Home 1 Техника 1 Домашнее фото

Домашнее фото

Домашнее фото – жанр, казалось бы, бесхитростный и неинтересный. Как правило, это фотографии членов семьи и домашних питомцев у себя дома. Конечно, интересней фотографировать в путешествии или в профессиональной студии. Конечно, престижнее фотографировать знаменитостей, азартнее фотографировать диких животных в естественной среде обитания. Но такие возможности есть не у всех. Своими статьями я пытаюсь показать, что заниматься любимым делом – фотографией – можно в любых ограниченных условиях. Причем результат может получиться вполне приятный. Ведь известно, что снимает не фотокамера и даже не руки фотографа, а его сердце. А сердцем можно снимать в любых условиях. Вот, например, моя статья «Фотографирование домашних питомцев». Все фотографии в ней сделаны в домашних условиях, причем описано, как это сделано. Сегодня я хочу продолжить тему, как в ограниченных условиях, не выходя из крохотной однокомнатной квартиры, сделать неплохие фотографии.

1. Создаем красоту

Вы когда-нибудь замечали, что среди членов вашей семьи и близких людей попадаются красивые или, по крайней мере, привлекательные люди? Поверьте, это так. Да, они не профессиональные модели. Но ведь и профессиональные модели не всегда и не во всех условиях привлекательны, а лишь при соблюдении определенных условий. Видели бы профессиональных моделей в домашней одежде, без макияжа, без правильно поставленного света и принятия выигрышной позы!

Так вот, у некоторых людей из вашего близкого окружения есть определенные модельные данные, им просто не посчастливилось это раскрыть. И вот у вас, у скромного фотографа без фотостудии, дорогих визажистов и профессионального света, сейчас появился шанс раскрыть красоту ваших близких – показать то, что скрыто, показать другим то, что видите только вы!

Эта задача – экзамен на творческие способности фотографа. Творить, когда на тебя работает целая индустрия красоты: модели, имиджмэйкеры, визажисты, осветители, помощники, — всё это дело нехитрое, это могут многие ремесленники от фотографии. А вот сделать маленькое чудо при массе ограничений, опираясь на своё вдохновение и техническую компетенцию, — это признак того, что постепенно к вам начала приходить творческая зрелость.

Конкретно, как была сделана фотография выше? К счастью, моя жена привлекательна, как впрочем, и любая женщина в определенных условиях. Но как из красивой женщины сделать красивую фотографию?

Ставим женщину в эстетичную позу: в данном случае вполоборота с поворотом головы в профиль. Это подчеркивает красивый профиль лица и волосы, но скрывает неидеальную у любой женщины талию. Просим максимально втянуть и напрячь живот, появляется красивый профиль живота. При этом кадрируем так, чтобы фотография уже была провокационной, но еще не стала вульгарной. Выигрышная поза и провокация – вот секрет успеха фотосъемки такого стиля!

Но где снимать? В однокомнатной квартире катастрофически мало места. К счастью, у нас есть длинная лоджия с черной торцевой стеной. Это дает нам возможность поставить человека на некотором расстоянии от стены, чтобы отделить фигуру от фона. Если бы стена у меня не была черного цвета, я бы просто завесил ее подходящей черной тканью. Если бы не было длинной лоджии, поискал бы место на лестничной клетке или на чердаке. Теперь берем длиннофокусный объектив и открываем диафрагму побольше, чтобы ГРИП была поменьше. В моем случае это объектив Canon 70-200/2.8 L при установленной диафрагме 2.8. Расстояние от фотографа до модели и от модели до фона, длиннофокусная оптика и открытая диафрагма — вот причины того, что человек на фотографии не сливается с фоном.

Теперь надо красиво осветить снимаемого человека. Проблема в том, что профессионального света у нас нет, да и установить его негде, ввиду ограниченных размеров помещения и низких потолков. Значит, будем выкручиваться подручными средствами. С помощью отражателя, надеваемого на вспышку, разделяем свет от вспышки на два потока: один отражается от потолка, другой фронтальный идет прямо на модель. Результат закономерно некрасивый. Нам не хватает рисующего света. Поворачиваем модель к окну. На улице пасмурная погода, и из окна льется мягкий рисующий свет. Он подчёркивает лицо, грудь, живот, создает впечатление романтичной таинственности за спиной, делает талию визуально уже. Фотография – это рисунок светом! Сочетание искусственного и естественного освещения дало небанальный рисунок. Научитесь видеть, как падает свет, и научитесь использовать подручные источники света – в этом секрет красивой картинки.

2. Хорошего света нет, снимать негде. Что делать?

Совсем тяжелый случай: крохотная комната менее 15 квадратных метров, тусклый неинтересный свет. Получить в таких условиях интересную фотографию очень трудно, но можно попробовать.

Если невозможно сделать красиво, надо сделать небанально. Придумываем образ аффективной женщины, например, звонящей подруге. Чтобы настроить модель на нужные эмоции, инструктируем: представь, что ты звонишь подруге и кричишь: «Сарочка, меня ограбили, но изнасиловать не успели!»

Этого недостаточно, фотография всё равно скучная. Надеваем объектив «рыбий глаз», в моем случае Canon 8-15/4 L, и получаем гротеск, шарж, стёб. Уже лучше, но остались проблемы со светом.

Берем обычную настольную лампу и вкручиваем в нее сверхмощную лампочку 250 или даже 500 Вт. Это запрещено инструкцией к лампе, но мы на это не обращаем внимания. Возможно, выбьет пробки или сгорит провод в лампе, но искусство требует жертв. Итак, у нас в стороне слева от модели источник рисующего света. Направляем свет на модель. Свет желтоватый, но в шаржевой фотографии точный скинтон не имеет такого большого значения. Ну, вот в неблагоприятных для фотографирования условиях мы получили довольно забавную фотографию. Нам помогли: придуманный юмористический сюжет фотографии, объектив «рыбий глаз» и нарушение инструкции безопасности для настольных ламп.

3. Долой обыденное! Да здравствует необычное!

Фотографий кошечек и собачек очень много. Выделиться на этом фоне трудно. Во-первых, в мире полно очень хороших фотографий кошек и собак, и вам вряд ли легко удастся снять лучше. Во-вторых, многим зрителям наскучила эта тема. Но можно попробовать снять небанального домашнего питомца, например, карликового африканского ежа. Можно усилить небанальность и снять маленького ежонка. Привлечь внимание зрителя ежонком намного проще, чем кошечкой или собачкой.

Итак, берем маленького ежонка. Светлый ежик будет выигрышно смотреться на темном фоне, так что цветовое решение очевидно. Но как снять ежа так, чтобы вызвать эмоциональный отклик зрителя? Ведь художественность любого произведения: живописного, литературного, кинематографического, фотографического, — определяется, в первую очередь тем, какие чувства оно вызывает.

Маленький насупленный ежонок выглядит беззащитным, несмотря на иголки. Сажаем ежонка на женскую ладонь, одновременно защищающую и показывающую, — и появляется небольшой художественный контекст. Фотография становится интересней, чем, например, просто фотография ежа, ползающего по полу. А объектив Canon 100/2.8 L Macro позволяет получить очень четкое изображение. В большинстве случаев при фотографировании животных, когда нужно подчеркнуть шерсть или иголки, макрообъектив дает неплохой результат. Правда, у большинства макрообъективов медленный автофокус, но это вполне преодолеваемая проблема, если вы не фотографируете очень подвижные объекты.

Итак, рецепт этой фотографии: небанальное животное, возраст животного, колористическое решение, эмоциональный подтекст, применение макрообъектива.

4. Снова ищем необычное

В большинстве случаев, неотъемлемой частью любого творчества является свежий небанальный взгляд на привычные явления и объекты. В фотографическом творчестве тоже. Увидеть необычное в обыденном очень важно!

Обе эти фотографии выделяются ракурсом. На первой маленький ежонок, лежащий на спине, снят с такого ракурса, с которого мы обычно ежей не видим. Человеческое восприятие устроено так, что если мы видим объект с той стороны, с которой раньше мы его никогда не видели, то это вызывает наше любопытство. Умение привлечь внимание зрителя – это самое первичное в фотографии. Ведь если вы не привлекли внимание, зритель даже не задумается, нравится ему ваша фотография или нет – он просто уйдет смотреть другие фотографии.

На второй фотографии маленький ежонок делает свои первые в жизни шаги. Мне удалось расположиться с фотокамерой так, что визуально зритель оказывается на одной линии со взглядом ежонка. Зритель, словно сам оказывается маленьким, и оказывается эмоционально вовлечен в мир маленького ежа. Мы видим, что рецепт этих двух фотографий – съемка с необычного ракурса.

5. Добавляем к необычному художественный смысл

Инакомыслие

Можно очень много экспериментировать с небанальным взглядом на действительность: объекты съемки, разные объективы, необычные ракурсы, интересный свет, — но ваши фотографии рискуют остаться пустыми упражнениями в оригинальности, если в них нет хотя бы проблеска художественного смысла. Художественный смысл – это то неуловимое, что не только привлекает внимание зрителя, не только заставляет его эмоционально отреагировать, но и провоцирует у зрителя глубокие размышления в эмоциональной форме.

Фотография «Инакомыслие» — попытка придать художественный смысл обычной домашней фотографии. Известно, что ежи сворачиваются в клубочек. Три ежа ведут себя, как все, повернувшись к миру людей попой, а один развернулся, повернулся мордочкой и с любопытством искоса смотрит на зрителя. Он не такой, как все. Он более любопытен и открыт к чужому. Инакомыслие…

Художественный смысл подчеркивает то, что все четыре ежа выстроены в одну линию, словно люди в строю, где индивидуальность стирается. Но один в строю повел себя не так, как все, он особенный.

Кстати, бытует мнение, что хорошая фотография не нуждается в подписи. Мол, изображение должно быть самодостаточным, «говорящим» без слов. Это не всегда так. Уберите в этой фотографии название «Инакомыслие» и она станет хуже.

Итак, рецепт этой фотографии: композиция с художественным смыслом и вызывающее ассоциации название.

6. Объединяем необычное и красивое

Теперь, когда вы освоили некоторые приемы, делающие домашнюю фотографию более интересной, чем у большинства наивных фотографов, вам будет намного проще творить. Ведь эти приемы можно комбинировать в разных сочетаниях!

Всё та же длинная лоджия и темный фон. Провокационная обнаженность без вульгарности. Светлое выделяющееся на темном. Небанальные домашние питомцы. Рецепт этой фотографии составлен из технических приемов, описанных ранее.

Но, все-таки, в этой фотографии чего-то не хватает? Чего? Недосказанности, эмоциональности, художественного смысла. Это просто милая домашняя фотография, но в ней нет художественности. Попробуем исправить ситуацию.

7. Объединяем технические приемы и художественный замысел

Соблазн

Технический рецепт этой фотографии очевиден. Темный фон – обычная черная тряпка, повешенная на стену. Поскольку я изначально знал, что фон будет в нерезкости, качество тряпки не имеет значения. Женщина со светлыми волосами, выделяющаяся на темном фоне, показывает зрителю небанального домашнего питомца – улитку-ахатину, сидящую на помидоре. Диафрагма объектива максимально открыта. Свет лобовой и отраженный от потолка. Технически всё просто до примитивности. Но есть художественный замысел…

Сформирован образ, подчеркиваемый названием фотографии «Соблазн». Это образ «Евы», протягивающей зрителю «запретный плод». Теплый цвет волос и кожи намекает на мягкость и податливость женщины. Ярко-красный помидор ассоциируется со страстью. Улитка в раковине – защищенная, но влажная и нежная… как женщина. Обнаженная женщина находится в нерезкости, что позволяет мысленно дорисовывать ее образ. Фотография провоцирует у зрителя многогранные оттенки эмоций, фантазии, размышления о сути и природе женственности.

Естественно, я не собираюсь утверждать, что эта и другие фотографии в статье – шедевры. Но я постарался на примере этих фотографий показать, как из скучной темы (домашнее фото), и как при ограниченных возможностях (ни фотостудии, ни поездок в экзотические страны), можно попробовать получить чуть более интересные фотографии, чем снимает большинство людей, не задумывающихся о технике съемки и художественности своих фотографий.

Автор Игорь Ширяев. (Фотосъёмка и видеосъёмка на заказ. Уроки фотографии. Контакты ЗДЕСЬ.)

Читать другие статьи об Африканских карликовых ежах.
Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи. Помочь можно ЗДЕСЬ.

Также при возможности мы помогаем людям побывать в интересных местах, описанных в нашем журнале. В первую очередь это относится к местам, в которых побывали мы сами. Открывайте раздел «Туризм», читайте и выбирайте! Для чего и как мы это делаем, написано в нашей статье «Живите интересно!».

Электронное СМИ «Интересный мир». 08.12.2015