Home 1 Туризм 1 Гора Большое Богдо

Гора Большое Богдо

Гора Большое Богдо, озеро Баскунчак, Богдинско-Баскунчакский заповедник и окрестности, — всё это производит незабываемое впечатление, словно побывал на другой планете – инопланетные пейзажи, неземная красота! Тогда 2008 году гора Большое Богдо, озеро Баскунчак, Богдинско-Баскунчакский заповедник и окрестности явились частью нашего большого автомобильного путешествия длиной около 5 тысяч километров на любимом внедорожнике УАЗ Патриот по маршруту Москва – Эльтон – Баскунчак – Азовское море – Ясенская переправа – Эльтон – Москва. Проект поездки по югу России был назван нами «Большие Степные Покатушки», наши путевые впечатления вы можете читать и рассматривать на фотографиях по метке БСП-2008. О том, как мы покупали и готовили к путешествиям чудо отечественного автопрома, внедорожник УАЗ Патриот вам будет интересно почитать в статье «УАЗ Патриот – опыт покупки, тюнинга и эксплуатации». Предыдущая глава цикла «Большие Степные Покатушки» находится здесь: «Соленое озеро Баскунчак».

(18+ Внимание! Данная статья предназначена для людей старше 18 лет. Если вам меньше 18 лет, немедленно покиньте страницу!)

Гору Большое Богдо горой можно назвать с большой натяжкой. Высота горы Большое Богдо чуть меньше 150 метров над уровнем моря. Да-да, именно так, не 1500 (полтора километра), а всего 150 метров. Невысокий пупырь в плоской степи, который помещается вот в такое железнодорожное дизайнерское обрамление на фотографии. Видите вон ту невзрачную горку вдалеке? А это, между прочим, самая высокая точка Прикаспийской низменности – гора Большое Богдо высотой 149,6 метров над уровнем моря.


(Фотографии при клике увеличиваются и открываются в отдельном окне)

Впрочем, мал золотник, да дорог! Маленькая гора Большое Богдо (которую и горой-то всерьез назвать нельзя) красива настолько, что своей красотой вполне может конкурировать с большими серьезными горами. И если первая фотография этой статьи – это просто дизайнерский эксперимент в фотографии, то сейчас мы вам покажем натуральные цвета. Знакомьтесь, гора Большое Богдо со стороны Красных скал – выход на поверхность древних глин Пермского периода.

Вот так инопланетно красиво выглядела гора Большое Богдо в конце августа 2008 г.

Поскольку само существование горы в плоской, как стол, степи – это необычно, а уж такая красивая гора – это вообще уникальное явление, то гора Большое Богдо издревле была окружена легендами. Одна из них в нашем вольном юмористическом пересказе выглядит так:

В Прикаспийской степи жили когда-то два богатыря: отец и сын. Своего личного хозяйства у них не было, поэтому пасли они отары чужих овец. В ту пору в плоской, как стол, степи не было ни бугра, ни холмика. Когда весной поднималась высокая трава, за ней не видно было ни овец, ни скрывавшихся в степи хищников. Для пастухов – просто беда! Однажды надоела отцу и сыну эта морока, и поехали они на Урал. Просто так, взяли и поехали, чтобы от степи глаза отдохнули. При возвращении домой, отец и сын договорились захватить с собой с Уральских гор по глыбе уральского камня. Понравился им Урал, а фотокамеру тогда еще не изобрели, да и киосков с сувенирами не было. Пришлось на память каменюку с Урала тащить. Отец взял большую глыбу, а сын поменьше. Дорога дальняя. Путь трудный. Младший богатырь стал изнемогать. Он снял с себя ношу, прилег отдохнуть, и тут же умер по непонятным причинам. Может, какой радиоактивный камень по незнанию прихватил с Урала, да и хватанул смертельную дозу, пока тащил. Похоронив сына, безутешный отец отправился дальше. Странное дело, но даже после смерти родного сына ему хотелось зачем-то донести глыбу до родной кибитки. Проходя берегом соленого озера, он вздумал взять в рот щепотку соли. (Зачем – опять непонятно, поскольку соль хочется, но обычно в степи пить хочется больше.) Как только отец нагнулся за солью, гора всей своей тяжестью навалилась на него. Богатырь упал, а земля вокруг окрасилась в багряный цвет (видимо от крови), отчего земля там и поныне красная. Вот так вот туризм и страсть к сувенирам до беды доводят! И вот так из уральских камней, растащенных на сувениры, возникли горы в плоской бескрайней степи: горы Малое и Большое Богдо.

Ну, а легенды о Прикаспийской степи, про соленое озеро Баскунчак и про гору Большое Богдо можно прочитать здесь: «Легенды».

По другой легенде все было несколько иначе (опять же в нашем вольном юмористическом пересказе):

Много-много лет тому назад побывал на реке Волге великий Далай-лама. Очень понравилась ему река Волга и приволжские степи, но одно огорчало: не было здесь гор. Куда не кинь взгляд – всё степи и степи: голые и безжизненные степи, а гор нет. А сердцу Далай-ламы неспокойно без гор. Решил он исправить досадную ошибку природы и приказал двум своим сподвижникам-богатырям принести к берегам Волги гору-камень, дабы разнообразить здешние скудные ландшафты. Не самому же гору тащить, если есть верные слуги и последователи учения. Приказал Далай-лама своим ландшафтным дизайнерам, преданным буддийским богатырям взяться за дело.

Братья-монахи крякнули от такого трудного задания, но делать нечего, надо исполнять приказ Далай-ламы. Они долго молились и постились перед ответственной миссией. Многие недели они провели в глубокой медитации, взывая к высшим силам. И вот час настал. После длительной мистической практики им удалось без особого труда взвалить к себе на спины гору, добытую где-то в районе Урала и понести её по направлению к великой реке Волге. Сколько дней и ночей им пришлось нести этот непосильный груз, не знает никто, но точно известно, что не донесли монахи гору до места назначения, не дотянули всего лишь каких-то 60 километров до заправки. Причиной тому была классическая дорожная ситуация. Повстречалась могучим богатырям девушка-казашка удивительной красоты. Вот так вот и появилась она посреди палимой солнцем степи, откуда ни возьмись — красивая, чистенькая, не потная, со стоячими сиськами и все такое…

У наименее опытного в духовной практике младшего брата (а может просто более молодого и сексуального) возникли естественные греховные мысли (хотя странно, поскольку в степи обычно пить, кушать и отдохнуть в прохладе хочется сильнее, чем секса). В общем, погубил младший брат-монах… нет, не девушку, а дизайнерский проект Далай-ламы. Как представил монах радости секса с красавицей, так силы его внезапно покинули, кровь притекла от рук и спины к совсем другому органу, и гора выскользнула из ослабевших рук. Старший брат-монах не смог один без помощи справиться со всей тяжестью навалившегося на него груза, и гора обрушилась всем своим весом на бедных братьев, превратив их в лепёшку, и окрасив склоны в цвет крови монахов.

От такого мощного удара не выдержала земля, трещины пошли во все стороны, превратившись со временем в степные балки и пещерные ходы.

Недонесенная до Далай-ламы братьями-монахами гора, как недонесенная подростком до женщины сперма, так и осталась валяться на земле. Этой горе дали название Богдо, что в переводе с монгольского означает «святая». А дизайнерский проект Далай-ламы был провален братьями-монахами из-за молодой казахской девчонки с торчащими сиськами. Но осталась в степи гора с Красными скалами, по которой и поныне бродят искатели романтических приключений.

Вскоре Далай-лама посетил место гибели своих учеников братьев-монахов. Но не для того, чтобы исправить ситуацию и самому донести гору. И даже не для того, чтобы поглядеть на такую красивую девчонку-казашку. Он очень расстроился по поводу потери своих лучших учеников-богатырей и долго-долго плакал. А плакать Далай-лама умел качественно. Слёзы его текли ручьями, они сливались в бурные потоки и через некоторое время заполнили располагавшуюся невдалеке котловину. Вода потом высохла под степным палящим солнцем, а соль и густой рассол (рапа) остались. И назвали люди это место озером Баскунчак. И когда люди принимают здесь солевые ванны, это они в слезах самого Далай-ламы от своих недугов избавляются. А без красивой девчонки ничего бы и не было!

Но вот куда делась редкой красоты казашка с задорными сиськами, об этом легенда, естественно умалчивает. А жаль, что девчонку потеряли. Всем нормальным правильным пацанам конкретно жаль. Старики говорят, что та казашка – это была сама Великая Степь…

Кстати, есть и современные истории о красивой не потной казашке, которая, внезапно появившись в знойной степи, заманивает водителей-дальнобойщиков в свои коварные сексуальные сети. Пропадают дальнобойщики в степи надолго, и груз из фуры навсегда куда-то исчезает. Возвращаются дальнобойщики потом домой, и рассказывают байки о степных миражах и о ведьмах казашках с торчащими сиськами под палящим солнцем. А еще говорят есть особенная ДИКАЯ казашка, но об этом даже писать здесь страшно! И мы в тех степях были, молодых степных казашек видели. Подтверждаем, можно в степи пропасть надолго! Хорошо, что верный УАЗ Патриот – не фура, а сердитая подруга – не дура! Только тем и спаслись!

Есть еще одна легенда о горе Большое Богдо – философская, о жизни, смерти и страдании.

Эта легенда гласит, что гору Большое Богдо охраняет от непрошеного вторжения гостей злой дух Цаган Эбугай – Белый дух озера Баскунчак. Был этот дух когда-то великим богатырем. Но погиб богатырь от коварства врагов и предательства друзей. Остался от него только разозленный дух. Дух в поисках справедливого возмездия забрёл на святую гору, и теперь всё пытается перекричать ветер, обращаясь к Богам и взывая к справедливости. Просит он у Богов либо сладкой мести, либо горестного покоя, но по-любому завершения своих страданий. Но тщетно. Нет в степи ни справедливости, ни завершения страданий…

Когда-то недалеко от вершины горы Большое Богдо находилась калмыцкая молельня. Калмыки верили, что именно на восточном скалистом склоне святой горы Большое Богдо живет дух этого погибшего великана-богатыря Цаган Эбугая. По поверьям тому, кто взойдет на вершину Большого Богдо, грозят всяческие неприятности. Цаган Эбугай очень не любит, когда к нему приходят люди, и прогоняет их сердитым бормотанием, камни из-под ног осыпает, ветром сбить пытается, но, правда, красивых милых девушек любит, и особо их не прогоняет.

Дух Цаган Эбугая живет на восточном склоне горы Большое Богдо, сложенном из крупнозернистого желтоватого песчаника. Здесь находятся удивительные изваяния, созданные ветром и дождем – это витиеватые ниши, пещерки и арки, называемые «Поющие скалы». Когда в степи бушует ветер и непогода, скалы эти, как духовые инструменты, начинают звучать: злобно завывать, задумчиво бормотать и даже сексуально петь. Мы слушали. Действительно, скалы звучат при ветре!

Даже при умеренном движении воздуха тихой звездной ночью здесь слышится неясный гул, напоминающий бормотание. При сильном ветре, резонирующем в пустотах, бормотание перерастает в пронзительный вой и прерывистый свист. При определенном настроении, если вы конкретная красивая девушка без комплексов, то можно попробовать познакомиться с богатырем Большого Богдо – обозленным страдающим духом по имени Цаган Эбугай. Но тут важно не перепутать дух богатыря Цаган Эбугая с егерем Богдинско-Баскунчакского заповедника или с каким-нибудь заезжим путешественником.

Ну, а мы в своем рассказе о горе Большое Богдо от легенд перейдем к реальности.

Гора Большое Богдо имеет в окружности длину около 13 километров и является самым высоким местом в Заволжье. При этом ее высота всего-то 149,6 м. Большое Богдо стоит у юго-западного побережья Баскунчакского озера. На поверхность горы выходят древнейшие слои породы, формировавшиеся 250-200 миллионов лет назад.

Гора Большое Богдо у кочевавших здесь калмыков являлась местом поклонения — святой хранительницей душ умерших — и называлась БОГДО ОЛА, что означает «Святая гора» (от калмыцкого «богдо» — святой, священный, возвышенный, и «ола» — гора). Гора Большое Богдо также имела другое калмыцкое название — АРСЛАН-ОЛА, т.е. «Лев-гора» (калмыцкое «арслан» — лев), за внешнее сходство горы с лежащим львом.

Одинокая и не очень высокая гора, меняющая свою окраску в зависимости от сезона года и времени суток, с древних времен вызывала у местного населения священный трепет.

С крутой восточной стороны гора Большое Богдо, действительно, при бурной фантазии или под действием наркотиков похожа на лежащего льва. Становится понятно, почему ее называют Арслан-Ола (Львиная гора). Также «Богдо» у монголов и калмыков означает нечто возвышенное и величественное. Например, китайский властитель у них называется Богдо-хан, т.е. «высочайший хан».

Гора Большое Богдо представляет собой соляной купол, вырастающий из земли. Наиболее высокой является ее северная сторона, состоящая из пяти сросшихся утесов. Западная сторона постепенно снижается и сливается с окружающей степью. На скалистых обрывах восточного склона можно видеть результат работы ветров: неглубокие пещеры, каменные ниши и столбы, карнизы и многочисленные углубления, похожие на гигантские соты, которые сделали Большое Богдо поющей горой. С изменением скорости и направления ветра изменяется и высота и характер звука.

Вершина горы Большое Богдо, несмотря на свою скромную абсолютную высоту над уровнем моря, хорошо видна на десятки километров, так как она расположена на засушливой, едва ли не идеально плоской равнине, покрытой полынно-солянковой и полупустынной растительностью и лежащей почти на уровне мирового океана. Гора Большое Богдо, «монопольно» возвышающаяся посреди плоской местности, служит основным визуальным ориентиром в приграничных с Казахстаном районах Астраханской области.

Еще одна особенность горы Большое Богдо состоит в том, что фундамент, ядро горы является монолитом каменной соли. Однако, имея удивительный малый удельный вес, меньше веса покрывающих его пород и обладая, подобно льду в леднике, текучестью, соль медленно, но неуклонно веками поднималась наверх. Таким образом, Большое Богдо – растущая гора. Большое Богдо можно назвать, настоящим геологическим музеем под открытым небом, памятником древних эпох земли. Гора Большое Богдо — это геолого-минералогический склад пестроцветных глин, известняка, песчаника, гипса, мела, бурого железняка, самородной серы, свинцового блеска, медной руды, кристаллов кварца, яшмы, минеральных красок. Отсюда и неповторимый цвет горы Большое Богдо!

Окружающая местность настолько ровна, что гора Большое Богдо видна в ясную погоду с расстояния около 60 км, а в пасмурную – с 25 км. В связи с дикостью старинных местных нравов (влияние которых немного чувствуется и в современное время) вокруг горы Большое Богдо вечно происходит что-то драматичное.

Например:
«Ведь мало кому известно, что в 1772 году в окрестностях Богдо проводила исследование экспедиция Самуила Георгиевича Гмелина — доктора врачебных наук Императорской Академии наук. Два года спустя, когда Гмелин возвращался из экспедиции, в Южном Дагестане, каракайский усмий Эмир-Гамзы взял академика в плен и потребовал от царского правительства 30 тысяч рублей выкупа. Выкуп так и не прислали. Не выдержав нечеловеческого обращения, Гмелин умер». Автор А. Ярков «Путешествие на оз. Баскунчак» Подборка статей опубликованных в «Волжской правде» в 1997 г.

«Если есть верные ленинцы, значит, должны быть и неверные ленинцы!» Если есть Большое Богдо, значит где-то должно быть и Малое Богдо.


Разрезы через гору Малое Богдо (по А. А. Богданову, 1934). Источник фото.

Гора Малое Богдо поднимается над степью примерно на 30 метров и находится в 40 километрах к северу от горы большое Богдо, но это уже территория Казахстана. Малое Богдо состоит из группы холмов, из которых наивысший не превышает 28,1 метра над поверхностью расстилающейся вокруг него степи, в которой находится много гипсовых провалов. Горные породы Малого Богдо состоят из известняков, песчаников, глин и гипса, причем здесь преобладают известняки, являясь в сплошных массах, и образуя выходы наружу. От посторонних примесей породы получили то серый, то красный цвет. Крутизна пластов значительнее, чем на Большом Богдо и окаменелостей очень мало.

Но вернемся к горе Большое Богдо. Первым, кто приоткрыл завесу над тайной Большого Богдо, был выдающийся ученый, секретарь Московского общества естествоиспытателей природы, И.Б. Ауэрбах. В 1845 году он посетил гору и впервые в известняках триасового периода обнаружил кости гигантских земноводных лабиринтодонтов и зубы ископаемых акул. Спустя 80 лет раскапывать кости предков лягушек – лабиринтодонтов — приехал Иван Ефремов. В 1858 году Баскунчак посетил Дюма-отец. Дюма пишет: «На другой день мы поднялись на единственную в этих степях гору; именно она дала вторую часть названию озера — Богдо, что означает «гора». Кстати, Дюма-отец, хотя и был великим писателем, ошибки в исторических фактах и в названиях он допускал с легким сердцем, и озеро Баскунчак он назвал неверно.

Солевые купола Малое и Большое Богдо – это, несомненно, экзотичное явление, которое любопытно увидеть своими глазами. Чудовищная сила кристаллизирующегося раствора соли ставила пласты земли на дыбы, и выносила на поверхность древние породы. Именно здесь можно своими глазами увидеть отложения пермского и триасовского периодов. Большинство исследователей, работавших в Астраханской области, считали необходимым посещение озера Баскунчак и горы Большое Богдо. Одними из первых исследователей региона были — П.С. Паллас и С.Г. Гмелин. Паллас именно здесь впервые описал удивительную ящерицу — геккона.

«Характерной особенностью гекконов является их способность передвигаться по гладким вертикальным поверхностям или даже по потолку. Долгое время считалось, что им помогают присоски, расположенные на лапах. Однако исследование с помощью электронного микроскопа показало, что эта замечательная способность обеспечивается наличием особых щеточек из микроскопических многовершинных волосков. Сотни миллионов этих волосков позволяют цепляться за малейшие неровности поверхности. Даже совершенно гладкое, на наш взгляд, стекло дает гекконам достаточно возможностей зацепиться. Иногда такие же «цеплялки» есть и на хвостах. Некоторые пустынные или обитающие в условиях умеренного климата гекконы лишены способности держаться на гладких поверхностях: они живут на земле или лазают по кустам с помощью коготков и цепких хвостов. Большинство гекконов ведет ночной или сумеречный образ жизни. Поэтому еще одной характерной чертой этих ящериц является строение их глаз — крупных, лишенных подвижных век, с вертикальным щелевидным зрачком, который сильно сужается на свету и расширяется в темноте. Такое строение глаза расширяет поле зрения и позволяет при очень низкой ночной освещенности хорошо видеть врагов или добычу. Круглый зрачок имеют представители лишь нескольких родов дневных гекконов». Источник.

Привлекала гора Большое Богдо также геологов и палеонтологов. В разное время здесь проводили свои исследования К.М. Бэр, И.Б. Ауэрбах, А.А. Гедеонов. Знаменитый писатель и палеонтолог И.А. Ефремов собирал на горе триасовых лабиринтодонтов, передвигаясь по самым крутым склонам с помощью каната. На восточном склоне горы Большое Богдо на поверхность выходят обнажения пермских глин, имеющие необычный кроваво-красный цвет из-за содержания в них железа. На юго-запад от горы тянутся возвышения, сложенные песчаниками с причудливыми выветриваниями, обнажениями красных и голубых глин, те самые «Поющие скалы». Все это любопытно посмотреть своими глазами. Особенно, если перед поездкой почитать книги и материалы в Интернете.

На горе Большое Богдо и в окрестностях растут редкие для этих мест виды растений. Здесь можно встретить одичавшие, но плодоносящие деревья – вишни, груши, а также злаковые, бобовые, гвоздичные растения. Гора прекрасна в любое время года – именно на южных склонах Богдо весной зацветают первые тюльпаны, а многие виды растений в этом регионе встречаются только на горе или вокруг нее.

Мы были на горе Большое Богдо в последних числах августа 2008 года. Это было незабываемое зрелище. Рекомендуем азартным путешественникам посмотреть эти места своими глазами.

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы, 2008 год.

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи. Помочь можно ЗДЕСЬ.

Продолжение «Баскунчак: Красные скалы горы Большое Богдо».

Электронное СМИ «Интересный мир». 22.11.2013