Home 1 Туризм 1 К святыням православной Греции

К святыням православной Греции

В марте 2013 года группа паломников, возглавляемая епископом Выксунским и Павловским Варнавой, совершила паломничество в Грецию. Именно от греков 1025 лет назад святой благоверный князь Владимир принял православную веру, крестился сам и крестил Русь.

И сегодня, когда Русская Православная Церковь отмечает юбилей этого события, предлагаем вниманию посетителей сайта рассказ епископа Варнавы об этом паломничестве.

Метеоры

Остров Корфу (Керкира)

Афон

Дорогие во Христе братья и сестры!

Хотелось бы поделиться с вами духовной радостью. Наша паломническая группа Выксунской и Павловской епархии посетила святые места благословенной Греции. Есть такая поговорка, что в Греции все есть. Не знаю, что значит все, но обилие святынь, святых мест и людей святых в Греции поражает и удивляет. У всех нас с посещением Греции отложилось в сердце такое неизгладимое впечатление, которое, я думаю, останется надолго.

Метеоры

Начало нашего паломничества было положено в Метеорах. Это очень высокие скалы на севере Греции. Они отвесной стеной возвышаются над поверхностью земли на очень большую высоту – до 600 метров.

На этих скалах расположены шесть православных монастырей: четыре мужских и два женских. Вид со скал очень живописный и красивый (панорама 1, панорама 2). Сейчас почти ко всем монастырям проложены дороги, а раньше их не было и подвижники, которые селились на этих горах, на себе, вручную, при помощи веревок поднимали стройматериалы, а потом строили монастыри. Один монастырь строили 40 дней, а материал для строительства поднимали 20 лет.

Цель такого уединения – всецелое служение Христу. Для этого требуется полное отречение от мира, не только мысленное или чувственное, но и отречение в буквальном смысле слова. Поэтому люди, если речь идет о России, уходили в лесные дебри, если это было где-то на Востоке, то местом уединения служила пустыня, а здесь люди уходили в горы. Они очень высокие, и без специальных приспособлений добраться до таких мест жизни монаха было очень сложно. Поднимались по веревкам, в специальных корзинах поднимали стройматериалы, продукты. Так поддерживали необходимую связь с внешним миром. Такие корзины для людей остались там в некоторых монастырях для демонстрации паломникам. Сейчас к монастырям проложены дороги и, благодаря этому сейчас паломники могут познакомиться с этими удивительными местами.

Первый монастырь, который мы посетили, был монастырь святого мученика Стефана. Самая большая святыня этой обители – его глава. Страдания святого Стефана привлекли ко Христу его мучителей потому, что он их начал благодарить за то, что они его сподобили пострадать за Христа. Представляете! Он не проклинал их, не молил о пощаде, а благодарил. И они, умиленные и удивленные таким вот его необычным поведением и радостным, одухотворенным видом, сами обратились ко Христу.

Этот монастырь древний. Здесь сохранился храм с росписями 14 века. Надо сказать, что в Греции не мало таких монастырей, где можно увидеть самые лучшие образцы настенной живописи.

Огромная высота, на которой находится монастырь – потрясает. Там есть смотровая обзорная площадка, откуда с большой высоты хорошо виден город Каламбака, который простирается внизу.

Мы встретились с игуменьей монастыря. Пока ее ждали, две монахини принесли нам по стакану холодной воды, кофе и какие-то сладости.

Это – традиционное монашеское гостеприимство в Греции. Греция – жаркая страна, и вне зависимости от времени года там всегда дают стакан холодной воды, чему я не всегда был рад. Потом оказалось, что одна из этих монахинь и есть игуменья. Удивительная христианская простота и любовь.

После этого мы посетили храм монастыря и, поклонившись его святыням, отправились в другой монастырь – святой великомученицы Варвары.

Это тоже женский монастырь. Еще он называется Русану. Откуда пошло такое название – неизвестно. Историки до сих пор спорят об этом. Монастырь также находится высоко в горах.

Там мы тоже поклонились святыням обители и, в свою очередь, преподнесли в дар благословение Нижегородской земли – иконы преподобного Серафима Саровского и Божией Матери Умиление.

Так мы делали во всех монастырях, которые посещали, что необычайно радовало наших греческих братьев и сестер по вере. Надо сказать, что в Греции очень почитают русских святых, особенно Серафима Саровского – это всемирный святой, Силуана Афонского, святителя Луку Войноясенецкого (Крымского), в честь которого мы хотим в выксунской больнице построить храм.

Святитель Лука и прочие новомученники и исповедники российские – особенные темы, которые очень трогают православных греков. Вообще, они считают, что судьба мирового православия очень тесно связана с Россией, поэтому очень почитают русских святых и русских паломников, и с теплом и любовью их принимают.

Кстати, обратите внимания на барабаны храмов.

Они окрашены в такой красно-коричневый цвет, и в лучах закатного солнца это цвет обретает такую глубину, он становится ярким, пурпурным, пасхальным цветом. А на Афоне центральные храмы монастырей (они называются кафоликоны) полностью окрашены в такой цвет. Это вот такая греческая традиция.

Храмы в Греции внешне очень простые. У нас в России очень красивые храмы снаружи, а внутри как-то вот нет такой красоты, такого изящества церковного искусства. Роспись бывает простовата. А в Греции наоборот: храмы внешне очень неброские на вид, обычные каменные здания из серого, природного камня, как правило, в природе которого в изобилии.

Но внутри они очень благолепно украшены, особенно если это храмы 16 – 17 веков: прекрасная резьба, роспись в лучших традиция канонической иконописи.

Внутреннее убранство храма уже само настраивает на молитву, поэтому молитвенное пространства храма очень важно. Оно призывает человека к молитве через образы, через пение. Все органы чувств задействованы, и в этом смысле богослужение воспринимается человеком глубже.

Затем был третий монастырь, который мы посетили, это монастырь святителя Николая. Он расположен выше других монастырей и окрестных скал. Рядом с этим монастырем находится очень большая обзорная площадка. С неё мы обозревали окрестности. Мы видели скит, который когда-то находился на горе, но сейчас он разрушен.

Было видно, как монахи поднимались в этот скит. Там где-то в середине горы есть такое небольшое отверстие. Это вход, к которому вела каменная лестница. Она приводила в центральное помещение скита. Там был небольшой храмик и келии, в которых жили монахи.

В женских монастырях на Метеорах где-то по тридцать монахинь, а в мужском монастыре святителя Николая всего два иеромонаха. Есть, конечно, помощники, трудники. Но в основном монахи уходят на Афон. Это особое монашеское государство, поэтому многие туда стремятся. Но обитатели метеорских монастырей держатся, молятся, служат каждый день и осуществляют своё духовное делание, как настоящие подвижники.

Мы фотографировались там и по отдельности, и группой, и даже с японскими туристами сфотографировались.

Поразил фотограф – молодая девушка, которая обвешалась фотоаппаратами всей группы и, пока она снимала, ни одного фотоаппарата не перепутала.

Затем мы на пароме переправились на остров Корфу.

Остров Корфу (Керкира)

Корфу или Керкира – остров, на котором находятся две великих святыни: мощи Спиридона Тримифунтского, святого четвертого века, глубоко почитаемого в православной церкви, и мощи греческой царицы Феодоры, восстановившей иконопочитание.

Там мы отслужили Божественную Литургию и приложились к мощам этих двух прославленных святых. Спиридон Тримифунтский был епископом Кипра, но, в то же время, пас овец и вообще был человеком очень простым. Он стяжал чистое сердце и обладал даром чудотворения. Известно, что он был членом первого Вселенского Собора. Есть такое предание, что когда он пришел на Собор в очень простой одежде, охранник не узнал святителя Спиридона и ударил его по щеке, когда тот назвал себя епископом. Тогда святитель подставил вторую щеку и воин, сраженный его смирением, признал в нем епископа и стал извиняться перед ним.

Очень многие прибегают к мощам Спиридона Тримифунтского. Особую благодать имеет этот святой в устроении житейских дел – у него просят помощи в решении семейных трудностей, жилищных проблем. И очень многим он помогает. Понятно, что главное о чем мы должны просить, это о спасении своей души и очищении сердца от страстей, но часто этому мешают внешние земные обстоятельства, житейские трудности. Поэтому молятся ему о том, чтобы как-то решить квартирный вопрос, проблемы в семье. И эти молитвы не остаются без ответа.

Поэтому, зачастую мы видим, что особо прославленные святыни, чудотворные иконы или мощи святых унизаны приношениями людей в знак благодарности и свидетельства помощи этих святых.

Афон

Третья точка нашего путешествия – это гора Афон, по-гречески «Άγιον Όρος», святая гора.

Афон – уникальное монашеское государство, единственное на земле. Это маленькая точка на карте мира, площадью 360 квадратных километров. Но значение Афона для вселенского православия и монашества, для всей церкви и вообще, я бы сказал, для духовной жизни всей нашей планеты, – очень и очень велико.

Высота горы Афон более 2000 метров над уровнем моря, и наверху этой горы находится храм Преображения Господня. Некоторые паломники достигают этой высшей точки и служат там литургию. Мы тоже планируем в будущем подняться на эту гору.

На протяжении уже многих столетий на святой горе проживают только монахи. Вход женщинам туда запрещен, это место охраняется, и за нарушение этого запрета по местным законам грозит от 8 до 12 лет тюремного заключения. И даже паломники мужского пола могут прийти туда и поклониться святым, лишь имея специальный документ – диамонитирион, дающий человеку право на несколько дней посетить святую гору Афон.

На Афоне находятся двадцать монастырей. Согласно Уставной Хартии Святой Горы Афон их не может быть больше двадцати. Кроме монастырей на Афоне много скитов, келий. И всего монахов тут живет более двух тысяч. Конечно, это не самый расцвет монашества на Афоне. Были времена, когда здесь жило до 50 тысяч монахов.

Самый большой монастырь на Афоне – это Великая Лавра, основанная Афанасием Афонским. Второй по значимости и самый населённый монастырь – это Ватопед, тут находятся больше 120 монахов. Монастыри на Афоне, в основном, греческие, но есть и другие: сербский монастырь Хиландар, болгарский Зограф, румынский Кутлумуш, русский монастырь Святого Пантелеймона – очень большой и очень красивый. Этот монастырь пережил много потрясений – пережил время, когда было много пожаров и мало насельников. А в 72-м году вообще было под вопросом, останется ли этот монастырь за русскими. Потому что как только умирает в монастыре последний насельник, туда приходят насельники других монастырей, где больше монахов. И тогда этот монастырь переходит под покровительство того монастыря, откуда переселяются монахи. Сейчас, слава Богу, в монастыре Святого Пантелеимона проживает 80 братиев – монахов, послушников, иноков.

Я уже говорил, что Афон – это уникальное монашеское государство. С 4-го века там начали жить монахи, и с тех пор вот уже много столетий там не менялось преемство уставной монашеской жизни. И этот монашеский дух на святой горе чувствуется. Поэтому молодые люди, которые хотят посвятить себя служению Богу, они, конечно, стремятся на Афон, чтобы прикоснуться к этой живой монашеской традиции.

У нас в России, как известно, было время, когда все монашеские традиции пресекались и практические все монастыри были закрыты. Единственный монастырь на территории России, который никогда не закрывался – это Псково-Печерский монастырь. И сейчас мы начинаем всё заново. Это очень трудно, это очень болезненный процесс. Нам приходится восстанавливать монастыри из руин, на что тратится колоссальная психическая и физическая энергия. И, конечно, в этом смысле нелегко приходится русскому монашеству.

На Афоне всё это уже создано, там уже монах может сосредоточиться на самом главном – на очищении сердца от страстей и стяжании благодати Святого Духа, на том, чтобы максимально приблизиться к Богу. Потому что с Богом всегда легко и человек действительно испытывает особую радость, когда он через смирение, через нищету духовную и плачь о своих грехах обретает кротость и чистоту сердечную.

Известно, что монахи молятся не только за себя, но и за всех нас. И вот молитвами афонских монахов, особых подвижников, которых может даже никто и не знает, их молитвами стоит и земля, и весь мир.

Хранительницей Афона является Иверская икона Божией Матери, и есть такое предание, что пока эта икона находится на Афоне, мы можем быть спокойны. Но когда она уйдет оттуда, настанет конец миру.

Афон – это земной удел Божией Матери. Спасаясь от гонений, Богородица отправилась с апостолом Иоанном и другими спутниками на остров Кипр к Лазарю. Во время плавания случилась буря, которая отнесла их корабль к Афону, и они вынуждены были высадиться там. Богородица благословила это место и изрекла, что оно будет её земным уделом.

И Матерь Божия действительно покровительствует монахам. Есть много свидетельств, что она является им в трудную минуту жизни и говорит что-то важное. Есть даже фотография, которая запечатлела Матерь Божию за посещением Афона.

В эту паломническую поездку мы посетили шесть монастырей. Первый – это сербский монастырь Хиландар, в котором нас с очень большой любовью встретили монахи, насельники этого монастыря. Игумен сам нас встретил.

Когда паломник попадает на святую гору Афон, его стопы направляются в гостиницу – архондарик, где его размещают и традиционно подают сладости, кофе или холодную воду – смотря в какое время приходит паломник. Бывает какая-то экскурсия по монастырю и в определенное время паломники могут приложиться к святыням, обычно после вечерни.

Богослужения в монастырях происходят ночью. С заходом солнца монахи встают на молитву, и всю ночь они молятся. Богослужение может длиться до 14 часов, если это бдение в честь какого-то великочтимого святого.

Мы были в Хиландарском монастыре, и в праздник Симеона Мироточивого я там возглавлял богослужение. Оно длилось примерно такое время. Все были очень рады, приезжали гости – греки из Кареи.

Карея – это административный центр Афона, здесь находится администрация святой горы. Высший законодательный и судебный орган монастырского управления Афона – Чрезвычайное двадцатичленное собрание, составляемое представителями всех 20 монастырей. Исполнительную власть также осуществляют 20 членов, каждый из которых представляет свой монастырь. Распорядительная власть находится в руках протоэпистасиса и трёх его помощников. Они составляют специальный комитет, называемый Священная Эпистасия. Есть здесь и своя полиция.

Возвращаясь к нашему праздничному богослужению, хочется отметить, как красиво и торжественно поет там хор. Это так называемое унисонное византийское пение, очень благодатное пение, оно настраивает человека на молитву. Богослужение в Хиландаре ведется на сербском языке, но мы его прекрасно понимали, потому что сербский язык, как и русский, имеет в своей основе церковно-славянский язык. Конечно, в греческих монастырях немного сложней, если греческого языка не знаешь. Но в русском богослужении часто используются греческие слова и если знаешь структуру богослужений, то по отдельным словам уже всё понимаешь. И тут, конечно, очень помогает Иисусова молитва. Когда человек совершает Иисусову молитву, он погружается в молитвенную стихию, тут уже не уши, а сам дух воспринимает. Поэтому необязательно знать языки, и так все становится понятно.

Второй монастырь, который мы посетили – русский Пантелеймонов монастырь. Там мы также совершили Божественную Литургию. Это очень большой и красивый монастырь, здесь много святынь, к которым мы прикладывались.

Тут мы посетили костницу.

На Афоне есть особый обычай – когда умирает монах, его заворачивают в монашескую мантию и погружают в могилу. Гробов там не делают. Через три года останки из могилы извлекают. Обычно, за это время плоть истлевает полностью и остаются только косточки. Вот их то и помещают в усыпальню монахов, так называемую костницу. По косточкам определяют, насколько человек угодил Богу. Если они белые – человек спасся, если же косточки желтого и даже коричневого оттенка – это означает, что человек не просто угодил Богу, а достиг святости, стяжал благодать Святого Духа. И такие косточки, их уже можно назвать мощами, благоухают и несут благодать исцеления. Но если вдруг происходит так, что плоть не истлевает, это говорит о том, что человек находится не в лучшем состоянии, и душа его не в лучшем месте. То есть он не спасся, и за него нужно усердно молиться. И тогда все монахи Афона молятся за этого человека и, как правило, по молитвам святогорцев, все-таки, происходит спасение его души.

Но, конечно, бывают единичные случаи, когда этого не происходит. Была такая история в Пантелеймоновом монастыре: здешний эконом затаил раздражение на игумена. Вы знаете, в монашестве кроме исполнения заповедей есть ещё три очень важные составляющие, три обета, которые монах приносит Богу – целомудрие, послушание, нестяжание. Через послушание отсекается собственная воля монаха, и это очень важная вещь. Например, родители тоже стараются, чтобы дети отсекали свою волю в разумных пределах, и тогда воспитание проходит правильно. Потому что свобода без нравственных критериев разрушает человека и превращается в произвол. Поэтому отсечение от своей самости, от собственной гордости и своего я есть первая и главная цель человека. И тот, кто поступает в монастырь, должен, прежде всего, стяжать в себе смирение, то есть осознание своей нищеты духовной перед лицом Божиим.

Это происходит через отсечение собственной воли – монах всегда находится в послушании у духовного руководителя. Так вот, что же произошло в этом монастыре. Игумен отлучался на долгое время в Россию и поручил эконому построить больничный корпус внутри монастырских стен. Эконом был человеком очень состоятельным, происходил из богатого дворянского рода и значительные суммы денег вкладывал в строительство монастыря. Благословение игумена он счел необязательным и развернул строительство не внутри монастыря, а прямо на берегу моря. Когда приехал игумен, на берегу уже был отстроен шестиэтажный корпус невероятных размеров с высоченными потолками. Игумен очень огорчился, что эконом нарушил его благословение, укорил его в непослушании. Эконом монастыря был сильно возмущен этим, говорил, что он потратил столько сил, вложил много денег в строительство, провел очень масштабные работы, а его труды не оценили. Он ожидал похвалы, а получил укор, за что затаил смертельную обиду на игумена, не общался с ним и вообще ничего не хотел слышать о примирении.

Пришло время и игумен умер. Перед своей смертью он несколько раз призывал эконома примириться, но тот так и не захотел. Надо сказать, что эконом прожил ещё недолго и умер вскоре после своего настоятеля. И по обычаю его захоронили у стен монастыря. Но через три года, когда стали его останки извлекать, картина была плачевная. Когда могилу вскрыли, там был смердящий черный труп. По традиции его снова закопали и начали всей святой горой молиться о его спасении. И так поступали трижды, но когда извлекали останки эконома – труп был таким же зловонным и черным. Тогда по распоряжению нового игумена останки отвезли подальше от монастыря и погребли в море. Вот такой был случай.

И это место непослушания отмечено в Пантелеймоновом монастыре. Кстати, мы жили в этом корпусе. Часть его отремонтирована, а на одной стороне выбиты все окна. Дело в том, что там бывают сильные шторма, а корпус расположен на самом берегу, и это конечно очень опасно.

Есть на Афоне такие интересные животные – мулашки.

Это помесь лошади с ослом. Они имеют кроткий характер, очень добрые, послушные и совершенно неагрессивные. И эти животные очень выносливы. Конечно, сейчас существуют автомобили и большинство грузов перевозится на транспорте. А раньше все грузы и людей перевозили мулашки. Монастыри на Афоне нуждаются в дровах, чтобы отапливаться, и мулашки перевозят эти дрова, потому что они могут лазить высоко по горам, они к этому приспособлены природой. Они носят на себе тяжелую поклажу дров и достаточно показать место, где нужно их выгрузить, мулашки сами встают туда на разгрузку, а затем кротко и спокойно идут назад. Вот такое удивительное животное. Надо сказать, что на Афоне животные тоже только мужского пола – мулы, мулашки. Вот такая особенность.

Также здесь мы побывали на очень большой пристани.

Пристань на Афоне называется «арсана». Видите, сколько новых слов мы узнали, посетив Афон – архондарик, арсана. Есть ещё такое слово – «пирг». Пирг – это сторожевая башня, которая тут есть у каждого монастыря, с неё лучше всего просматривались и охранялись монастырские земли.

Но вот в русском Пантелеймоновом монастыре такой башни нет, всё-таки, он возник в 19-м веке.

Вообще первая обитель русских на Афоне – это монастырь Ксилургу. Его основание относят к 11-му веку. «Ксилургу» в переводе с греческого языка означает «древоделие». Русские же из чего умеют строить – из дерева. И греки очень удивлялись, когда видели, что монахи строят храмы из дерева. Конечно, сейчас скит Ксилургу каменный, потому что там потом жили болгары. А русские монахи переместились немного севернее, в так называемый Старый Русик. Старым он называется потому, что это первый монастырь в честь святителя Пантелеймона у русских на Афоне.

Затем уже монахи стали строить ближе к пристани и основали современный Пантелеймонов монастырь. Там уже нет таких высоких крепостных стен, как в других монастырях, построенных раньше. Вот, например, Великая Лавра или Ватопед имеют очень высокие и толстые стены, сложенные из природного камня. Есть в них и охранные пирги – тоже очень высокие башни, обычно треугольной формы, такие основательные и грубые, я бы даже сказал, суровые.

Но с этих башен далеко видно все окрестности, особенно море. И это важно, потому что морские пираты часто нападали на монастыри. Большой урон Афонским монастырям нанесли турки. Были очень тяжелые и драматичные времена, когда монастыри истребляли.

Третий монастырь, который мы посетили – это Каракал.

Тоже очень интересное место. Отапливается монастырь на дровах. На самом деле, это довольно большая проблема. Электростанции же там нет, электростанция только своя, автономная дизельная. Солярка дорогая, а отапливать помещение необходимо. Надо же принимать паломников – от пятидесяти до ста пятидесяти каждый день. Поэтому зимой монастырь отапливается специальным котлом.

Интересная такая система, есть и горячая вода. И вообще там очень уютно, так по-домашнему. Очень красивый архондарик в этом монастыре – удивительное, гармоничное сочетание дерева и белого потолка, повсюду сосуды стоят, икебаны.

Приходишь сюда, словно домой к старому доброму другу, сразу появляется такое ощущение тепла, любви, гостеприимства. И даже самые уставшие паломники здесь как-то сразу успокаиваются, умиротворяются. Действительно, очень уютно и красиво – видно, что поработал человек с большим вкусом. Ну и, конечно, стоит отметить радушие здешних монахов. Очень гостеприимно нас встретил русский иеромонах Герман.

Каракал находится достаточно высоко, поэтому из окон монастыря можно наблюдать очень красивые виды на окрестные горы, на море. Там протекают два больших источника, водой из которых орошаются монастырские поля – небольшие возделываемые участки, где монахи выращивают урожай – маслины и виноград.

У каждого монастыря есть свой рецепт вина. Вино тут подают на трапезе два раза в день, если пост – то один раз в день или вообще не бывает пищи. Монахи здесь строго постятся, но в тоже время пищи на трапезе достаточно, чтобы насытиться. Едят овощи, в основном бобовые, козий сыр – если это не постный день. Хлеб здесь, как и вино, монахи делают сами. Кроме вина пьют холодную воду или кофе, чтобы взбодриться. Чай они там пьют, только если заболеют. И когда первые русские паломники стали посещать Грецию, на их просьбу сделать чаю, монахи озабоченно интересовались, не заболели ли гости.

Кстати, на праздники тут очень вкусно готовят рыбу. Мы так не можем приготовить почему-то – то ли рыба там такая особенная, толи масло оливковое натуральное, не знаю. Но готовят греки просто удивительно. Вот такая там монастырская трапеза.

В Каракале мы так же посетили монастырскую костницу.

Следующее место, которое мы посетили – монастырь Иверон или Иверский монастырь. Именно в этом монастыре была чудесным образом обретена Иверская икона Божией Матери. Вы знаете, наш выксунский монастырь назван в честь этой иконы.

Во времена иконоборчества византийские императоры боролись за то, чтобы не было в храмах икон. Это было тяжелое испытание для Церкви, которое достаточно долго длилось. Почитатели икон лишались свободы, даже заканчивали жизнь мученической смертью, пытаясь спасти иконы. И вот большую икону Божией Матери дали одной женщине, чтобы она её укрыла в своем доме. Но к ней ворвались воины и один из них копьем ударил икону и попал в подбородок. И здесь вот мы видели подлинник этой иконы: действительно есть след на подбородке и кровь, запеченная в этом месте, её видно. Конечно, это оставило у нас неизгладимые впечатления. Так вот, после того как воин ударил икону, с ним что-то случилось. Какое-то видение с ним произошло, и он очень испугался. Впоследствии этот воин принял православие. Женщина же, спасая икону, бросила её в воду, помолившись Божией Матери, чтобы та сама устроила судьбу своему образу. И потом эта икона пристала к берегу, на котором располагался Иверский монастырь. Монахи заметили её, потому что вокруг было огромное такое сияние. Но Матерь Божия никого не подпускала к иконе, взять её сумел лишь самый почтенный и духоносный монах этого монастыря Гавриил. Сначала икону поставили в храм, но она несколько раз каким-то образом оказывалась на вратах. Поэтому икону решили оставить у ворот и назвали её Вратарницей. Позднее для неё был построен специальный храм внутри монастыря, в котором она и пребывает сегодня. Эта икона также унизана приношениями людей, которые получили помощь от Божией Матери.

Очень интересный монастырь – Великая Лавра, основанная Афанасием Афонским. С этого монастыря началось монашество на Афоне. Это самый крупный монастырь на святой горе. Тут мы сфотографировали два кипариса, которые посадил ещё сам Афанасий Афонский. Им уже больше тысячи лет.

Здесь находится самый большой на Афоне фиал водосвятия – огромный мраморный сосуд для освещения воды. Известно, что турецкий султан, увидев этот фиал, хотел забрать его себе, чтобы принимать в нем ванны. Узнав об этом, монахи разбили этот сосуд, а когда турецкий султан отказался от своей идеи, фиал снова склеили.

Столы в здешней трапезной интересные, мраморные. Представляете, этим столам уже более тысячи лет. Удивительные ощущения возникают, когда прикасаешься к этим предметам истории, как будто ты соприкасаешься с вечностью. Понятие времени как-то исчезает.

Великая Лавра – монастырь с довольно строгим уставом, с серьезными такими монахами. Конечно, приняли они нас с любовью, но внешне этого не показывали.

Заулыбались монахи только после того, как мы начали улыбаться.

Последний монастырь, который мы посетили – это Ватопед. Ватопедский монастырь сегодня насчитывает более ста двадцати монахов. Здесь хранится самая главная святыня – пояс Пресвятой Богородицы. Настоятель монастыря архимандрит Ефрем (Кутсу) со своим насельником привозил этот пояс сюда, в Россию, ну и, конечно, в другие страны. Также в этом монастыре хранится много других святынь – глава Иоанна Златоуста с нетленным ухом, много святых мощей, семь чудотворных икон Божией Матери, самая известная из которых – икона Пантанасса, то есть Всецарица.

Совершая молитву Божией Матери перед этой иконой, многие люди исцеляются от онкологических заболеваний.

Интересна история иконы Божией Матери Ктиторская. Когда в десятом веке пираты напали на монастырь и многие монахи разбежались, а многие были перебиты, иродиакон Савва решил укрыть эту икону от разбойников. Он спрятал её под престолом вместе с Крестом Константина, а рядом поставил горящую свечу. Иродиакон был пойман, отправлен в рабство, несколько десятков лет он находился вне монастыря. Когда он вернулся, этот монастырь как раз восстанавливали и искали какие-нибудь святыни. Так вот он сообщил, что спрятал икону, но неизвестно, осталась ли она. И когда открыли указанное им место, там увидели эту икону и горящую перед ней свечу. А ведь прошло столько лет. Это действительно чудо. Конечно, в чудеса можно верить, а можно – нет, но икона эта по-настоящему чудотворная, люди получают помощь, совершая перед ней молитву.

Скажу ещё про одну икону, она простреленная. Икона Пировлифиса находится при входе в монастырь и тоже является его хранительницей. После восстания греков, которое было поднято в 1820 году, турецкий гарнизон пришел в монастырь. Они были очень озлобленными и один из турков выстрелил в эту икону, попав в правую руку Божией Матери. И сразу после этого с ним случилось невероятное, турецкий солдат сошел с ума и у всех на глазах повесился на оливковом дереве. Турки очень сильно удивились, закричали, что это великий грешник и тут же удалились из монастыря.

Есть ещё икона «Отрада» или «Утешение». Также, когда нападали пираты на монастырь, Божия Матерь с иконы предупредила игумена об этом. Она сказала, чтобы монахи не открывали ворота монастыря, а вместо этого поднялись бы на стену и отразили атаку. Игумен увидел, что когда Божья Матерь стала предупреждать его об опасности, Её Предвечный Сын начал закрывать ей ладошкой уста, произнося: «Не говори им, они тут живут нечестиво и по грехам своим достойны наказания». Однако Богородица слегка отодвинула руку младенца, чтобы повторить предупреждение и в таком виде икона находится до сего дня. И действительно монахи тогда поднялись на стены монастыря и отразили атаку пиратов.

Много ещё чудотворных икон находится в Ватопеде. Но, конечно, великое сокровище здесь – это люди, живые носители благодати Святого Духа. Игуменом Ватопеда и одновременно духовным наставником всех братий является архимандрит Ефрем.

Интересно, что на Афоне игумена избирает сама братия и избирает того, кто наиболее духовно опытен, кто может руководить их духовной жизнью. Потому что духовная жизнь – это особенная жизнь, здесь есть свои законы.

Этот процесс очищения сердца очень сложный, и здесь обязательно нужен человек, который сам прошел этот путь. Конечно, архимандрит Ефрем является таким человеком. Мы сами имели возможность в этом убедиться. Мы уже второй раз были в Ватопеде и дважды встречались с архимандритом Ефремом, который давал нам очень важные советы, полезные для нашей духовной жизни. Особенно радушно в этом монастыре встречают русских, очень любят. И нам старались тут всячески угодить, услужить, что было особенно приятно. В последний день нашего пребывания в монастыре архимандрит Ефрем сказал, что теперь Ватопед будет нашим вторым домом. И действительно, когда я молился в алтаре этого храма, лично у меня было такое ощущение, что я дома, и не просто дома, а будто в родовом гнезде – в Калуге, где я родился, у бабушки. Такое удивительное появилось ощущение чего-то такого родного, какого-то тепла, чем-то таким глубинным и родным повеяло.

И, конечно, в этом монастыре самое прекрасное пение, замечательный хор. Поют также на два лика – два хора справа и слева, так называемое антифонное пение, очень красивое. Также совершается чин о панагии – особенный чин, когда просфора в честь пресвятой Богородицы освящается в алтаре и затем уже на трапезе разрезается и подаётся всем её участникам.

В праздники часть просфоры обмакивают в вино. Епископ, как старший, возглавляет трапезу. Здесь с нами был ещё епископ Вениамин, он приехал из Белоруссии и, как старший по хиротонии, возглавлял трапезу.

Ну а затем, с очень добрыми такими духовными впечатлениями, с небольшой легкой грустью мы покинули святую гору. Слава Богу, море было спокойным, и мы могли добраться на пароме. Потому что когда мы ехали туда, море сильно штормило, и мы добирались на автомобилях. Так, сойдя с парома, мы сели на катер с надписью «TAXI» и отправились в Уранополис.

С Уранополиса уже прибыли в Салоники, а оттуда с аэропорта вернулись в Москву.

Подготовили Алексей Еремин и Светлана Махова. Фото Сергея Матюгина. Источники: 1, 2  Участники «Конкурса репортажей 2013». Голосуйте, кликая на звездочки внизу (5-ти балльная система). Об условиях конкурса ЗДЕСЬ.

Электронное СМИ «Интересный мир». 29.09.2013