз побеседуем. 🙂

С фотографом Евгением Бобриковым беседовал Станислав Васильев. Взято отсюда.

Электронное СМИ «Интересный мир». Выпуск №92 от 22.08.2012

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.