Home 1 Общество 1 Блог или СМИ?

Блог или СМИ?

От блога к СМИ. Из блогеров в журналисты.

Как вместо личного блога у нас появилось официальное СМИ? Почему? Для чего? Как стать владельцем своего медиа-бизнеса? Какие могут быть проблемы? А денег вложить нужно много? А заработать на электронном (сетевом, Интернет) журнале можно? Что из этого в итоге вышло? Вот об этом мы и расскажем. Личный опыт людей, которые стали владельцами маленького собственного медиа-бизнеса.

Около двух лет назад в начале сентября 2011-го случилось событие, которое значительно изменило нашу жизнь. Один из нас стал владельцем собственного официального СМИ, а другой стал главным редактором этого же СМИ. Совместный проект, семейный бизнес: электронное СМИ «Интересный мир».

Почему мы перестали вкладывать свое время и труд в блог в системе Live Journal?

К тому времени мы уже много лет вели свой блог в системе Live Journal. Причем блог необычный тем, что его вели двое – семейная пара семейных психологов. С самого первого дня ЖЖ стал для нас и дневником переживаний, и сборником наших литературно-фотографических опытов, и местом виртуальной встречи с интересными людьми. В общем, к этому проекту мы отнеслись серьезно.

К сентябрю 2011-го площадка Live Journal перестала нас удовлетворять. Серия падений сервисов Live Journal, когда «душа горит», и хочется выплеснуть свое вдохновение или просто пообщаться с друзьями, а твой платный(!) аккаунт в ЖЖ очередной раз недоступен или работает неудовлетворительно. Кроме того, мы сильно сомневались тогда (и продолжаем сомневаться сейчас), что опубликованные на платформе ЖЖ наши литературно-фотографические опыты продолжают оставаться нашей интеллектуальной собственностью. И вообще, в том непростом для Live Journal 2011-м году были сомнения, что материалы в ЖЖ уцелеют в результате многочисленных DDOS-атак и сбоев. Если ты просто общаешься в ЖЖ, то такую неопределенность можно пережить. А если пишешь и публикуешь свои литературные и фотографические произведения, в которые вкладываешь душу, то это начинает беспокоить.

Всё это недовольство и все опасения копились, но однажды они достигли критической массы. В тот день в топе ЖЖ мы увидели запись, которая в нашем приблизительном пересказе выглядела так: «Я сижу и пью одна. У меня торчат соски, а я одна. Френды, скажите, я дура или алкоголичка?» И море комментариев. И эта запись находится в топе ЖЖ, что трудно понять и принять, если ты стараешься создавать качественный контент. И еще часто падающий и глючный ЖЖ.

В тот день мы решили, что мы уходим из Live Journal и создаем свой собственный проект. А наш аккаунт в ЖЖ… ну, пусть останется, как второстепенная площадка просто, чтобы не убивать своими руками то, во что когда-то было вложено много сил и вдохновения.

Почему мы создали свое собственное СМИ?

Вариантов было не так много.

Другая блоговая система или социальная сеть. Но по своим субъективным критериям мы не нашли ничего для себя привлекательного.

Автономный блог. Трудности по привлечению читателей на автономную площадку нас не пугали. Публикуй качественный интересный контент – и будут посетители. Автономный блог – это экзамен на зрелость. Мы к нему были готовы.

Но хотелось большего. Хотелось попробовать себя в профессиональной журналистике, хотелось именно работать журналистами и зарабатывать деньги. Опыт фриланса в журналистике у нас у обоих имелся. Но работать по найму не хотелось. Хотелось работать на себя и быть свободными. Так родилась идея создать и зарегистрировать свое частное СМИ. И работать в нем журналистами. Публиковать свои интересные материалы. Привлекать талантливых авторов со стороны. Зарабатывать деньги на рекламе.

Официальная регистрация СМИ.

В общем, все просто, если не переживать и бояться, а делать. Читаем закон о СМИ. Там все написано. Будьте внимательны, т.к. существует несколько редакций закона о СМИ, и все они друг друга дополняют и корректируют.

Выбираем форму издания, язык, регион распространения и периодичность выпусков. Мы выбрали форму электронного СМИ, т.к. убеждены, что традиционные бумажные СМИ медленно, но верно сдают свои позиции. Соответственно, язык русский, регион всемирный, периодичность ежедневно. Все это технические вопросы, и каждый их решает для себя самостоятельно.

Заполняем все необходимые документы, платим государственную пошлину. Далее либо бегаем сами, либо все поручаем юристам. Мы выбрали юристов. Подаем документы и регистрируем свое СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Срок рассмотрения заявки – один месяц.

В течение 3-х месяцев после регистрации вы обязаны создать редакцию и предоставить в Роскомнадзор либо учредительный договор, либо договор с главным редактором (подробности в законе о СМИ). В течение года вы должны состояться как СМИ с реальным существованием и регулярными выпусками. Иначе вас закроют. Впрочем, не уложиться в эти сроки может только ленивый.

Регистрируем домен. Выбираем хостинг. Создаем сайт на субъективно удобной платформе. Делаем сами или скачиваем или покупаем дизайн. Ведем переговоры с потенциальными авторами СМИ. Наполняем сайт материалами. Не только своими. Позиция автора отличается от позиции редактора. Редактор СМИ часто задвигает свои авторские амбиции ради публикации других талантливых авторов.

И регулярно обновляемся. И регулярно боремся со взломами и DDOS-атаками, потому что теперь все проблемы, за которые вы поругивали ЖЖ, стали вашими личными проблемами. И адекватно реагируем на личные угрозы по телефону и почте, т.к. журналист не может быть приятным и удобным для всех.

Далее создается ИП или ООО, чтобы была возможность вести официальную финансовую деятельность и получать прибыль. Естественно, в СМИ запрещены пропаганда национализма, войны, педофилии и т.п. Теперь еще запрещен мат. Но это всё, в общем-то, правильно. Вы несете финансовую и юридическую ответственность за опубликованные материалы. Также вы платите налоги. Опять же читайте законодательство РФ.

Регистрация СМИ и регистрация предпринимательской деятельности – это две разные регистрации. Регистрация СМИ – это получение статуса официально зарегистрированного масс медиа. После регистрации в Роскомнадзоре вы можете выпускать контент, но пока еще не имеете права зарабатывать на этом деньги. Иначе это будет незаконная предпринимательская деятельность со стандартными санкциями. Регистрация предпринимательской деятельности – это официальное разрешение зарабатывать деньги и обязанность платить налоги.

Всё это требует много труда и некоторых первоначальных инвестиций. Самое дорогое – это содержание ИП или ООО. Бухгалтерская отчетность, кассовая машина, обязательные взносы и налоги. К этому нужно быть готовым. На содержание ИП в год у нас уходит 100-120 тысяч рублей. Можно уложиться в меньшие деньги. Можно тратить на содержание ИП больше. Это зависит от стиля предпринимательской деятельности каждого конкретного руководителя своего бизнеса. Мы нашли тот баланс расходов, который нас устраивает.

Все остальные инвестиции – мелочи, по сравнению с содержанием ИП или ООО. Услуги юристов по регистрации СМИ в Роскомнадзоре, оплата государственной пошлины, изготовление печати и открытие счета в банке, изготовление удостоверений, бланков и прочей атрибутики. Это всё одноразовые вложения. У нас вышло около 25 тысяч рублей на всё.

Далее встают вопросы аренды помещения под редакцию, покупки оргтехники и зарплаты персоналу. Но это уже вопросы развития бизнеса, а не создания. Начинать можно самому, хоть в собственной квартире. Закон этого не запрещает. Помешать вам могут только собственные ошибки менеджмента и лень.

Какие могут быть проблемы?

Никаких, если вы соблюдаете законодательство РФ. Читать законы придется обязательно.

Что дает создание собственного СМИ?

Мы не можем сказать, что даст это вам. Расскажем о том, что создание СМИ принесло нам.

Свободу от любой посторонней платформы и их типичных проблем. Свои проблемы мы решаем сами и, как нам кажется, быстрей и эффективней, чем администрация Live Journal, например.

Гарантированное право собственности и авторства на свои материалы. Все, что опубликовано, автоматически фиксируется и охраняется законом об авторских правах. Возможность официальной публикации любых своих материалов. Иногда к нам обращаются молодые и не очень авторы: им нужна официальная публикация. Для нас этой проблемы не существует. Написали – опубликовали. Журналистское портфолио растет, как тесто на дрожжах.

Небольшой, но стабильный доход. Инвестиции окупаются. Как нам кажется, зарабатывать деньги на СМИ намного более выгодно, чем на блоге. Расценки на рекламу в среднем выше. В нашем субъективном бизнес опыте это так.

Доступ к информации. Возможность получать аккредитации и участвовать в интересных общественных мероприятиях. Часто в закрытых для широкой общественности мероприятиях. Возможность проводить свои журналистские расследования. Приглашения в поездки. Возможность проходить в некоторые места бесплатно, например, в музеи, как работники культуры. Предъявил удостоверение журналиста – и вперед.

И наконец, самое главное! Новая любимая профессия – журналисты. Интереснейшая жизнь. Свободный график работы. Деньги на многочисленные хобби. Поездки и путешествия.

Если есть вопросы, спрашивайте в комментариях к этой публикации в нашем электронном СМИ «Интересный мир». Мы постараемся всем ответить.

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы.

Электронное СМИ «Интересный мир». 15.07.2013