Home 1 Туризм 1 Храм Бдящих Сил. Часть 2.

Храм Бдящих Сил. Часть 2.

Армения. Ереван. Звартноц. Древний храм Бдящих Сил. Близость Еревана и городского одноименного аэропорта многих туристов наводит на предположение, что ничего интересного и достойного посещения тут быть не может. А зря! Мы беремся показать и доказать, что храм Бдящих Сил — Звартноц — удивительное место. Иногда возникает мысль, что хорошо, что Звартноц (храм, а не аэропорт) не восстанавливают. Разрушения настолько значительны, что восстановление храма Бдящих Сил закономерно превратится в постройку нового. И не факт, что новый храм будет обладать той потрясающей энергией и аурой, которой буквально пронизывают насквозь нынешние руины древнего храма Звартноц. И если уж так трагически получилось, что храм Бдящих Сил разрушен, то, наверное, пусть лучше останутся древние священные руины, чем будет построен очередной новодел. Потому что руины Звартноца производят очень глубокое духовно-мистическое впечатление даже на нерелигиозного человека. Храм Бдящих Сил Звартноц вблизи Еревана закономерно оказывается сильней любых представлений и заблуждений обычного человека. Даже разрушенный до основания храм…

Предыдущая ЧАСТЬ 1.

Возможно, мужчины строят храмы для того, чтобы потом женщины на развалинах древних храмов фотографировали в грозу своих дочерей…

Романтика, милая сценка… Начался дождь с грозой. Мы уселись с нашими друзьями на лавочку под куст, нарезали бастурму и погрузились в нирвану… Пока над храмом Бдящих Сил громыхает гроза, мы продолжим наше неспешное погружение в историю и культуру.

Символизм – важная составляющая при возведении религиозных и мистических строений. Несмотря на ливень и грозу, самое время заняться эзотерическим символизмом. Так что давайте войдем в храм и встанем в его середину.

«…храм Звартноц в основании имеет равносторонний крест, выложенный из экседр, которые скреплены между собой свободно стоящими пилонами. Пространство между крестом и внутренними стенами было свободно, а сами стены выложены были по окружности. Таким образом, крест с пилонами был вписан в окружность, как это показано на рисунке. Подобная планировка храмов была известна с древнейших времён и вбирала в себя цельный философский смысл, о котором здесь следует упомянуть в отдельности».

«Крест в круге — это один из самых древних символов, восходящий своими корнями к эпохе доарийских цивилизаций. Его философское значение столь же многогранно, сколь и сокровенно; не хватит и целого тома для полного описания его. Посему здесь следует упомянуть лишь об одном или о двух значениях данного символа. Круг, как известно, является символом одновременно и начала, и конца; круг — это совершенная законченная форма, не требующая никакого дополнения. Круг всегда олицетворял сам Цикл проявления. Крест в круге означает проявленный Космос или Мир, разделённый на четыре части; вертикальная линия олицетворяет Мужское — Духовное Начало, а горизонтальная линия в круге олицетворяет Материю, или Женское Начало. При прибавлении к данному символу непреложного аспекта Вечного Движения мы получаем Колесо Мира, т.е. Свастику. Не правы те, кто утверждает, что колесо не было известно в глубокой древности, в противном бы случае древние не знали бы о существовании данного символа Космоса задолго до появления великих пирамид Египта даже по современной историографии».

«Здесь также следует упомянуть одну немаловажную деталь относительно философского значения данного символа, которая присутствует и в выше упомянутых храмах. Речь идёт о скрытом (эзотерическом) значении свободно стоящих пилонов и их аналогичной связи с символом Мирового Колеса. Ниже, на рисунке представлена очень древняя схема, которая была известна всем древним азиатским и европейским народам. Четыре точки вокруг описанного креста отображают тот же крест, но уже в круговом движении, то же имеет и показанная Свастика. Кроме всего прочего, полностью этот символ означал также и Солнце. Таким образом, приэкседровые свободно стоящие пилоны в храмах типа Звартноц играли не только конструктивную роль, но глубокую философскую, дополняя органически основание, которое отображало весь проявленный Космос в Движении. Необходимо отметить, что из всех христианских храмов данного типа именно основание Звартноца наиболее точно отображает Мировое Колесо, и, в первую очередь, из-за простоты архитектурного замысла».

Символизм и эзотерические знания, тем не менее, не смогли заменить инженерные расчёты. Зодчий, который руководил строительством Храма Бдящих Сил, ошибся в инженерных расчетах, и тяжелые верхние ярусы храма оперлись всем весом не на четыре пилона (главные опоры), а часть веса легла на арки и своды храма. И все бы ничего, у нас дома гораздо хуже строят сейчас, но землетрясение поставило всю эзотерику на место, т.е. эзотерика осталась, а все остальное рухнуло. Может быть, это духи навели свой символический порядок? Теперь на этом месте так же остались люди, духи, но опять поменялась форма…

Сложно представить себе на этом месте некую «махину», настолько развалины храма воздушны, и, самое главное, смотрятся органично. Кружевные силуэты колоннады, камни, разбросанные по округе, большие каменные куски стен прежнего храма… а есть ощущение, что все хорошо. Эзотерика не пострадала, а просто сбросила лишнюю одежду. Круг и крест, лежащие в основании храма и символизирующие мужское и женское начало, снова увидели небо. И снова соединились и природа, и символы.

«Небезынтересна также и орнаментировка в храме Звартноц, которая, также как и архитектоника, уходит своими корнями в глубь тысячелетий. Разберём для начала единственный поясной фриз первого яруса храма. Данный фриз, сохранившийся в деталях, представляет собой богатый, сплетённый из гранатового и виноградного барельефов узор. Фриз высечен таким образом, что заполняет всё пространство между круглыми окнами второго этажа и архивольтами арок первого этажа того же яруса. Что представляют собой гранат и виноград в эзотерическом аспекте?

Для того, чтобы ответить на данный вопрос, необходимо вникнуть в суть самого растительного орнамента, который является одним из древнейших типов мировой символики. Идея орнамента подобного типа кроется символах Мирового Древа и Лотоса.

Мировое Древо — великий символ всех древних народов, несущий в себе, прежде всего, идею как Космогенезиса — вечного иерархического развития Миров, так и Атропогенезиса — развития принципа Человека как принципа Микрокосма в Макрокосме. Все последующие изменения в данном символе, в большей степени, являются дополнениями и декоративными мелизмами. Что же касается фриза храма Звартноц, то он почти полностью перенят от более древнего иранского и индийского символизмов, и вбирает в себя четыре основных Идеи:
1. Идея Иерархического космического развития,
2. Идея Жертвы,
3. Идея Тайны,
4. Идея очищения и освобождения, как взаимосвязанные между собой.
Таким образом, сам фриз вмещает в себя Древо Жизни: Иерархическое космическое развитие — виноградную лозу — Идею Вечности, Идею Очищения и Освобождения, как взаимосвязанные между собой; гранатовое дерево: Идею Жертвы, Идею Мудрости и Праведности, как взаимосвязанные между собой, так же как и виноградная лоза».

Колонны, таинственно стоящие на фоне грозового неба, имеют капители парфянского эллинистического типа в виде корзинки. Это синтез иранской и греческой символики, заимствованный Византией, и синтезированный в одно целое. И это сделано не столько для красоты, сколько опять же для эзотерического смысла.

«Дорический ордер эллинских колонн олицетворял вместе с самой колонной мужское творческое начало, тогда как ионический ордер, вместе с колонной, прародитель корзинчатого ордера в сирийских, иранских и армянских храмах, отображал идею Агнца — Овна, как символа Жертвы и Солнца.

Прототипом данных капителей являются скульптуры бога Солнца Хнуфа в Египте с головами овнов в том же Карнаке и в Гелиополисе».

А вот изображение орла мы проглядели. Он расположен на отдельно стоящих колоннах. Нет нам прощения. Поэтому публикуем чужую фотографию.

Фото отсюда.

«Орёл, наряду с Овном и со Львом — символ Солнца. Этот символ известен со времён Египта и Шумера. Именно оттуда он перекочевал в Иран и стал символом Ахура-Мазды, олицетворением Солнца как в Египте символ — Гора».

Хотя некоторые наши армянские друзья спорят с автором цитаты и говорят, что орлы для Армении совсем нетипичны.

А теперь давайте полазаем по храму Звартноц, внимательно присматриваясь к деталям. Эзотерика не терпит отсутствие любопытства. И что же мы обнаружим? Таинственные знаки и изображения!

«Особое место занимают барельефы людей-строителей в архивольтах наружной стены первого яруса. Зодчий Иоанн, чьё имя высечено под одним из барельефов, неслучайно поместил из людей в архивольтах только строителей. В этом, незаметном на первый взгляд шаге, который ныне расценивается как дань уважения труду строителей, кроется чрезмерно глубокий философский смысл, ключ к которому заложен в некоторых петроглифах, найденных при раскопках руин храма Тораманяном».

И что мы узнаем? Конечно о масонах, вернее, не о них самих, а о первых масонских побуждениях.

«Некоторые из этих петроглифов вошли после в тайное идеографическое письмо масонов, которые раньше, до осквернения этого братского ордена тщеславием и жаждой власти, именовали себя вольными каменщиками и строителями Храма Истины».

А вот и петроглифы.

Фото отсюда.

Барельефы и петроглифы мы, к сожалению, не сфотографировали. Очень хочется сюда вернуться и зафиксировать в фотографиях то, что уничтожается беспощадным временем.

А теперь давайте погуляем по центру храма Бдящих Сил. Здесь расположена центральная купель, от которой берет начало алтарное возвышение.

Зачем такое странное сооружение, да еще и в центре храма? Купель-колодец символизировал полное материальное проявление, когда Духовный Огонь соединялся с водой в купели. Такова была мистическая символическая логика дохристианских верований, вошедшая и в христианство. Напоминаем, что в предыдущей части мы упоминали источник воды в месте, где стоит Храм Бдящих Сил и первое языческое капище. Остается храм, остаются люди, остаются духи… Меняется лишь внешняя форма.

А вот и алтарь. Перед ним прикрыто сеткой еще одно углубление, похожее на небольшую купель.

Фото отсюда.

Алтарь.

Вокруг валяются фрагменты разрушенного древнего храма Бдящих Сил.

«Окружность и сфера издревле являются самыми священными формами, выражающими Идею проявленного космического пространства. Подобные круглые здания в древности воздвигались не только для культового служения, но и для Посвящения, причём самого высокого уровня. Эти круглые залы назывались Эпоптейи, тогда как прошедших Посвящение в этих залах именовали Эпоптами — высшими Посвящёнными. Эпоптейя в обязательном порядке должна была иметь конструкцию в виде окружности (толос, ротонда) со вписанным крестом или свастикой, эзотерическое значение которых уже было объяснено. Немаловажно отметить, что Эпоптейя являлась, по степени, Третьей и высшей залой для Посвящения, которое само могло проходить по семеричной или двенадцатеричной иерархии. Троичность в храме Звартноц также была явной. Следовательно, учитывая всю символику в архитектуре храма Бдящих Сил, которая не могла быть сводом случайностей, т.к. была продумана с максимальной степенью логики и знания геометрии и философии, можно сделать вывод о том, что сей храм был построен не только для христианского богослужения (это была видимая и очень хорошо продуманная вуализация), а для этапов самих Мистерий Христа-Логоса».

Фото отсюда.

Все так же неумолимо идет время, и храм остается в руинах, но это место по-прежнему не покинули ни люди, ни духи, ни нравы… Меняется только внешняя форма.

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы.

Источник цитирования: Э.А.Мирзоян «Истоки Символизма в христианской Архитектуре Армении поздней Древности и раннего Средневековья» .

Электронное СМИ «Интересный мир». 18.08.2013