Home 1 Туризм 1 Долгая дорога. Часть 1.

Долгая дорога. Часть 1.

Долгая дорога. Часть 1.

Автотуризм по России. Поездка в степи на юг России на автомобиле УАЗ Патриот по маршруту: Москва – Эльтон – Баскунчак – Азовское море – Эльтон – Москва в 2008 г. Пять с половиной тысяч км на автомобиле УАЗ Патриот одной машиной с одним водителем.

Предшествующие поездке покупка и тюнинг УАЗ Патриот описаны в статье «УАЗ Патриот – опыт покупки, тюнинга и эксплуатации: Часть 1 и Часть 2».

Описание этого путешествия в целом можно найти по метке названия цикла статей «Большие степные покатушки» — БСП-2008. Отдельные фрагменты путешествия можно найти по меткам Эльтон, Баскунчак, Азовское море. Начальная глава повествования: «Переоценка ценностей». Предыдущая этой глава: «Туризм в России как изменение судьбы».

В данной заключительной статье цикла «Большие степные покатушки» мы описываем особенности дороги, жилья и питания в автотуристической поездке на юг России по маршруту: Москва – Эльтон – Баскунчак – Азовское море – Эльтон – Москва в 2008 г. К времени прочтения вами этой статьи реальность могла измениться. Кроме того, наши субъективные впечатления могут не совпадать с вашими.

(Фотографии при клике увеличиваются и открываются в отдельном окне)

Из Москвы нас выводит Новорязанское шоссе (трасса М5, продолжение Волгоградского проспекта). Чтобы сэкономить время и добавить себе удовольствия, дома можно просто попить кофе, а затем проехать километров 20-25 до моста через Москва-реку в районе Чулково. Здесь и будем завтракать.

В Чулково обычно заканчиваются пробки, т.к. заканчиваются частые населенные пункты, главные ремонты и сужения дорог, светофоры и ограничения скорости. Дальше новая скоростная дорога на Рязань. В Чулково можно устроить себе завтрак – пикник на природе. За мостом через Москва-реку поворот направо. Здесь находится историческое место – Боровской курган. Красивейшее место!

Завтрак на костях.

Историческая версия. По мнению многих историков, основанном на археологических раскопках и преданиях, Боровской курган в древности был поселением, а возможно и крупным городищем. Хан Батый в 1237 г. полностью вырезал жителей этого поселения, включая женщин, стариков и детей. Большинство жителей, независимо от возраста и пола, были избиты, ограблены, изнасилованы. Потом убиты. Потом снова изнасилованы. Убитые были раздеты догола и брошены. Поселение было сожжено дотла. Позже после ухода войска Батыя обнаженные трупы были похоронены головами на запад, а над ними был насыпан земляной холм – Боровской курган.

В 1812 г., отступив из горящей Москвы по старой Рязанской дороге через территорию современных Люберец, одноглазый полководец Кутузов стоял на вершине Боровского кургана, прижав подзорную трубу к единственному уцелевшему глазу, и продумывал свой знаменитый Тарутинский маневр. Об отступлении войск Кутузова через Люберцы, Панки, Лыткарино на Боровской курган можно прочитать в статье «Первая Отечественная».

По приказу Кутузова, отступавший последним генерал Раевский сжег за собой переправу через Москва-реку около Боровского кургана. Полковник Ефремов с двумя полками казаков остался отступать по дороге на Рязань, вводя в заблуждение преследователей. Французский маршал Мюрат, преследуя отступающих, проскочил мимо Боровского кургана за Ефремовым, не заметив ничего подозрительного. А Кутузов с основным войском спрятался за огромным Боровским курганом, поросшим лесом, потом по проселочной дороге ушел на запад, вышел во фланг французской армии и одержал убедительную победу, предопределив исход Отечественной войны 1812 г.

В 2000-х гг. на Боровском кургане была построена современная горнолыжная трасса. Собственники получили действующий бизнес, спортсмены и физкультурники замечательный спортивный комплекс. Историческая атмосфера ушла из этих мест навсегда, а культурный слой с археологическими ценностями, с большой степенью вероятности, полностью уничтожен.

Бронницы можно объехать по скоростной объездной трассе, а можно не спеша прокатиться по красивому историческому городу. Какой маршрут выбрать – вопрос вкусов и предпочтений.

В городе Луховицы вы проезжаете мимо памятника огурцу (на площади справа). Кстати, Луховицкий район снабжает огурцами значительную часть московских рынков и магазинов. Не будь этих огурцов, еще неизвестно, как бы сложился бюджет района и самих жителей. Так что памятник к месту!

Рязань и Рязанская область. На въезде в Рязанскую область находится музей-заповедник Сергея Есенина в деревне Константиново. Посетить стоит однозначно!

Совсем на подъезде к Рязани слева ярмарка садовой скульптуры. Очень прикольно! Повод размять ноги.

Рязань обходим по окружной дороге правее города. ГИБДД следит за скоростью! Двигаемся по Е30-М5 на Пензу. Сразу за окружной справа стоянка дальнобойщиков, всегда выручат, если что. Хорошая дорога закончилась. По одной полосе в каждую сторону. Обгоны затруднены. Фуры. Периодически возникают дополнительные правые полосы и неожиданно обрываются перед обрывом, без каких либо знаков и разумных закруглений. Трасса «Дон» даже в худших своих местах вспоминается, как элитный хайвэй. Тяжело, но без вариантов: нужно просто упереться и ехать. Проходим Шацк, въезжаем в республику Мордовия.

Мордовия. Вокруг трассы сказочные берендеевские леса на холмах. Остановиться удобно в местечке Умет. Это легендарное место! В поселке Умет мы не доставали фотокамеру. Также мы воздержимся от личных комментариев. Просто цитаты из Интернета:

«Легендарное место! Народно-бандитская республика. Милиция беспомощна. Свободная экономическая зона. Налогообложение отсутствует. Местное население специализируется на обслуживании водителей. Во всех смыслах!»

«Альтернативное название поселка «Шашлыковград». Умет – это впечатление! В сравнение приходит на ум только карнавал в Рио. Но Рио меркнет, когда ночью на трассе вас встречает огнями поселок Умет!»

«Еще на въезде в село в приоткрытое окно автомобиля врывается дух уметского предпринимательства. Это запах шашлыков, растворенный в дыме над мангалами. Вдоль дороги впритык друг к другу стоят деревянные кафе и закусочные с причудливыми названиями: «Едок», «Едун», «Есть», «Ё-моё». В глазах рябит от бесконечных вывесок, обещающих накормить домашним обедом, предоставить междугородную связь и помывку в деревенской бане. Возле каждого кафе стоят непременные атрибуты современного дорожного общепита – мангалы».

«В 1998 году на трехкилометровом участке трассы, проходящей через Умет, насчитывалось 450 таких избушек. «Разумное налогообложение» и «здоровая конкуренция», когда за одну ночь в поселке сгорало по 3–4 кафе, сократили количество предприятий общепита до 250. В той гонке выжили сильнейшие. Каждый год в малюсеньком Умете, который за обилие точек общепита прозвали «шашлыковградом», фиксируется более 100 преступлений: грабежи, убийства, кражи. Ежегодно в лесах в окрестностях Умета находят до десяти трупов с признаками насильственной смерти. А дальнобойщики по-прежнему продолжают останавливаться в поселке, привлеченные яркими вывесками и симпатичными девчонками. Для некоторых эти остановки становятся последними».

Пензенская область и Пенза. Если пучина Умета не затянула вас в свои сети, едем дальше через Нижний Ломов до местечка Мокшан. После поста ДПС, недоезжая Мокшана, справа за заправкой мотель с чрезвычайно оригинальным названием «Гостиница».

Тут же на заправке магазин автозапчастей. Крохотный рынок из 3-4 старушек. Удобно. На противоположной стороне дороги какое-то приметное деревянное строение: то ли церковь, то ли часовня. После Умета хочется поставить свечку.

Ночь в гостинице обошлась в 300 руб. с носа, 60 руб. стоянка, 200 руб. большой вкусный ужин на двоих. ДПС-ники массово ездят сюда поесть, и до сих пор все живы.

Номер на двоих, общий душ (шланг из стены), связь МТС отсутствует, храп дальнобойщиков в соседнем номере и рассказы сторожа о том, что в выходные вот сломали металлическую дверь в гостиницу, пошалили клиенты, — нормальная дорожная романтика.

В Пензу мы не заезжали, а повернули перед Пензой на юг, обойдя Пензу с востока. Направление на Саратов. Трасса 1Р-158.

Саратовская область и Саратов. На въезде в область на посту ДПС тормозят и штрафуют за тонировку. Во всей Саратовской области нас штрафовали за тонировку. Степень тонировки и соответствие ГОСТу значения не имели.

Нам нужно на левый берег Волги в Заволжье. Варианты маршрута:

1. Едем через город и через узкий пробочный мост в Энгельс. В Саратове хороший авторынок, где возможен ремонт автомобиля. Также в Саратове есть достопримечательности: Лысая гора и парк Победы на Соколовой горе. Однако транзит через Саратов и, особенно, через мост на Энгельс запрещен. Если остановят на тему транзита, то могут развернуть и направить обратно на объездную. Огромный обидный крюк. Не считая очередного штрафа за тонировку.

2. Едем сразу по объездной дороге через новый мост через Волгу выше Саратова. Крюк около 30 км. Заправок мало. Инфраструктура и достопримечательности отсутствуют. На каждом шагу камеры. Штрафы за превышение скорости, тонировку и обгоны очень вероятны.

Переехав Волгу въезжаем в Заволжье, Саратовская область.

Левый берег Волги. Дачные места. Виды природы потрясающие! Огромное количество стоянок для пикников. Стального цвета вода Волги, гористо-холмистая местность, залитая солнцем. Арбузы в сезон по 3-4 рубля за кг, дыни по 7-8 руб. Можно собирать бесплатно прямо на дороге, выпавшие с местных грузовиков и из колясок мотоциклов. В Заволжье стоит съездить и там стоит остановиться.

После Энгельса едем вниз по течению левым берегом Волги до поселка городского типа Ровное. Проезжаем место приземления Юрия Гагарина. Оно слева от трассы.

Место приземления Юрия Гагарина в Саратовской области на поле колхоза «Ленинский путь» (по одной из исторических версий). Это место позже люди стали называть Гагаринским полем.

«До сих пор идут споры о том, на поле какого колхоза приземлился космический аппарат: терновского «Ленинский путь» или узморского имени Шевченко. По еще одной версии настоящим местом был находящийся чуть севернее полигон у села Подгорное.
Так что можно считать, что поле, где установили обелиск является формальным местом приземления». Источник

«Приземление первого космонавта мира на Саратовской земле не планировалось, его ожидали в районе Казахстана. Но поскольку орбита Гагарина оказалась выше расчетной на 40 километров, изменились дальность и время полета. На высоте 7 тысяч метров Юрий Алексеевич катапультировался из кабины корабля и на парашюте стал опускаться на Землю. В официальной печати сообщалось, что Ю.А. Гагарин приземлился «в заданном районе» в кабине корабля «Восток». На самом деле Юрий Алексеевич автономно приземлился на парашюте». Источник

«- Больше всего я боялся упасть в Волгу! — сказал Гагарин после приземления Демьяну Смилевцу — в 1961 году он был начальником ракетного училища ПВО. В том случае если бы Гагарин приземлился на месте, где стоит монумент, в 20 километрах от реки, никаких оснований для тревоги возникнуть не могло. Ведь именно в этом районе он проходил парашютную подготовку.

— Когда спускаемый аппарат стал входить в атмосферу, обшивка загорелась, — говорит историк Валерий Ковляр, председатель организации «Гагаринцы Поволжья». — На высоте 7 тысяч метров космонавт катапультировался. Когда до земли оставалось меньше километра, он понял, что вполне может искупаться в студеной воде. Гагарин начал скидывать с себя тяжелые предметы: рацию, аптечку, набор инструментов… И смог дотянуть до берега.

Получается, он приземлился в другом месте. У берега Волги, возле села Подгорное, примерно в 15 километрах от памятника, стоят развалины на месте бывшего дивизиона ракетно-зенитной воинской части № 40218. До сих пор было известно лишь то, что отсюда первый космонавт звонил в Куйбышев после полета. 10 лет назад дивизион расформировали. Сегодня этот некогда суперсекретный стратегический объект встретил нас унынием разрухи. В солдатском туалете местные жители разводят кур, а на земле, рядом с ракетными шахтами, пасутся коровы.

Эта версия мне кажется весьма правдоподобной…» Источник: «Версии приземления Гагарина».

В поселке Ровное находится автомобильная заправка «ЛУКОЙЛ». Бензин… ишачья моча это, а не бензин! Будь трижды проклята эта заправка, и спасибо автомобилю УАЗ Патриот за то, что как-то это переварил. Других заправок рядом нет. Позже мы еще не раз сталкивались в степи с тем, что расстояние от заправки до заправки может быть 200-300 км. Иногда 400… В принципе бензин можно купить с рук с наценкой, если походить по деревням. У кого-нибудь в погребе обязательно прикопана бочка литров на 200 для особого случая. Цена двойная. Местные жители поступают гениально! В легковом автомобиле прямо на заднее сиденье устанавливают дополнительный бензобак. Почему не в багажник? В багажнике вещи укладываются удобнее! Если нужно везти пассажиров, бензобак можно на время демонтировать.

На выезде из поселка Ровное есть мотель с кавказским гостеприимством и кавказской кухней. Еще где-то в Ровном есть недорогое общежитие для непритязательных путешественников. Мы его не нашли, да и не искали. Но самое главное, именно после Ровного чувствуешь: ВОТ ОНА, НАЧАЛАСЬ НАСТОЯЩАЯ СТЕПЬ!

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы, 2008 г.

Продолжение: «Долгая дорога. Часть 2». Метка цикла БСП-2008.
Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи. Помочь можно ЗДЕСЬ.

При возможности мы помогаем людям побывать в интересных местах, описанных в нашем журнале. В первую очередь это относится к местам, в которых побывали мы сами. Открывайте раздел «Туризм», читайте и выбирайте! Для чего и как мы это делаем, написано в нашей статье «Живите интересно!».

Электронное СМИ «Интересный мир». 12.06.2014