Home 1 Общество 1 Духовное училище

Духовное училище

Нижегородская область. Выкса. Иверский монастырь. Выксунское православное духовное училище.

Предыдущая глава «Колокольня Иверского монастыря». Всю серию репортажей о поездке по Выксунской епархии Нижегородской области можно отслеживать по метке «Нижегородская область». Фотографии при клике увеличиваются и открываются в отдельном окне.

«Религиозная организация «Духовное образовательное учреждение среднего профессионального религиозного образования «Выксунское православное духовное училище» основано в мае 1996 года по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова). Готовит псаломщиков, церковнослужителей. Срок обучения – три года. По его окончании выдается аттестат о среднем богословском образовании и аттестат о полном среднем образовании государственного образца (при условии положительной сдачи ЕГЭ). Таким образом, Училище успешно совмещает духовное и светское образование. Воспитанники Училища не получают стипендию, но находятся на полном обеспечении и довольствии». Источник: Выксунская Епархия

Выксунское православное духовное училище. Вид с колокольни Иверского монастыря. (Фоторепортаж «Колокольня Иверского монастыря»)

В 1999 г. Выксунское православное духовное училище переехало в бывшее здание купеческой гостиницы Иверского монастыря. Сейчас здание реставрируется снаружи и ремонтируется внутри. Уже сейчас видно, что будет красиво и уютно.

Интересная подробность из истории духовного училища: «Основателем Училища был протоиерей Геннадий Колоколов. Первыми студентами стали 13 юных прихожан, в основном это выпускники воскресной школы при храме Рождества Христова. Тогда Училище располагалось в отреставрированном храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Его здание тогда было разделено стеной, в одной половине на двух этажах находилось Училище, а в другой – храм». Источник: Выксунская Епархия

Новое здание духовного училища (бывшее здание купеческой гостиницы) построено в 1903 г. Прошедшие 110 лет оставили неизбежный отпечаток на здании.

Фотографии, несомненно, атмосферны. Можно сказать, что, как фотографам, нам повезло. Тем не менее, хочется пожелать Выксунской епархии скорейшего завершения реставрации.

Конечно, нас интересовала внутренняя жизнь духовного училища. Глазами приезжих журналистов: скромно, доброжелательно, душевно. С акцентом на православную духовность и культуру, что абсолютно естественно и правильно, учитывая, что это православное училище с определенными воспитательными задачами.

Выксунское православное духовное училище, совмещая духовное и светское образование, помогает воспитанникам найти свой путь в жизни. Здесь учатся не только дети священников, но и обычные парни и девушки из светских семей. Зачем? Их родители и они сами решили, что здесь им будет лучше, чем в обычной государственной средней школе. Конечно, не все выпускники училища после окончания делают религиозную карьеру, но заложенное здесь воспитание и образование влияет на человека всю его жизнь.

Нам, как людям светским, было интересно: что двигает молодыми людьми и их родителями в выборе именно этой формы воспитания и обучения? На этот вопрос, у нас возникло два ответа самим себе: ответ от ума и ответ от души. За их правильность мы не поручимся, но они таковы:

Ответ от ума: Выкса – региональный промышленный город с большим количеством пролетарского населения. Естественно, мы не обнаружили в нем всего того разнообразия учреждений образования, культуры, отдыха и досуга, к которому мы привыкли в Москве, как к само собой разумеющемуся. У молодежи города Выксы некоторая духовная и культурная «недостаточность» неизбежно будет заполняться не лучшим и бесцельным времяпрепровождением: алкоголь, драки, беспорядочный секс, наркотики. В этой ситуации понятна позиция людей, которые выбирают Выксунское православное духовное училище, как альтернативу окружающей действительности.

Ответ от души трудно выразить, как интеллектуальный вывод, но он дается чувствами.

Когда мы приехали в Иверский монастырь, мы между собой всех людей внутри монастырской ограды называли «они». Соответственно, «мы» — это все люди снаружи за стенами монастыря. «Они» были странными и непонятными, «они» говорили на неестественном для нас языке (тот же русский, но с употреблением непривычных для нас слов), и «они» зачем-то соблюдали непонятные нам обряды. В принципе, «они» — были для нас симпатичными и доброжелательными людьми, но несомненно чужими.

Достаточно было нам пару вечеров прогуляться по Выксе среди пьяной молодежи, посмотреть на их поведение и послушать речь… у нас, у людей не отказывающих себе в рюмочке хорошего коньяка или виски, регулярно боксирующих в спортивном зале и свободно разговаривающих на «русском матерном», у нас у обоих, не сговариваясь, возникло чувство неприятия окружающей действительности города Выксы.

Через несколько дней, прогуливаясь внутри по Иверскому монастырю, мы совершенно естественно называли разгульных завсегдатаев вечерней Выксы снаружи монастыря — «они». И с этими «они» не хотелось иметь ни общего воспитания, ни общего досуга.

А люди внутри монастырской ограды Иверского монастыря неизбежно заняли образовавшуюся душевную «недостаточность», с ними образовалось естественное «мы» — общность человеческих и духовных ценностей.

Душа не терпит пустоты, и если что-то душой отторгается, человек неизбежно ищет что-то новое и лучшее для своей душевной и духовной жизни по сравнению с тем, что он не смог или не захотел принять.

Учащиеся Выксунского православного духовного училища веселы, но не вульгарны. Парни перемигиваются с сокурсницами. Девушки романтичны и эстетичны. Всё так, как должно быть у молодых людей их возраста в нормальном здоровом обществе.

Мы покидали Выксу ранним утром, когда ударили первые сильные осенние заморозки.

По утренней неприветливой Выксе смурные заводчане шли на работу. Загулявшие пьяные наоборот только возвращались домой. А в православном духовном училище все эти дни нас окружали совсем другие лица, и царила совсем другая атмосфера.

Девушки неуловимо напоминают церковные свечи, освещающие тьму там, где с ней не справляются фонари светской жизни. И это очень красиво. И это правильно.

Здесь в Москве многие наши светские знакомые спрашивали нас с возмущением: неужели бы вы отправили свою собственную дочь в такое духовное училище? Неужели бы вы лишили ее свободного веселья и радостей светской жизни: мальчиков, ночных клубов, тусовок и всего того, что неизбежно следует из такого стиля жизни?

На что мы спокойно отвечаем: во многих странах средневековой Европы было принято отправлять юных девушек на некоторое время в монастырь, чтобы уберечь их от не лучшей окружающей действительности, дать хорошее воспитание и образование, но при этом сохранить им полную свободу выбора своей дальнейшей жизни: духовной или светской, – но тогда, когда она подрастет и окрепнет, как личность. И хотя аналогия со средневековой Европой не вполне правомерна, но… если бы мы жили в Выксе и не имели возможности отправить дочь учиться в Москву… если бы дочь сама захотела и имела склонность к православию… посмотрев на вечерний досуг молодежи в Выксе… да, мы бы точно не возражали против желания дочери учиться и воспитываться в Выксунском православном духовном училище!

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы.

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи. Помочь можно ЗДЕСЬ.

Электронное СМИ «Интересный мир». 15.03.2014