Home 1 Туризм 1 Долгая дорога. Часть 2.

Долгая дорога. Часть 2.

Автотуризм по России. Поездка в степи на юг России на автомобиле УАЗ Патриот по маршруту: Москва – Эльтон – Баскунчак – Азовское море – Эльтон – Москва в 2008 г. Пять с половиной тысяч км на автомобиле УАЗ Патриот одной машиной с одним водителем.

Предыдущая ЧАСТЬ 1.

(Фотографии при клике увеличиваются и открываются в отдельном окне)

Саратовская область. Заволжье. На выезде из поселка Ровное дорога начинает играть с вами в «Угадай мелодию». Представьте ситуацию: кашляющая от дрянного бензина машина в бескрайней степи, воспоминания о «кавказском» мотеле, отсутствие указателей и дороги во все стороны… Красота! Веселей было только ночью в Умете. Знали бы мы тогда, что именно сейчас начинается ДОРОГА, которую невозможно забыть, и на которую слякотной московской зимой хочется вернуться. Это как трасса №60 в известном фильме!

Итак, после поселка Ровное направо дорога уходит вниз по Волге, а налево на восток в степи. Нам налево. Нам нужно добраться до районного центра Палласовка.

Впереди развилка в степи без указателей, но со степными лихими людьми. Лихие люди часто бывают полезны в дороге, несмотря на предубеждения против них. Вам не нравятся лихие люди? Вы просто не умеете их готовить! (Шутка, если кто не понял.)

В Палласовку можно проехать по любой из дорог, но та, что правее (главная дорога) приведет к паромной переправе через реку Еруслан. Паром ходит, как солнце по небу над степью: нечасто и неспешно. Левая (второстепенная) дорога пересекает Еруслан по мосту. Рациональнее ехать туда. На одном из Интернет ресурсов эту дорогу прозвали «Тайная степная дорога». Так мы ее с юмором и называли. Около 300 км без заправок, сервисов, кафе, — любой инфраструктуры. Качество дорожного покрытия, как после прохождения танкового дивизиона. Последующий ремонт подвески вполне вероятен. Люди здесь встречаются значительно реже, чем табуны лошадей и верблюдов. Еще орлы на обочине дороги, охотясь на бесчисленных куропаток, лениво машут крыльями, как деревенские девушки платочками. Орлам даже лениво взлетать при приближении машины. Они вяло подмахивают крыльями и, переваливаясь на когтистых лапах, отходят на метр в сторону.

Жизнь на «тайной степной дороге». На «тайной степной дороге» жизнь течет по своим неписанным правилам. Поделимся собственными наблюдениями:

1. Без GPS навигации трудно. У нас был наладонник HP с Navitel-овской навигацией по маршруту, многострадальный ноутбук HP с OziExplorer и закаченными туда картами необходимой местности и GPS антенна.

2. Без запаса московского хорошего бензина – глупо. Ситуация типична: или негде заправиться или, заправившись местным бензином, встанешь в степи надолго.

3. Без запаса воды – абсурдно. Зато в туалет ходить можно, где угодно. Стесняться друг друга бесполезно. Степь кругом…

4. С едой специфично. Вокруг порхают куропатки и бегают суслики. Всё это можно отловить, т.к. непуганое, зажарить и съесть. На дороге валяются потерянные с машин арбузы и дыни. Голодным не останешься.

Нора степного суслика. «Видишь суслика? — Нет. — И я нет. А он есть!»


Источник фото

Но нам больше нравилось перекусывать спортивными смесями для фитнеса. Привычно, вкусно, питательно. И главное, можно смотреть и впитывать в себя степь, а не заниматься собирательством и охотой. Тут каждому свое…

5. С жарой было ожидаемо. Температура на солнце до 50 градусов. В черном УАЗ Патриоте, наверное, побольше. Кондиционер мы не ставим по убеждениям. Мы жару переносим легко и радостно, а вот техника ругается. Навигация глючит, двигатель греется. Тень найти негде. Навигатор остужали в трусах. Там относительно прохладно и сухо.

6. В степи принято приветствовать друг друга. И предлагать помощь, если есть предположение, что она нужна. Мы остановились сделать фото степи. На горизонте километрах в трех виднелись черные точки.

Точки начинают очень медленно приближаться, потом одна точка отделяется и медленно приближается к нам. Ждем, т.к. догадываемся, что мы к этому имеем какое-то отношение. Подходит казах-чабан. Длинное цветистое восточное приветствие. Вопросы о здоровье наших родственников. Страшное подозрение средне-московских невротиков осенило наши головы: ему что-то от нас надо, нас как-то хотят использовать. После долгого разговора о родне чабан сообщает цель своего визита: он увидел, что в степи долго стоит одинокая машина, и подумал, что людям нужна помощь. И снова долгое цветистое восточное прощание, пожелания удачи и здоровья нам и всем нашим родственникам. На протяжении всего нашего путешествия мы периодически сталкивались с забавной ситуацией: остановил машину, чтобы сходить в туалет – жди помощи! Забавно, трогательно до слез, и хочется, как страшный сон, навсегда забыть московские понты, заносчивость и отчуждение!

7. Экипировка на «тайной степной дороге» — не последнее дело. Ремонтный комплект для машины и «очумелые ручки» желательны. Дополнительная вторая запаска – не лишняя.

Ночевать в степи очень азартно и романтично. Запах ночной степи, звезды, простор, звуки, — всё это производит неизгладимое впечатление. Кроме того, не исключено, что в ночевке возникнет необходимость. Ночью в степи после 50-ти градусной жары холодно. Возьмите с собой теплые вещи. Останавливаться лучше в низинах и балках, съезжая с дороги в степь. Машину там не видно. При всей «дневной» доброжелательности местных жителей, ночью – это другие люди. Вспомните басмачей из фильмов о Гражданской войне, и вам все станет ясно. Бандитизм в степи возможен, воровство норма. Однажды в поселке мы оставили машину на 10 минут у Сбербанка, как у самого безопасного места. Нам популярно объяснили, что это «не в традициях». Машину нужно прятать или загонять за забор. Все, что не спрятано и не за забором – добыча. Это не преступление, это – доблесть!

О еде мы уже упоминали. Мы предпочитаем питание спортивными смесями, если нет времени и желания готовить. Кроме того, удобно иметь с собой стандартный набор путешественника: витаминизированная пшеница, сухофрукты, орехи, сухарики, печенье, какао, чай, кофе, сахар, сухое молоко и т.п. Шоколад не нужен, он превращается в невкусную кашу. А вот влажная туалетная бумага, годящаяся, в т.ч. для рук и лица, очень кстати, т.к. с водой проблемы, а инфекции на жаре никто не отменял.

Аптечка на «тайной степной дороге» необходима, а вот оружие, на наш скромный взгляд, нет. У местных лихих людей, если вы их повстречаете, будет численное преимущество. Как правило, они не просто имеют оружие, они реально умеют им пользоваться. Дипломатические переговоры намного перспективнее. Кроме того, рядом граница. Быть застуканным нашими доблестными погранцами с оружием в приграничной зоне – это, конечно, хорошая развлекуха, но путешествие ваше вынужденно пойдет по другому маршруту.

Волгоградская область. Районный центр Палласовка. Городок Палласовка встретил очередной заправкой «ЛУКОЙЛ» с традиционно дрянным бензином. Связь МТС традиционно отсутствует. Есть местный оператор связи, название забыли, кажется Smart. Есть местная дискотека с нереально громкой музыкой и горячие казахские парни. Есть рынок, магазины, салон связи. Есть гостиница «Юбилейная». Ну, что сказать про гостиницу «Юбилейная»? Смотрите сами.


Источник фото

Подъезд к этому чуду комфорта замысловатый. Ночью найти проблематично. Взяли проводника. На следующее утро выехали сами с нескольких попыток. Зато заезд и стоянка закрываются на шлагбаум с замком. С трех сторон — забор, а с четвертой — река Торгун. Все спрятано и заперто, традиции соблюдены.

Нам сказали, что в гостинице нет мест. Мы не поверили. Игорь устроил силовой досмотр здания в духе Московского ОМОНа. Лариса в ночи охраняла УАЗ Патриот и остальное нажитое непосильным трудом добро. Администраторша ругалась, но уважение к мужчине и жажда наживы помешали ей вызвать милицию. Проверка показала, что действительно все номера заняты, но есть один для непритязательных пацанов с проститутками. Этот номер вечно ремонтируется, т.к. вечно громится. Мы вяло поспорили между собой, кто из нас пацан, а кто проститутка. Взяли этот единственный номер. Администраторше дали 400 рублей в обмен на номер, чайник кипятка и особое уважение к гостям. Пацаны до нас постарались конкретно. Потырить раковину и ванну – это в традициях. Но выломать сливной стояк канализации так, чтобы все спускаемое с верхних этажей с разгону влетало в наш номер – это надо покуражиться от души! Вот зачем люди нюхают дурь?! Приезжайте в «Юбилейную»! Весь следующий день нас глючило и «мальчики кровавые в глазах». В смысле, хотелось конкретно так найти тех веселых пацанов, что отдыхали до нас, и поговорить о жизни!

Но было в «Юбилейной» и счастье. Счастье – это огромная казахская дыня прямо с бахчи. Мы купили ее на «тайной степной дороге». Дыни привезло продавать целое семейство: муж, жена и двое сыновей. Первоначальная цена была 8 руб./кг. Длительные путешествия по юго-восточной Азии приучили нас к тому, что торг – это не столько попытка сбить цену, сколько культура общения и взаимное уважение. В Москве в это время дыни стоили 60 руб./кг. После продолжительной беседы за чашечкой казахского чая из термоса, была установлена окончательная цена: 7 руб. 33 коп. за кг. Потом вся семья выбирала нам дыню, чтобы мы вспоминали их добрым словом в жизни и молитвой в храме. Примерно из 20 дынь нашлась одна достойная таких гостей, как мы. Потом долго отсчитывалась сдача до копейки. Потому что, достигнутый в беседе за чашечкой чая договор о цене, дороже любых денег. Пока семейство не отсчитало сдачу до копейки и не напоило нас еще чаем на дорогу, нас не отпускали. Потому что, как сказал глава семьи, казахи люди и гостеприимные и честные.

И вот в густом аромате гостиницы «Юбилейная» мы взрезаем эту дыню. Мякоть – насыщенно зеленого цвета. Первое впечатление – шок! Нас обманули или это туалетные галлюцинации? Пробуем на вкус. Мед! Дыня… ну что вам сказать?! Не пробовало большинство людей таких дынь, их просто сюда не привозят такие, да и ситуация здесь не та. Езжайте-ка вы лучше на «тайную степную дорогу», поселитесь в гостинице «Юбилейная» в пацанском номере, и будет вам счастье!

Город Палласовка находится на реке Торгун. До границы с Казахстаном всего около 20 км. Город Палласовка был назван в честь известного путешественника, ученого-биолога по имени Петер Симон Паллас. Памятник Палласу находится на центральной площади.

Петер Симон Паллас, немецкий ученый, находившийся на службе у Екатерины II внес огромный вклад в исследование этих земель. Немка по происхождению, Екатерина II подумывала заселить эти места немецкими переселенцами. На нынешней территории Палласовского района был основан целый ряд немецких поселений. Любопытно, что сам Петер Симон Паллас высказался в том смысле, что европейскому человеку здесь жить невозможно. Но Екатерина II решила по-своему. Здесь были основаны немецкие поселения Штрасбург, Шульцы, Ной-Галки.
Трудно сказать, кто оказался более прав: ученый Петер Симон Паллас или царица Екатерина II. По нашим субъективным наблюдениям, сейчас город Палласовка населен куда больше казахами, чем немцами.

От Палласовки до поселка Эльтон – примерно 110 км. По пути Кайсацкое – официальный пропускной пункт для пересечения границы. Пограничники, вышка, колючая проволока, — всё, как положено. Но если не кататься хаотически по степи и не перемещаться в темное время суток, а ехать спокойно днем по направлению на Эльтон, то останавливать, скорей всего не будут. Если не везете запрещенных вещей, есть осмысленная цель поездки и есть с собой действующий российский паспорт, то бояться нечего. Еще чуть-чуть разбитой степной дороги и вот он – соленый, будто заснеженный, Эльтон!

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы, 2008 г.

Продолжение: «Долгая дорога. Часть 3». Метка цикла БСП-2008.
Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи. Помочь можно ЗДЕСЬ.

При возможности мы помогаем людям побывать в интересных местах, описанных в нашем журнале. В первую очередь это относится к местам, в которых побывали мы сами. Открывайте раздел «Туризм», читайте и выбирайте! Для чего и как мы это делаем, написано в нашей статье «Живите интересно!».

Электронное СМИ «Интересный мир». 14.06.2014